Тема 9. Основы семейного воспитания. (0,5 часа)
План. 1. Воспитание детей в семье. Педагогические идеи о семейном воспитании А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. 2. Теоретические основы организации педагогического процесса в семье. 3. Основные компоненты организации педагогического процесса в семье. Цель, задачи, содержание семейного воспитания, средства, формы, методы организации жизнедеятельности детей и взрослых в семье. 4.Основные характеристики педагогического процесса в семье, методы их изучения. Формы сотрудничества школы и семьи. Роль классного руководителя (наставника) в работе педагогического коллектива с семьей. Этнопедагогическое воспитание в семье. Особое внимание обратить на следующие понятия: семья; семейное воспитание; педагогическая система, установление контактов, педагогическая активность родителей, формы сотрудничества, интеграция воспитательных возможностей семьи и школы. Тема 10. Обучение в целостном педагогическом процессе. (1 час) План. 1. Обучение - составная часть целостного педагогического процесса. Воспитательные возможности обучения и образования. 2. Проблемы современной дидактики. 3. Сущность процесса обучения. Методологические основы. 4. Особенности познавательной деятельности учащихся. Психологические основы обучения. Психологические теории учения: ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. 5. Реализация в процессе обучения основных функций целостного педагогического процесса - развивающей, воспитывающей, обучающей. 6. Структура, основные этапы (звенья) процесса обучения. 7. Закономерности и принципы обучения. Задания: 1. Дайте характеристику основных функций процесса обучения. 2. Назовите основные виды обучения и их характерные черты. 3. Какова логика учебного процесса и каков механизм усвоения знаний. 4. Составить таблицу «Дидактические системы». Особое внимание обратить на следующие понятия: дидактика, процесс обучения, функции обучения, закономерности, принципы обучения; педагогические технологии; проблемное обучение, программированное обучение, дифференцированное обучение, алгоритмное обучение, адаптивное обучение, перспективно-опережающее обучение; теория поэтапного формирования умственных действий. Тема 11. Содержание образования в средней школе. (1 час) План. 1. Научно-педагогические основы определения содержания образования: общие понятия об образовании и его содержании; проблемы содержания образования в истории школы и педагогической мысли; основные вехи построения содержания образования в период становления и развития советской школы; общечеловеческая культура, социальный опыт как основа определения состава образования. 2. Характеристика компонентов содержания образования: основы знаний о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к приобретаемым знаниям. 3. Взаимосвязь общего, политехнического, профессионального образования. Проблемы межпредметных связей в содержании образования. 4. Реальные учебные возможности учащихся, их учет при определении содержания образования. Обновление содержания образования в современной школе, проблемы определения содержания образования в школах нового типа. 5. Творческое отношение к отбору содержания образования. Основные направления обновления содержания образования в национальной школе. 6. Характеристика документов, определяющих содержание образования: учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия. 7. Проблемы образования в зарубежной школе. Вопросы для обсуждения: 1. Какова сущность содержания образования? 2. В чем заключается исторический характер содержания образования? 3. Назовите и охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования? 4. Каковы факторы, детерминирующие содержание образования? 5. Дайте характеристику принципов отбора содержания общего образования? Задание: 1. Составьте таблицу критериев отбора наук, изучаемых в современной школе. 2. Дайте анализ государственного образовательного стандарта общего среднего образования. 3. Составьте схему типов учебных планов и проанализируйте базисный учебный план средней общеобразовательной школы. 4. Опишите, что собой представляет учебная программа, каковы ее функции. 5. Составьте схеме требований, предъявляемых к учебникам. Особое внимание обратить на следующие понятия:содержание образования, детерминанты содержания образования, критерии отбора содержания образования; Государственный образовательный стандарт, нормативные документы; модель школы ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|