ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНАСтр 1 из 89Следующая ⇒
Роберт Готтсданкер Основы психологического эксперимента Robert GOTTSDANKER Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. Ч.А. Измайлова и В.В. Петухова; науч. ред. рус. текста Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с. Оглавление: 1. Предисловие к книге «Основы психологического эксперимента» 2. Краткое содержание глав книги «Основы психологического эксперимента» 3. Глава 1. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ДУБЛИРУЮТ РЕАЛЬНЫЙ МИР 4. Глава 2. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА 5. Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, КОТОРЫЕ „УЛУЧШАЮТ“ РЕАЛЬНЫЙ МИР 6. Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРКАХ 7. Глава 5. ВЫДЕЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 8. Глава 6. ЗНАЧИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 9. Глава 7. МНОГОУРОВНЕВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 10. Глава 8. ФАКТОРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ 11. Глава 9. КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 12. Приложение. Словарь экспериментатора 13. Приложение. Сравнение различных типов экспериментов 14. Приложение. Список цитируемой литературы Предисловие редактора Мы рады представить читателю это прекрасное учебное пособие по экспериментальной психологии. Его цель — дать необходимые знания и сформировать необходимые навыки для проведения психологических исследований. Как отмечает и сам автор, книга построена по методическому принципу: ее главы посвящены описанию и анализу основных типов экспериментов. Последние объединены в три крупных класса: (1) — практически направленные эксперименты в реальных условиях; (2) — практически направленные эксперименты в специально созданных (моделирующих реальные) условиях; (3) — лабораторные эксперименты, проводимые для проверки теоретических гипотез. По мере ознакомления читателя с названными классами экспериментов автор вводит все более сложные экспериментальные схемы, расширяет круг необходимых понятий, описывающих технику экспериментирования, ставит все более сложные проблемы обеспечения полноценности и достоверности экспериментальных результатов. Книга обладает многими важными дидактическими достоинствами. Автор использует в каждой главе ряд экспериментов, которые иллюстрируют разбираемую схему или проблему. Список экспериментов, подвергнутых в книге детальному анализу, оказывается в конечном счете довольно обширным и разносторонним. Многие важные исследования, в том числе классические, не только освещены очень подробно, но и подчас повернуты неожиданно новой методической стороной. С первой же главы автор учит студента, казалось бы, простым, но необходимым и фундаментальным вещам: как вести протокол опыта, оформлять полученные результаты, адекватно их излагать и обсуждать, делать литературные ссылки и т. д. Статистические приложения в конце глав дают возможность учащемуся тут же применять полученные знания в собственных учебных или научных исследованиях. Вопросы, заключающие каждую главу, помогают студенту (равно как и преподавателю) проверить глубину усвоенных знаний. К настоящему времени вполне назрела необходимость в таком пособии. Существуют, с одной стороны, книги по экспериментальной психологии, построенные по предметному, или содержательному, принципу — с изложением фундаментальных результатов, которые получены в различных областях психологии. С другой стороны, пособия по планированию эксперимента, не обязательно психологического, где рассматриваются, как правило, схематические, абстрактные примеры. Настоящая книга, пожалуй, впервые восполняет пробел в учебной литературе на русском языке синтетического жанра. В ней строго проанализированные методические схемы наполнены живым, конкретным содержанием, взятым из психологических исследований. Не вызывает сомнений, что использование этого пособия в университетских курсах экспериментальной психологии и практикумах по общей психологии значительно повысит уровень профессиональной подготовки будущих психологов. Она, конечно, будет небесполезна и для уже работающих исследователей. Конечно, отработка экспериментаторской техники не может заменить находчивости, изобретательности и глубины ума исследователя. Но тем, кому будут приходить в голову интересные идея, эта книга поможет облечь их в детально разработанные, грамотные эксперименты. Не скроем, что освоение этой книги потребует от студентов затраты значительного труда. Мы надеемся несколько облегчить его, дополняя книгу составленным В. В. Петуховым «Словарем экспериментатора», в котором разъясняется смысл основных терминов и понятий. Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер Предисловие автора Эта книга о том, как проводить психологические эксперименты. Она не претендует на полное описание частных предметных областей психологии, например исследований сенсорных процессов, научения или социального поведения. В ней рассказывается об экспериментальных методах, которые применяются в любой из этих областей. Иначе говоря, книга построена по методическому принципу. Те из вас, кто уже знаком с подобными работами, сразу же заметят отличие данной книга от них. В нашей книге гораздо меньше разговоров о Науке с большой буквы. Более того, она строится, как вы убедитесь, скорее по образцу учебников фундаментальных наук. Она начинается с изложения самых простых экспериментальных задач, решить которые нетрудно, и постепенно, шаг за шагом, продвигается к более сложным, спорным и важным проблемам. Каждый следующий шаг обоснован всем предыдущим материалом. Ориентируясь на эксперименты наиболее высокого уровня, мы никогда не принижаем значение прикладных исследований. Последние занимают почти половину книги. Автор твердо убежден, что хороший прикладной эксперимент стоит дюжины тех, результаты которых неприменимы на практике. Безусловно, при современном внимании к качеству планирования и проведения прикладных исследований они приобретают самостоятельный научный статус. Мы будем излагать методический курс экспериментальной психологии, разделяя его на самостоятельно завершенные, целостные части. Такое изложение имеет ряд преимуществ. Можно было бы построить книгу «тематически», посвящая отдельные главы измерению параметров изучаемого поведения, выбору испытуемых, экспериментальным схемам и способам обработки полученных данных. Но в таком случае просто невозможно получить исчерпывающие знания о каком-либо типе эксперимента, пока не прочтешь книгу до конца. Чтобы полностью понять, как проводятся даже самые простые эксперименты, студенту пришлось бы упорно заучивать каждую отдельную часть материала и бесконечно ждать, когда они сложатся вместе. Здесь же с самого начала на доступном для студентов уровне описываются целые эксперименты. И не нужно ждать, когда же восполнятся все пробелы. Преимущество такого изложения особенно велико при сочетании чтения курса с лабораторными занятиями. Координации с текстом можно достичь, подобрав постепенно усложняющиеся эксперименты. Полезные лабораторные эксперименты есть фактически уже в первой главе. Центральная тема нашей книги — тесная взаимосвязь понятий валидности и безупречного эксперимента. Мы систематизировали различение внутренней и внешней валидности, введенное Кемпбеллом и Стенли (1962), предложив более строгие определения, чем употреблявшиеся до сих пор. Хочется верить, что эти определения не просто прибавятся к весьма беспорядочному набору понятий, которых и без того вполне достаточно, но внесут в него какую-то ясность. Мы уточнили довольно противоречивые взгляды Кеппелла (1968, с. 23) на «идеальный эксперимент» и выделили другие типы безупречных экспериментов. Говоря кратко, эксперимент обладает одним из двух видов валидности постольку, поскольку он приближается к одному из типов безупречного эксперимента. Большое значение при проведении экспериментов имеет обработка полученных данных и статистические выводы. Поэтому мы снабдили главы нашей книги приложениями по статистике. Статистические приложения написаны так, чтобы отвечать интересам самых разных студентов и преподавателей. Если студенты уже прошли курс статистики, приложения позволят повторить его. Таким студентам, а также тем, кто проходит статистику вместе с курсом экспериментальной психологии, они должны помочь связать эти две области воедино. Для студентов, которые еще будут учить статистику, они должны временно заменить полностью развернутый курс. А если некоторые преподаватели не хотят объединять изучение статистики и' экспериментальной психологии, то приложения не обязательно использовать вообще. Книгу можно читать и без них. Кстати, не ищите приложений к главе 5. Их просто нет! При обсуждении основных идей книги мне очень помогли все мои коллеги по университету в Сайта Барбара. Но особо мне хочется поблагодарить проф. Мерилин Бревер. В наших бесконечных дискуссиях по вопросам статистики она проявляла не только блестящую эрудицию, но и завидное терпение. Я искренне признателен проф. Джеймсу Дж. Дженкинсу, старшему консультанту изд-ва Прентис-Холл за его преданность фундаментальным наукам. Я благодарен также своим рецензентам за их полезные предложения: проф. Чарлзу Е. Клиетту из ун-та Восточной Каролины, проф. Эдварду Домберу из ун-та в Дрю, проф. Роберту У. Ферни из Фоникс-Колледжа, проф. Джозефу Б. Хеллиджу из ун-та Северной Каролины, проф. Марку Собеллу из ун-та в Вандербилте. Я глубоко признателен м-ру Теодору К. Джарсеку, заведующему психологической редакцией Прентис-Холла, за то доверие, которое он мне оказал. Я приношу благодарность распорядителю литературных прав покойного сэра Роналда А. Фишера, доктору Франку Уейтсу, а также изд-ву Лонгмен Групп Лимитед (Лондон) за разрешение перепечатать таблицу IVиз их книги «Статистические таблицы для биологических, сельскохозяйственных и медицинских исследований» (6-е изд., 1974). Роберт Готтсданкер
Краткое содержание глав книги "Основы психологического эксперимента" Эксперименты, которые дублируют реальный мир. Мы обсудили три эксперимента: использование наушников на ткацком производстве, сравнение двух методов заучивания фортепьянных пьес, и оценка двух сортов томатного сока.
Основы планирования эксперимента. Безупречный эксперимент провести невозможно. ВАЛИДНОСТЬ. Существует два типа валидности: внутренняя и внешняя. Внутренней валидностью обладает эксперимент, в котором можно получить то же отношение между НП и ЗП, что и в идеальном или бесконечном экспериментах, т. е. устранить побочные влияния. Если эксперимент по своему проекту позволяет получить те же результаты, что и эксперимент полного соответствия, то он обладает внешней валидностью.
Эксперименты, которые улучшают реальный мир. Проведено три эксперимента, улучшающих реальный мир: посадка самолета на наклонную территорию, наблюдение с биноклем и без него при поисковых операциях на море и проверка качества работы с двумя высотомерами.
Эксперименты на предварительных выборках. Мы обсудили три эксперимента. Первый посвящен способам информирования о ценах на продукты, второй-улучшению навыка пилотов по выполнению посадочных операций при выполнении специальной тренировки, и третий-изучению испанского языка.
Выделение НП. Эталоном для оценки внутренней валидности эксперимента, в котором выделяется истинная НП, является чистый эксперимент. Это идеальный эксперимент. В котором испытуемому одновременно предъявляются два разных условия НП. НП должна быть единичной. Другие переменные должны сохраняться строго постоянными.
Значимые результаты. Нуль-гипотеза состоит в том, что условия не различаются. Она отвергается, если вероятность получения различия, при котором нуль-гипотеза верна, меньше 0,05.
Многоуровневые эксперименты. Преимущества многоуровневого эксперимента: он обеспечивает большую внутреннюю валидность. В этом эксперименте используется неограниченное число уровней. Чем больше уровней НП мы используем, тем больше становится внутренняя валидность и лучше сказывается контроль над сопутствующим смешением. Ступенчатое изменение НП, приводящее к ступенчатому изменению ЗП, делает маловероятным такое смешение. Для межгрупповой схемы существует практическая трудность: она состоит в необходимости привлекать слишком большое количество испытуемых. Это можно преодолеть путем использования кросс-индивидуального реверсивного уравнивания. Но эта схема не обеспечивает контроль эффектов неоднородного переноса от предыдущей пробы к следующей. Такой контроль обеспечивает схема полного позиционного уравнивания, но она требует слишком большого числа различных последовательностей. Типичным методом внутрииндивидуального уравнивания является латинский квадрат. В этой схеме каждый уровень НП появляется однажды в каждой позиции последовательности. Не обеспечен контроль эффектов ряда.
Факторные эксперименты. Факторный эксперимент — это эксперимент с использованием по крайней мере двух НП. В итоге факторного эксперимента определяется основной результат действия каждой из НП и взаимодействия между ними. На примере эксперимента с рассеченным сводом раскрыто конкретное содержание основных результатов и взаимодействия и показаны способы их измерения. Основной результат действия НП — разность между средними общими значениями ЗП по каждому из уровней. Взаимодействие — разность между двумя разностями по каждому из уровней второй НП. Одна из НП помещается на горизонтальной оси, и затем по соответствующим значениям ЗП строятся соответствующие графики для каждого из уровней другой НП. Если отрезки, полученные таким образом для второй НП, параллельны, взаимодействие отсутствует. Если отрезки расходятся вправо или влево, взаимодействие называют расходящимся, а если они пересекают друг друга, то это пересекающееся взаимодействие. ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНА Оптимальная сила напряжения, способствующая хорошему обучению, должна понижаться с увеличением трудности задач.
Корреляционные исследования. Корреляционные исследования используются в тех случаях, когда для проверки некоторых гипотез нельзя применить активный эксперимент. Методы контроля в КИ могут быть двух видов: подбор индивидуальный пар испытуемых и выделение однородных подгрупп. Первый метод связан с двумя трудностями. Чем больше переменных, по которым уравниваются испытуемые, тем меньше испытуемых оказывается в распоряжении исследователя. Следовательно, невозможно проконтролировать побочные переменные. Оставшиеся испытуемые не совсем типичны для сравниваемых групп, и полученные отношения оказываются непредставительными. Было рассмотрено два эксперимента: выяснена зависимость психологической приспособленности от методов воспитания и зависимость интеллекта от порядка рождения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|