Здавалка
Главная | Обратная связь

Медико-профилактического факультетов по курсу «Профессиональные болезни»



Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

 

 

Задания

По медицинской деонтологии для

Студентов лечебного, педиатрического

медико-профилактического факультетов по курсу «Профессиональные болезни»

 

Владикавказ - 2009


Учебно-методическое пособие по медицинской деонтологии для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов утверждены на заседании ЦКМС ГОУ ВПО СОГМА Росздрава.

 

Протокол № 2 от 17 апреля 2009 г.

 

Учебно-методическое пособие по медицинской деонтологии составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней с профессиональными болезнями, физиотерапией и сестринского дела М.М. Теблоевым.

 

РецензентЫ:

¨ заведующая кафедрой факультетской терапии, профессор О.О. Басиева;

¨ заведующая кафедрой общей гигиены, профессор А.Р. Кусова

 


Преподавание деонтологии – учение о должном (И.Бентам, 1834) в медицинских вузах нашей страны приобретает в последние годы особую актуальность. Подтверждением актуальности проблемы медицинской деонтологии служит появление в печати многочисленной литературы как монографического, так и, в основном, журнального характера, посвященной различным аспектам деонтологии.

Работ по деонтологии в профпатологии, за исключением отдельных журнальных статей, мало. В то же время вопросы медицинской деонтологии в клинике профессиональных заболеваний, помимо общих положений, имеют свою специфику. Обусловлено это особенностями диагностического и реабилитационного процессов в клинике профессиональных заболеваний. Уже при проведении предварительных медицинских осмотров вновь принимаемых на работу врач беседует с больным о характере производства, возможности развития профессиональных и общих заболеваний при несоблюдении гигиенических требований, а в некоторых случаях, при наличии противопоказаний, объясняет причины, препятствующие работе в данной профессии. Даже на этом этапе при неправильном деонтологическом поведении врача могут возникать конфликты.

Большое место занимает деонтология в работе цехового врача. Разъяснение степени опасности воздействия производственных вредностей. Недостаточно высокое качество проведения периодических медицинских осмотров может приводить к гипердиагностике профессиональных заболеваний у работающих, которые при последующем углубленном медицинском обследовании не подтверждаются. Это наносит психологическую травму рабочему, дискредитирует полезность медицинского осмотра. Сомнения врача, его неуверенность в характере заболевания не должны стать достоянием больного.

Диагностика характера заболевания в специализированном медицинском учреждении — всегда ответственная задача. Государство предоставляет большие льготы больным с профессиональными заболеваниями (выплата денежных пособий по специальному страхованию, льготное пенсионирование, 100% оплата по больничному листу, Ежегодно санаторно-курортное лечение независимо от соцпакета. Поэтому больные очень заинтересованы в постановке профессиональной категории заболеваний. Неквалифицированные заключения специалистов, выдача на руки медицинской документации, общение с другими больными. Всё это нередко порождает у врача профпатолога недоверие к больному, его высказываниям, жалобам. Разногласия в медицинском коллективе по поводу диагноза профессионального заболевания нередко становятся достоянием больных и порождают обоснованные жалобы. Вот почему в заданиях по медицинской деонтологии разделу «врач — больной» и «врач — медицинский коллектив» уделяется особое внимание. Разделы «врач — родственники», «врачебная тайна» в клинике профессиональных заболеваний не являются ведущими и занимают второстепенное место.

Большого внимания заслуживают вопросы врачебно-трудовой экспертизы и реабилитации больных при профессиональных заболеваниях. Перевод больного в облегченные условия труда или отстранение его от работы сопровождается психологической перестройкой. Отсутствие материальных стимулов, отрицательное влияние родственников, равнодушие врача и администрации предприятий способствуют удлинению сроков реабилитации больных, появлению группы так называемых «передержанных инвалидов». Использование остаточной трудоспособности в условиях ограниченности трудовых ресурсов приобретает большой социальный и экономический смысл.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что деонтологические аспекты преподавания профпатологии должны занимать важное место в медицинском вузе. Будущий врач должен творчески и логически мыслить, а не только иметь определенный багаж знаний. Изучение творческого материала по «графам» облегчает его усвоение, но не воспитывает специалиста как человека.

Представляемые ниже задания по деонтологии воспроизводят реальные жизненные ситуации, позволяют проверить подготовленность будущего специалиста как врача с деонтологических позиций. Эталоны ответов как один из вариантов решений дают толчок к творческой деятельности студентов, обучают правильности их деонтологического поведения.

При подготовке к лекциям и практическим занятиям студенты знакомятся с содержанием заданий, мысленно воспроизводят ситуацию и свое к ней отношение. Лишь после этого сравнивают эталоны ответов со своим решением.

Преподаватели используют задания на практических занятиях как дополнения при отсутствии реальных ситуаций. Студентам раздаются задания, дается время на обдумывание. Контрольный опрос может быть проведен устно или в письменном виде.

Задания могут оказаться полезными для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов. В целях удобства пользования материалом задачи условно распределены по тематике «Врач — больной», «Врач — медицинский коллектив», «Врач — родственники больного», Врачебная тайна.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.