Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. (1 час)
План. 1.Понятие о личности. Взаимосвязь категорий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Сложность, многомерность личностной структуры, взаимосвязь всех ее компонентов. 2. Характеристика понятий «развитие», «воспитание», «формирование» личности. Социализация личности. 3. Положение философии о человеке как природном, социальном, историческом, активном существе - методологическая основа педагогического понимания личности, факторов ее развития, формирования, воспитания. 4. Основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности (наследственность, среда, воспитание). 5. Деятельность субъекта как фактор развития и формирование личности. Различные точки зрения в трактовке этой проблемы, их анализ. 6. Движущие силы и основные закономерности развития и формирования личности позиций современной педагогической науки. 7. Личность как цель воспитания. Личность — субъект собственного развития и процесса воспитания. Вопросы для обсуждения: 1. Что такое развитие личности? Что является движущей силой развития? 2. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним? 3. Какими факторами обуславливается развитие личности? Охарактеризуйте каждый из них? 4. Можно ли воспитанием полностью изменить человека? 5. Что такое диагностика развития? Как она осуществляется? Задания: 1. Представьте модель, схему развития, воспитания, формирования и социализации личности. 2. Предложите комплекс диагностических программ для изучения определенных качеств личности. 3. Найдите примеры из художественной литературу, периодической печати, где доказывается основополагающая роль воспитания в развитии личности. Особое внимание обратить на следующие понятия: личность, индивид, индивидуальность; развитие, воспитание, социализация, формирование, самовоспитание; возрастные и индивидуальные особенности школьников; дифференциация обучения. Тема 3. Целостный педагогический процесс. (1 час) План. 1. Предмет педагогики и объект деятельности учителя, развитие этих понятий, отражение проблемы в программах, в учебных пособиях, практике школы. История формирования понятия об объекте деятельности учителя. 2. Сущность педагогического процесса, его структурные компоненты. 3. Ученик как субъект педагогического процесса. 4. Педагогическая ситуация -элементарная «клеточка» педагогического процесса. Единство и взаимосвязь в пространстве и времени трех функций целостного педагогического процесса -обучающей, развивающей, воспитывающей. 5. Целостность личности как основа понимания реализации триединой функции педагогического процесса. Творческая личность. Одаренность личности. 6. Единство учебной и внеучебной деятельности в целостном педагогическом процессе. 7. Движущие силы педагогического процесса. Воспитательные механизмы педагогического процесса. 8. Средства учебно-воспитательного процесса. 9. Деятельность как средство функционирования педагогического процесса в реализации его функций. Ведущие виды деятельности (труд, общение, познание, игра), их специфика в учебно-воспитательном процессе школы. Творческая деятельность учащихся. Комплексное применение видов деятельности в педагогическом процессе. 10. Руководство педагогическим процессом. Проблемы диагностики состояния и прогнозирования педагогического процесса. Вопросы для обсуждения: 1. Что представляет собой педагогический процесс как система? 2. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса. Задания: 1.Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса. 2.Каковы особенности педагогической деятельности? Охарактеризуйте их. Особое внимание обратить на следующие понятия: педагогический процесс, закономерности, движущие силы, воспитательные механизмы, диагностика, прогнозирование.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|