Тема 3. Целостный педагогический процесс.
План. 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Педагогическая система и ее виды. 2. Педагогический процесс как целостное явление. Сущность педагогического процесса. 3. Закономерности и движущие силы педагогического процесса. 4.Единство и взаимосвязь в пространстве и времени трех функций целостного педагогического процесса – обучающей, воспитательной, развивающей. Целостность личности как основа понимания реализации триединой функции педагогического процесса. Единство учебной и внеучебной деятельности в целостном педагогическом процессе. 5. Принципы учебно-воспитательного процесса. 6. Движущие силы педагогического процесса. Воспитательные механизмы педагогического процесса. 7. Средства учебно-воспитательного процесса. Логика и условия построения целостного педагогического процесса. 8. Деятельность как средство функционирования педагогического процесса в реализации его функций. Ведущие виды деятельности (труд, общение, познание, игра), их специфика в учебно-воспитательном процессе школы. Проблемы диагностики состояния и прогнозирования педагогического процесса. Тема 4. Закономерности целостного педагогического процесса. План. 1. Философская сущность закономерностей развития явлений и процессов в природе и обществе. Исторический экскурс об изучении сущности закономерностей педагогического процесса и их роли в деятельности субъектов педагогического процесса. 2. Специфика проявления законов диалектики в педагогике. Основной закон педагогического процесса. Педагогические закономерности. Сущность педагогических закономерностей. Внутренние закономерные связи между функциональными компонентами. 3. Принципы учебно-воспитательного процесса как конкретное проявление его закономерностей. Значение учета закономерностей и принципов в прогнозировании, в управлении педагогическим процессом. Тема 5. Воспитание в целостном педагогическом процессе. План. 1. Сущность воспитания. Диалектика процесса воспитания. Системы и структуры воспитательного процесса. Этапы воспитательного процесса, виды, уровни воспитания. Содержание процесса воспитания. Диагностика воспитанности. 2. Особенности воспитательного процесса на уроках, во внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся общеобразовательных школ. Личность в целостном педагогическом процессе. 3. Закономерности и принципы воспитания. Общественная направленность воспитания. Опора на положительное. Гуманизация воспитания. Личностный подход. Единство воспитательных воздействий. Тема 6. Содержание воспитательной работы в общеобразовательной школе. План. 1. Всесторонность личности как содержательная характеристика развития умственной культуры, готовности к труду, нравственной воспитанности, экологической, эстетической, физической культуры. Общечеловеческие ценности как основа формирования целостной личности. 2. Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Базовая роль знаний в процессе вхождения личности в мир человеческой культуры. Единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного в проявлениях мировоззрении. Мировоззренческие убеждения и действительность. Возрастные возможности формирования мировоззрения. 3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Патриотическое и интернациональное воспитание. Формированию культуры межнационального общения. 4. Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи формирования правовой культуры. Требования правовых норм. Работа с семьями воспитанников. Положительное влияние на мотивы и характер действий неформальных групп, придавая им общественно ценную направленность. 5. Формирование основ нравственной культуры личности. Воспитание гуманности. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. 6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Виды труда: учебный, общественно-полезный, производственный. Условия успеха трудового воспитания. Компоненты системы профессиональной ориентации: просвещение, диагностика, консультация, отбор, адаптация. Экономическое воспитание. Ясное представление об экономических закономерностях развития общества. Формирование экономического мышления, воспитание качеств характера гражданина. Межпредметные связи в процессе формирования экономической культуры. Формы и методы в системе формирования экономической культуры. 7. Экологическое воспитание. Формирование экологической культуры учащихся в учебном процессе и во внеучебной деятельности. Основные принципы экологического образования учащихся. Положительные и отрицательные воздействия человека на природу. 8. Формирование эстетической культуры учащихся. Средства и методы эстетического воспитания. Эстетика детской жизни, взаимоотношений, быта. Эстетическое восприятие природы. 9. Воспитание физической культуры личности. Задачи, средства и содержание воспитания физической культуры. Здоровый образ жизни. Показатели и критерии воспитанности школьников. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|