Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 7. Средства, формы и методы воспитания. (1 час)



План.

1. Средства, формы, методы как двигательный механизм педагогического процесса. Общие понятия о средствах, формах, методах и приемах, их взаимосвязь в целостном педагогическом процессе. Специфика их использования в учебное и во внеучебное время Характеристика методов педагогического процесса. Различные подходы к их классификации. Взаимосвязь методов обучения и воспитания как отражение единства всех функций педагогического процесса. Специфические особенности методов формирования личности во внеучебное время.

2. Методы формирования сознания личности: разъяснение, беседа, внушение, убеждение, пример.

3. Методы формирования положительного опыта и культуры поведения: приучение, поручение, упражнение, создание воспитательных ситуаций.

4. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание, их виды. Педагогические условия их применения. Отбор методов воспитания как проявление педагогического творчества.

5. Методы контроля и самоконтроля.

6. Взаимосвязь средств, форм, методов как условие эффективности организации воспитательной деятельности.

Задание:

Составить схему «Методы воспитания», таблицу «Средства воспитания».

Особое внимание обратить на следующие понятия: средства, формы, методы и приемы воспитания; оптимальный выбор, эффективность

Тема 8. Воспитание личности в коллективе. (0,5 часа)

План.

1. Детский коллектив как составляющая социальной среды. Коллектив как субъект и объект воспитания, сущность коллектива. Ведущие идеи коллективного воспитания, разработанные в трудах советских педагогов (СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Диалектика коллективного и индивидуального в формировании личности.

2. Функции, законы и этапы формирования детского коллектива. Своеобразие педагогического руководства на каждом из этапов. Основные средства формирования детского коллектива. Роль деятельности и общения. Эмоциональное богатство коллективной жизни, значение коллективных традиций для присвоения положительного общественного опыта.

3. Различные типы детских коллективов (классный, школьный,
разновозрастный, временный, по интересам); их специфика, взаимодействие,
преемственность.

4. Детский коллектив в системе «педагоги-учащиеся». Воспитательные механизмы в функционировании педагогического процесса: взаимодействие педагогов и учащихся в различных видах коллективной деятельности. Работа учителя по организации коллективной познавательной деятельности в процессе обучения. Педагогическое руководство коллективной деятельностью учащихся разного возраста во внеклассной работе.

5. Характер заданий и общественных поручений, связанных с различными формами жизнедеятельности учащихся. Индивидуальные, групповые, коллективные задания (поручения). Коллектив и индивидуальное развитие личности. Роль общения как средства и условия совместной деятельности учителя и учащихся.

6. Методика изучения состояния детского коллектива в педагогическом процессе.

Задание:

Составить таблицу «Этапы формирования коллектива» (по Макаренко А.С.).

Особое внимание обратить на следующие понятия: детский коллектив; коллективная деятельность, взаимодействие; принципы «параллельного действия» и «перспективных линий»; поручения-задания; культура педагогического общения







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.