Здавалка
Главная | Обратная связь

Имитации жемчуга и их идентификация



В связи с популярностью жемчуга (и редкостью природного жемчуга) его имитации производились всегда. Их можно разделить на три группы: полый стеклянный шарик, заполненный воском; цельный шарик из стекла или пластика и шарик из перламутра. Первый тип появился во Франции в XVII и назывался «римским жемчугом»: прежде чем заполнить его воском, его внутреннюю поверхность покрывали жемчужной «эссенцией». Два других типа имитаций появились позже, и их внешний блеск связан с особой обработкой.

Паста для такой обработки называется «жемчужной эссенцией», и коим то она состояла из кристаллитов гуанина, экстрагированного из чешуи рыбы уклейки. Сейчас эти кристаллиты добывают из чешуи сельди. В обоих случаях экстракт гуанина растворяют в специальном растворителе и затем добавляют в целлюлозный лак.

Стержень из опалесцирующего белого стекла плавят в пламени горелки, капли плавленного стекла попадают на проволоку, которую вращают, придавая им форму сферической бусины. Проволоку предварительно покрывают топким слоем глиноподобного материала, который позволяет легко снять бусины с проволоки после охлаждения (одновременно в бусине остается отверстие).

В следующей операции бусины закрепляют группами по сто штук на металлических стержнях, закрепленных на основах. Основу со стержнями зачем помещают во вращающуюся камеру, заполненную жемчужной эссенцией. На бусину наносят не менее пяти слоев эссенции. По окончании процесса покрытия бусины медленно продвигают через цилиндрическую печь, чтобы покрытие запеклось. Последней операцией является нанесение ацетата или нитрата целлюлозы для усиления переливчатости между слоями.

Несколько более сложная имитация жемчуга, производится с использованием в качестве ядра тех же бусин, что и в культивированном жемчуге. Этот продукт имеет три слоя покрытия из материала типа пластика, где второй слой обеспечивает переливчатый блеск поверхности.

Черный жемчуг из Калифорнийского залива и с тихоокеанского побережья Мексики часто подвергают обработке с целью улучшить его цвет. - выдерживают в нитрате серебра. При этом получается ненатуральное однородное и интенсивное черное покрытие, которое заметно отличается or бронзовой или сероватой иризации необработанного жемчуга. Черным жемчуг флюоресцирует красным в скрещенных фильтрах или в длинноволновом УФ, но этот эффект практически полностью подавляется в жемчуге обработанном нитратом серебра.

Для выявления имитаций жемчуга можно использовать и рентгеновское излучение, в котором они, в отличие от природного и культивированного жемчуга, совершенно непрозрачны.

 

Раковины

Перламутр получается из иризирующих слоев карбоната кальция, отложенных на внутренней поверхности раковины. Кусочками рако­вины моллюска абалон часто украшают одежду. Из перламутра также изготавливают пуговицы, рукоятки ножей и другие декора­тивные изделия.

На раковинах моллюсков Giant Conch и Helmet (как на агате) вырезают ка­меи, используя два и более контрастных по цвету и иризации слоя. На верх­нем слое вырезают рельефную фигуру, а подстилающий слой служит фоном. Камеи на раковинах с коричневым фоном приходят к нам с Ба­гамских островов, раковины с оранжевым нижним слоем находят у побе­режья Малагасийской Республики.

Идентификация раковины производится в основном с помощью лупы или микроскопа, которые позволяют увидеть структуру поверхности верхне­го слоя. Можно также увидеть «пламенную» структуру конхиолина жемчуга. Пластиковые имитации лишены этих особенностей.

 

Янтарь

Это ископаемая смола, состоящая из смеси углеводородов и сукциновой кислоты. Первоначально, примерно 20—60 млн лет назад, она вытекала из стволов различных деревьев, включая хвойные.

Греки называли янтарь электрум («созданный солнцем»). Позднее было обнаружено, что янтарь может аккумулировать отрицательный электрический заряд при трении и притягивать мелкие обрывки ткани или бумаги, этим свойством обладают и некоторые его пластиковые имитации).

Янтарь обычно имеет бледный желто-коричневый цвет и является просвечивающим или непрозрачным материалом, но находят также красновато-коричневые, зеленоватые, голубовато-серые и черные его разновидности. Морской янтарь добывают в Черном море, на побережье Сицилии и у берегов Балтийского моря, где его называют «золото Балтики». Россыпной янтарь в основном до­бывают на Пальмникенском месторождении вблизи Калиниграда. Менее важные месторождения известны в Мексике, Румынии, Доминиканской Республике.

Достаточно крупные куски янтаря, которые пригодны для изготовления ювелирных и резных изделий, называют блоками. Меньшие куски приемлемого качества нагревают до температуры около 180 °С и спрессовывают вместе (или продавливают через сито), создавая реконструированный, или прессованный, янтарь (известный также как «амброид»). В большинстве случаем янтарь из северной Европы обрабатывается именно таким образом, и из него тогда легко можно получать бусины любой формы.

«Облачный» янтарь иногда делают более прозрачным, нагревая в рапсовом масле. Масло попадает в пузыри, которые образуют облака, и делает их прозрачными. Если затем янтарь слишком быстро охладить, образуются тре­щины напряжения, имеющие форму блестящих дисков. Такая обработка вскоре стала производиться специально, и при этом иногда в масло добавляют красители. Другие включения в янтаре— насекомые.

Среди многочисленных имитаций янтаря, возможно, лучшая — смола копал. По сравнению с янтарем это «молодая» смола различных тропических деревьев. В основном ее используют как основу для копаловых лаков. Поскольку копал имеет такой же удельный вес, что и янтарь (1,08), их невозможно различить при помощи гидростатического взвешивания или погружения в жидкость. Но в отличие от янтаря копал размягчается в эфире и маленькая капля жидкости оставляет на его поверхности матовое пятно. Копал легко крошится под лезвием ножа (и даже при надавливании ногтем). Если его разломать, на поверхности излома появляется характерная сеть мелких трещинок.

В расплавленный копал иногда помещают умерших насекомых, чтобы лучше имитировать янтарь, но помимо прочих диагностических признаков, о ко­торых говорилось выше, здесь нет следов борьбы за жизнь насекомых, попавших в ловушку, которые видны в янтаре, куда насекомые попадают живыми!

Другая имитация янтаря, похожая на копал, это каури (дерево каури на Северном острове Новой Зеландии). Как и копал, это более молодой материал, чем янтарь, хотя ископаемая смола каури тоже существует. Более молодая смола лучше растворяется в эфире, чем янтарь.

Стеклянные имитации янтаря легко определить по их твердости. Она меняется от 5,0 до 6,0, в то время как твердость янтаря 2,0-2,5 (самый твер­дый — янтарь из Бирмы, самый мягкий — из Доминиканской Республики).

Подходящей «тяжелой жидкостью» для определения янтаря является раствор поваренной соли в воде: 10 чайных ложек соли (50 г) в 1/2 пинты (0,28 л) воды. Удельный вес этого раствора 1,13. Янтарь (как и копал и каури), имея уд. вес 1,08, будет плавать в растворе соли, тогда как стеклянные и пластмассовые имитации, такие, как бакелит и казеин, тонут.

Слоновая кость

Кость можно получить и из других источников, клыков моржей и гиппопотамов, переднего зуба нарвала (арктический кит), зубов кашалота и реже — бивней мамонта. Кость состоит в основном из дентина. Слоновая кость относительно мягка 2-3 и имеет занозистый излом. Материал наилучшего качества получают из индийских слонов, у которых бивни меньше, чем у африканских. Мамонтовая кость Сибири и Урала тверже, чем другие разновидности кости, но обычно бывает в трещинах. Удельный вес слоновой кости 1,7—2,0.

Из имитаций слоновой кости, включая пластик, наиболее удачной можно считать целлулоид. Он имеет более низкий удельный вес, чем слоновая кость (1,3—1,8), и может разрезаться ножом. Кость скелетов животных — еще одна имитация слоновой кости — обладает более высокой плотностью (удельный вес 1,9—2,1). Под микроскопом на зачищенной поверхности кости видны многочисленные мелкие трубки (так называемые «гаверсовы каналы»), кото­рые выглядят как точки в поперечном сечении или как линии в перпендику­лярном направлении. При больших увеличениях ячейки кости имеют вид звездчатых образований.

Моржовая кость характеризуется резким контрастом между внешней и внутренней частями. Внутренняя часть ее мраморовидная. Структура кости гиппопотама похожа на структуру слоновой кости, но содержит более тонкие и близко расположенные концентрические линии. На поперечном сечении выступающего вперед в виде рога клыка нарвала (однажды проданного как «кость единорога») видны угловатые концентрические «круги» и полая серд­цевина. Зубы кашалота имеют четкую границу между внутренней и внешней частью. В поперечном сечении последней бывают видны концентрические круги и параллельные линии, следующие за кривизной зуба.

Имитациями слоновой кости являются «растительная кость», получаемая из орехов дум-палъмы и орехов короцо (костяной пальмы). Продукт, получаемый из обоих видов орехов, имеет более низкий удельный вес, чем дентин и слоновой кости (1,39—1,40), и на его зачищенной поверхности видны связан­ные овальные ячейки. Из растительной кости обычно вырезают изделия небольшого размера, так как диаметр этих орехов не превышает 2—3 см.

Одонтолит

Окаменелая кость скелетов или дентин доисторических животных, например мамонта, известна также как костяная бирюза. Ее голубоватый цвет связан с присутствием вивианита, фосфата железа. Используется как имитация бирюзы. Под микроскопом ясно видна его типичная для кости структу­ра. Одонтолит гораздо плотнее кости (его удельный вес 3,0—3,25), тверже нее (5,0) и имеет более высокий показатель преломления (1,57—1,63).

Панцирь черепахи

Основным источником материала, получаемого из черепахового панциря, является не сухопутная черепаха, а роговые щитки панциря морской черепахи бисса. Отдельные пластины черепахового панциря крапчатые желто-корич­невые. Передние пластины называются плечевыми, центральные — спинны­ми, по бокам располагаются главные и хвостовые пластины. Чистый желтый материал получают из-под верхнего щитка.

Показатель преломления черепахового панциря около 1,55, удельный вес около 1,29. Как и янтарь, маленькие фрагменты панциря можно размягчить нагреванием (до 100 °С) и спрессовать вместе для получения более удобных по размеру кусков.

Для имитации черепахового панциря используют различные пластмассы, в том числе казеин. Их можно отличить от подлинного панциря черепахи по природе окраски. В черепаховом панцире под микроскопом видны мелкие пигментные пятна. Цвет пластмассовых имитаций более однородный или распределен в материале полосами.

Гагат

Гагат представляет собой окаменелую древесину и в Викторианскую эпоху использовался в качестве траурных украшений. По составу соответствуя ка­менному углю, гагат содержит следы алюминия, кремния и серы плюс 12-19% минеральных масел. В этом отношении гагат соответствует лигниту или бурому углю и является промежуточным по характеру образования меж­ду торфом и битуминозным углем. Его твердость 2,5—4,0, удельный вес 1,3—1,4, а показатель преломления порядка 1,6—1,68. В Викторианскую эпо­ху основным источником гагата были рудники в северном Йоркшире. Цент­ром обработки гагата был город Уитби, и именно там процветало искусство резьбы по гагату. Сегодня основные месторождения высококаче­ственного «твердого» гагата находятся в Испании, Франции, Германии, на территории бывшего СССР и в штате Юта (США).

Пять главных имитаций гагата — это формованное стекло, известное под названием «французский гагат» или «воксхоллское стекло»; вулканит (твердая черная вулканизированная резина, называемая эбонитом); пластмассы, такие, как бакелит и эпоксидная смола, и черный халцедон. Среди менее распространенных имитаций гагата — антрацит, который является плотной небитуминизированной разновидностью каменного угля, него стеклянный до металлического блеск, благодаря чему он выглядит боле «твердым», чем гагат с его более бархатистой на вид поверхностью.

Коралл

Это другой вид ювелирного материала, популярного в Викторианское время. Кораллы состоят в основном из карбоната кальция в форме волокнистого кальцита. Их ветвистая древовидная структура формируется из скелетных остатков различных типов морских полипов, которые живут коло­ниями в мелких субтропических водах Средиземного моря и окаймляют бе­реговую линию Австралии, Японии и Малайзии. Благородный коралл в ос­новном белый, розовый, красный, темно-красный и черный, используется при изготовлении ожерелий, браслетов, иногда для камей и резьбы. Розовая разновидность коралла называется «кожей ангела», а менее ценный белый коралл иногда окрашивают, чтобы придать ему более привлекательный вид. «Черный коралл» состоит из органического рогового вещества и вырастает в высоту на несколько футов вокруг Малайского архипелага, вдоль северной береговой линии Австралии и в Красном море.

Существует много имитаций коралла, включая пластмассу, розовую растительную кость и окрашенную скелетную кость животных. Окрашенную растительную и животную кость можно определить по их структуре. Идентификационные признаки коралла включают удельный вес (2,6—2,84 для белой и розовой разновидностей и 1,34 – 1,46 для черной), а также «шипение» при попадании на его поверхность капли кислоты. Окрашенный белый коралл можно отличить от натурального коралла, приложив к нему ватный тампон, смоченный в растворителе(ацетоне) и удаляя тем самым краску с его поверхности Розовый коралл обычно имеет более высокий удельный вес, чем окрашенный белый (2,84 против 2,6), так как он в основном состоит из полиморфной модификации карбоната кальция — арагонита.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.