Здавалка
Главная | Обратная связь

Как использовать активное слушание?

Каждому родителю хочется гармоничных отношений в семье, но иногда конфликты с сыном или дочерью приводят в отчаянье, в состояние безудержного гнева и агрессии. Что же делать? Как создать добрые, открытые, дружеские отношения с ребенком и при этом не допустить вседозволенности и воспитательного хаоса? Как научиться понимать ребенка?

И вновь мне хочется обратиться к правилам эффективного общения с ребенком, предложенными Ю.Б. Гиппенрейтор.

Дети отличаются от взрослых тем, что даже самое незначительное (на взрослый взгляд) событие, вызывает у них бурю эмоций, и радость у них радостнее, и горе горше. Мы, родители, имеем в воспитательном арсенале огромную копилку реакций на эмоциональные бури ребенка: если обидели – пожалеть, если сам виноват - поругать, мы можем утешить, сказать, что это все ерунда и скоро пройдет. Но далеко не все родительские реакции способствуют доверию и гармонии.

Представьте, ребенок огорченный полученной «двойкой» приходит из школы, что говорит родитель? «Ну что же ты так?! В следующий раз будешь лучше учить!»

Малыша обидели на площадке, папа ему наставляет: «Что ты как размазня! Сдачи дай!»

Подросток злится на родителей из-за отсутствия карманных денег. Мама реагирует так: «Сначала научись эти деньги зарабатывать! Вот я в твои годы…!»

Последствием таких диалогов будет отчуждение ребенка, обида и злость.

Психологи рекомендуют для эффективного общения с людьми использовать «активное слушание». Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Результаты применения активного слушания:

· Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

· Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.

· Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Как использовать активное слушание?

· Во-первых, подойдите к ребенку, ваши глаза должны находиться на одном уровне.

· Во-вторых, в своем ответе повторите то, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначьте эмоцию.

· В-третьих, после каждой фразы лучше помолчать, чтобы дать высказаться ребенку.

На практике это выглядит следующим образом.

Сын: У всех всегда есть карманные деньги, а у меня нет (злиться)
Мама: Ты злишься от того, что ты не как все (повторяет проблему, обозначив переживаемую эмоцию).

Сын: Да, они избегают меня, и я остаюсь один как дурак.
Мама: Тебе очень обидно, что друзья от тебя отворачиваются (пауза)
Сын: Да какие это друзья! Разве дружат из-за денег, правда, мама?
Между сыном и мамой состоялась доверительная беседа, которая будет способствовать тому, что мальчик и далше будет делиться с мамой своими переживаниями.

Малыша на площадке сверстник ударил лопаткой, ребенок плачет.
Папа: Тебе ударили и тебе больно.
Сын: Да-а! сначала у меня лопату забрал, а потом ею ударил.
Папа: Тебе очень обидно, что забрали твою игрушку.
Сын: Обидно… (постепенно успокаивается). Он хотел моей лопатой поиграть, а я не дал.
Папа: Тебе не хотелось отдавать свою лопату, ты хотел играть один.
Сын: А если бы я разрешил поиграть лопатой, то мы бы играли вместе, так веселее. Я пойду, предложу ему свою машину.
В результате не только не возник конфликт между папой и сыном, но и ребенок смог решит свою проблему.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.