Здавалка
Главная | Обратная связь

Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования

1-03 02 72 Дошкольное физическое образование

в соответствии с типовыми учебными планами переподготовки
№ 25-17/149, № 25-17/150, утвержденными 24.11.2010

Минск 2015


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная программа по учебной дисциплине переподготовки «Врачебно-педагогический контроль» компонента учебного плана «Общепрофессиональные дисциплины» разработана с целью реализации образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, в рамках специальностей переподготовки 1-03 02 71 «Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования» и 1-03 02 72 «Дошкольное физическое воспитание». Учебная программа разработана в соответствии с образовательными стандартами и учебными планами указанных специальностей.

Цель учебной дисциплины – формирование профессионально-педагогических умений и навыков, приобретение знаний о врачебно-педагогическом контроле, методике проведения врачебно-педагогических наблюдений, способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов по основам врачебно-педагогического контроля, которые необходимы будущему специалисту физической культуры для осуществления своей профессиональной деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

– ознакомить с основами, принципами организации и приоритетными направлениями деятельности спортивной медицины;

– ознакомить с физиологическими и патологическими изменениями функционального состояния кардиореспираторной системы под влиянием систематической физической тренировки.

– освоить методику проведения врачебно-педагогических наблюдений;

– научить оценивать влияние физических упражнений на организм с учетом возраста, пола, функциональных возможностей и состояния здоровья человека;

– получить представление о травматизме на занятиях по физической культуре, его профилактике, приемах оказания первой доврачебной помощи;

– ознакомить с современными медико-биологическими средствами восстановления физической работоспособности.

– способствовать повышению общего профессионального уровня специалистов отрасли физической культуры и спорта.

Рекомендуемые методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод, сравнительный анализ и экспериментальный метод.

В процессе обучения рекомендуется использовать компьютерные презентации.


В результате изучения учебной дисциплины слушатель должен:

– уметь оценивать функциональное состояние организма занимающихся физическими упражнениями уровни его физического развития и физической работоспособности;

– уметь использовать в процессе физического воспитания результаты врачебно-педагогических наблюдений;

– уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Программа рассчитана для специальности переподготовки:

1-03 02 71 «Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования» на объем 24 учебных часа, из них 14 аудиторных. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 10 часов, практических занятий – 2 часа, семинарских занятий – 2 часа, самостоятельная работа – 10 часов;

1-03 02 72 «Дошкольное физическое воспитание» на объем 22 учебных часа, из них 14 аудиторных. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 10 часов, практических занятий – 2 часа, семинарских занятий – 2 часа, самостоятельная работа – 8 часов.

Форма текущей аттестации – зачет.

 

*Содержание программы на сайте не размещается.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 1-03 02 71 «Физкультурно-оздоровительная работа
в учреждениях образования»

 

Название разделов и тем Количество аудиторных часов Самостоя тельная работа
Всего Лекции Практические занятия Семинарские занятия
Раздел 1 Основы врачебно-педагогического контроля          
Тема 1.1. Методы исследования систем организма    
Тема 1.2. Основы врачебно-педагогических наблюдений    
Тема 1.3. Функциональное состояние кардио-респираторной системы    
Тема 1.4. Перенапряжение и перетренированность.  
Раздел 2. Спортивный травматизм.          
Тема 2.1. Неотложная помощь при повреждениях и острых патологических состояниях  
Итого:

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности 1-03 02 72 «Дошкольное физическое воспитание»

 

Название разделов и тем Количество аудиторных часов Самостоя тельная работа
Всего Лекции Практические занятия Семинарские занятия
Раздел 1 Основы врачебно-педагогического контроля          
Тема 1.1. Методы исследования систем организма      
Тема 1.2. Основы врачебно-педагогических наблюдений    
Тема 1.3. Функциональное состояние кардио-респираторной системы    
Тема 1.4. Перенапряжение и перетренированность.  
Раздел 2. Спортивный травматизм.          
Тема 2.1. Неотложная помощь при повреждениях и острых патологических состояниях  
Итого:

 

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ

 

Учебный материал, представленный в разделе самостоятельной работы, направлен на закрепление и углубление знаний по основным разделам учебной дисциплины «Врачебно-педагогический контроль», активизацию познавательной деятельности слушателей и целенаправленное формирование профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

Примерный перечень вопросов включается в комплекс вопросов для проверки знаний и умений у слушателей.

№ п/п Примерный перечень вопросов для самостоятельного изучения № литературного источника в соответствии со списком рекомендуемой литературы (при необходимости объем)
1. Методы исследования систем организма* *Для специальности 1-03 02 71 «Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования» 1, 2, 5, 7, 11, 20,
2. Основы врачебно-педагогических наблюдений 1, 5, 7, 12, 17, 23
3. Функциональное состояние кардиореспираторной системы 1, 2, 3, 5, 7, 12, 14, 19
4. Перенапряжение и перетренированность. 1, 4, 6, 17
5. Неотложная помощь при повреждениях и острых патологических состояниях 1, 6, 8, 13, 16, 22

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Определение спортивной медицины как медико-биологического раздела спортивной науки, цель и задачи.

2. Общеклинические методы обследования.

3. Инструментальные методы обследования.

4. Лабораторные методы обследования, применяемые в спортивной практике.

5. Основные тесты для определения функционального состояния организма.

6. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН): цель и основные задачи.

7. Функциональные пробы с физической нагрузкой. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

8. Определение специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок). Варианты работоспособности и приспособляемости.

9. Формы организации ВПН и виды контроля во время оперативных, текущих и этапных обследований спортсменов.

10. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у спортсменов.

11. Физиологическая гипертрофия миокарда у спортсменов, причины и механизм развития. Современное определение понятия «спортивное сердце».

12. Структурные и функциональные особенности спортивного сердца.

13. Патологическая гипертрофия миокарда у спортсменов: признаки, причины и механизм развития.

14. Методы диагностики патологического спортивного сердца.

15. Понятия об артериальной гипертонии и гипотонии.

16. Пролапс митрального клапана, дополнительные хорды левого желудочка.

17. Функциональные особенности аппарата внешнего дыхания у спортсменов.

18. Бронхиальная астма физического усилия. Основные способы диагностики и тесты для оценки функционального состояния.

19. Средства восстановления: классификация (педагогические, психологические, медицинские), основные принципы использования.

20. Утомление. Переутомление. Характеристика состояния, причины и предрасполагающие факторы возникновения.

21. Перенапряжение сердечно-сосудистой системы у спортсменов. Классификация, лечение и профилактика.

22. Очаги хронической инфекции.

23. Перетренированность. Характеристика состояния, стадии развития, причины и предрасполагающие факторы возникновения.

24. Методы диагностики патологических состояний основных систем организма, вызываемых физической нагрузкой.

25. Способы коррекции и профилактики патологических состояний основных систем организма, вызываемых физической нагрузкой.

26. Средства восстановления: классификация (педагогические, психологические, медицинские), основные принципы использования.

27. Общие принципы использования средств восстановления в спорте.

28. Характеристика спортивного травматизма.

29. Классификация причин возникновения травм на зянятиях физической культурой.

30. Виды травм, которые могут произойти на занятиях спортом.

31. Основные принципы и правила оказание доврачебной помощи.

32. Виды неотложной помощи при повреждениях и острых патологических состояниях.

33. Первичные реанимационные мероприятия: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

34. Стадии и этапы сердечно-легочной реанимации (СЛР) по П. Сафару.

35. Классификация острых патологических состояний.

36. Острые сосудистые нарушения (психогенный обморок, гравитационный шок, ортостатический коллапс). Признаки, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика.

37. Солнечный и тепловой удар. Признаки, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика.

38. Переохлаждение и отморожение. Признаки, классификация, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика.

39. Утопление. Признаки, классификация, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика.

40. Осложнения при травмах. Кровотечение. Признаки, классификация, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика.

41. Травматический шок. Признаки, классификация, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика.

42. Сотрясение сердца. Признаки, причины возникновения, механизмы развития, профилактика.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2006. – 478 с.

2. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 220 с.

3. Михайлов, В.В. Дыхание спортсмена / В.В. Михайлов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 102 с.

4. Роженцов, В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы и исследования [Текст]: монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. – М.: Советский спорт, 2006. – 280 с.

5. Сердце в условиях спортивной деятельности: физиологические и врачебно-педагогические аспекты: Пособие для физиологов и врачей, работающих в области физ. культуры и спорта / В.Я.Якобашвили, Г.А.Макарова, М.Л.Игельник, В.В.Бессчастная. – М.: Советский спорт, 2006. – 234 с.

6. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / Под ред. В.Н.Платонова. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.

7. Уилмор, Дж.Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев: Олимпийская литература, 2000.
– 366 с.

8. Фармакология спорта / Горчакова Н.А., Гудивок Я.С., Гунина Л.М. и др. / Под общ. ред. С.А.Олейника, Л.М.Гуниной, Р.Д.Сейфуллы. – Киев: Олимпийская литература, 2010. – 640 с.

9. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / Под ред. Мак-Дугала Дж.Д., Уэнгера Г.Э., Грина Г.Дж. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 430 с.

10. Питание спортсменов. Руководство для профессиональной работы с физически подготовленными людьми / под ред. К.А. Розенблюм. – Киев: Олимпийская литература, 2006. – 535 с.

 

Дополнительная

11. Чащин М.В., Константинов Р.В. Профессиональные заболевания в спорте: научно-методические рекомендации. – М.: Советский спорт, 2010. – 176 с.

12. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов. – М.: Советский спорт, 2005. – 312 с.

13. Власов А.А. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте. – М: советский спорт, 2001. – 80 с.

14. Гаврилова, Е.А. Спортивное сердце. Стрессорная кардиомиопатия / Е.А.Гаврилова. – М.: Советский спорт, 2007. – 200 с.

15. Гаврилова Е.А. Стрессорный иммунодефицит у спортсменов. – М.: Советский спорт, 2009. – 192 с.

16. Гилев, Г.А. Фармакологическая поддержка тренировочного процесса спортсменов // Г.А.Гилев, О.С.Кулиненков, М.В.Савостьянов. – М.: МГИУ, 2007. – 224 с.

17. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практ. занятия. В 2-х частях: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2004.

18. Дембо, А.Г. Спортивная кардиология: руководство для врачей / А.Г. Дембо, А.В. Земцовский. – Л.: Медицина, 1989. – 464 с.

19. Дубилей, В.В. Физиология и патология системы дыхания у спортсменов / В.В. Дубилей, П.В. Дубилей, С.Н. Кучкин. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. – 144 с.

20. Иорданская, Ф.А. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности / Ф.А.Иорданская, М.С.Юдинцева. – М.: Советский спорт, 2006. – 184 с.

21. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
– 206 с.

22. Кулиненков О.С. Фармакологическая помощь спортсмену:
Коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат. − М.: Советский спорт, 2006. − 240 с.

23. Макарова, Г.А. Лабораторные показатели в практике спортивного врача: Справочное руководство / Г.А.Макарова, Ю.А.Холявко. – М.: Советский спорт, 2006. – 200 с.

24. Макарова, Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов. – М.: Советский спорт, 2004. – 160 с.

 

Методические материалы:

1. Мультимедийное сопровождение лекций;

2. Материалы по теме лекций в электронном виде.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.