Как использовать активное слушание?
Каждому родителю хочется гармоничных отношений в семье, но иногда конфликты с сыном или дочерью приводят в отчаянье, в состояние безудержного гнева и агрессии. Что же делать? Как создать добрые, открытые, дружеские отношения с ребенком и при этом не допустить вседозволенности и воспитательного хаоса? Как научиться понимать ребенка? И вновь мне хочется обратиться к правилам эффективного общения с ребенком, предложенными Ю.Б. Гиппенрейтор. Дети отличаются от взрослых тем, что даже самое незначительное (на взрослый взгляд) событие, вызывает у них бурю эмоций, и радость у них радостнее, и горе горше. Мы, родители, имеем в воспитательном арсенале огромную копилку реакций на эмоциональные бури ребенка: если обидели – пожалеть, если сам виноват - поругать, мы можем утешить, сказать, что это все ерунда и скоро пройдет. Но далеко не все родительские реакции способствуют доверию и гармонии. Представьте, ребенок огорченный полученной «двойкой» приходит из школы, что говорит родитель? «Ну что же ты так?! В следующий раз будешь лучше учить!» Малыша обидели на площадке, папа ему наставляет: «Что ты как размазня! Сдачи дай!» Подросток злится на родителей из-за отсутствия карманных денег. Мама реагирует так: «Сначала научись эти деньги зарабатывать! Вот я в твои годы…!» Последствием таких диалогов будет отчуждение ребенка, обида и злость. Психологи рекомендуют для эффективного общения с людьми использовать «активное слушание». Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Результаты применения активного слушания: · Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. · Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. · Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Как использовать активное слушание? · Во-первых, подойдите к ребенку, ваши глаза должны находиться на одном уровне. · Во-вторых, в своем ответе повторите то, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначьте эмоцию. · В-третьих, после каждой фразы лучше помолчать, чтобы дать высказаться ребенку. На практике это выглядит следующим образом. Сын: У всех всегда есть карманные деньги, а у меня нет (злиться) Сын: Да, они избегают меня, и я остаюсь один как дурак. Малыша на площадке сверстник ударил лопаткой, ребенок плачет. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|