Здавалка
Главная | Обратная связь

СОВЕТЫ ПО ШИРШАСАНЕ 10 страница



3. Поднять руки над головой и опустить кисти на пол (Фото 485). Не­медленно выпрямить локти и поместить ладони на пол. Это будет Урдхва Дханурасана (Фото 486).

фото 585 фото 586

 

4. Не двигая с места пятки, увеличить расстояние между пальцами ног, так чтобы стопы находились под углом, а не параллельно друг другу.

5. С выдохом вытянуть туловище как можно выше, придвигая кисти все ближе к стопам. Оттянуть шею и голову как можно больше назад и коснуться кистями стоп (Фото 585). Сделать несколько дыханий, которые будут очень частыми и затрудненными из-за интенсивного вытяжения живота, груди и спины.

6. С глубоким выдохом поднять сначала одну, потом другую кисть и за­хватить ими голени над лодыжками (Фото 586). Повернуть пальцы ног внутрь и балансировать. Это заключительная позиция. Удерживать ее в течение нескольких секунд, в соответствии с возможностями, затем положить кисти по очереди на пол и вернуться в Урдхва Дханурасану (Фо­то 486), а затем в Тадасану (Фото 1). Когда эта поза будет освоена, можно освобождать кисти и сразу вставать в Тадасану, не делая Урдхва Дханурасаны.

Эффект

Эта трудная поза укрепляет ноги, тонизирует и оживляет позвоночник и органы брюшной полости. Грудь и плечевые сочленения полностью вытягиваются, область таза обильно снабжается кровью и оздоравливается.

199. НАТАРАДЖАНАСАНА. Пятьдесят восьмая* (Фото590, 591 и 591а).

Натараджа ("ната" - танцор, "раджа" - господин, царь) - одно из имен Шивы, Бога танца. Шива не только Бог мистического покоя, смерти и разрушения, но также и Бог танца. В своем гималайском жилище, на го­ре Кайласа, и в своем южном доме, храме Чидамбараме, Шива пляшет.

Бог создал свыше сотни танцев, как спокойно грациозных, так и устра­шающе грозных. Самый известный из свирепых танцев это Тандава - космический танец разрушения, в котором Шива, разъярившись на своего тестя Дакшу за убийство Сати, возлюбленной супруги Шивы, отбивает дикий ритм в окружении слуг (гана), убивает Дакшу и угрожает вселенной. Шива, как Бог танца, изображен в замечательнейших скульптурах Индии и в бронзовых южноиндийских статуэтках.

Эта энергичная и красивая поза посвящена Шиве, Богу танца. Он же является источником йоги.

фото 587 фото 588

фото 589 фото 590

фото 591

 

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1). Вытянуть левую руку вперед и держать ее параллельно полу.

2. Согнуть правое колено и поднять правую стопу. Захватить большой палец правой ноги большим, указательным и средним пальцами правой руки. Сгибать поднятое колено и вытянуть ногу назад и вверх (Фото 587).

3. Повернуть пальцы правой руки вокруг большого пальца правой ноги. Одновременно повернуть правое плечо и локоть и вытянуть правую руку за голову, не ослабляя захвата большого пальца ноги (Фото 588). Левую ногу и левую рукуподнимать все выше, чтобы они образовали за спиной лук (Фото 589). Правое бедро будет тогда параллельно полу, а голень - перпендикулярна (Фото 590 и 591).

4. Левую руку держать прямо на уровне плеча, пальцами вперед.

5. Подтягивать коленную чашечку левой ноги вверх, а ногу держать твердо, как стержень, и перпендикулярно полу.

6. Сохранять равновесие 10-15 секунд, дышать глубоко и ровно.

7. Освободить захват правой стопы, опустить обе руки и вернуться в Тадасану (Фото 1). Повторить позу в другую сторону, выдерживая ее то же количество времени. На этот раз балансировать на правой ноге, захватить большой палец левой ноги за спиной правой кистью и вытянуть правую руку прямо перед собой.

 

фото 591а

 

8. Продвинутые ученики могут захватить стопу кистями обеих рук, по­ставить ее на голову и балансировать (Фото 591а).

Эффект

Эта трудная поза с балансированием развивает чувство равновесия и вырабатывает грациозную осанку. Она тонизирует и укрепляет мышцы ног, развивает подвижность лопаток. Грудь полностью расширяется. Упражняются все сочленения позвоночника.

 

 

200. ШАВАСАНА (МРИТАСАНА). (Фото 592).

"Шава" или "мрита" значит труп. Цель этой асаны - подражать трупу. Когда жизнь оставила тело, оно лежит в одном положении, никакие движения невозможны. Сохраняя некоторое время неподвижность тела и спокойствие ума при полном сознании, вы учитесь расслабляться. Такое сознательное расслабление придает силы и освежает как тело, так и ум. Но ум гораздо труднее удерживать в неподвижности, чем тело. Поэ­тому-то эту вроде бы легкую позу исключительно сложно освоить.

Техника

1. Лечь плашмя на спину во всю длину тела, как труп. Кисти держать нз некотором расстоянии от бедер, ладонями вверх

2. Закрыть глаза. Если возможно, положить на глаза кусок черной тка­ни, сложенной вчетверо. Пятки держать вместе, а носки развести.

3. Вначале дышать глубоко. Впоследствии дыхание станет легким и мед­ленным, без резких движений, колеблющих позвоночник или тело.

 

 

фото 592

 

4. Сосредоточиться на глубоких и легких выдохах, при которых в нозд­рях не ощущается теплоты дыхания.

5. Нижняя челюсть должна слегка отвисать, сжимать челюсти не следу­ет. Языком не шевелить. Даже зрачки глаз должны быть совершенно пассивны.

6. Полностью расслабиться и медленно выдыхать.

7. Если ум блуждает, после каждого медленного выдоха следует без на­пряжения сделать паузу.

8. Оставаться в этом положении 15-20 минут.

9. Вначале ученик может засыпать в этой позе. Постепенно, когда нервы придут в пассивное состояние, он ощутит себя полностью расслаблен­ным и освеженным. При хорошем расслаблении ощущается ток энергииот затылка к пяткам, а не в обратном направлении. Чувствуется также, что тело как бы удлиняется.

Эффект

В 32-м стихе первой главы "Хатха Йога Прадипики" сказано: "Лежать на спине, вытянувшись во весь рост на земле, как труп, - это называется Шавасана. Это снимает усталость, вызванную другими асанами, и при­носит спокойствие уму".

В 11-м стихе второй главы "Гхеранда Самхиты" дано такое описание Мритасаны: "Лежать плашмя на земле (на спине), подобно трупу, - это называется Мритасана. Эта поза убивает усталость и успокаивает вол­нение ума". "Ум - повелитель индрий (органов чувств), Прана (дыхание жизни) - повелитель ума". "Когда ум поглощен, это называется Мокша (окончательное освобождение души). Когда поглощены Прана и Манас (ум), возникает безграничная радость" ("Хатха Йога Прадипика", глЛУ, стихи 29-30).

Подчинение Праны зависит от нервов. Ровное, устойчивое, легкое и глубокое дыхание без резких движений тела успокаивает нервы и ум. Стрессы современных цивилизаций раздражают нервы. Лучшим средст­вом против этого является Шавасана.

 

БАНДХА И КРИЯ

201.УДДИЯНА БАНДХА. Двенадцатая* (Фото 593 и 594).

От слова "уддияна" - взлет. Строго говоря, это не асана, а бандха, т.е. сдерживание. Как конденсаторы, предохранители и выключатели регулируют электрический ток, так и бандхи управляют током праны (энергии). В этой бандхе прана, или энергия, направляется из нижней части брюшной области к голове. Подробнее бандха и прана описываются в третьей части этой книги, посвященной пранаяме.

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1).

2. Расставить ноги на 30-35 см.

3. Наклониться слегка вперед, немного согнув колени, и положить ладони с широко расставленными пальцами на середину бедер.

4. Опускать голову до тех пор, пока подбородок опустится в ямку между ключицами наверху грудины.

5. Сделать глубокий вдох и быстрый выдох, так чтобы быстро изгнать из легких весь воздух.

6. Задержать дыхание (без всякого вдоха). Подтянуть всю брюшную область к позвоночнику. Сократить брюшную область и поднимать ее вверх к грудине, нажимая кистями на бедра (Фото 593).

7. Сохраняя такое втянутое положение живота, перенести кисти на об­ласть таза.

8. Выпрямить ноги и спину, сохраняя положение живота и не поднимая подбородок от грудины (Фото 594).

9. Расслабить мышцы живота, не изменяя положения подбородка и головы. Если они шевельнутся, немедленно почувствуется напряжение в области сердца.

10. Сделать медленный и глубокий вдох.

11. Находясь в позициях 6-9, не вдыхать. Позу удерживать не более 5-Ю секунд., в Зависимости от выносливости.

12. Сделать несколько дыханий, затем повторить весь цикл, как указано в пунктах 1-10. Не рекомендуется повторять этот цикл более 6-8 раз подряд в течение суток. Продолжительность выдержки и количество Циклов можно увеличивать только под личным наблюдением опытного гуру.

фото 593 фото 594

 

13. Циклы следует выполнять подряд один раз в день.

14. Заниматься можно только на пустой желудок, освободив предварительно кишечник и мочевой пузырь.

15. Сначала разучивать Уддияна Бандху стоя, а затем сидя, как подгото­вительный шаг к практике пранаямы.

16. Уддияна Бандха выполняется на выдохе (речаке) и задержке дыхания (кумбхаке) в разных типах пранаям, описываемых в третьей части книги.

Эффект

Эта бандха тонизирует органы брюшной полости, усиливает пищеварительный огонь и способствует выведению токсинов из пищеварительного тракта.

202. НАУЛИ. Шестнадцатая* (Фото 595 и 596).

Слова "наули" нет в стандартных словарях. Слово "уллола" - большая, волка, прилив — в какой-то степени отражает процесс наули: боковые и вертикальные волнообразные движения мышц и органов живота. Слово "наули" образовано от "нау" - лодка и "ли" - прислоняться, ложиться на, прятать или укрывать. Качание лодки в бурном море дает некоторое представление о процессе Наули. Наули - это крия или процесс, а не асана.

Выполнять Наули следует осторожно, иначе этот процесс может привести ко многим заболеваниям. Поэтому он не рекомендуется обычным ученикам. Сначала следует освоить Уддияна Бандху, а затем только браться за Наули, описанную в "Гхеранда Самхите" под названием Лаулики.

Техника

1. Встать в Тадасану (Фото 1).

2. Расставить ноги на 30-35 см, согнуть немного колени и слегка наклониться вперед.

фото 595 фото 596

 

3. Положить ладони с широко раставленными пальцами на бедра сразу над коленями.

4. Опустить голову, чтобы подбородок оказался в ямке между ключицами наверху грудины.

5. Вдохнуть глубоко, затем быстро выдохнуть, чтобы быстро изгнать из легких весь воздух.

6.Задержать дыхание (без всякого вдоха). Подтянуть всю область живота назад к позвоночнику.

7. Пространство между краями таза и ложными ребрами с обеих сторон нужно сделать пассивным, чтобы там образовались впадины. Одновременно следует толкать прямые мышцы живота вперед (Фото 595 - вид спереди, 596 - вид с боку).

8. Удерживать позицию 5-10 секунд, в соответствии с возможностями.

9. Расслабить прямые мышцы живота, вернуться в положение, описанное в пункте 6.

10. Расслабить живот и медленно вдохнуть.

11. Сделать несколько глубоких дыханий. Повторить описанный в пунк­тах 1-10 цикл 6-8 раз подряд один раз за сутки.

12. Практиковать Наули на пустой желудок, освободив мочевой пузырь и кишечник.

Эффект

Укрепляет прямые мышцы живота. В остальном действует как Уддияна Бандха.

Часть III

ПРАНАЯМА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.