Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования
1-03 02 72 Дошкольное физическое образование в соответствии с типовыми учебными планами переподготовки Минск 2015 ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа по учебной дисциплине переподготовки «Врачебно-педагогический контроль» компонента учебного плана «Общепрофессиональные дисциплины» разработана с целью реализации образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, в рамках специальностей переподготовки 1-03 02 71 «Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования» и 1-03 02 72 «Дошкольное физическое воспитание». Учебная программа разработана в соответствии с образовательными стандартами и учебными планами указанных специальностей. Цель учебной дисциплины – формирование профессионально-педагогических умений и навыков, приобретение знаний о врачебно-педагогическом контроле, методике проведения врачебно-педагогических наблюдений, способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов по основам врачебно-педагогического контроля, которые необходимы будущему специалисту физической культуры для осуществления своей профессиональной деятельности. Задачи учебной дисциплины: – ознакомить с основами, принципами организации и приоритетными направлениями деятельности спортивной медицины; – ознакомить с физиологическими и патологическими изменениями функционального состояния кардиореспираторной системы под влиянием систематической физической тренировки. – освоить методику проведения врачебно-педагогических наблюдений; – научить оценивать влияние физических упражнений на организм с учетом возраста, пола, функциональных возможностей и состояния здоровья человека; – получить представление о травматизме на занятиях по физической культуре, его профилактике, приемах оказания первой доврачебной помощи; – ознакомить с современными медико-биологическими средствами восстановления физической работоспособности. – способствовать повышению общего профессионального уровня специалистов отрасли физической культуры и спорта. Рекомендуемые методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод, сравнительный анализ и экспериментальный метод. В процессе обучения рекомендуется использовать компьютерные презентации. В результате изучения учебной дисциплины слушатель должен: – уметь оценивать функциональное состояние организма занимающихся физическими упражнениями уровни его физического развития и физической работоспособности; – уметь использовать в процессе физического воспитания результаты врачебно-педагогических наблюдений; – уметь оказывать первую доврачебную помощь. Программа рассчитана для специальности переподготовки: 1-03 02 71 «Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования» на объем 24 учебных часа, из них 14 аудиторных. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 10 часов, практических занятий – 2 часа, семинарских занятий – 2 часа, самостоятельная работа – 10 часов; 1-03 02 72 «Дошкольное физическое воспитание» на объем 22 учебных часа, из них 14 аудиторных. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 10 часов, практических занятий – 2 часа, семинарских занятий – 2 часа, самостоятельная работа – 8 часов. Форма текущей аттестации – зачет.
*Содержание программы на сайте не размещается. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для специальности 1-03 02 71 «Физкультурно-оздоровительная работа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для специальности 1-03 02 72 «Дошкольное физическое воспитание»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЕЙ
Учебный материал, представленный в разделе самостоятельной работы, направлен на закрепление и углубление знаний по основным разделам учебной дисциплины «Врачебно-педагогический контроль», активизацию познавательной деятельности слушателей и целенаправленное формирование профессионально-педагогических умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Примерный перечень вопросов включается в комплекс вопросов для проверки знаний и умений у слушателей.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Определение спортивной медицины как медико-биологического раздела спортивной науки, цель и задачи. 2. Общеклинические методы обследования. 3. Инструментальные методы обследования. 4. Лабораторные методы обследования, применяемые в спортивной практике. 5. Основные тесты для определения функционального состояния организма. 6. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН): цель и основные задачи. 7. Функциональные пробы с физической нагрузкой. Типы реакций сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. 8. Определение специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок). Варианты работоспособности и приспособляемости. 9. Формы организации ВПН и виды контроля во время оперативных, текущих и этапных обследований спортсменов. 10. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у спортсменов. 11. Физиологическая гипертрофия миокарда у спортсменов, причины и механизм развития. Современное определение понятия «спортивное сердце». 12. Структурные и функциональные особенности спортивного сердца. 13. Патологическая гипертрофия миокарда у спортсменов: признаки, причины и механизм развития. 14. Методы диагностики патологического спортивного сердца. 15. Понятия об артериальной гипертонии и гипотонии. 16. Пролапс митрального клапана, дополнительные хорды левого желудочка. 17. Функциональные особенности аппарата внешнего дыхания у спортсменов. 18. Бронхиальная астма физического усилия. Основные способы диагностики и тесты для оценки функционального состояния. 19. Средства восстановления: классификация (педагогические, психологические, медицинские), основные принципы использования. 20. Утомление. Переутомление. Характеристика состояния, причины и предрасполагающие факторы возникновения. 21. Перенапряжение сердечно-сосудистой системы у спортсменов. Классификация, лечение и профилактика. 22. Очаги хронической инфекции. 23. Перетренированность. Характеристика состояния, стадии развития, причины и предрасполагающие факторы возникновения. 24. Методы диагностики патологических состояний основных систем организма, вызываемых физической нагрузкой. 25. Способы коррекции и профилактики патологических состояний основных систем организма, вызываемых физической нагрузкой. 26. Средства восстановления: классификация (педагогические, психологические, медицинские), основные принципы использования. 27. Общие принципы использования средств восстановления в спорте. 28. Характеристика спортивного травматизма. 29. Классификация причин возникновения травм на зянятиях физической культурой. 30. Виды травм, которые могут произойти на занятиях спортом. 31. Основные принципы и правила оказание доврачебной помощи. 32. Виды неотложной помощи при повреждениях и острых патологических состояниях. 33. Первичные реанимационные мероприятия: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. 34. Стадии и этапы сердечно-легочной реанимации (СЛР) по П. Сафару. 35. Классификация острых патологических состояний. 36. Острые сосудистые нарушения (психогенный обморок, гравитационный шок, ортостатический коллапс). Признаки, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика. 37. Солнечный и тепловой удар. Признаки, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика. 38. Переохлаждение и отморожение. Признаки, классификация, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика. 39. Утопление. Признаки, классификация, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика. 40. Осложнения при травмах. Кровотечение. Признаки, классификация, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика. 41. Травматический шок. Признаки, классификация, причины возникновения, механизмы развития, первая доврачебная помощь и профилактика. 42. Сотрясение сердца. Признаки, причины возникновения, механизмы развития, профилактика. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2006. – 478 с. 2. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 220 с. 3. Михайлов, В.В. Дыхание спортсмена / В.В. Михайлов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 102 с. 4. Роженцов, В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы и исследования [Текст]: монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. – М.: Советский спорт, 2006. – 280 с. 5. Сердце в условиях спортивной деятельности: физиологические и врачебно-педагогические аспекты: Пособие для физиологов и врачей, работающих в области физ. культуры и спорта / В.Я.Якобашвили, Г.А.Макарова, М.Л.Игельник, В.В.Бессчастная. – М.: Советский спорт, 2006. – 234 с. 6. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / Под ред. В.Н.Платонова. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с. 7. Уилмор, Дж.Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев: Олимпийская литература, 2000. 8. Фармакология спорта / Горчакова Н.А., Гудивок Я.С., Гунина Л.М. и др. / Под общ. ред. С.А.Олейника, Л.М.Гуниной, Р.Д.Сейфуллы. – Киев: Олимпийская литература, 2010. – 640 с. 9. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / Под ред. Мак-Дугала Дж.Д., Уэнгера Г.Э., Грина Г.Дж. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 430 с. 10. Питание спортсменов. Руководство для профессиональной работы с физически подготовленными людьми / под ред. К.А. Розенблюм. – Киев: Олимпийская литература, 2006. – 535 с.
Дополнительная 11. Чащин М.В., Константинов Р.В. Профессиональные заболевания в спорте: научно-методические рекомендации. – М.: Советский спорт, 2010. – 176 с. 12. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов. – М.: Советский спорт, 2005. – 312 с. 13. Власов А.А. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте. – М: советский спорт, 2001. – 80 с. 14. Гаврилова, Е.А. Спортивное сердце. Стрессорная кардиомиопатия / Е.А.Гаврилова. – М.: Советский спорт, 2007. – 200 с. 15. Гаврилова Е.А. Стрессорный иммунодефицит у спортсменов. – М.: Советский спорт, 2009. – 192 с. 16. Гилев, Г.А. Фармакологическая поддержка тренировочного процесса спортсменов // Г.А.Гилев, О.С.Кулиненков, М.В.Савостьянов. – М.: МГИУ, 2007. – 224 с. 17. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практ. занятия. В 2-х частях: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2004. 18. Дембо, А.Г. Спортивная кардиология: руководство для врачей / А.Г. Дембо, А.В. Земцовский. – Л.: Медицина, 1989. – 464 с. 19. Дубилей, В.В. Физиология и патология системы дыхания у спортсменов / В.В. Дубилей, П.В. Дубилей, С.Н. Кучкин. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1991. – 144 с. 20. Иорданская, Ф.А. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности / Ф.А.Иорданская, М.С.Юдинцева. – М.: Советский спорт, 2006. – 184 с. 21. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. 22. Кулиненков О.С. Фармакологическая помощь спортсмену: 23. Макарова, Г.А. Лабораторные показатели в практике спортивного врача: Справочное руководство / Г.А.Макарова, Ю.А.Холявко. – М.: Советский спорт, 2006. – 200 с. 24. Макарова, Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов. – М.: Советский спорт, 2004. – 160 с.
Методические материалы: 1. Мультимедийное сопровождение лекций; 2. Материалы по теме лекций в электронном виде. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|