Здавалка
Главная | Обратная связь

Модели ювенальной юстиции в мировой практике



Среди действующих моделей ювенальной юстиции в уголов- ном процессе принято выделять два подхода. Англосаксонская система (англо-американская) принята в США, Англии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Она действует на основе пре- цедентного права. В континентальной (романо-германской) модели, функционирующей в странах Евросоюза, источниками права являются законы и различные нормативные акты.


Одно из отличий – в их преимущественной направленности. Англосаксонская модель в целом ориентирована на обществен- ную безопасность. Справедливое наказание и дифференциро- ванная ответственность рассматриваются в качестве одной из основных мер по предотвращению правонарушений несовер- шеннолетних. В континентальной модели акценты делаются на сопровождении, реабилитации и коррекции (Пастухов В.Б.,

2008). Следует отметить, что подобное деление достаточно условно. В станах, где функционирует ювенальная юстиция, стремятся к определенному прагматичному компромиссу между защитой интересов несовершеннолетних, соблюдением их прав, свобод и общественной безопасностью.

Англосаксонская и континентальная модели различаются также по кругу правонарушений, входящих в юрисдикцию ювенальных судов. В странах с романо-германским правом они рассматривают все дела несовершеннолетних вне зависимости от тяжести правонарушений. Передача дел в суды общей юрис- дикции не допускается даже в виде исключения. Более того, дела взрослых соучастников также рассматриваются в этих судах (Мельникова Э.Б., 2000). Англосаксонская ювенальная система предполагает специализированное судопроизводство только по правонарушениям легкой и средней тяжести. Дела по тяжким преступлениям, совершенными подростками, пере- даются в суды общей юрисдикции и рассматриваются без учета возраста лиц, их совершивших (Ведерникова О.Н., 2005).

Еще одно отличие англосаксонской и континентальной мо- делей состоит в сроках проведения судебного процесса. Первая отличается оперативностью реагирования и принятия решения. В странах с континентальным правом судопроизводство зани- мает большее время.

Наиболее полно и последовательно охранительная функ- ция ювенальной юстиции реализуется во французском су- допроизводстве. Отправление специализированного право- судия в отношении несовершеннолетних в этой стране имеет давние традиции и регулируется законом, принятым в 1945 г. Особенностью ювенальной юстиции во Франции является то, что оно охватывает не только все стадии судебного процесса, но и осуществляет длительный контроль за его исполнением.

Система французского ювенального уголовного судопро-

изводства начинает функционировать непосредственно после


задержания несовершеннолетнего. Полиция связывается с ювенальным прокурором, а тот, в свою очередь, с ювенальным судьей. Судья в рамках так называемого “кабинетного право- судия”, о котором говорилось ранее, беседует с несовершеннолет- ним. Опрос подростка прокурором и беседа с судьей проводятся в присутствии адвоката с обязательной видеозаписью. В случае незначительных правонарушений уже на этом этапе судебное дело может быть прекращено и передано в социальные службы с рекомендациями коррекционной работы. Важное значение для принятия подобного решения имеет социальное исследо- вание личности подростка, составляющее “ювенальное досье” (Бертранд У., 2008). По французскому ювенальному законода- тельству оно является обязательным. Иногда ювенальный судья самостоятельно проводит исследование, однако обычно к этой деятельности привлекают психологов, педагогов и психиатров. В качестве средств исследования личности подростка использу- ют различные анкеты и диалоговые методы. При необходимости более глубокого исследования несовершеннолетний может быть помещен в специальный диагностический центр (Пастухов В.Б.,

2008). В случае клинической выраженности психических про- блем подросток передается на сопровождение Психиатрической службы, подведомственной Министерству здравоохранения, которая активно сотрудничает с системой ювенальной юстиции. Отдельная ее структура занимается проблемами профилактики, диагностики и лечения психических расстройств у подростков- правонарушителей. Акцент делается на консультационной и амбулаторной помощи, которая осуществляется в специализи- рованных учреждениях. Это медико-психологические центры, в которых ведут прием врачи-специалисты по разным нап- равлениям, терапевтические центры, дневной стационар для интенсивного лечения в течение только одного дня, отделения детской психиатрии в больницах (Бертранд У., 2008).

Параллельно с обследованием подростка предполагается выяснение всех обстоятельств жизни несовершеннолетнего. Беседы проводятся с семьей подростка, его друзьями, пре- подавателями. Если судья приходит к выводу о негативном влиянии социального окружения на несовершеннолетнего, то определяются методы контроля над ситуацией в семье. Ст.375

Гражданского кодекса Франции предполагает широкий диа-

пазон мер воздействия на социальное окружение ребенка. Они


варьируют от устного предупреждения до изъятия несовершен-

нолетнего из семьи (Шмидт В.Р., 2007).

Большое внимание уделяется профилактике правонару- шений, в связи с этим в функции ювенального судьи входит не только работа с подростками правонарушителями, но и раз- личными группами риска, к которым могут быть применены все те меры, о которых говорилось ранее.

Заключение под стражу несовершеннолетних правона- рушителей практикуется редко, более популярны альтерна- тивные меры. Например, обязательные общественные работы, ношение электронного браслета, позволяющее отслеживать местоположение подростка (Автономов А.С., 2009). Помещение в учреждения пенитенциарной системы рассматривается как исключительная мера. Учитывая тот факт, что при назначении длительных сроков заключения смысл наказания теряется для самого подростка, упор делается на краткосрочную изоляцию (в среднем 1 месяц), которая сопровождается интенсивной социально-психологической работой (Куси Ф.Т., 2008).

Немецкая система уголовного правосудия в отношении несо- вершеннолетних также ориентирована на гуманное отношение к подросткам правонарушителям. В центре внимания находит- ся несовершеннолетний, а не совершенное им правонарушение. В Законе о ювенальной юстиции 1990 г. одним из основных положений является принцип “минимального вмешательства”. Он означает, что уголовное дело заводится и принимается к производству только в самых крайних случаях.

Предполагается четыре уровня реагирования на право- нарушение. Первый – невмешательство. За незначительные проступки судья ограничивается предупреждением подростка. Следующей мерой может стать воздействие на родителей. Их вместе с несовершеннолетним предупреждают о недопустимости подобного поведения. Третий уровень реагирования – наложе- ние незначительных санкций. Это могут быть общественные ра- боты, как правило, от 10 до 40 часов, обязательное прохождение коррекционного курса для несовершеннолетних правонаруши- телей и т.п. Только в рамках четвертого уровня предполагается заведение уголовного дела (Dünkel F., 2005). Однако даже тогда акцент делается на преимущественном использовании мер дисциплинарного и воспитательного воздействия. Лишение свободы используется лишь в исключительных случаях.


Традиционно ювенальное судопроизводство предполагает закрытость слушаний с участием несовершеннолетних. Это с точки зрения законодателя необходимо для предупреждения стигматизации молодых людей (Heinz W., 2001). Дела несо- вершеннолетних могут вести только судьи, получившие специ- альную подготовку в области возрастной психологии.

Большое значение придается работе социальных помощ- ников судей (“Jugendgerichtshilfe”). Чаще всего это педагоги или психологи, получившие соответствующую юридическую специализацию. В их задачи входит всестороннее исследова- ние индивидуальных особенностей подростка, процесса его развития, оценка влияния социального окружения на форми- рование криминального поведения и т.п. (Dünkel F., 2005). Эта информация используется не только для индивидуализации наказания, а прежде всего для разработки направления реа- билитации подростка.

Реабилитационная работа предполагает широкий круг возможных воздействий. Одной из основных форм является психосоциальное сопровождение. Коррекция проводится на разных уровнях. Социальные службы осуществляют помощь в получении профессии и трудоустройстве несовершеннолетнего. Психологическая тренинговая работа способствует формирова- нию социально востребованных качеств. При наличии более глубоких проблем применяются психодинамические методы, которые нередко сочетаются с медикаментозным лечением (Heinz W., 2001). Следует подчеркнуть, что альтернативные зак- лючению виды наказания рассматриваются специалистами не в качестве смягчения наказания, а для оптимизации системы уголовного правосудия.

Одна из особенностей немецкой ювенальной юстиции в от- личие от аналогичных систем многих европейских государств состоит в том, что офицеры пробации являются социальными работниками. В их задачи входит не только и не столько контроль за исполнением судебного решения, а обеспечение несовершен- нолетних их социальными правами (Автономов А.С., 2009).

Специализированная система ювенального правосудия Польши регулируется законом 1982 г., который был существен- но реформирован в 1995 г. В соответствии с этими правовыми документами несовершеннолетними в системе уголовного судопроизводства являются подростки в возрасте от 13 до 17


лет. Они привлекаются к уголовной ответственности, однако формально не могут быть названы преступниками. Деяния несовершеннолетних обозначают как “действия, влекущие за собой наказание” (Stando-Kawecka B., 2003). В категорию несовершеннолетних могут входить лица более старшего воз- раста. Это юноши до 21 года, находящиеся в воспитательных и исправительных учреждениях.

Дела несовершеннолетних правонарушителей могут быть рассмотрены в двух судебных структурах. В уголовный суд общей юрисдикции, начиная с 15 летнего возраста, направля- ются подростки, совершившие тяжкие правонарушения. Все остальные дела попадают в так называемый семейный суд. В юрисдикцию этой структуры также входят гражданские дела, например, определение местожительства ребенка при разво- де и порядка его общения с одним из родителей. Кроме того, семейный суд занимается определением ответственности лиц с психическими расстройствами, совершившими общественно опасные деяния.

В уголовном судопроизводстве в основные задачи семейного суда входит:

• для подростков, попавших в поле зрения закона – созда- ние условий по возвращению к просоциальным моделям поведения;

• укрепление семейных отношений и ценностей;

• противодействие правонарушениям в среде несовершен-

нолетних (Siemaszko A., 2000).

Из представленного видно, что большое внимание уделяется оценке ресурсов подростка и организации вокруг него реабили- тационного пространства. Эти положения заложены в основу польского ювенального судопроизводства.

Согласно польскому законодательству, после задержания подростка полицейский обязательно информирует семейного судью, который решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Во многих случаях при незначительных правонарушениях применяются меры, альтернативные уголовному преследова- нию: выговор; принесение извинений; возмещение ущерба; родительский контроль с обязательным ежемесячным отчетом перед судом; наблюдение социальных служб; сопровождение куратором (Stando-Kawecka B., 2003).


Независимо от того, в каком суде рассматривается дело несовершеннолетнего правонарушителя, при определении на- правлений сопровождения и назначении наказания обязатель- но учитываются обстоятельства совершения правонарушения, индивидуальные качества личности подростка и степень его зрелости (Шмидт В.Р., 2007). Сбором информации о подростке занимаются кураторы или штатные помощники судей. Они являются одной из основных фигур в судопроизводстве Польши. На кураторов возложено много функций, и они обладают широ- ким спектром полномочий. Их деятельность регламентируется Законом 1986 г. “О кураторах по семейным и уголовным делам” (Siemaszko A., 2000).

К профессиональной компетенции кураторов предъявля- ются жесткие требования. Кандидаты на занятие этой долж- ности должны быть старше 24 лет, иметь высшее образование и степень магистра социальных наук (психологии, педагогики, социологии), либо получить квалификацию врача. Кроме того, кураторы получают дополнительное образование по юриспру- денции и детской психологии, после чего год работают практи- кантами в семейном суде (Автономов А.С., 2009).

На начальных этапах судопроизводства деятельность ку- ратора включает в себя сбор информации о подростке и со- ставление отчета для судьи о личности несовершеннолетнего и ситуации в его семье. Для этого помощник судьи посещает учебное заведение, семью подростка, оценивает материально- бытовые условия, беседует с ближайшим окружением подростка, проводит диагностическое обследование несовершеннолетнего, стремится достичь компромисса с потерпевшими и т.п. Такая работа проводится, как правило, в течение двух недель. Отчет содержит анализ социальной ситуации, в которой находится несовершеннолетний, его индивидуальные особенности, а также рекомендации относительно вида сопровождения. При необ- ходимости более глубокого исследования и в случае сомнений в психическом здоровье несовершеннолетнего, он может быть направлен сроком до 6 недель в диагностико-консультативный центр, подчиненный Министерству здравоохранения Польши. В подавляющем большинстве случаев семейный судья при вы- несении решения руководствуется рекомендациям куратора (Stando-Kawecka B., 2003).


По окончании судебного процесса контроль за исполнением решения также возложен на куратора. Он регулярно посеща- ет семью, школу или место работы подростка, проводит с ним беседы. Если подросток осужден к лишению свободы, куратор осуществляет контроль и свою деятельность в пенитенциарном учреждении. Сопровождение куратором несовершеннолетних с проблемами психического здоровья проводится в лечебных учреждениях.

Имеются специализированные исправительные учрежде- ния для ВИЧ-инфицированных осужденных подростков, лиц, зависимых от психоактивных веществ, инвалидов с детства, несовершеннолетних с психическими расстройствами. Приговор суда не определяет срок содержания подростка в том или ином учреждении, в нем указывается только само учреждение. Каждые три месяца судья, куратор совместно с администрацией центра, в котором содержится подросток, решают, следует ли продлить срок его изоляции. Для определения риска рециди- ва общественно опасного поведения используются различные шкалы оценки, например, методика SAVRY (Borum R., Bartel P., Forth A., 2000).

С определенной периодичностью, как правило, раз в месяц, куратор представляет отчет семейному судье. Одной из важных функций куратора является координация межу различными структурами, вовлеченными в работу с подростком: семьей, об- разовательным учреждением, местом работы, социальной служ- бой, полицией, медицинскими центрами и т.п. Статистические данные (Siemaszko A., 2000) свидетельствуют о том, что институт кураторов эффективно способствует снижению подростковой преступности.

Ювенальная юстиция в США не представляет собой единого института, ее оформление зависит от законов отдельных штатов. Следует отметить, что в некоторых из них вообще отсутствует специализированное уголовное правосудие для несовершенно- летних правонарушителей, чьи дела рассматривает общий судья в общей же системе судопроизводства. В 14 штатах действует система конкурентной или совпадающей юрисдикции уголовных судов общей юрисдикции и ювенальных судов, в результате чего определенная категория дел является одновременно подведом- ственной как обычному, так и ювенальному суду (Ведерникова О.Н., 2005). Вопрос о том, в каком суде должно рассматриваться


конкретное дело, решает прокурор. Однако даже в этих случаях предполагается предварительное неформальное рассмотрение дела с возможностью примирения, возмещения ущерба во вне- судебном порядке (Пастухов В.Б., 2008).

В большинстве штатов ювенальная юстиция функциони- рует как автономная самостоятельная система. Ею управляет социальная служба или органы сопровождения (пробации). Дела несовершеннолетних правонарушителей рассматривает специализированный ювенальный суд. Акцент делается на неформальное рассмотрение обстоятельств, связанных с кон- кретным правонарушением, используются реабилитационные программы, предусматривающие работу с подростками по месту жительства с целью привить им интерес к какому-либо соци- ально полезному занятию (Автономов А.С., 2009). Некоторые штаты имеют специализированный суд присяжных, в число которых входят педагоги, психологи и врачи. Своей задачей они видят разработку и реализацию индивидуального плана сопровождения несовершеннолетнего.

Несмотря на различия в законодательстве разных шта- тов, можно выделить некоторые общие тенденции в развитии ювенальной юстиции США (Шмидт В.Р., 2007). Одной из них является упразднение ювенальной юстиции и передача дел в суды общей юрисдикции, с вынесением строгих приговоров с длительными сроками заключения. В середине 90-х годов XX в. в ряде консервативных штатов наметилась тенденция к ужесточению карательной политики в отношении уголовных преступлений, так называемый принцип жесткого пресечения криминала – tough-on-crime. При вынесении судебного реше- ния, в том числе по отношению к несовершеннолетним, акцент делается на тяжести совершенного. Причины противоправного поведения, реабилитационный потенциал, о котором говорилось ранее, имеют второстепенное значение. В качестве аргумен- тов приверженцы такого подхода приводят факты о том, что реабилитационные программы дороги, малоэффективны и не способствуют снижению подростковой преступности (Zimring F.,

1998; Blumstein A., Rivara F., Rosenfeld R., 2000; Doble J., 2002). Приводятся данные о том, что расширение законодателем арсе- нала санкций, не связанных с лишением свободы, не приводит к снижению числа правонарушений, совершенных несовершен- нолетними (Doble J., 2002).


Противоположной тенденцией обладает идея создания микросообществ и дальнейшее совершенствование ювенальной юстиции в этом направлении. Представители такого подхода по- лагают, что совершенное подростками правонарушение можно рассматривать как реакцию на негативное влияние средовых факторов. Они предлагают организовать работу микросообщест- ва по аналогии с интенсивной пробацией: консультирование семей, самих подростков; создание центров досуга; активизация школьных сообществ и т.п. (Автономов А.С., 2009). Подростков- правонарушителей предполагается активно включать в жизнь этих сообществ, что в свою очередь приведет к снижению уровня криминальной активности несовершеннолетних (Corrado R., Roesch R., Hart S.D., Gierowski J.K., 2002).

Третья тенденция в ювенальной юстиции США – при- стальное внимание к проблемам психического здоровья не- совершеннолетних правонарушителей (Teplin L., Abram K., McClelland G. et. al., 2002; Grisso, T., 2004). Авторы полагают, что реформирование существующей системы ювенальной юстиции должно ориентироваться на повышение качества психолого- психиатрических услуг. Оперируя статистическими данными, в соответствии с которыми до 70% несовершеннолетних право- нарушителей имеют проблемы с психическим здоровьем, ис- следователи предлагают сосредоточиться на раннем выявлении психических расстройств у подростков группы риска и оказании им необходимой и своевременной помощи (Grisso, T., 2004). С их точки зрения, это позволит снизить уровень рецидива общественно опасных действий среди несовершеннолетних. Предложены инструменты скрининговой оценки подростков правонарушителей, такие как MAYSI и MAYSI-II (Grisso, T.,

2004).

Несмотря на общие традиции прецедентного права, Канад- ская ювенальная юстиция существенно отличается от таковой в США. Она действует на основании двух законов: “О молодых преступниках” (Young Offenders Act – YOA) 1984 г. и “Об уголов- ной ювенальной юстиции” (Youth Criminal Justice Act – YCJA)

2003 г. (сайт Канадской системы ювенальной юстиции http:// lois-laws.justice.gc.ca/eng/acts/Y-1.5/index.html). Эти правовые документы были приняты после глубокого междисциплинар- ного анализа статистических данных о состоянии преступности среди несовершеннолетних (Bonta J., 1996; Marcil-Gratton N.,


к неутешительным выводам. На момент принятия законов в Канаде по сравнению со станами ЕС и США был самый высокий уровень числа несовершеннолетних, содержащихся под стражей. Их доля была выше, чем взрослых преступников. Примерно 80% подростков отбывали наказание за ненасильственные деликты, причем направляемые в исправительные учреждения подростки демонстрировали высокий уровень рецидивов с тенденцией к утяжелению криминала. Наблюдалась перегруженность судов делами, которые могли бы быть решены во внесудебном по- рядке (Marcil-Gratton N., LeBourdais C., 1999). Таким образом, было показано, что санкции, основанные на страхе наказания и жестких мерах воздействия, оказываются малоэффективными в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Новые законы обозначили приоритеты в молодежной уго- ловной политике. Принципиальным стало то, что уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть автономно и отделено от судов общей юрисдикции. В качестве ювенального судьи может выступать только лицо, получившее специализацию по ювенальному праву (Лутс Р., 2008). Главной целью ювенальной юстиции является реабилитация и реинте- грация несовершеннолетних правонарушителей в общество. Закон 2003 г. определил две основные задачи ювенального уголовного правосудия. Первая – уменьшение доли несовер- шеннолетних, привлекаемых к суду вообще. Вторая – снижение доли несовершеннолетних, приговариваемых к лишению свобо- ды (Лутс Р., 2008). Особенность ювенальной юстиции Канады состоит в том, что кроме подростка в судебный процесс вклю- чен круг лиц, так или иначе имеющих отношение к нему – от семьи до представителей потерпевшей стороны. Для решения задач правосудия созданы комитеты правосудия для молодежи, консультативные группы, местные сообщества. Они позволяют людям, далеким от судебной системы, участвовать в деятель- ности ювенального суда и предлагать свои меры общественного воздействия на подростка (Автономов А.С., 2009). Серьезные требования предъявляются к обязательному законодательно закрепленному исследованию личности несовершеннолетне- го правонарушителя. Несмотря на это, как и в ювенальной юстиции США, отличительной чертой канадского судебного процесса является оперативность его проведения. Наконец,


большое внимание уделяется раннему вмешательству и работе с подростками группы риска.

Принятые законы позволили реализовать принцип достаточ- ного судебного вмешательства. В соответствии с ним предпола- гается оказывать на подростка минимум воздействий, которые, однако, должны предотвратить повторные деликты. В Канаде широко используется так называемая практика отведения от суда, когда еще до начала судопроизводства рассматривается широкий спектр альтернативных внесудебных мер:

• отсутствие каких-либо действий;

• вынесение неофициального предупреждения;

• вынесение официального предупреждения;

• направление несовершеннолетнего (с его согласия) для участия в социальной программе или в социальную служ- бу по месту жительства (Автономов А.С., 2009).

В тех случаях, когда внесудебных мер недостаточно, к несовершеннолетнему применяются внесудебные санкции – привлечение подростка к ответственности без официального судопроизводства. Как правило, это посредническая практика и восстановительное правосудие. Целью внесудебных санкций является осознание несовершеннолетним своей социальной и правовой ответственности, возмещение ущерба и примирение с потерпевшей стороной.

Если все внесудебные возможности исчерпаны, подросток становится участником судебного процесса. Однако и в этом случае суд стремится ограничиться наказанием, не связанным с заключением под стражу.

Независимо от того, какие санкции накладываются на под- ростка, он проходит обязательное многоаспектное обследование. Информацию о несовершеннолетнем и разработку плана его сопровождения в суде и по его завершении осуществляет офи- цер пробации – штатный помощник ювенального судьи. На эту должность назначают специалистов, имеющих педагогическое, психологическое или медицинское образование. Они проходят годичную подготовку, сходную с той, которую получают кура- торы в Польше. Работник пробации, в свою очередь, подбирает специалистов для проведения судебной экспертизы. Следует отметить, что экспертная деятельность ювенальной юстиции Канады значительно отличается от российской.


суд может назначить подростку прохождение медицинской, психиатрической, психологической экспертизы для решения следующих вопросов:

• пересмотр решения о заключении (освобождении) несо-

вершеннолетнего под стражу;

• рассмотрение ходатайства о назначении наказания, при-

меняемого к взрослым правонарушителям;

• рассмотрение ходатайства о продлении срока надзора за несовершеннолетним, предусмотренного такой мерой, как “передача под надзор или под присмотр”:

• определение условий, при которых подросток может быть освобожден условно;

• принятие решения о приостановлении или о восстанов-

лении условного освобождения;

• выяснение, может ли подросток правильно воспринимать смысл судебного процесса и защищать свои интересы;

• дача разрешения на разглашение сведений, содержащих-

ся в деле подростка;

• вынесение постановления о помещении несовершенно- летнего под надзор в рамках программы интенсивной социальной адаптации (эта мера применяется только в том случае, если подросток был признан виновным в совершении некоторых тяжких преступлений с приме- нением насилия);

• определение необходимости помещения подростка в ме-

дицинское учреждение (Тейлор Д., 2008; Автономов А.С.,

2009; Leon J.S., 2008).

Если требуется глубокое динамическое клиническое иссле-

дование, подростка помещают в стационар.

Учитывая тот факт, что офицер пробации привлекает к рабо- те различных специалистов и возникает потребность выработки общего профессионального языка, в канадской ювенальной юстиции широко используют различные стандартизированные скрининговые формы (инструменты оценки). Они позволяют синтезировать деятельность специалистов по определению средовых, психологических и клинических факторов риска со- вершения подростком повторных правонарушений, выявить


ресурсы несовершеннолетнего и выработать поэтапный план его социальной реабилитации. В качестве примера можно при- вести опыт использования методики RNA (YLS/CMI) (Hoge R.D., Andrews D.A., 2002; Hoge R.D., Andrews D.A., Leschied A.W.,

2002), широко применяемой в провинции Онтарио. После про- веденной комплексной оценки факторов, повышающих (сни- жающих) риск рецидивирующего противоправного поведения, офицер службы пробации разрабатывает так называемый план кейс-менеджмента, который оформляется отдельным документом. Его основное назначение, выделяя максимально конкретные и достижимые цели, организовать процесс комп- лексного непрерывного сопровождения несовершеннолетнего на всех этапах судебного процесса. В реабилитационной работе используются, как правило, различные техники социальной и когнитивно-поведенческой терапии (Тейлор Д., 2008). При наличии проблем с психическим здоровьем подросток одно- временно получает медицинскую помощь.

Проведенное в 2008 г. исследование оценки эффективности прабационной службы Канады показало, что использование реинтегративно-реабилитационного подхода позволило сущест- венно снизить уровень рецидивирующего противоправного поведения несовершеннолетних (Clark P., 2008).

Несмотря на то, что в России система специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних еще не сформи- рована, в отдельных регионах (Ростовской области) в рамках модельных экспериментов на протяжении последних лет ак- тивно внедряются ювенальные технологии.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации “ О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних” №7 от 14.02.2000 и Федеральным законом “Об основах системы профилактики без- надзорности и правонарушений несовершеннолетних” №120-ФЗ от 24.06.1999, в Ростовской области были организованы четы- ре специализированных суда, которые рассматривают дела с участием несовершеннолетних (Воронова Е.Л., 2002, 2008; Воронова Е.Л., Ткачев В.Н., 2004). По аналогии с канадской системой пробации при ювенальном судье была введена долж- ность помощника судьи с функциями социального работника, на которую назначают, как правило, лиц с психологическим образованием. В их задачи входит:


• всестороннее изучение уголовного дела несовершенно-

летнего;

• личное или с привлечением широкого круга специалис- тов (инспекторов комиссий по делам несовершеннолет- них, участковых, педагогов, психологов, врачей и т.п.) социально-психологическое обследование несовершен- нолетнего;

• составление доклада суду о проведенном социально- психологическом обследовании несовершеннолетнего, которое должно содержать рекомендации по программе реабилитации;

• подготовка материалов для проведения процедур при-

мирения;

• обеспечение взаимодействия работников различных служб, включенных в реабилитационный процесс;

• составление отчетов о динамике реабилитации несовер-

шеннолетнего по завершении судебного процесса;

• осуществление контроля за исполнением судебного реше-

ния (Воронова Е.Л., 2002, 2008).

Следует отметить, что в тексте судебного решения обяза- тельно содержится план дальнейшего сопровождения под- ростка правонарушителя. Для его разработки используется “Карта социального сопровождения несовершеннолетнего подсудимого”, одной из составляющих которой является адап- тированный вариант методики оценки риска рецидивирующего криминального поведения у подростков RNA и инструмента кейс-менеждмента (YLS/CMI) (Воронова Е.Л., Шипшин С.С.,

2009; Hoge R.D., Andrews D.A., 2002; Hoge R.D., Andrews D.A., Leschied A.W., 2002).

Статистический анализ показал, что создание специализи- рованного судопроизводства для несовершеннолетних правона- рушителей и организация их непрерывного сопровождения на всех этапах процесса и по его завершении позволило снизить число повторных деликтов в 1,6 раз (Воронова Е.Л., 2008).


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.