Здавалка
Главная | Обратная связь

Морфология человека.



Гастон Дюрвиль, Андре Дюрвиль в сотрудничестве с художником Эмилем Байи.

Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений.

Оглавление

Общие принципы. 1

Морфология человека. 4

Классификация. 6

Квадратные типы. 10

Дегенеративные типы. 12

Темперамент. 15

Мимика. 17

О жестикуляции. 18

О мимике лица. 18

Мимика глаз. 19

Мимика носа. 20

Мимика губ. 20

Чистый тип "Марс". 24

Чистый тип "Земля". 25

Чистый тип "Меркурий". 27

Чистый тип "Солнце". 28

Чистый тип "Венера". 30

Чистый тип "Юпитер". 31

Чистый тип "Луна". 32

Чистый тип "Сатурн". 33

Смешанные типы. 34

Несколько примеров. 38

Повторное резюме нашего физиогномического тезиса. 39

Квадратные типы. 40

Овальные типы. 40

Дегенеративные типы. 40

"Без умения читать по лицу я бы встретил на пути своем тысячи препятствий, котopые благодаря этому умению смог счастливо избежать".

Лафатер

Общие принципы.

Когда философы эпикурейцы говорили: "Прошлое ничто, настоящее все, будущее — мечта", — они заблуждались. Прошлое это все. Настоящее и будущее — это его дитя. Потому что только сумма нашего двойного прошлого — наследственного и личного (наследственного в первую очередь) — делает нас тем, что мы есть. Это прошлое конкретизируется в форме.

Каждая живая форма — это результат эволюционного прошлого, то есть результат целого ряда усилий творческой мысли, поскольку мысль создает формы. Более того, насколько совершенна та или иная форма, определяется уровнем развития, на котором находится мысль, ее создавшая. Самые завершенные формы принадлежат самым продвинутым существам. Человеческие формы, самые великолепные из всех форм и самые красивые, выражают творческую мощь мысли целого ряда поколений, предшествовавших нам. Или, как сказал Ижен Лидо: "Каждая форма имеет интеллектуальный смысл. Она выражает идею". ("Трактат о человеческом лице"). Читать форму — это значит читать идею. Эта книга открыта для всех — остается только взяться за ее чтение.

Форма нашего тела выражает сама по себе не только то, чем мы являемся, но и очень много рассказывает о себе, когда начинает двигаться. Живым мыслям сопутствуют движения, которые служат для их внешнего выражения. Так и в озере, когда приходят в движение его глубины, на поверхности воды появляется все то, что лежало на дне.

Мысли, даже самые тихие, самые нежные, как только начинают повторяться, накладывают уже свой отпечаток на организм в форме морщин, привычных движений. Разве капли воды не оставляют след на камне, на который капают? Наш ум оставляет свой отпечаток и на нашем облике.

Торс, плечо, рука, нога — все это удивительное выражение идеи. По приветственному поклону, по рукопожатию мы можем узнать, каков человек, честный или жулик. По ритму движения можем определить, энергичен человек или вял. Все проявляется во всем, и часть нам раскрывает целое. Когти тигра нам позволяют предвидеть, что и челюсти его страшны; тонкая и стройная нога газели наводит на мысль об узком носе и боязливом нраве. Неизменная логика природы!

Лицо — это та часть тела, по которой легче всего прочесть мысль. Оно несет на себе отпечаток интеллекта человека. Мимика наиболее выразительна. Вот почему на страницах этой книги мы будем рассматривать только физиогномические черты человека.

"Чем культурнее становятся люди, — говорит Делестр, — тем выразительнее их лицо в своих подробностях" ("О физиогномике"). Вы можете возразить, что лицо иногда лжет, притворяется. Верно, люди часто стараются изменить лицо, чтобы замаскировать свои мысли. Но это притворство, эта игра может обмануть только неопытного. Эксперты-графологи доказывают, что невозможно подделать почерк. Даже анонимные письма, где автор пытается изменить свой почерк, изобилуют графологическими знаками, свойственными только ему.

Таким образом, притворно честный взгляд не может скрыть свое "Я" от посвященного. Стоит только на мгновение забыться — маска падает.

Если же постоянно повторяющимися усилиями человек сможет изменить свое лицо, ум его в конце концов гармонизируется с его лицом (монаха узнают по одежде). Наш метод о психическом воспитании через воспитание движений мы развили подробно и широко в книге: D-r A. Durville. "L'Art de devenir energique" (Искусство стать энергичным). Отправляем читателя к ней.

Природа говорит с нами повсюду. Через внешние формы она показывает нам, что содержится внутри. "Разве опыт, — говорит Делестр, — не обучает лакомку судить о вкусе плода только по его виду? Кислая груша выглядит не так, как сахарная, которая тает в устах. Достаточно надавить пальцем, чтобы определить, насколько созрел плод. Детская медицина, ветеринарское искусство основываются на внешнем виде больных. Не зря мать всматривается в лицо своего ребенка. Два провода, по которым течет электрический ток, не так быстро обмениваются энергией, как два взгляда, в которых светится любовь".

"Каждое насекомое, свидетельствует Циммерман, — знает своих друзей, каждый ребенок любит людей или боится их, не зная почему, только взглянув на их лица. Нет ни одного человека на земле, который хотя бы немного ни измерял, ни сравнивал физиогномически каждого, кто ему нравится, с кем он знакомится впервые. Нет человека, который бы не судил физиогномически о предметах, делая вывод по внешнему их виду об их внутренней ценности".

"Искусство, утверждает Ижен Лидо, — основывается единственно на физиогномике. Почему, — добавляет он, лицемер стремится так подражать честному человеку? Потому что все узнают внешнее выражение честности. Какой судья, прежде чем произнести приговор, не смотрит испытывающе на лицо осужденного?"

Все, в большей или меньшей степени, занимаются физиогномикой, не осознавая этого: "Я не боюсь румяных и светлых лиц Антония и Долабелы, — говорит Цезарь. — Но боюсь худых, бледных и мрачных лиц Брута и Кассия" (слова цитированы по Ижену Лидо). Врожденная способность римского императора к физиогномике его не обманула, история его смерти доказала это.

Разве то, что мы называем интуицией врача, не включает в себя способность читать по лицу? Есть врачи, которые в своих диагнозах и в прогнозах постоянно ошибаются. Они не физиогномисты. Есть другие, которые не обманываются: цвет кожи, вздувшиеся кровеносные сосуды, выражение тоски в глазах — все это точные элементы, с помощью которых они вычисляют, сколько дней осталось больному жить, сколько будет длиться болезнь и насколько она серьезна!

Знаменитый доктор Пти, врач Людоника XV, известен был предсказаниями о ходе болезни только по виду больного. Однажды он встретил на улице полнокровного человека и, увидев, что ему угрожает кровоизлияние в мозг, сказал: "Дружище, поспеши к себе домой и попроси пустить себе кровь, потому что иначе утром ты умрешь. Даю тебе совет бесплатно. Я первый королевский лекарь".

Но и задолго до доктора Пти делались физиогномические наблюдения. Читатели могут судить об этом по перечисленным ниже сочинениям по данному вопросу: Michel Scot (1210-1220). Traite de Physiognomonie. Tricasso. Chyromantia del Tricasso (1534). Antonius Molinius. De Physiognomiac ratione (1549). Anbal S. Veronese. La Geomantia (1560). Giovanni Qeber. De la Geomantia (1579). Trade'e Hage'ce. Nouvelle invention pour incontinent juger du naturel de chacun par 1'inspection du front (1565).

Porta. De Humana Physiognomonia (1660). Vescovo. Fisionomia naturale (1607). Samuel Fichsius. Metoposcopie (1615) Georgius. De devinatione (1623). Phinella. Traite des laches du front (1632). Cardan. Metoscopie (1658).

Можно сказать, что до сочинений Молиниуса (1549), искусство читать по лицу имело характер почти бессмысленных фантазий. Магия, ошибочные обобщения внушили автору массу нелепых выводов, разрушали интерес и к тем наблюдениям, которые в них встречались. Но и после Малинеса мы натыкаемся на разные нелепые истории. Только Георгиус (1623) снова их отбросил. С него начинается восхождение разума. Но после Георгиуса эта традиция опять была утеряна, и нужно было прийти Лафатеру ("Физиогномия"), чтобы создать основы науки.

Масса фактов верна, но метод и здоровая критика все еще отсутствуют. Зубной врач Вильям Роджерс (La Buccomancie, 1851 г.), высказывает интересные наблюдения о форме рта. Но только Делестр (1866 г.) сформировал истинно научную физиогномику. Его книга "О физиогномике" — это прекрасный труд, который демонстрирует ясное понимание природы. Начиная с Делестра, физиогномика стала истинным искусством. У него мы находим конкретизированные, здоровые идеи предшественников.

Ижен Лидо ("Трактат о человеческом лице") в трех больших томах своего труда многое усложняет, но мало прибавляет к уже приобретенному. Заслуживает внимания только его классификация человеческих лиц по восьми планетным типам. Вспомним, наконец, и о небольшой книге E. С. (E. Кастлян — Castlan) "Pour devenir physionomiste (Как стать физиогномистом), которая имеет то достоинство, что коротка.

Прочтя все эти сочинения, любопытный читатель, поставивший себе целью изучить искусство физиогномики, просто ужаснется, а часто и разочаруется. Много текста, много загадочности, а лучшие книги абсолютно недоступны — нигде нельзя их найти.

Вот почему мы поставили себе целью написать работу по этому вопросу. Еще в молодости наш отец и учитель Гектор Дюрвиль научил нас тщательно изучать лица в первую очередь для того, чтобы делать свои медицинские и психологические наблюдения, ставить диагнозы, не спрашивая ничего у пациентов. Он только слегка проводил рукой по их черепу, чтобы проверить изменение температуры.

Мы хотели предложить исследование, прежде всего, простое, положительное в своих аргументах и богато иллюстрированное. Нам нужен был художник. Тринадцать лет прошло, но художника мы так и не нашли. Случилось так, что Эмиль Байи пришел слушать наш курс при Институте природной медицины. В совместной работе с нами этот хорошо известный художник сравнивал формы, лица и мимику многочисленных наших пациентов. И его кисть смогла выразить наше учение. Байи был не простым исполнителем. Он мыслил вместе с нами. Без его сотрудничества наша работа не смогла бы выйти в свет.

Не следует ожидать, что вы найдете на страницах этой книги какие-нибудь магические тайны или теории о влиянии небесных светил. Факторы, на которых мы строим основу искусства читать в глубине организма человека через исследование его поверхности: это морфология, темперамент и мимика.

Сравнивая человеческие формы, подготовленный наблюдатель сможет прочесть такие вещи, о которых обыкновенный человек даже не подозревает. По прозрачной или непрозрачной коже, по ее окраске он прочтет не только симптомы известной болезни, предрасположенность к болезням, но и самые яркие черты характера. По сведенным бровям, по прикушенным губам он сможет оценить энергию и прямоту человека. Нет лица, которое не могло бы стать очень интересным объектом для исследования. В свете физиогномических наблюдений и самое незначительное лицо оживает. "Не нужно говорить, пишет Ж.Дюамель, что какой-то человек неинтересен или что его лицо лишено выразительности. Это все равно. что утверждать, что вода потока пуста, когда она в сущности полна живых существ и растений" ("La possession du monde" — Обладание миром).

Научиться оценивать, чувствовать своих близких, знакомых, друзей — это не пустяковое дело. Сколько людей пропадает в своей жизни только потому, что не сумели истинно оценить своих друзей, компаньонов или клиентов! "Без умения читать по лицу, — говорил Лафатер, — я бы встретил на пути своем тысячи препятствий, которые благодаря этому умению смог счастливо избежать".

Зная физиогномику, отец может судить о плохих или хороших склонностях своего ребенка, жених — о характере своей избранницы.

Применяя физиогномические исследования к самим себе, мы сможем раскрыть собственные наклонности, развить хорошие качества или обуздать плохие. Если же человек ничего не приобретет, изучая физиогномику, то, по крайней мере, он научится наблюдать!

Но нет ли опасности начать видеть человека в дурном свете? Нет. Знание человеческих несовершенств нас делает лучше.

— Сосед мой носит отпечаток известных недугов на своем лице.

— Ну, а ты?

"Глубокое знание человека, — говорит Изабо в своей книге "Физиогномика", — должно завершиться любовью к человеку".

Чем больше человек видит несовершенства природы, тем больше он понимает ее красоту. Он сознает ступени, которые отделяют одно существо от другого, различные стадии развития, на которых они находятся, и, в конце концов, научается прощать злому вместо того, чтобы его ненавидеть. Впрочем, человек не сможет понять истинной красоты природы до тех пор, пока сам не приобретет этой красоты. "Никто, — говорит Лафатер, — не сможет понять взгляда милосердия и черт, выражающих высшие добродетели, если у него самого нет возвышенных мыслей, если он сам не способен на великие дела".

Морфология человека.

Всякая живая форма, как мы говорили, это выражение идеи. Гладкие округлые формы выражают то, что существо, которому они принадлежат, должно двигаться медленно; формы же мускулистые и очень костлявые внушают идею о силе и могуществе.

Всякому физическому качеству, выраженному через форму, соответствует, по крайней мере, одна душевная склонность, вносящая свои черты в природу живого существа.

Так, например, тяжелая форма означает медлительность движений, но одновременно и кроткий нрав. Нельзя быть возбудимым и быстрым, если в тебе нет ловкости. Опытный наблюдатель увидит в стремительной форме серны скорость и врожденную боязливость.

Тот, кто может легко и быстро двигаться, находит свое спасение в бегстве, тем более, что нежность его тела не позволяет ему иметь другого средства для обороны. Если посмотреть на массивные формы морского рака и сильно развитое у него оружие нападения, легко можно заключить, что мы имеем перед собой существо, уделяющее серьезное внимание обороне. Баснописцы прочли величие в импозантной фигуре льва, хитрость в продолговатой форме лисицы.

В чистых линиях тренированного спортсмена читается физическая сила, а поскольку для поддержания силы мускулов необходима энергия, то в них можно прочесть и моральную силу.

В волнистых и небрежных линиях лимфатических типов читается не только медленное пищеварение и замедленный обмен жизненных веществ, но и душевная расслабленность, небрежность, склонность к пассивному мечтанию и потребность в большом количестве сна.

Большой живот и широкая нижняя часть лица мясника выдает не только любовь к мясной пище, его крупную печень и хорошее пищеварение, склонность к обжорству, но и преобладание в нем полового инстинкта.

Тот, кто видел изнеженный вид персов, вторгшихся в Древнюю Грецию, предугадал бы результат их битвы при Фермопилах под напором 300 спартанцев царя Леонида, мужей с крепкими мускулами и опаленными солнцем лицами.

Телесные формы так связаны с общим физическим и душевным здоровьем, что все, что затрагивает тело, касается одновременно его жизнеспособности и душевной гармонии.

Когда форма живого существа нормальна, оно одарено врожденными, присущими ему душенными качествами, имеет все преимущества, которыми его одарила природа. Если некоторые перемены в жизни видоизменяют эту форму, то параллельно с морфологическими изменениями происходят изменения в здоровье и в способностях этого живого существа.

Интенсивный "спорт", которым вынуждены заниматься дикие звери, чтобы найти себе пищу или избежать своих врагов, блестяще сохраняет их физическую форму и поддерживает активный и бодрствующий нрав.

Домашняя жизнь, напротив, ухудшает формы животных, подавляет их сопротивление болезням, а также меняет их характер. Жвачные животные — исправные домоседы, их формы часто гипертрофированны. Они ленивы и подвержены туберкулезу. Дикий же конь в степях обладает великолепной формой и неукротимо буйным нравом. Сравните его с жалкой вялостью какого-нибудь "россинанта", который тащит повозку или фаэтон и обезображен 20-летней жизнью в хлеву.

"Дикие животные, помещенные в клетки, претерпевают вследствие невольного сидячего образа жизни такое вырождение, что жизнь их сокращается почти вдвое. Они быстро впадают в инертное состояние, из которого выходят для того только, чтобы попасть в другое состояние лихорадочного возбуждения, сопровождающегося сильной дрожью" (D-r Gaston Durville. "La Cure Naturiste").

Верните свободу бедной подагрической собаке, которую наши элегантные дамы держат в закрытом теплом помещении, и вы увидите, как возвращается естественная утонченность ее ног и нормально вытянутая линия живота, как заново она приобретает живой взгляд и природную жизнерадостность и смелость.

Подагрические узлы и накопления жира означают для человека не только неспособность двигаться, но они означают для тех, кто умеет читать по этим признакам, и неспособность мыслить здраво.

Только движения, сообразующиеся с предназначением живого существа, в состоянии сохранить естественную форму тела. Питание играет также первостепенную роль. И поистине, как только существо отклоняется от законов своего питания, оно наносит вред и своему здоровью и своей форме. Съедая больше чем нужно из страха ослабеть, употребляя очень концентрированную пищу (мясо, спиртные напитки, сахар) под предлогом, что они лучше поддерживают организм, человек нарушает не только свои гастро-гепато-интесцинальные функции, то есть функции желудка, печени и кишечника, но и свою естественную красоту и оптимизм.

Отмечали ли вы телесную форму хронических неврастеников? У них не только плохое пищеварение, но они и вырождены по форме. Плечи их опущены вниз и плохо прикреплены к грудной клетке, живот не окружен тем естественным поясом мускулов, который сохраняет его и поддерживает эластичность.

Полнота часто маскирует вырождение формы, но не думайте, что вещий физиогномист может быть этим обманут. Свободный контур полноты не мешает обученному глазу видеть под ним плохую мускулатуру. Выпуклые мускулы, разграниченные красивыми бороздками, выглядят совсем иначе, чем вялые жировые наслоения.

Каковы главные анатомические элементы, образующие естественную форму позвоночника? Это известно: скелет и мускулы, которые его покрывают. Если исключить животных северных стран и животных, которые спят зимой, нормально развитые позвоночные обычно имеют мало жира. Небольшое количество жировой ткани находится только в межмускульных бороздках. Нормальные линии человеческого тела образуются кожей, покрывающей мускульно-костный субстрат.

Нормальное человеческое существо имеет хорошо развитую мускулатуру. У него очень небольшое количество жировой ткани. Наше утверждение настолько верно, что можно было бы одним только возрождением формы вернуть здоровье телу и равновесие духу.

Сколько павших духом людей, пройдя наш природосообразный метод лечения, могло бы вернуть свои душевные силы и восстановили бы нормальную форму своего тела, следуя здоровому режиму натуропатии.

Мускул — это не только инструмент для животного, он одновременно и один из работников здоровья. Без мускулов нет устойчивого здоровья, нет истинной красоты, нет истинного счастья.

"В течение более чем тысячи лет Греция могла поддерживать свое превосходство в мире благодаря блестящему пониманию того, как надо воспитывать человека. Гладиатор, дискобол, т. е. метатель диска, восхитительные по своей крепкой силе и оптимизму, были идеалами красоты.

Жалко, что правильное понимание красоты было заменено другим пониманием, которое предполагало в качестве образца мертвого, распятого, отрекающегося от себя Христа, символ пассивного созерцания и отчуждения от жизни*. Если бы церковное христианство позаимствовало от язычества не только его алтари, но и любовь к красоте, средневековье было бы светлой эпохой.

Есть параллель между силой мускула и красотой его линии, потому что природа в сущности логична. Красота и здоровье (по телу и по духу) это две стороны одной и той же медали, точнее красота — это внешняя сторона медали, а здоровье — это внутреннее ее содержание". (Доктор Гастон Дюрвиль. "Курс натурологии")

Классификация.

Почему современная медицина и физиология так мало изучили язык человеческой формы?

Морфология — наука о формах — еще не существует. Только некоторые авторы занимались этим вопросом. Галль в своих исследованиях ограничивался изучением выпуклостей черепа. Криминалисты, начиная с Ламброзо, открыли и некоторые другие истины, изучая общие формы черепа. Но нужно было прийти Клоду Сего, чтобы были высказаны широкие идеи о человеческой морфологии.

Сего подразделяет людей в соответствии с общей формой тела на четыре категории:

1. Типы, у которых преобладает мускульная система (мускульные типы).

2. Типы, у которых преобладает нервная система, мозг (церебральные).

3. Типы, у которых первое место занимает пищеварительная система (дигистальные).

4. Типы, у которых сильнее всего развита дыхательная система (респиративные).

Мускульные типы — квадратные, откуда на них не посмотри. Все их мышцы мощно развиты, они способны на большие мускульные напряжения. Обладают большой физической и душевной активностью. Нуждаются в малом количестве отдыха.

Умственные типы — это одна голова. Члены у них слабые, худые, грудная клетка узкая. Могут выполнять умственную работу, но не физическую. Если их представить схематически, то череп у них имеет форму перевернутой пирамиды с вершиной внизу. Автор относит Бергсона, Эдисона, Декарта к умственным типам.

Типы, у которых преобладает пищеварительная система, имеют большой живот, голова у них в нижней части широкая. Она представляет собой пирамиду с основанием внизу. Эти люди заняты в первую очередь своим желудком. У них мало мускулов. Они толстые. Автор находит этот тип людей среди кочевых племен степей и полей, которые без больших усилий перегоняют свои стада. Александр Дюма-отец, Россини соответствуют этому морфологическому типу.

Дыхательные типы имеют широкую грудную клетку, но узкую талию. Они хорошо приспособлены для бега. Горные жители, привыкшие к тяжелым переходам, где требуется активное дыхание, относятся к этому типу.

Принимая эту морфологическую классификацию, можно применить ее при распределении новобранцев в различные войсковые части.

Логично направить людей, относящихся к сильному мускульному типу, в тяжелую артиллерию, где приходится иметь дело с тяжелыми снарядами. Дыхательный тип может стать отличным пехотинцем или редким кавалеристом, поскольку способен на известные напряжения там, где нужна гибкость и пластичность. Желудочный тип с крупным животом уместен только на какой-нибудь повозке. Его хорошо использовать в обозе. Умственный же тип может лучше всего служить в штабах и канцеляриях. Эмиль Байи выражает эти морфологические типы рисунками (см. рисунок 1). Мускульный тип, когда он стоит со скрещенными руками, квадратен, страшен с виду, с грубыми и крепко вытесанными формами. Голова его развита слабо. У него все в мускулах и костях. Издалека уже видишь в нем землекопа.

Рисунок 1.

Умственный тип с пальцем, упертым в чело, как бы пытаясь все понять, так далеко заходит в своих умственных занятиях, что забывает свое физическое тело, которое выглядит жалким.

Желудочный тип предпочитает скорее сидеть, чем утомлять ноги. Большой живот мешает ему ходить. На лице его выражены лень и обжорство.

Дыхательный тип представляет красивого атлета-бегуна и скорохода, который любит деятельность и ищет ее.

Конгресс умственной гигиены (Париж, 1923 г.) занимался важным вопросом профессиональной ориентации, которую нужно давать детям. Среди различных подходов, предлагавшихся при выборе той или иной профессии для детей, предлагался и морфологический подход. Детей, относящихся к мускульному и дыхательному типам, предлагалось ориентировать на ручной труд, те же, кто в большей или меньшей степени принадлежит к пищеварительному типу, должны готовиться к профессии, где не требуется движения, — к чиновничьей или канцелярской работе. Детей, принадлежащих к умственному типу, рекомендовалось направлять на научный труд.

Один из членов Французского магнетического общества, который был прислан на конгресс, чтобы следить за его работой и сделать доклад, указал на пагубные последствия для физического и душевного здоровья, которые принесла бы такая преждевременная спе-циализация. И действительно, если для "мускульного" и "дыхательного" ребенка более или менее полезно с детства заниматься таким трудом, который еще больше разовьет у него врожденные предраспо-ложенности, насколько гибельно будет для ребенка "желудочного" или "мозгового" типа толстеть в канцеляриях или отдаваться исключительно умственному труду! Морфологическая наука шла бы в таком случае против своей цели, если бы постановили таким образом: желудочные и умственные типы людей — это вырождающиеся формы, следовательно, это типы, которые вырождаются.

Ни в коем случае не следует усиливать это вырождение. Преждевременная тейлоризация человека — один из факторов смерти для расы. Сделать так, чтобы ребенок развивался к нормальному человеческому типу, — вот основная задача, которую должна стремиться разрешить морфологическая наука. Только после этого можно приступить к специализации.

Нормальный человек — это атлет. Вот основная истина, которая была постигнута и проверена много раз до нас и которую мы снова повторяем в наших трудах ("Курс натуропатии") и снова повторяем здесь. Человек не может достичь своего нормального психофизического расцвета, если он не сохраняет условия природосообразной жизни, для которой и посредством которой он был создан.

Наши длинные нижние конечности, очевидно, созданы для быстрых движений. Разве общий вид нашей ноги не походит больше на ногу оленя, чем на ногу черепахи? Наша лопатка и ключевая кость доказывают, что плечи и руки предназначены для совершения тяжелой физической работы. Широкая, довольно подвижная грудная клетка ясно показывает ее предназначенность для обслуживания интенсивного процесса, который совершается при дыхании, так необходимом при сильном движении.

Живот наш, по аналогии с животом диких животных, устроен таким образом, что должен быть хорошо опоясан мускулами и без лишнего жира. Зубы человека, длина и устройство пищеварительной системы предрасполагают к простой и здоровой пище, но не избыточной. Наконец, развитие черепа и мозга, вложенного в него, предусматривают необходимость занятий умственной, сердечной и духовной природы. Развитие духа также необходимо для развития человека, как и развитие тела.

Человек, соблюдающий требования нашей естественной морфологии, нормален. Физически, повторяем это, он атлет в самом чистом смысле этого слова. Морально — он обладает качествами, присущими силе. Один из главных признаков силы — это потребность в плодотворной деятельности. Другой — оптимизм.

Нормальная женщина имеет такие же естественные прерогативы, как и мужчина; она рождена для того, чтобы быть стройно сложенной. Но ее менее развитые кости поддерживаются не такими могучими мускулами, как у мужчины. Вся ее форма более закруглена и снабжена жировыми прослойками. Таз ее шире, чтобы она могла выполнить свое материнское предназначение. Эта морфология, если и предполагает необходимость сильных физических действий, все же требует, чтобы они были более деликатными, чем действия мужчины. Она несет в себе больше мягкости, больше пассивности и чувствительности.

Эмиль Бани схематизировал типичные морфологические прерогативы мужчины и женщины, добавив и прерогативы ребенка (рисунок 2). В типичной квадратной мужской форме вы прочтете мускульную силу, необходимость в деятельности, энергию. В женской форме — типично овальной — вы прочтете меньше силы. В волнообразных линиях читается мягкость. В ее соотнесениях с мужчиной и ребенком вы прочтете чувствительность, мягкость и любовь.

Рисунок 2.

Между квадратным мужчиной и овальной женщиной круглый ребенок вам покажет, что он есть результат взаимодействия двоих. Единство, образованное этой живой тройкой, вы можете увидеть схематизированным в небольшой монограмме, в левом верхнем углу.

Хотя мужской тип имеет квадратную морфологию, а женский тип овальную, существуют, однако, и мужчины, которые имеют овальную морфологию, совершенно нормальные; так же, как и полностью нормальные женщины с квадратной морфологией.

У мужчин с овальными формами линии более гладкие, более закругленные, чем у мужчин с квадратной формой. Мускулы их более продолговаты и не так выдаются. Хотя они обладают мужским атри-бутом силы, в их форме есть что-то женственное, которое идет рука об руку с естественной мягкостью в характере, с естественной ловкостью и чувствитель-ностью. Женщины квад-ратной морфологии внеш-не похожи больше на мужской тип. Во многих отношениях они проявля-ют свойства мужского ума. Их энергия часто замещает или, по крайней мере, маскирует женскую чувствительность.

Форма всегда является образом определенной идеи. Делестр очень хоро-шо понял существование двух основных форм и их значение: "Форма, — говорит он, — имеет два основных типичных аспекта, около которых группируются ее модификации: она или плотная и крепкая или продолговатая. Первая показывает энергию, вторая — изящество за счет силы. Крепкий и короткий кулак ударяет грубо, удлиненная рука отказывается от рукопашного боя. Она прибегает к просьбе. Она расположена к тому, чтобы открываться, а не сжиматься. Она пластична и ласкова.

Животных с удлиненной головой легче приручить, например, овцу, серну, собаку. Бульдог не является исключением из правила — он его подтверждает. Челюсти его короткие и крепкие. Кошка имеет округлую голову — в действительности она живет не как домашнее животное. Она сибаритка, привязана к дому, а не к хозяину. Раса хищников неукротима. Главный покровитель испанской инквизиции и ее жестокий распространитель Филипп II имел плотные, сбитые черты лица".

Художники Древней Греции, которые были прекрасными наблюдателями человеческой формы, обессмертили в двух непреходящих формах два основных морфологических типа человеческих существ. Квадратный — это Геркулес фарнезский и овальный — дискобол, т. е. метатель диска.

Геркулес Фарнезский — это типично мужская форма человека, вся в мускулах, выражающих деятельную силу и мощь. Он атлет силы. Эмиль Байи схематизировал его в виде квадрата (рисунок 3). Дискобол — это женская форма человека с продолговатыми мускулами: это атлет скорости. Эмиль Байи схематизировал его в форме овала (рисунок 4).

Рисунок 3. Рисунок 4.

В соответствии с нашим пониманием все человеческие формы могут быть сведены либо к квадратным формам (совершенным образом которого является Геркулес Фарнезский), либо к овальному (совершенным образом которого является дискобол). Либо к некоторым деформациям первого или второго типа.

Читатель, который уже понял, что мы совсем не имеем целью заниматься магией, наверно удивится тому, что мы называем наши морфологические типы астрономическими именами: Марс, Венера, Сатурн и т. п. Однако эти имена обозначают не соответствующие планеты, а древних греко-латинских богов. Лишь в средние века имена богов были даны небесным телам. Первоначально эти имена обозначали не планеты, а человеческие психологические типы. Греки, первые художники в мире, то есть первые физиогномисты, представили в своих великих богах прекрасную морфологическую науку и придали каждой божественной форме ее интеллектуальный смысл, или точнее, они придали каждой идее ту человеческую форму, которая ей соответствовала.

Зевс-Юпитер, который выражает идею главенствующего достоинства, представлен как взрослый мужчина, импозантный, с округленными формами. Марс, выражающий идею силы, энергии, деятельности, — мускулистый и квадратный. Меркурий, выражающий изворотливую интеллигентность, предстает как крепкий и изысканный мужчина.

Эти божественные формы увековечены в великолепных творениях, которые знакомы всем и ясно говорят и глазу, и душе. Поэтому мы решились оставить эти имена. Заменить их другими, более научными именами, это значит усложнить проблему, которая имеет существенную необходимость остаться ясной и простой.

Еще до нас Ижен Лидо считал, что нужно сохранить греко-латинские морфологические названия. Это традиция, к которой присоединяемся и мы.

Квадратные и овальные типы, имеющие сильную мускулатуру и атлетический вид, должны рассматриваться (снова повторим это) как нормальные человеческие типы. Все другие, не соответствующие этой морфологии типы, склонны к вырождению.

Домоседство, мускульное бездействие, плохое или чрезмерное питание портят тело — квадратные формы теряют свои углы и полностью закругляются, а овальные (и часто квадратные) формы удлиняются, вытягиваются, худеют и становятся прямоугольными. Внимательное рассмотрение рисунка 5 даст вам понятие о том, как мы понимаем вырожденные типы.

Обобщая, мы классифицируем человеческие формы в следующие восемь типов:

1. Квадратная форма с двумя основными разновидностями, которые мы назвали Марс и Земля.

2. Овальная форма с тремя основными разновидностями, названные нами Солнце, Меркурий, Венера.

3. Три существенные дегенеративные формы, две из которых указывают на утолщение и большую или меньшую степень округленности, — Юпитер, Луна, а третья указывает на худобу — Сатурн.

Эти восемь человеческих форм можно назвать чистыми типами. В принципе всех людей можно было бы свести к одному из этих чистых типов. Но дело, однако, не всегда так: люди с классически простой морфологией — это исключительное явление: в силу долгой истории нашей наследственности все мы представляем собой смесь этих типов.

Но опытный глаз физиогномиста сможет различить элементы смеси. Квадратный тип Марса, например, может отлично сдружиться с овальным типом Меркурия или Солнца, образуя таким образом единый марсово-меркуриев или марсово-солнечный тип. Круглый лунный тип может отлично сочетаться с овальным венериным типом. Последний же может быть тогда назван венерино-лунным типом.

Типы могут сочетаться даже и по три. Так, например, часто встреча-ются женщины типа Венера-Меркурий-Луна. Или мужчины типа Меркурий-Сатурн-Земля. Впрочем, мы не имеем намерения в рамках этого сочинения познакомить читателя с подробным изучением тройных типов.

Для простоты мы ограничимся изучением только восьми основных типов и некоторых из "двойных" типов, которые встречаются наиболее часто. Мы считаем, что таким образом будет положена достаточная основа для построения интересных морфоло-гических диагнозов и разгадывания самых ярких черт характера, которые присущи тому или иному морфологическому типу.

В продолжении этой главы мы изучим в основном главные линии общей морфологии наших типов. В следующей главе мы продолжим более подробное изучение их физиономии.

Квадратные типы.

Из формы Геркулеса Фарнезского происходят два типа: Марс и Земля.

Марс и Земля характеризуются физической мощью их костной и мускульной системы. Тело их, высеченное будто топором, можно схематизировать с помощью квадрата (рисунок 3). Голова тоже четырехугольная (подробности об этом даны в главе "Чистые типы"). Психологически господствующей чертой у этих типов является мужская энергия.

Они рождены быть атлетами силы. Крепость мышц у них — нечто врожденное. Грудная клетка широкая, таз значителен и не очень годен для быстрого бега. Кости, к которым прикреплены сухожилия, выступают очень рельефно.

Они нуждаются в воздухе и солнце и поэтому любят эти животворные элементы. Они сангвиничны, с румяными лицами, иногда обгорающими от солнца. Имеют хороший аппетит и отличное пищеварение. Желудок их переваривает все. Они никогда не страдают от лени. Все тело покрыто волосами.

Этот тип людей очень склонен к чувственным наслаждениям. Пока молоды, они без счета разбрасывают свои силы и не берегут сил возлюбленных своих. Спят мало, сжигают много энергии, но быстро восстанавливают свои силы. Это сильные неутомимые работники, которые предпочитают плодотворное дело видениям искусства. Натуры самоуверенные, любящие командовать, навязывать свою волю другим.

Хотя Марс и Земля чисто мужские типы, встречаются среди них и женщины, у которых много мужских элементов. Их называют мужеподобными женщинами. Тело этого типа женщин по строению напоминает мужское, и энергия их также мужская. Марсианки повелевают не только женщинами, но и мужчинами. Но им не хватает прелести и интуиции.

Земной тип женщины использует свою мужскую энергию в ручной работе. В деревне она встает раньше всех и раньше всех ложится. Имеет мощный голос, который иногда становится сиплым. Когда хочет подкрепить свои слова, она стучит кулаком по столу, лишь только возникает в этом необходимость.

Руки земного типа женщин длинные (даже очень длинные). Так же, как и ноги, они квадратной формы. Пальцы лопатовидные.

Марсианец одевается корректно, но не изысканно. Лучше всего он чувствует себя в униформе. Элегантный костюм, даже если он вышел из-под руки хорошего мастера, теряет свой вид, если его надевает марсианец. Он любит готовые галстуки, так как не умеет или плохо завязывает их. Брюки марсианца не имеют складок, напротив, они вытянуты на коленях. В то время как венерин тип с удовольствием вдевает в петлицу цветок, а юпитерианец — какую-нибудь ленту в виде розетки фиолетового цвета, марсианец вденет небольшую военную ленточку, а земной тип — ничего.

Всмотритесь в рисунок 3. Вы увидите, что марсианец и марсианка, представленные слева один под другим, более стройные, чем земной тип мужчины и женщины, более тонкие, с более красивыми линиями. У марсианцев, мужчин и женщин, уже с первого взгляда улавливается большая интеллектуализация энергии. Земной тип мужчины и женщины более плотный, более тяжелый и не так симметричен и красив. Они более настойчивы и выносливы там, где требуется самая грубая работа.

Обратите внимание на их сильную шею. Члены их тела крупны, но не эстетичны. Они отечны или деформированы. Одна грудь находится ниже другой. Рот, нос и глаза — даже в них чувствуется некоторая дисгармония. Земной тип мужчины и женщины часто обладает свирепой энергией. Если интеллект их слабо развит, то они легко становятся грубыми, жестокими и даже преступниками.

Легко представить себе нашего марсианца полковником, а марсианку директором крупного пошивочного ателье. Земной тип мужчины бывает неутомимым работником, женщина становится хорошим продавцом в магазине.

Овальные типы

Из формы дискобола, метателя диска, происходят три овальных типа — Меркурий, Солнце и Венера.

В то время, как господствующей чертой квадратных типов была мощь мускульной системы, а господствующей психологической чертой — мужская энергия, главная физическая черта овальных типов — это утонченность линий, которая выражает как изящество, так и силу, а главная душевная черта — это умственный характер стремлений и интуиция.

Среди этих трех типов два чаще всего мужские — Меркурий и Солнце. Третий чаще всего женский — Венера. Но все же есть и женский меркурианский и солнечный типы, и мужской венерин тип. Легко угадываются различия, которые отделяют мужчин, принадлежащих к квадратному типу Марс и Земля, от овального типа мужчин Меркурий и Солнце. У первых — энергия при известных условиях груба, она достигает максимума мужественности. У вторых — тоже могучая энергия, но она более гибкая и не так разрушительна. Этот тип людей способен больше рассуждать и понимать.

Венерин тип — это женщина со всем интеллектуальным, чувственным, которое есть в ней. Венерин тип мужчины — это женщина, созданная по ошибке как мужчина. Он имеет ее контуры и ее природную пассивность.

Всмотритесь в рисунок 4. Вы увидите основные овальные типы: и с одной, и с другой стороны их образец — это метатель диска. Вверху меркурианец, а справа от него меркурианка. Под ними солнечный тип мужчины и женщины. Внизу — венерианец и венерианка.

Хорошо сложенные меркурианские и солнечные типы — атлеты скорости. По своим контурам солнечный тип более красив, чем меркурианский. Последнему не хватает величественного образа солнечного типа: его нос, лоб, шея, позвоночник — прямые. Солнечный же тип более пластичен: лоб его, орлиный нос, аристократический изгиб линии шеи, широкая грудная клетка образуют контраст его узкому тазу. Чистые линии его бедер, плеч, икр делают из него блестящий образец человеческой красоты, самого красивого среди нас.

У меркурианки вы найдете те же самые линии, что и у меркурианца: прямой лоб, нос, шея. Грудная клетка слегка сужается в талии. Ягодицы плоские, груди хорошо сформированы, но маленькие и плоские.

У солнечного типа женщины вы уловите ту же самую импозантную линию, что и у солнечного мужского типа: лоб развит и выпукл, шея аристократично смоделирована, грудная клетка развита и выпукла, груди более красивы, чем у меркурианки. Ягодицы солнечного типа женщины не имеют мягкости венериного типа, они более сухие, более плоские, но не так сухи и плоски, как у меркурианки.

В соответствии со своей царственной линией солнечный тип — это магнетический человек par exellence. В самом его содержании есть нечто авторитетное. Когда он входит в какое-нибудь собрание, все на него смотрят, умолкают и слушают. Его энергия обильна, но спокойна и сдержанна, дисциплинирована разумом.

Марсианский и земной тип дерутся, лишь только кровь ударит им в голову. Солнечный же тип наносит удар после того, как поразмыслит. Но и он сангвиничен. Интеллектуальный характер солнечного типа проявляется в предприятиях, индустрии, в банковских операциях, искусстве.

Солнечный тип женщины — это эквивалент солнечного типа мужчины. Она интеллигентна и способна руководить. Единственное, чего ей не достает, — это женственности.

Как мы уже сказали, меркурианец не имеет величественной линии солнечного типа, его линии более прямые. Прямой лоб слабее интеллектуализирован, чем широкий выпуклый лоб. Меркурианец способен на все, но не обладает достаточной энергией, организованным даром и устойчивостью, чтобы добиться больших результатов. Понимания его не так широки, как у солнечного типа. Совесть его при известных условиях более гибкая. Меркурианка приятна, интеллигентна, хитра, в любви рассудочна.

Третий из основных овальных типов — это венерин тип, специфично женский. Всмотритесь в венерианку (на рисунке 4, внизу справа). Это образ красивой женщины: груди ее хорошо развиты и сформированы (они не плоские, как у меркурианки, и более развиты, чем у ее названной солнечной сестры); бедра, ягодицы, бока ее широкие и мясистые (сравните с двумя предыдущими типами, чтобы понять явное различие). Волосы на лобке венерианки густые, сильные и образуют широкий треугольник.

Мужской венерин тип имеет очень женственный вид. У него плоские линии и плохая мускулатура. Плечи его очень толстые, таз широкий. Пекторальный мускул покрыт жиром и выглядит как женская грудь.

Психически венерианка отличается кокетливостью, интуицией, чувствительностью. Она — не женщина дела. Венерианец — мягок, нерешителен, изнежен, сентиментален. Он не создан руководить и повелевать.

Не угадываете ли вы в нашем меркурианце ловкого танцора? А меркурианка: не напоминает ли вам парижанку, всегда модно одетую, исправную в чаепитии и приемах, где непрестанно болтает? Солнечный тип это директор банка. Солнечный тип женщины — это светская дама, которую преследуют из-за ее ума. Венерианка — нежная любовница разгульного меркурианца или солнечного типа. Венерианец — продавец в модном магазине, полки которого завалены разными кружевами, лентами и шелковыми тканями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.