Здавалка
Главная | Обратная связь

Деонтология и врачебная этика в стоматологии

 

Медицинская деонтология (учение о должном; от греч. dеоп, dеопtоs - долг, должное; 1оgоs -учение) - это учение о моральном, эстети­ческом и интеллектуальном облике врача, совокупность морально-эти­ческих и нравственных норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, способствующее созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.

Теоретической основой деонтологии является врачебная этика -правила и нормы взаимоотношений между медицинскими работни­ками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми медицинскими учреждениями. Считается, что основные принципы медицинской этики и деонтологии сформулировал Гиппократ. Деонтология, проявляясь в поступках ме­дицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Соблюдение врачами-стоматологами этико-деонтологических норм и правил имеет важное значение в их профессиональной деятельности. Это связано с рядом особенностей стоматологии как раздела научной и практической медицины.

Во-первых, у многих пациентов посещение стоматолога вызывает значительное психоэмоциональное напряжение. Это связано со стра­хом пациента перед ожидаемой болью и предстоящими манипуляция­ми врача. Многие люди не переносят звука работающей бормашины, ультразвука и других воздействий на организм. Поэтому важнейший принцип стоматологической деонтологии - безболезненность всех ле­чебных и диагностических манипуляций. Если врач все-таки вынужден причинить боль, он обязан действовать быстро, без колебаний, так как неуверенность замедляет манипуляцию, понижает ее качество и тем самым причиняет вред больному.

Во-вторых, важнейшим лечебным средством является слово врача, его чуткое, внимательное отношение к пациенту. Прежде чем начи­нать манипуляции, необходимо убедить больного в правильности постановки диагноза и выбранного метода лечения. Необходимо создать у пациента мотивацию на сотрудничество с врачом.

Недопустимы разговоры при пациенте о том, что у одного больного «испортили зуб», у другого - «удалили не тот зуб», а у третьего -«сломали в зубе иглу» и т.п. Недопустимы в присутствии пациента критические замечания в адрес коллег по поводу допущенных ими ошибок, недостаточного уровня профессиональной подготовки, нали­чия негативных черт характера и т.д. Неверно сказанное слово может вызвать у пациента заболевание - ятрогению.

В-третьих, доверие к врачу вызывает его опрятная внешность, непоказное дружелюбие, уравновешенность характера, умение вы­слушать больного, участие и понимание его проблем. Необходимо сначала выслушать пациента, не спешить вносить коррективы в его логические построения, так как пока пациент не все сказал, он не готов принять никакую медицинскую помощь. С пациентом всегда нужно разговаривать на равных, уважительно, независимо от его возраста, финансового и социального положения.

В-четвертых, при общении с пациентом важно учитывать особенности его характера. Так, сангвиника следует только убедить в целесообразности лечения, обратить его внимание на возможные предстоящие неприятные моменты лечебной манипуляции, и пациент будет сидеть относительно спокойно. Более терпимо к лечению отно­сятся меланхолики и флегматики. Особое отношение к себе требуют пациенты с холерическим складом характера. Эти люди беспокойны, отрицательно влияют на ожидающих своей очереди больных, создавая нервозную обстановку. Их трудно усадить в кресло, они быстро воз­буждаются, очень настороженно относятся к проводимому лечению, препятствуют манипуляциям, плохо переносят боль. Кроме убеждения в таких случаях целесообразно проявить твердость. Никогда нельзя идти на поводу у пациента.

В-пятых, еще одна проблема, имеющая деонтологический ас­пект, - взаимоотношения стоматолога со специалистами других областей медицины. Первичные симптомы многих заболеваний (на­пример, крови, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и т.д.) нередко проявляются именно в полости рта, а состоя­ние челюстно-лицевой области, в свою очередь, оказывает влияние не только на функции, но и на развитие патологических процессов в организме. Если нет взаимодействия и взаимопонимания между вра­чами «смежных» специальностей, возможны ошибки, возникновение конфликтов и в результате - неадекватное лечение пациента.

В-шестых, в современных условиях, с одной стороны, произошел значительный скачок в качестве оказании стоматологической помощи пациентам, а с другой - значительное место в практической стомато­логии занимают платные услуги. В связи с этим изменился характер взаимоотношений врача-стоматолога и пациента: они частично пе­решли в плоскость отношений продавца и потребителя стоматологи­ческих услуг. Большинство пациентов хотят иметь высокий уровень обслуживания и современный стоматологический сервис. Однако при этом у них могут возникать сомнения в обоснованности назна­чения некоторых лечебно-диагностических манипуляций. Они могут опасаться, что врач-стоматолог, желая заработать, завышает объем необходимой стоматологической помощи. Несмотря на всю важность экономической составляющей своей деятельности, врач-стоматолог должен подходить к пациенту, в первую очередь с точки зрения ме­дицинской целесообразности и эффективности избранных методов диагностики и лечения. Совершенно недопустим подход, когда врач выбирает и пытается навязать пациенту не самый эффективный, а самый дорогостоящий метод. С другой стороны, нельзя относиться к платной стоматологической помощи только как к услуге, которую пациент оплачивает и поэтому сам может решить, что ему должен сделать врач. Пациент должен получить эффективную и качест­венную медицинскую помощь, а врач - добросовестно заработанный профессиональный гонорар.

В-седьмых, важным деонтологическим аспектом является санитар-но-просветителъская работа врача. Необходимо пропагандировать, в том числе и личным примером, здоровый образ жизни, гигиенический уход за полостью рта, разъяснять, что следует делать для сохранения здоровья и полноценной функции зубов, обучать население методам профилактики и гигиеническим навыкам.

 

В заключение данного раздела приводим Международный кодекс медицинской этики и Женевскую декларацию, наиболее полно, на наш взгляд, отражающие современные принципы медицинской этики и деонтологии.

 

 

Международный кодекс медицинской этики*

*Принят 3-й Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциа­ции, Лондон, Великобритания, октябрь 1949; дополнен 22-й Всемирной ме­дицинской ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-й Всемирной медицинской ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.