Тема 7. Средства, формы и методы воспитания. (1 час)
План. 1. Средства, формы, методы как двигательный механизм педагогического процесса. Общие понятия о средствах, формах, методах и приемах, их взаимосвязь в целостном педагогическом процессе. Специфика их использования в учебное и во внеучебное время Характеристика методов педагогического процесса. Различные подходы к их классификации. Взаимосвязь методов обучения и воспитания как отражение единства всех функций педагогического процесса. Специфические особенности методов формирования личности во внеучебное время. 2. Методы формирования сознания личности: разъяснение, беседа, внушение, убеждение, пример. 3. Методы формирования положительного опыта и культуры поведения: приучение, поручение, упражнение, создание воспитательных ситуаций. 4. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание, их виды. Педагогические условия их применения. Отбор методов воспитания как проявление педагогического творчества. 5. Методы контроля и самоконтроля. 6. Взаимосвязь средств, форм, методов как условие эффективности организации воспитательной деятельности. Задание: Составить схему «Методы воспитания», таблицу «Средства воспитания». Особое внимание обратить на следующие понятия: средства, формы, методы и приемы воспитания; оптимальный выбор, эффективность Тема 8. Воспитание личности в коллективе. (0,5 часа) План. 1. Детский коллектив как составляющая социальной среды. Коллектив как субъект и объект воспитания, сущность коллектива. Ведущие идеи коллективного воспитания, разработанные в трудах советских педагогов (СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Диалектика коллективного и индивидуального в формировании личности. 2. Функции, законы и этапы формирования детского коллектива. Своеобразие педагогического руководства на каждом из этапов. Основные средства формирования детского коллектива. Роль деятельности и общения. Эмоциональное богатство коллективной жизни, значение коллективных традиций для присвоения положительного общественного опыта. 3. Различные типы детских коллективов (классный, школьный, 4. Детский коллектив в системе «педагоги-учащиеся». Воспитательные механизмы в функционировании педагогического процесса: взаимодействие педагогов и учащихся в различных видах коллективной деятельности. Работа учителя по организации коллективной познавательной деятельности в процессе обучения. Педагогическое руководство коллективной деятельностью учащихся разного возраста во внеклассной работе. 5. Характер заданий и общественных поручений, связанных с различными формами жизнедеятельности учащихся. Индивидуальные, групповые, коллективные задания (поручения). Коллектив и индивидуальное развитие личности. Роль общения как средства и условия совместной деятельности учителя и учащихся. 6. Методика изучения состояния детского коллектива в педагогическом процессе. Задание: Составить таблицу «Этапы формирования коллектива» (по Макаренко А.С.). Особое внимание обратить на следующие понятия: детский коллектив; коллективная деятельность, взаимодействие; принципы «параллельного действия» и «перспективных линий»; поручения-задания; культура педагогического общения ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|