Задачи учителя при психологическом анализе урока
Все изложенное показывает, что психологический анализ урока — это многостороннее и многообъектное явление, он позволяет учителю мысленно охватить весь процесс обучения и в то же время представить каждый его отдельный момент. Психологический анализ урока является тем мощным средством, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и предполагая соответствующие им умения, психологический анализ урока развивает и совершенствует их. В свою очередь, совершенствование мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов, его педагогического самосознания являются основными предпосылками и источниками постоянного повышения эффективности обучения любому учебному предмету. Психологический анализ урока в то же время может быть представлен как ответ на те задачи, которые
Схема психологического анализа урока
ставит учитель по отношению к себе и учащимся. Приводимая схема достаточно полно иллюстрирует это.
* * *
Психологический анализ урока является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Основываясь на проективно-перцептивно-рефлексивных способностях учителя и реализуясь посредством его аналитических, проектировочных, рефлексивных умений, он служит основным инструментом саморегуляции, самоконтроля и саморазвития. Три уровня (этапа) психологического анализа урока — предваряющий, текущий, ретроспективный характеризуются спецификой этих умений.
Вопросы для самопроверки 1. В чем смысловое отличие термина «психологический анализ урока» от термина «педагогический (дидактический, методический) анализ урока»? 2. Что выступает в качестве основного психологического механизма этого анализа? 3. В чем разница между тремя уровнями психологического анализа урока? 4. Для чего нужна схема психологического анализа урока?
Литература Добрынин Н.Ф.Психологический анализ урока // Учен. зап. МГПИ им. В.П. Потемкина. М., 1952. Т. 17. Зимняя И.А., Ильинская Е.С.Психологический анализ урока иностранного языка // Ин. яз. в шк. 1984.№ 3. Иванов СВ.Анализ урока. Воронеж, 1975. Кузьмина Н.В.Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1989. Львова Ю.Л.Как рождается урок. М., 1976. Охитина Л.Т.Психологические основы урока. М., 1977.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|