Здавалка
Главная | Обратная связь

О кодовых переходах во внутренней речи



1. Тема настоящей статьи известна уже давно — это соотношение мышления и языка. Поскольку язык есть средство выражения мыс­ли, можно было бы полагать, что структура этих средств должна соответствовать структуре мышления. Такой подход первоначально кажется вполне разумным: если в языке появятся излишние для вы­ражения мысли средства, они отомрут как ненужные, и, наоборот, если в мышлении окажутся такие компоненты, которые никогда не найдут своего выражения в языке, это значит, что язык не является средством выражения мысли, что противоречит определению.

Однако известно, что концепцию полного совпадения языка и мышления фактически осуществить не удалось. Наоборот, было по­казано, что структура суждения как единица мышления не совпадает со структурой предложения как единицей языка. Отрицательный ответ только усложняет проблему, так как остается в силе положе­ние о том, что всякое средство должно соответствовать цели. Поиск соответствий между языком и мышлением продолжался. Получив­шийся вывод поучителен. В настоящее время почти единодушно признается, что интонация выполняет синтаксическую функцию. А так как предикат суждения маркируется в предложения при помощи интонации (логическое ударение), то интонация была признана тем дополнительным языковым средством, при помощи которого снова восстанавливается соответствие языка и мышления. При таком под­ходе мышление фактически переводят в систему языковых средств и называют, например, логико-грамматическим уровнем (или слоем) языка (поскольку, в частности, о субъекте и предикате суждения можно узнать, только изучая тексты и средства языка). Тем самым экстралингвистический факт превращен в лингвистический, а ре­шаемая проблема, по сути дела, снимается. Однако при этом подхо­де поучителен и положительный результат позволяющий рассмат­ривать суждение в аристотелевском смысле не как модель процесса мышления, а как форму изложения мысли, т. е. как средство языка1.

1 Концепция логико-грамматического слоя языка разрабатывается В. 3. ПАНФИ­ЛОВЫМ (см. его работу «Грамматика и логика», М.— Л., 1963) и не может быть специ­ально затронута здесь. Признавая правомерность выделения в натуральном языке логико-грамматического слоя, заметим в то же время, что было бы точнее говорить о двух языках — логическом и грамматическом, сплетенных в одну структуру. Оба эти языка целиком формальны. При таком подходе лексика будет учитываться как погра­ничная подсистема, представленная в виде номеров абстрактного лексикона. Мышле­ние включается в момент реализации этого двухзвенного языка, и тогда лексика при­обретает реальное значение. Необходимость двух языков, соединенных в одну струк­туру, определяется тем, что грамматика беспредметна, а логика задает предметный


 

О КОДОВЫХ ПЕРЕХОДАХ ВО ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

Представление о том, что аристотелевская логика относится к план}' выражения, а не выражаемого, не ново, но вся острота этого положения обнаруживается в наибольшей мере при постановке про­блемы мышления и языка. Оказывается, что при обсуждении этой проблемы во все времена и при разнообразных ее решениях проис­ходила незаметная подмена понятий. Мышление рассматривалось то как экстралингвистический факт, то как логико-грамматический слой языка, обнаруживаемый лингвистическими методами. Пробле­ма становилась неопределенной, так как оставалось неясным, что называть мышлением и что языком.

Можно решить этот вопрос формально и избежать «учетверения терминов». Все то, что относится к плану выражения, т. е. самые средства выражения, будем называть языком.

ё этой выборки партнеру образуют сообщение. В таком случае мышлением может быть названа деятельность, осуще­ствляющая эту выборку.

В некоторых случаях легко обнаруживается полный параллелизм языка и мышления. Представим себе язык, состоящий из ограничен­ного числа только имен. В таком языке будет однозначное соответ­ствие между каждым именем и актом называния. Даже если услож­нить язык, кроме имен ввести другие разряды слов и добавить ка­кие-либо правила, но оставить фиксированность языка, т. е. прекра­тить генерацию языковых средств, сохранится полное соответствие языка и мышления. Это распространяется на всякий мертвый язык: вследствие конкретной единичности контекстных значений мертвый

вектор (или, по В. 3. Панфилову, обладает предметной отнесенностью). Несовпадение структур логики и грамматики обеспечивает возможность фиксации определенной мысли механизмом высказывания. Известно, что предложение, состоящее из двух и более слов, содержит больше чем одно высказывание (суждение). Эта неопределен­ность устраняется контекстом, при помощи которого отбирается один предикат из нескольких возможных, причем именно этот предикат (Р) считается новым в высказы­вании (несет основную информацию). Однако линейное нанизывание предикатов не было бы результативным, если бы цепи предложений не образовывали структурные единицы текста. Зерном такой единицы можно считать субъект высказывания — то, о чем мы говорим, полагая, что об этом и надо говорить. В таком случае этот субъект (S) и будет новым в высказывании. Для построения каждого отдельного предложения достаточно грамматики, для развития же текста необходима и логика. Взаимодействие этих двух языков образует механизм формирования текста Субъект высказывания (S), подразумеваемый в группе предложений, является накопителем предикатов, рас­пределенных в словах каждого предложения. Но этот механизм работает лишь в мо­мент его реализации в лексике. Ни в грамматике, ни в логике, отдельно взятых, нет мыс­лей. Поэтому выделение или логико-грамматического слоя, или двух языков еще не ре­шает проблему' мышления и языка.


148________________________ //. ОТ ЗАМЫСЛА К СЛОВУ: РЕЧЬ ИНДИВИДА КАК ПРОЦЕСС И ПОСТУ РОК

язык всегда будет содержать конечное число высказываний. Живой человеческий язык не фиксирован. Посредством ограниченного числа языковых средств может быть высказано бесконечное множе­ство мыслимых содержаний. Это достигается благодаря особому механизму — механизму метаязыка, который работает, как пульс, в каждом языковом акте. Всякое высказывание производится в расчете на то, что в данной ситуации оно является новым для воспринимающего партнера. Поэтому и набор языковых средств должен стать новым. В момент сообщения происходит перестройка обозначений. В отношении —язык— изменяются оба ряда. Таким

содержание

образом, соответствие языка и мышления обнаруживается снова. Однако в отличие от фиксированного языка, который является раз и навсегда заданным, живой язык, содержащий два звена — сам язык и метаязык — становится саморегулирующейся системой. В этих условиях должно измениться и понятие о мышлении: его следует рассматривать как деятельность конструирования, посредством которой производится отбор как содержания, так и языковых средств из трудно обозримого множества компонентов. Трудность решения такой задачи обнаруживается хотя бы в том, что передаю­щий сообщение добивается лишь частичного понимания у воспри­нимающего партнера. Хотя каждое высказывание единично, язык в целом представляет собой систему общих форм. Но если бы даже удалось полностью формализовать язык, в остатке бы оказалось все то, для чего язык существует, — речевое действие. Но именно в этом действии и обнаруживается мышление. Формализуется система языка, сам же язык приобретает жизнь в процессе реализации системы. Проблема языка и мышления как раз и относится к реали­зации, а не к структуре языка. Именно поэтому разные направления структурализма в лингвистике стремятся обойтись без понятия мышления.

Вообще говоря, изолированное выделение какой-либо структуры может привести к универсализм}'. Когда границы предметных струк­тур не определены, одна го них (например — языковая система) кажется доминирующей, и тогда неизбежно возникает антиномия. Действительно, возможны два вывода — как тот, что знаковая система определяет мышление, так и тот, что мышление определяет зна­ковую систему. Знаки конвенциональны, а их система определяется лишь внутренними, формальными критериями. Поэтому языков может быть много и каждый из них будет «выбирать» в обозначае­мом то, что в состоянии выразить данная знаковая система. Это и значит, что язык определяет мышление. Но, с другой стороны, как только язык начинает применяться, на конвенциональность его зна­ков накладываются сильные ограничения: хотя знак и можно заме­нить другим, но если такой знак уже создан, то именно потому, что он


 

О КОДОВЫХ ПЕРЕХОДА! ВО ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

конвенционален, его лучше сохранить. Фактически оказывается, что знаки языка живут своей жизнью и сопротивляются произволь­ным заменам. Но самое существенное состоит в том, что язык, давая возможность выразить бесконечно много мыслимых содержаний, не может выполнять эту роль без интерпретаций. В то же время из


 

природы отношения

вытекает, что не может быть задано

содержание

никакой содержательной интерпретации бессодержательной знако­вой системе языка. Это значит, что интерпретация привносится со стороны и что мышление определяет язык. В результате, таким образом, проблема о соотношении мышления и языка продолжает оставаться нерешенной.

При решении обсуждаемой проблемы в течение всего, вообще го­воря, плодотворного периода развития языкознания от логицизма и психологизма до структурализма допускался один промах — по характеру проблемы надо было от лингвистики перешагнуть в экстралингвистическую область, но это не было сделано. В одном случае были смешаны логика и грамматика, в другом — грамматика впитала в себя логику, в третьем — от языка отторгалось всякое содер­жание. Во всех случаях лингвистика оставалась в изоляции.

Та экстралингвистическая область, которую следовало привлечь при исследовании обсуждаемой проблемы, — это мышление, но не его логические формы, а самый процесс мышления, т. е. явление психологическое (так называемый психологизм в лингвистике не имел никакого отношения к предмету психологической науки). Если же лингвистика и психология откажутся от исследования реального процесса мышления, они понесут весьма значительную потерю — выпадает сам говорящий человек, его речь. До недавнего времени говорящий человек был вне поля зрения как психологии, так и лин­гвистики. Исследуя историю и современную систему данного на­ционального языка, лингвистика оставляет в стороне вопрос о том, как реализуется эта система, как говорят на этом языке люди. Это относится ко всем аспектам языка.

Применение элементарных принципов общей теории коммуника­ции позволяет целиком отклонить индивидуалистическую концеп­цию мышления. Прежде всего очевидно, что индивид раньше должен усвоить мысли, созданные множеством людей предшест­вующих поколений, и только после этого он становится способным участвовать в процессе дальнейшей разработки некоторой системы мыслей. Мысль вырабатывается не отдельным человеком, а в со­вместной человеческой деятельности. Для того чтобы участвовать в дальнейшей разработке некоторой ситемы мыслей, необходимо ре­зультаты интеллектуальной работы одного человека «транспортиро­вать» в голов>' другого. Таким «транспортером» мысли является язык, а его реализатором — речь. Речь содержит неизмеримо боль-


 


150_______________________ II. ОТ ЗАМЫСЛА К СЛОВУ: РЕЧЬ ИПДИЛЯДА КАК ПРОЦЕСС И ПОСТУПОК

ше информации, чем язык Она содержит информацию: а) о языке, б) о той части действительности, о которой говорится в речи, и в) о говорящем человеке во многих аспектах. В языке нет мыслей, они находятся в речи. Однако это не значит, что вместо проблемы «мышление и язык» следует говорить о проблеме «мышление и речь». Наоборот, научный смысл имеет именно проблема мышления и языка, так как мысль «транспортируется» в речи средствами язы­ка. В языке должно быть нечто такое, что способно фиксировать мысль и передавать ее через речь. Проблема состоит в том, чтобы исследовать стык между языком и речью, узнать, в какой форме зарождается у человека мысль и как она реализуется в речи.

Этих предварительных замечаний достаточно для того, чтобы разъяснить значение термина «код» («кодирование»), в котором он применяется в этой статье.

О коде можно говорить в двух смыслах. Кодом иногда называют самое знаковую систему обозначений. В таком случае язык —это код. Но кодом можно назвать и способ реализации языка. Это сле­дует понимать так Какое-нибудь слово, например, стол или ло­шадь, может быть дано (и это заметил еще И. П. Павлов) или как слово слышимое, или как видимое (в буквах), или как произноси­мое; к этому добавим, что слово может появиться как осязаемое (по азбуке Брайля), как зрительно-двигательное (пальцевая речь) и др. Все это разные коды. При этом слова стол и лошадь как элементы системы языка остаются тождественными во всех этих разных ко­дах. Таким образом, код в этом значении представляет собой систе­му материальных сигналов, в которых может быть реализован ка­кой-нибудь определенный язык Отсюда видно, что возможен пе­реход от одного кода к другому. В отличие от этого переводом лучше назвать эквивалентное преобразование одной языковой фор­мы в другую.

В дальнейшем будут рассматриваться коды реализации натураль­ного языка. В круговороте кодовых переходов надо найти самое не­ясное, самое неуловимое звено — человеческую мысль, внутреннюю речь. Это несомненно экстралингвистическое явление, но интерес­ное для лингвистики.

2. Принятые допущения. Как фактически происходит процесс мышления, можно узнать только экспериментально. В дальнейшем будет изложен один из экспериментальных подходов к решению некоторых относящихся сюда вопросов. Ставится прежде всего сле­дующая проблема: осуществляется ли процесс мышления средства­ми только данного натурального языка? Для ответа на этот вопрос распорядок эксперимента должен был опираться на некоторые до­пущения.

А. Если испытуемый по словесной инструкции выполнял такие за­дания, как опознавание содержания предъявляемых картин и рас-


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.