Тема 14. Современные подходы к активизации познавательной деятельности учащихся. Образовательные технологии. (1 час)
План. 1. Достижения современной дидактики, их реализация в совершенствовании учебно-воспитательного процесса школы. 2. Характеристика различных подходов к процессу обучения: - проблемное обучение; - исследовательский подход в познавательной деятельности учащихся; формирование у учащихся познавательных интересов и приемов умственной деятельности; - алгоритмизация и программированное обучение; - компьютеризация обучения; - крупноблочное преподавание и профильное обучение; - дифференцированное обучение; - коллективная познавательная деятельность; - формирование школьника как субъекта познавательной деятельности и собственного развития. Творческая деятельность учащихся в ходе познавательной деятельности. 3. Идеи и технологии обучения в опыте педагогов-новаторов. Сочетание традиционных и современных подходов к совершенствованию процесса обучения. Вопросы для обсуждения: 1. Докажите значимость активизации познавательной деятельности учащихся в современной школе. 2. Раскройте сущность понятий «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности учащихся». В чем их взаимосвязь и различие? 3. Назовите структурные компоненты познавательной активности учащихся. 4. Каково значение в познавательной активности учащихся занимает мотивация учения? Что может выступать в качестве мотивации учения? 5. Докажите. Что познавательная активность учащихся зависит от овладения общеучебными и специальными умениями. Назовите ведущие общеучебные умения. 6. Охарактеризуйте средства, формы, методы, активизации познавательной деятельности учащихся. Приведите примеры по предметы своей специальности. Задание: 1. Составить список литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся. 2. Разработать 2-3 игры, способствующие познавательной активности учащихся. 3. Составить проблемные ситуации по одной из тем преподаваемого предмета (математика, биология, история и т.д.) 4. Составить исследовательские задания по предмету своей специальности для одаренных детей. Особое внимание обратить на следующие понятия: познавательная деятельность; активизация, алгоритмизация, компьютеризация, дифференциация, интеграция, проблемное обучение, программированное обучение, профильное обучение; педагогические образовательные технологии; творчество, творческая деятельность. Тема 15. Формы и методы контроля в процессе обучения. Учет знаний. (0,5 часа) План. 1. Функции учета и оценки результатов учебно-воспитательной работы: стимулирующие, развивающие, образовательные, обучающие, контролирующие, воспитывающие. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций учета. Критерии эффективности достижений личности. Успеваемость как характеристика учебной работы и её показатели. 2. Теоретические основы контроля и учета результативности учебной работы Виды контроля и учет результатов обучения. 3. Система методов контроля и оценки результатов учебной работы: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), проверка письменных работ (домашние письменные работы, самостоятельные, классные, контрольные), зачеты, экзамены, повседневное наблюдение. 4. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся в условиях дифференцированного обучения. 5. Оценка знаний учащихся. Требования к её организации. Обязательные результаты обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся. Участие школьников в оценочном процессе (взаимооценка, самооценка, оценочное суждение). Взаимодействие учащихся в оценочном процессе. 6. Специфика контроля и учета результатов внеучебной деятельности: природоохранительной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной, игровой. Система методов контроля и оценки результатов внеучебной деятельности. Особое внимание обратить на следующие понятия: функции учета; контроль, формы контроля, методы контроля; диагностика обученности, диагностика обучаемости; успеваемость, тестирование достижений и развития, оценка, оценочные суждения, отметка, критерии достижений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|