Здавалка
Главная | Обратная связь

взаимодействия взаимодействия



           
     


Есть другая расстановка объект- предмет. Объект – организационная форма педагогического процесса (урок, система уроков), предмет – что именно в педагогическом процессе подвергается анализу (цели, содержание, деятельность ученика).

Анализировать можно: фрагмент урока, отдельный урок, систему уроков, работу по отдельному учебному предмету, педагогическую деятельность в течении четверти, учебного года и т.д.

Чаще всего анализируются неудачи (98 раз из 100) и намного реже удачи. Хотя гораздо важнее выявит закономерности удачного урока.

Виды педагогического анализа. В зависимости от объема анализируемых аспектов учебно-воспитательного процесса и акцентов в нем выделяют: общий и тематическийпедагогический анализ.

Общий анализпредставляет собой многоаспектный, целостный взгляд на педагогический процесс. В педагогике разработан системный подход к изучению урока. Суть его состоит в следующем: выделяют два основных компонента взаимодействия (учитель и учащиеся) и три системообразующих фактора (цель-ре- зультат, содержание и способы деятельности). Исходя из этого, определяются критерии анализа и оценки урока: личные качества учителя (показатели), особенности учебной деятельности учащихся, содержание изучаемого материала, эффективность преподавания, цели и результаты проведенного урока.

Тематический анализ(посвящен какой-то теме) представляет собой моноаспектный взгляд на педагогический процесс, вычленение кокой-то одной его стороны: анализ содержания урока, анализ коррекционной направленности урока, анализ с точки зрения реализации принципов обучения и т.д.

Уровни (этапы) педагогического анализа урока. Анализ может быть соотнесен с различными формами деятельности учителя: подготовкой к уроку, проведением урока, его аналитическим разбором. Соответственно выделяют три уровня анализа урока: предворяющий, текущий, ретроспективный.

Предворяющийанализ урока соотносится с этапом подготовки учителя к уроку. У учителя возникает образ-замысел будущего урока, который подвергается разностороннему анализу (м.б. общий и тематический). Анализируется учебный материал, предусмотренный программой, выдвигаемые цели и задачи, избираемые методы и приемы обучения, условия проведения урока и т.д. В процессе такого анализа учитель готовит план или конспект уже вполне конкретного урока.

Текущийанализ урока проводится в конкретной педагогической ситуации его реализации. Успех урока во многом зависит не только от тщательной подготовки, но и от быстроты реакции педагога, умения быстро соориентироваться в сложившейся обстановке, гибко изменить план урока. Текущий анализ предполагает: фиксацию соответствия или рассогласования «образа-замысла» и «образа-исполнения», корректировку программы действий и ее реализацию. Это сложный аспект педагогической деятельности, только 17 учителей из 100 способны к такому анализу.

Ретроспективныйанализ урока соотносится с последним, завершающим этапом деятельности учителя по организации и проведению урока. Он предполагает сопоставление плана (замысла) урока с результатами его реализации. Этот анализ позволяет учителю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, наметить пути устранения слабых сторон при сохранении и улучшении сильных, выявить отклонения от плана урока и установить их причины. Ретроспективный анализ с одной стороны, соединяет в себе результаты предворяющего и текущего педагогического анализа, а с другой – является стартом к следующему уроку. Ретроспективный анализ не ограничен дефицитом времени, позволяет учесть больший объем информации.

Схема педагогического анализа. В педагогике предлагаются схемы педагогических анализов. Это обобщенные планы (модели), в которых выделены критерии и показатели изучения, анализа и оценки педагогического процесса. Схемы анализов смотри в приложении.

Технология педагогического анализа. В педагогике разработана определенная последовательность организации и проведения педагогического анализа.

1. Постановка цели анализа (изучить насколько успешно решается проблема сотрудничества в обучении).

2. Определение объекта и предмета анализа.

3. Разработка программы анализа. В ней разрабатывается: круг критериев и показателей, которые нужно изучить, методы анализа, форма оформления анализа (справка, аналитическая записка, доклад и т.д.).

4. Анализ.

5. Подведение итогов анализа. Формулировка выводов о состоянии предмета анализа, которые подтверждаются вескими аргументами.

6. Обобщение и оформление результатов анализа. Составление итоговых аналитических документов.

7. Разработка плана, программы по совершенствованию предмета анализа.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.