Выбор темы, требования к названиюСтр 1 из 2Следующая ⇒
ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет» Факультет информационных технологий и математики Кафедра информатики и методики преподавания информатики
ПРОГРАММА Научно- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ Направление– 050100.68 «Педагогическое образование» Магистерская программа «Информатика в профильном образовании» Степень (квалификация) – магистр
Нижневартовск, 2012
Составитель: к.п.н., доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики Т.Б. Казиахмедов
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры ИиМПИ НГГУ Протокол от «________» __________________ 20_______ г. Зав. кафедрой, к.п.н., доцент _______________Т.Б. Казиахмедов
Программа научно-исследовательской работы магистрантов регулирует вопросы ее организации и проведения для магистрантов очной формы обучения факультета информационных технологий и математики по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» магистерская программа «Информатика в профильном образовании» в ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет» (далее – Университет). Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»). Настоящая Программа определяет понятие научно-исследовательской работы магистрантов, порядок ее организации и руководства, раскрывает содержание и структуру работы, требования к отчетной документации. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Магистр педагогики - это широко эрудированный специалист, владеющий методологией и методикой научного творчества, современными информационными технологиями, имеющий навыки анализа и синтеза разнородной информации, способный организовывать педагогический процесс, подготовленный к научно-исследовательской и педагогической деятельности. Тесная интеграция образовательной, научно-исследовательской, научно-практической и научно-педагогической подготовки, предусмотренная ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», позволяет подготовить магистров, владеющих всеми необходимыми компетенциями для решения профессиональных задач, организации новых областей деятельности. 1.2. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению 050100.68 «Педагогическое образование», (квалификация (степень) «магистр») научно-исследовательская работа магистранта включает: · планирование научно-исследовательской работы (составление индивидуального плана НИР), включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме; · проведение научно-исследовательской работы; · составление отчета о научно-исследовательской работе; · публичную защиту магистерской диссертации. 1.3. Научно-исследовательская работа (НИР) является обязательной составляющей образовательной программы подготовки магистра и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование». 1.4. НИР предполагает исследовательскую работу, направленную на развитие у магистрантов способности к самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, умения давать объективную оценку научной информации и свободно осуществлять научный поиск, стремления к применению научных знаний в образовательной деятельности. 1.5. НИР предполагает как общую программу для всех магистрантов, обучающихся по конкретной образовательной программе, так и индивидуальную программу, направленную на выполнение конкретных заданий. 1.6. НИР магистрантов проводится на выпускающей кафедре информатики и методики преподавания информатики. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА 2.1. Основной целью НИР магистранта является развитие способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской работы, связанной с решением сложных профессиональных задач в инновационных условиях. 2.2. Научно-исследовательская работа в семестре выполняется студентом- 2.3. Задачами НИР являются: · обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование у них четкого представления об основных профессиональных задачах, способах их решения; · формирование умений использовать современные технологии сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных и эмпирических данных, владение современными методами исследований; · формирование готовности проектировать и реализовывать в образовательной практике новое содержание учебных программ, осуществлять инновационные образовательные технологии; · обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, профессионального мастерства; · самостоятельное формулирование и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний; · проведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий. 2.4. Выпускающая кафедра информатики и методики преподавания информатики, на которой реализуется магистерская программа, определяет специальные требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы. К числу специальных требований относится: · владение современной проблематикой данной отрасли знания; · знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении; · наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом; · умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской диссертацией; · умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п. 2.5. В результате выполнения программы НИР магистрант согласно ФГОС ВПО по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр») приобретает следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции: · способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1); · способен использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); · способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); · способен формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4); · способен формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-5); · способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); · способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); · готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6); · готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).
III. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТА 3.1. Содержание НИР определяется кафедрой Информатики и МПИ, осуществляющей магистерскую подготовку. НИР в семестре может осуществляться в следующих формах: · выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным индивидуальным планом НИР; · осуществление самостоятельного исследования по актуальной проблеме в рамках магистерской диссертации; · участие в научно-исследовательских работах, выполняемых кафедрой (по грантам или в рамках договоров с другими организациями); · выступление на научно-практических конференциях, участие в работе круглых столов, проводимых на факультете менеджмента Института, а также в других вузах; · самостоятельное проведение семинаров по актуальной проблематике; · участие в конкурсах научно-исследовательских работ; · подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей; · ведение библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий; · подготовка и защита магистерской диссертации. 3.2. Научный руководитель магистерской программы устанавливает обязательный перечень форм научно-исследовательской работы (в том числе необходимых для получения зачетов по научно-исследовательской работе в семестре). Примерный план научно-исследовательской работы магистрантов приводится в Приложении 1. 3.3. Содержание научно-исследовательской работы магистранта в каждом семестре указывается в Индивидуальном плане научно-исследовательской работы магистранта. План научно-исследовательской работы разрабатывается магистрантом под руководством научного руководителя, утверждается на заседании кафедры и фиксируется по каждому семестру в отчете по научно-исследовательской работе. IV. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НИР МАГИСТРАНТА 4.1. НИР магистрантов выполняется на протяжении всего периода обучения в магистратуре. 4.2. Основными этапами НИР являются: 1) планирование НИР: § ознакомление с тематикой научно-исследовательских работ в данной сфере; § выбор магистрантом темы исследования; 2) непосредственное выполнение научно-исследовательской работы; 3) корректировка плана проведения НИР в соответствии с полученными результатами; 4) составление отчета о научно-исследовательской работе; 5) публичная защита выполненной работы. 4.3. Результатом научно-исследовательской работы магистрантов в 1-м семестре является: · утвержденная тема диссертации и план-график работы над диссертаций с указанием основных мероприятий и сроков их реализации; · постановка целей и задач диссертационного исследования; · определение объекта и предмета исследования; · обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы; · характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, · подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования. 4.3 Во втором семестре осуществляется сбор фактического материала для проведения диссертационного исследования. Результатом научно-исследовательской работы в этом семестре является подробный обзор литературы по теме диссертационного исследования, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов. 4.4. В третьем семестре завершается сбор фактического материала для диссертационной работы, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией. 4.5. Результатом НИР в 4-м семестре является подготовка окончательного текста магистерской диссертации. Результаты НИР нужно представить на заседании кафедры информатики и МПИ. V. РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ 5.1. Руководство общей программой НИР осуществляется научным руководителем магистерской программы. 5.2. Руководство индивидуальной частью программы (написание магистерской диссертации) осуществляет научный руководитель магистерской диссертации. 5.3. Результаты научно-исследовательской работы должны быть оформлены в письменном отчете и представлены для утверждения научному руководителю. Отчет о научно-исследовательской работе магистранта, подписанный научным руководителем, должен быть представлен на выпускающую кафедру. К отчету прилагаются ксерокопии статей, тезисы докладов, опубликованных за текущий семестр, тексты докладов и выступлений магистрантов на научно-практических конференциях (круглых столах). Форма промежуточного отчета представлена в Приложении 2. 5.4 Магистранты, не предоставившие в срок отчета о научно-исследовательской работе и не получившие зачета, к сдаче экзаменов и предзащите магистерской диссертации не допускаются. 5.5. По результатам выполнения утвержденного плана научно-исследовательской работы магистранта в семестре, магистранту выставляется итоговая оценка («зачтено» / «не зачтено»). VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ВЕДЕНИЮ НИР И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ ПО НИР Выбор темы, требования к названию Выбор темы для магистерской диссертации (МД) имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Под темой магистерской диссертации принято понимать то главное, чему она посвящена. При выборе темы магистрант с помощью научного руководителя должен уяснить, в чем заключаются содержание МД, сущность положенных в ее основу идей, их новизну, актуальность и практическую ценность, входящие в тему задачи и предполагаемые пути их решения, предполагаемые результаты и объем работы, оценить значимость темы для формирования магистранта как специалиста высокой квалификации. Магистерская диссертация может стать продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра (специалиста). Именно развитием. В этом случае МД не должна повторять тему выпускной квалификационной работы бакалавра или специалиста, она призвана звучать шире, подразумевать направление научного и практического исследования. Выбор темы магистрантом совместно с научным руководителем исходит из накопленных магистрантом знаний, опыта, практики прошлой работы, близких ему проблем, актуальных в избранной области исследования. Научный руководитель направляет работу магистранта, помогая ему оценить возможные варианты решений. Но выбор решения - задача самого магистранта. Он как автор выполняемой работы отвечает за верный ее выбор, за правильность полученных результатов и их фактическую точность. Тема магистерской диссертации определяется и утверждается в установленном порядке в начале магистерской подготовки. Магистрант может выбрать тему из рекомендуемого кафедрой ИиМПИ перечня тем магистерских диссертаций, но может предложить и свою тему, предварительно обосновав целесообразность ее разработки. Свобода выбора тем МД позволяет реализовать индивидуальные научные интересы магистранта, своеобразие его подхода к изучению и решению проблемы. 1.2 Разработка рабочего плана Магистерская диссертация, выполняя квалификационные функции, является самостоятельной научно-исследовательской работой, а любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Планирование работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки. Рабочий план подготовки магистерской диссертации составляется параллельно с предварительным изучением и отбором литературы, согласовывается с научным руководителем. Рабочий план имеет произвольную форму и подвижный характер, позволяющий включать в него новые аспекты, появляющиеся в процессе разработки темы. Научный руководитель окажет помощь в подборе необходимой литературы, нормативных, справочных, статистических и архивных материалов и других источников по теме.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|