Здавалка
Главная | Обратная связь

Что подготовить к экзамену.

Требования к уровню освоения дисциплины

 

В ходе изучения дисциплины студенты должны знать:

Ø 2000 лексических и фразеологических единиц;

Ø Основные синтаксические конструкции: система времен, пассивный залог, косвенная речь, артикли и предлоги;

Ø Основные особенности артикуляции звуков, основные интонационные особенности оформления речи.

По завершению курса студенты должны уметь:

Ø Читать адаптированные тексты с полным пониманием без словаря;

Ø Читать несложные оригинальные тексты по пройденным темам со словарем;

Ø Изложить содержание прочитанного. Объем монологического высказывания 100-200 слов;

Ø Участвовать в диалоге на пройденную тему объемом 7-14 реплик;

Ø Извлекать нужную информацию из потока речи;

Ø Изложить содержание услышанного;

Ø Составлять письменную аннотацию, биографию…;

Ø Сделать простое публичное выступление.

 


2. Как изучать

 

При изучении иностранного языка полезность схем, таблиц, сопоставлений не вызывает сомнения. Они «обеспечивают сноровку ума» и сокращают потери во времени и труде».

Опыт точных наук давно показал, что студенту, в особенности взрослому, намного интереснее, когда он благодаря таблице или схеме может представить себе направление и границы заданной проблемы, а не идет вслепую, не имея ясной перспективы.

Самое «больное место» в изучении английского языка: «Как освоить произношение английского языка, имеющего целый ряд звуков, явно чуждых русскому уху?»

Даже отработав все звуки и усвоив основные орфографические соответствия звукам, произношение каждого незнакомого или забытого слова приходится уточнять по словарю, хотя часто его значение понятно из контекста.

Изучая английский язык важно не только произносить английские слова и целые фразы за преподавателем, но и за записью на диске.

Упражняясь, вы непременно добьетесь усовершенствования зрительной и слуховой памяти: подумайте, сколько миллионов людей постигло английский язык не как родной, а как второй язык – неужели вы хуже других? «Дорогу осилит идущий» - доброго пути!


3 Основные понятия и термины

 


4 Главное в содержании дисциплины

I семестр

 

Вводный фонетический курс

 

Особенности английского произношения

 

В результате сложного исторического развития английского языка и системы его письменности возникло значительное расхождение между написанием слова и его произношением. Это привело к системе специальной записи звукового образа слова – фонетической транскрипции. Знание знаков транскрипции – это ключ к правильному чтению и произношению слова.

Транскрипционные значки звуков заключаются в квадратные скобки:

 

а) гласные

[i:] – долгий й

[i] – краткий, открытый и

[e] – э в словах этот, экий

[æ] – более открытый, чем э

[a:] – долгий, глубокий а

[⊃] – краткий, открытый о

[⊃:] – долгий о

[o] – закрытый, близкий к у звук о

[u] – краткий у со слабым округлением губ

[u:] – долгий у без сильного округления губ

[۸] – краткий гласный, приближающийся к русскому а в словах варить, бранить

[ә] – безударный гласный, напоминающий русский безударный гласный в словах: нужен, молоток

[ә:] – в русском отсутствует, средний между о и э

 

б) двугласные (дифтонги)

[ei] – эй

[ou] – оу

[ai] – ай

[au] – ау

[⊃i:] – ой

[iә] – иа

[εә] – эа

[uә] – уа

 

в) согласные

[p] – п

[b] – б

[m] – м

[w] – звук, образующийся с положением губ, как при б но с маленьким отверстием между губами, как при свисте

[f] – ф

[v] – в

[θ] (без голоса)

оба звука образуются при помощи языка, кончик которого помещается между передними зубами как в шепелявом русском з

[ð] (с голосом)

[s] – с

[z] – з

[t] – т, произнесенное не у зубов, а у десен

[d] – д, произнесенное не у зубов, а у десен

[n] – н

[l] – л

[r] – звук произносится без вибрации кончика языка в отличие от русского р

[∫] – мягкий русский ш

[з] – мягкий русский ж в слове вожжи

[t∫] – ч

[dз] – озвонченный ч

[k] – к

[q] – г

[ŋl] – заднеязычный н, произнесенный задней частью спинки языка

[h] – простой выдох

[j] – й

 

Некоторые английские согласные имеют двойное чтение, сочетания двух согласных могут передавать один согласный звук, а 6 гласных букв передают 20 гласных звуков в зависимости от положения гласной в слове (ударное или неударное) и от типа слога (открытый или закрытый).

Рекомендуется выучить три основных правила произношения английских слов:

1. Краткость или долгота гласных звуков в русском языке не влияет на смысл слова. В английском же языке долгота или краткость произнесенного гласного звука меняет смысл слова. Так, [∫ip] – корабль, а [[∫i:p] – овца.

2. В отличие от русского языка в английском языке согласные звуки не оглушаются в конце слова. Оглушение согласных отражается на смысле слова. Например: [bæg] – сумка, [bæk] – спина.

3. Гласная буква е в конце слова не читается. Чтение гласной буквы в английском языке зависит от ее положения в слове (ударное или неударное) и от типа слога (открытый или закрытый).

 

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

 

Правила чтения букв а, е, I, o, u, y и их сочетаний

Чтение гласных букв а, е, I, o, u, y зависит от

1. типа слога, в котором они стоят

2. ударные они или безударные

3. от того, какие буквы стоят впереди или позади них

 

Типы слогов

 

I I II
Открытый Условно-открытый Закрытый
Слог оканчивается на гласную Слог оканчивается на согласную, за которой следует непроизносимая буква е Слог оканчивается на одну или несколько согласных
he, she, me make, note, time sit, but, test

 


Правила чтения гласных а, е, I, o, u, y в ударных и безударных слогах

 

  Типы слога
I II III IV  
Гласные открытый ударный тип слога закрытый ударный тип слога гласная+r ударный тип слога гласная+r+e безударный слог
А а [ei] plate [æ] lamp [a:] car [εә] share [ә] ago
Е е [i:] we [е] ten [ә:] her [iә] here [ә] [i] absent forest
I i Y y [ai] fine byte [i] bit mystic [ә:] girl [aiә] fire tyre [i] music copy
U u [ju:] tube [۸] cut [ә:] turn [juә] cure [ә] [ju:] success unite
O o [ou] bone [⊃] not [⊃:] short [⊃:] more [ә] [ou] confer retro

 

Правила чтения буквосочетаний

 

Сочетания согласных

 

Буквосочетание Звук Пример
ch [t∫] chair
sh [∫] she
th [θ] thin
th [ð] this
wh wh [w] [h] what who
ng [ŋ] long
ck [k] lock

 

Непроизносимые согласные

 

Буквосочетание Произношение Пример
igh [ai] high light
kn [n] know
wr [r] write
gn [n] sign

 


Звуки [i], [i:]

Гласный звук [i]

 

При произнесении краткого гласного звука [i] кончик языка находится у основания нижних зубов: оттенок русского звука И в словах шить, шило практически совпадает с английским [i]: it, sit, in

 

Гласный звук [i:]

При произнесении долгого гласного [i:] язык продвинут вперед, кончик языка касается нижних зубов, губы несколько растянуты и слегка обнажают зубы. Оттенок русского звука [и] в словах ива, иго, игры, избы практически совпадает с английским звуком [i:].

 

МЕСТОИМЕНИЯ

(The pronouns)

 

Местоимения употребляются в предложении вместо имени существительного или имени прилагательного. Местоимение называет людей, предметы или признаки уже упомянутые ранее. Например:

Peter gave Kate a book. She took it.

Петя дал Кате книгу. Она ее взяла.

You have a good dictionary. I want to buy such a dictionary.

У вас хороший словарь. Я хочу купить такой словарь.

 

Boy, woman, this, what, car, they и др. – все это слова.

Слова, обозначающие людей: boy, woman, teacher, baby и др.

Вопросительное слово who относится к словам, обозначающим людей.

Вопросительное слово what относится к словам, обозначающим вещи.

 

Однако, обратите внимание:

Who is he? Кто он? (как его зовут) He is Mr Johnson..

What is he? Кто он? (по профессии) He is a teacher.

Слова, обозначающие мужчин (man, boy, son, husband, king), относятся к мужскому роду и заменяются местоимением he (он), относящимся к муж. р. (ед. ч.):

He is a boy. He is a son. He is a king.

 

Слова, обозначающие женщин (girl, woman, daughter, queen) относятся к женскому роду и заменяются местоимением she (она), относящимся к женск. р. (ед. ч.):

She is a girl. She is a daughter. She is a queen.

 

Слова, обозначающие вещи (table, chair, book, clock) относятся к среднему роду, и заменяются местоимением it относящимся к ср.р. (ед. ч.):

It is a book. It is a picture. It is an apple.

 

Местоимение they (они) относится ко всем трем родам (мн.ч.):

They are boys. They are daughters. They are apples.

 

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

(Personal pronouns)

 

Единственное число Множественное число

I (я) we (мы)

you (ты), you (вы),

he (он), she (она), it (оно) they (они)

 

Личные местоимения в английском имеют два падежа:

именительный падеж (the nominative case)

объектный падеж (the objective case), заменяющий собой все падежи русского.

 

Склонение личных местоимений

Число Лицо Именительный падеж Объектный падеж
Ед.   I (я) you (ты) he (он) she (она) it (оно) me (мне) you (тебе) him (ему) her (ей) it (ему) неодуш.
Мн. we (мы) you (вы) they (они) us (нам) you (вам) them (им)

 

Примечание. После местоимения you глагол-сказуемое всегда стоит во множественном числе.

You are a student. Ты студент.

 

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

(Possessive pronouns)

 

Единственное число Множественное число

my (мой, моя, мое, мои) our (наш, наша, наше, наши)

your (твой, твоя, твое, твои) your (ваш, ваша, ваше, ваши)

his (его), her (ee), its (его) their (их)

 

Притяжательные местоимения имеют две формы: основную и абсолютную.

 

Формы притяжательных местоимений

 

Число Лицо Основная форма (перед существительным) Абсолютная форма (без существительного)
Ед.   my your his her its mine yours his hers its
Мн. our your their ours yours theirs

 

Основная форма употребляется в тех случаях, когда за притяжательным местоимением стоит существительное.

This is my book and that is your book.

Это моя книга, а то твоя книга.

 

Абсолютная форма употребляется в тех случаях, когда за притяжательным местоимением не стоит существительное.

This is my book and that is yours. It is not mine.

Это моя книга, а то твоя. Она не моя.

 

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

(Demonstrative pronouns)

 

This (этот, эта, это), that (тот, та, то), such (такой, такая, такое, такие).

Указательные местоимения this и that имеют единственное и множественное число.

Единственное число Множественное число

this (этот, эта, это) these (эти)

that (тот, та, то) those (те)

Запомните: this is – these are that is – those are there is – there are it is – they are

This is my house and that is yours.

Это мой дом, а то – твой.

These are my books. Take those books.

Эти книги мои. Возьми те книги.

Указательное местоимение such имеет одну неизменяемую форму. I like such books. Мне нравятся такие книги.

Задание. Напишите по-английски.

Моя книга, ее ручка, наша комната, его собака, ваш портфель, их комната, твоя машина.

 

Задание. Замените выделенные слова личными местоимениями.

1. Peter helped the pupils to translate the text. 2. Mother asked Mary to wash the plates. 3. My friend writes a letter to his sister. 4. Jane took 3 books from the library (there). 5. His cousins live in Moscow. 6. Our grandfather and grandmother will come tomorrow. 7. Mary works in a shop.

 

Задание. Переведите на русский язык.

This is a pen and that is a pencil. These are tables and those are chairs.

This is a plate and that is a lamp. This is a bed and that is a sofa.

This is a cap and that is a hat. This is my book and that is your copybook.

This is my house and that is yours. That house is mine.

 

Грамматика

ПОРЯДОК СЛОВ В АНГЛИЙСКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

В английском предложении каждый член предложения, как правило, имеет свое определенное место.

Так, в простом распространенном повествовательном предложении на первом месте стоит

1) подлежащее, за ним следует

2) сказуемое, далее идет

3) дополнение (беспредложное, прямое, предложное) и затем

4) обстоятельства (образа действия, места, времени).

1) I 2) gave 3) my brother 3) a book 4) yesterday.

 

Задание. Cоставьте и напишите предложения, обращая внимание на порядок слов.

1. Is, best, she, friend, my.

2. Learn, different, students, our, subjects.

3. The, is, Russia, of, the, in, country, the, largest, world.

4. In, the, we, city, live, a, flat, in, of, center, the.

5. Reading, is, my, of, best, son’s, fond, friend.

 

SPOKEN ETIQUETTE

 

Gratitude Благодарность

Thanks. Спасибо.

Thank you.

Thank you very much. Большое спасибо!

Thank you so much.

It was nice of you. Это было так любезно с Вашей стороны.

I appreciate your help. Я ценю Вашу помощь.

I appreciate it. Я ценю это.

I’m so grateful to you! Как я Вам благодарен.

 

Response Ответные реплики

You’re welcome. Пожалуйста.

I’m glad I could help. Мне было приятно это сделать.

Don’t mention it. Рад, что смог помочь.

It was nothing. Не стоит.

Think nothing of it. Какие могут быть благодарности.

Anytime. В любое время.

The pleasure was mine. Это в Вас должен благодарить.

 

 

ROLE PLAY Say thank you to your American friend for his small present to you.

Say thank you to the policemen who explained to you how to get to the downtown.

 

Грамматика

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

 

Эти местоимения употребляются для построения вопросительного предложения.

Who (кто)

Who is this man? Кто этот человек?

What (что, какой, какая, какое, какие)

What is it? Что это такое?

What book is it? Какая это книга?

Whose (чей)

Whose pencil is it? Чей это карандаш?

Which (который)

Which of these books is yours? Которая из этих книг твоя?

 

Местоимение who имеет два падежа: именительный падеж who и объектный падеж whom (кому, кого).

Who is here? Кто здесь? Местоимение who стоит в именительном падеже, является подлежащим.

Whom do you see there? Кого ты там видишь? Whom did you give my book? Кому ты дал мою книгу? Местоимение whom стоит в объектном падеже, является дополнением.

 

Задание. Переведите на русский язык.

Whose pencil is it? – This (it) is my pencil.

Who is this man? – This man is our teacher.

What books are these? – These are good books.

Whose pencil is it? – It is hers.

Which of these books is ours? – They are all yours.

Who is here? – All pupils are here.

 

ВОЗВРАТНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

 

В английском языке возвратные местоимения образуются от личных:

I – myself we – ourselves

you – yourself you – yourselves

she – herself they – themselves

he – himself

it – itself

 

Возвратное местоимение oneself образуется от неопределенного местоимения one.

Возвратные местоимения употребляются в предложении для того, чтобы сказать, что предмет, названный подлежащим предложения,

(а) сам совершает действие или

(б) сам совершает действие или испытывает его на себе.

Как правило, они переводятся глаголом с частицей –сь (-ся), которая присоединяется к глаголам. Например:

They washed and dressed themselves.

Они умылись и оделись.

Do it yourself.

Сделайте это сами.

Do not cut yourself!

Не порежьтесь!

 

Задание. Употребите нужное возвратное местоимение:

1. I shall ask him…. 2. He wants to do it…. 3. She washed…. 4. You will answer the letter…. 5. I looked at…in the mirror. 6. We shall tell her…. 7. They have done the task…. 8. She doesn’t like to speak about…. 9. The story… is very good, but not the translation. 10. Children, do it ….

 

Повелительное наклонение

 

Повелительное наклонение выражает приказ, просьбу или запрет на совершение действия. Предложение обычно начинается глаголом-сказуемым в форме инфинитива без частицы to.

Например: Take this book. Возьмите эту книгу.

Don’t take this book. Не берите эту книгу.

 

Задание. Прочтите, переведите и выполните действия.

1. Take the book. 2. Open it. 3. Give me the book. 4. Bring (принести) him the book. 5. Look (посмотри) at the book. 6. Open these books and do not close them.

 

Грамматика

 

Спряжение глагола to be

 

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
  Настоящее время (Present Indefinite)
Ед. I am. You are. He (she, it) is. Am I? Are you? Is he (she, it)? I am not. You are not. He (she, it) is not.
Мн. We (you, they) are. Are we (you, they)? We (you, they) are not.
  Прошедшее время (Past Indefinite)
Ед. I (he, she, it) was. You were. Was I (he, she, it)? Were you? I (he, she, it) was not. You were not.
Мн. We (you, they) were. Were we (you, they)? We (you, they) were not.
  Будущее время (Future Indefinite)
Ед. I shall be. You (he, she, it) will be. Shall I be? Will you (he, she, it) be? I shall not be. You (he, she, it) will not be.
Мн. We shall be. You (they) will be. Shall we be? Will you (they) be? We shall not be. You (they) will not be.

 

 

Задание. Письменно поставьте предложения в вопросительную форму и дайте краткие утвердительные или отрицательные ответы.

 

Образец: She is his sister. Is she his sister? Yes, she is. No, she isn’t.

 

1. My father is a worker. 2. He is an engineer now. 3. These children are little. 4. You are my best friend. 5. Your daughter is a pupil. 6. I am a student. 7. They are good boys. 8. Our mother is a teacher.

 

Задание. Составьте предложения из данных слов.

 

1. Have, no, book, I. 2. They, no, good, have, room. 3. Have, yes, I. 4. Room, Ann, a, has. 5. Pen, has, a, she? 6. Little, dog, our, is. 7. Is, pencil, his, old. 8. Lamp, is, good, her? 9. Book, give, please, me, your. 10. Bag, good, is, my.

 

Задание. Прочтите и переведите.

 

TEXT

 

I am in the library. I have many books. My books are interesting.

Peter and Boris are in the room, too. Look at them. They are near the table.

They have a dog. It is good.

You are in the room. You have a book in your hand.

I am a student. I have many friends.

Nick and Pete are students. They have many friends, too.

Ann has ten English books. Have you English books? Yes, I have.

How many English books have you? I have only ten English books.

How many pencils have you got? I have got only five pencils.

How many red pencils has Ann? She has one red pencil.

Where is your pencil? It is on the table.

Where is Ann? She is at home.

Where is Pete? Pete is at the lesson.

 

ЧТО ГОВОРЯТ WHAT WE SAY WHEN

ПРИ ВСТРЕЧЕ MEETING PEOPLE

 

Использование той или иной формы приветствия зависит от ситуации, времени дня, степени знакомства и возраста.

 

Доброе утро (до полудня) Good morning

Добрый день (после полудня) Good afternoon

Добрый вечер (после 6 часов Good evening

вечера)

Здравствуй(те) (в любое Hello

время)

Привет! Hi! (амер.)

Привет, Джейн! (при Morning, Jane!

встрече утром)

Привет, Пит! (при встрече Evening, Pete!

вечером)

Рад тебя видеть! Nice to see you!

Как поживаешь? How are you?

Fine, thanks!

Спасибо, прекрасно! Very well, thank you

O. K., thanks

Неплохо! Not so bad

Not too bad

 

Грамматика

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ

 

Прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какой?

A wide road. Широкая дорога.

A tall tree. Высокое дерево.

An interesting book. Интересная книга.

 

Наречия отвечают на вопрос как?

He speaks English well. Он говорит по-английски хорошо.

 

Прилагательные и наречия имеют три формы степеней сравнения:

положительную (positive degree),

сравнительную (comparative degree),

превосходную (superlative degree).

 

Формы сравнительной и превосходной степеней образуются двумя способами:

 

Способ 1. Если прилагательное односложное, форма его сравнительной степени образуется при помощи суффикса –er, а форма превосходной степени – при помощи суффикса –est.

Полож. степень Сравн. степень Превосх. Степень
strong (сильный) stronger (сильнее) the strongest (сильнейший)
cold (холодный) colder (холоднее) the coldest (самый холодный)

 

Некоторые двусложные прилагательные оканчивающиеся на -y, -er, -ow образуют степени сравнения так же, как и односложные, с помощью суффиксов -er, -est.

easy (легкий),

easier (более легкий, легче),

the easiest (самый легкий, легчайший)

 

clever (умный) ,

cleverer (более умный, умнее),

the cleverest (самый умный, умнейший)

 

narrow (узкий),

narrower (более узкий, уже),

the narrowest (самый узкий)

 

 

Способ 2. От двусложных прилагательных и прилагательных состоящих из трех или более слогов, сравнительная степень образуется при помощи слова more (less), а превосходная степень – при помощи слова most (least)

famous – знаменитый

more (less) famous – более (менее) знаменитый

the most famous – самый знаменитый. Знаменитейший

interesting – интересный

more interesting – более интересный, интереснее

the most interesting – самый интересный, интереснейший

 

Запомните исключения при образовании степеней сравнения прилагательных:

Положительная степень Сравнительная степень Превосходная степень
good (хороший) better (более хороший, лучше) the best (самый хороший, лучший)
bad (плохой) worse (более плохой, хуже) the worst (самый плохой, худший)
little (маленький) less (меньше, меньший) the least (самый маленький)
much (many) (много) more (больше) most (больше всего, самый большой)
far (далекий)   far (далеко) farther (более далекий) further (дальше) the farthest (самый далекий) the furthest (дальше всего)

 

Существительное, определяемое прилагательным в превосходной степени, всегда имеет определенный артикль.

В предложениях со степенями сравнения прилагательных и наречий используются следующие союзы:

 

= as … as такой же … как ≠ not so … as не такой ... как

 

Запомните выражение: The more we learn the more we know. Чем больше мы учим, тем больше мы знаем.

 

Задание. Образуйте сравнительную и превосходную степень от следующих прилагательных и наречий.

1. large, tall, long, easy, hot, big, cold, nice, bad, strong, short, wide, good, happy, high, low, busy, well, little, many, far.

ЧТО ГОВОРЯТ PARTING

ПРИ ПРОЩАНИИ

 

К сожалению, нам пора Unfortunately, it’s time to

прощаться say good-bye

До свидания! Good-bye!

Bye then/now!

Пока! Bye-bye!

Cheerio!

Увидимся See you

До завтра Good-bye until tomorrow

До скорой встречи Till next time then

Желаю удачи! Good luck to you!

Желаю успеха! I wish you every success!

Желаю хорошо отдохнуть! Have a nice holiday!

Желаю хорошо провести Have a good time!

время! Enjoy yourself!

Передавайте привет Анне Please remember me to Ann

 

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

The child’s toys – The children’s toys The boy’s books – The boys’ books

 

Задание. Употребите притяжательный падеж существительных.

 

Образец: The poems of Lermontov. (Lermontov’s poems).

 

1. The toy of their children. 2. The question of my son. 3. The wife of my brother. 4. The table of our teacher. 5. The life of animals. 6. The voice of this girl. 7. The new book of the pupils. 8. The letter of Peter. 9. The car of my parents. 10. The room of my friend. 11. The handbags of these women. 12. The flat of my sister is large. 13. The children of my brother are at home. 14. The room of the boys is large.

 


Безличные и неопределенно-личные предложения

 

Английские предложения отличаются от русских тем, что в них всегда есть подлежащее и сказуемое. Поэтому в безличных предложениях, когда нет подлежащего, используется в качестве формального подлежащего местоимение it.

It is cold today. Сегодня холодно.

It rains. Идет дождь.

Как видим, безличные предложения такого типа состоят из местоимения it, которое не переводится, глагола-связки в нужном по смыслу времени и именной части сказуемого, выраженного чаще всего именем прилагательным. Именная часть может быть также выражена именем существительным или именем числительным.

It’s nice to meet you. Приятно познакомиться.

It is nice o’clock now. Сейчас девять часов.

Очень часто безличные предложения описывают явление природы, состояние погоды, обозначают время, расстояние.

Вопросительная и отрицательная формы безличных предложений образуются по тем же правилам, что и вопросительные и отрицательные формы предложений с именным составным сказуемым.

It is cold? – Холодно.

Wasn’t it interesting? – Разве это не было интересно?

Isn’t it funny? – Разве это не смешно?

Частица not ставится после первого вспомогательного глагола.

 

Задание. Переведите на английский язык:

 

Сегодня холодно. 2. Идет снег целый день. 3. Сейчас утро. 4. Было приятно познакомиться с вашим другом. 5. Поздно. Пора спать. 6. Сейчас уже 10 часов утра. 7. На улице холодно? 8ю Сейчас ранняя весна, но уже тепло. 9. Это далеко отсюда?

 

SPOKEN ETIQUETTE

 

Apologizing: Извинения:

 

If you don’t hear or understand what the other person says, you can say:

Excuse me? Pardon me? I’m sorry? Извините. Простите. Что вы

What did you say? сказали?

I’m sorry, I didn’t quite catch / Извините, я не совсем уловил /

understand that / what you said. понял это / что вы сказали.

Would you mind repeating it / the Будьте добры, повторите это /

question / saying that again, please. вопрос / то, что вы сказали еще раз.

If you have made a mistake, you can say:

Sorry. I’m so sorry. I’m terribly sorry. Извините. Мне так жаль. Мне

ужасно жаль.

 

The answer to that may be:

That’s OK. That’s all right. It doesn’t Все в порядке. Все хорошо.

matter. Never mind. Это не имеет значения, неважно.

Не беспокойтесь.

 

If you interrupt someone for something, you can say:

I’m sorry to bother/disturb/interrupt you. Простите (извините), что беспокою

(прерываю) вас.

Excuse me for disturbing you. Простите, что я вас беспокою (отрываю от дела)

Excuse me for interrupting you. Простите, что я вас прерываю.

Excuse me for froubling you. Простите за беспокойство.

 

If you are late, you can say:

I’m very sorry I’m late. Я очень сожалею, что опоздал.

Excuse me for being late. Прошу извинить меня за опоздание.

Sorry I’ve kept you waiting. Простите, что я заставил вас ждать.

I apologize for being late. Я приношу свои извинения за то, что опоздал.

Please forgive me for being late. Пожалуйста, простите меня за опоздание.

 

ROLE PLAY Practice apologizing and answering using the following situations:

1. You arrived late for class.

2. You stepped on someone’s foot.

3. You call someone on the telephone late at night.

4. You interrupt a conversation.

5. You spill your drink on the tablecloth.

 

II семестр

 

Урок 4

 

Грамматика

 

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


 

Множественное число существительных = единственное число + s (es)

 

Множественное число существительных, основа которых оканчивается на -ch, -s, -ss, -sh, -x, а также существительных, имеющих окончание -o, образуется путем прибавления окончания -es:

a bench скамейка – benches

a bus автобус – buses

a glass стакан – glasses

a box коробка – boxes

a potato картошка – potatoes

 

Существительные, оканчивающиеся на -y (после согласной) во множественном числе имеют окончание –ies:

a baby младенец – babies

a fly муха – flies

a lady леди – ladies

 

Если слово оканчивается на f (-fe), то во множественном числе f меняется на v и добавляется - (es)

 

a life жизнь – lives

a knife нож – knives

a shelf полка – shelves

a wife жена – wives (но: roof крыша – roofs)

 

Как читают окончания во множественном числе?

 

-s читается как [s] после глухих согласных: books, cats

-s читается как [z] после звонких согласных и гласных: pens, boys

-es читается как [iz] после s, ss, sh, ch, x, z: boxes

-y после согласных переходит в i+es: city – cities, lady – ladies

 

Ряд существительных образует множественное число не по общим правилам:

а) изменяется корневая гласная:

a man мужчина – men

a woman женщина – women

a foot нога – feet

a tooth зуб – teeth

a goose гусь – geese

a mouse мышь – mice

б) добавляется окончание -en:

an ox бык – oxen

a child ребенок – children

в) заимствуются формы единственного и множественного числа из латинского и греческого языков:

a formula – formulae (formulas)

a crisis – crises

a criterion – criteria

an index – indices

a bacterium – bacteria

 

В английском языке есть существительные, которые имеют одну (общую) форму для единственного и множественного числа:

a deer (олень) – deer (олени)

a sheep (овца) – sheep (овцы)

a fish (рыба) – fish (рыбы)

swine (свинья) – swine (свиньи)

 

Некоторые существительные могут употребляться в форме только единственного либо множественного числа.

В единственном числе употребляются неисчисляемые существительные, такие как:

Money – деньги

Sugar – сахар

Hair – волосы

Business – дело

Information – информация, сведения

Fruit – фрукты

Progress – прогресс, успехи

News – новость, новости

Peace – мир

Love – любовь

Knowledge – знание, знания

Advice – советы

Furniture – мебель

Luggage – багаж

 

Только во множественном числе употребляются обозначения предметов, состоящих из двух и более частей:

Trousers – брюки

Glasses – очки

Scissors – ножницы

Shorts – шорты

 

Только во множественном числе употребляются слова:

Clothes – одежда

Goods – товары

Riches – богатства

Thanks – благодарности

Manners – манеры

Looks – взгляды

 

Перепишите исчисляемые и неисчисляемые существительные в 2 столбика и переведите их.

Time, water, machine, music, snow, word, coffee, money, idea, family, knowledge, sea, hour, tree, silver, meat, happiness, information, speed, book, news, house, friend, milk, student, pen, paper, clothes, picture, air.

 

Напишите следующие существительные во множественном числе.

Вох, sheep, place, library, photo, mouse, lady, glasses, bush, dress, country, bus, party, wife, day, knife, knowledge, month, pen, hero, goose, company, life, deer, tomato, city, man, play, news, child, fruit, shelf, leaf, foot, fish, woman, money, information.

 

SPOKEN ETIQUETTE

 

Worry Беспокойство

I’m worried… Я обеспокоен…

I’m concerned [kәn’sә:nd] about… Я беспокоюсь о…

I’m scared [skεәd] of… Я напуган…

I’m afraid of… somebody/something Я боюсь…

 

Regrets Сожаление

Why didn’t I… Почему я не…

I regret…something Я сожалею…

 

Reassurance Утешение, сочувствие

Relax. Не нервничайте. (Расслабьтесь).

There is no cause for concern. Нет причины беспокоиться.

Come on! Успокойтесь!

There is no need to worry. Нет надобности беспокоиться.

Stop worrying! Прекрати(те) волноваться.

Cheer up! Не падай(те) духом.

Take it easy. Не переживай(те). (Воспринимайте

все легко).

Forget it! Забудь(те) о случившемся.

Pull yourself together. Возьми(те) себя в руки.

ROLE PLAY Play out these situations with a partner.

1. Your favorite team lost the game. Calm them down.

2. A nurse is persuading a frightened child to let her give him an injection.

3. The parents are reassuring their daughter that she’ll pass the exam.

 

Грамматика

 

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ И ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛИ

 

Неопределенный артикль a (an) происходит от числительного one (один), определенный – от указательного местоимения that (тот).

Артикль употребляется:

- перед каждым нарицательным существительным.

Артикль не употребляется если перед существительным стоит:

· указательное или притяжательное местоимение – This is my book.

· другое существительное в притяжательном падеже – It’s teacher’s book.

· количественное числительное – She has one pen.

· отрицание no – He has no book.

 

Упоминая предмет впервые, мы употребляем перед ним неопределенный артикль a (an). Упоминая этот же предмет вторично, мы ставим перед ним определенный артикль the. Например: This is a book. The book is interesting.

 

Неопределенный артикль a (an)

 

употребляется перед единичным, отдельным предметом, который мы не выделяем из класса ему подобных. Неопределенный артикль an обычно стоит перед существительным, которое начинается с гласного звука: an apple, an egg.

Например: I bought a book yesterday. Я купил вчера книгу (одну из многих ей подобных). I have an apple. У меня есть яблоко (одно, какое-то).

 

Неопределенный артикль a (an) может употребляться только с исчисляемыми существительными, стоящими в единственном числе. Перед неисчисляемыми существительными или существительными во множественном числе неопределенный артикль опускается.

 

Неопределенный артикль не употребляется:

а) с неисчисляемыми и «абстрактными» существительными:

I like coffee and tea. Friendship is very important in our life.

б) с существительными во множественном числе:

The books are on the table.

в) с именами собственными:

I told Jane about that.

г) с существительными, перед которыми стоят притяжательные или указательные местоимения:

This car is better than that.

That bike is old.

д) с существительными, за которыми следует количественное числительное, обозначающее номер:

Read the text on page eight.

 

Неопределенный артикль a необходим в конструкциях: I have a… This is a… I am a… What a fine day! I see a… There is a… He is a… What a good boy!

 

Определенный артикль the

 

Определенный артикль the выделяет предмет или предметы из класса им подобных:

The book I bought yesterday was interesting – Книга, которую я купил вчера, была интересной (это – конкретная книга, которую говорящий выделяет из класса ей подобных).

Определенный артикль the употребляется как с исчисляемыми, так и с неисчисляемыми существительными, как с единственным, так и с множественным числом.

Например: This is a book. The book is interesting (исчисляемое в единственном числе).

This is meat. The meat is fresh. (неисчисляемое)

These are books. The books are good. (множественное число).

 

Определенный артикль употребляется:

а) когда известно (из контекста, из окружающей обстановки) о каком предмете (предметах, явлениях) идет речь: Open the door, please. I am going to the college.

б) когда речь идет о единственном в своем роде предмете или явлении: The moon is bright this night.

в) когда существительное имеет ограничивающее определение, чаще всего с предлогом of.

I don’t know the name of this pupil.

г) в словосочетаниях типа in the north, to the west, at the cinema, the same, in the country, the rest of the…

д) если перед существительным стоит прилагательное в превосходной степени

This is the most interesting book.

 

Географические названия и артикль

 

С географическими названиями и с именами собственными, артикль, как правило, не употребляется, кроме следующих случаев:

а) с названием морей, рек, океанов, горных хребтов, групп островов используется определенный артикль: the Pacific Ocean, the Black Sea, the Thames, the British Isles.

б) определенный артикль используется с несколькими названиями стран, областей и городов, (хотя обычно с этими типами названий артикль не используется):

the Ukraine, the Crimea, the Caucasus, the Netherlands, the Hague, the Riviera, the Congo, the West Indies

в) определенный артикль используется с названиями стран типа:

the Russian Federation, the United States of America, the United Kingdom.

г) перед собирательным именем семьи: The Petrovs – Петровы

 

Запомните: артикль не нужен в сочетаниях со словами next и last типа:

next week, next year, last month, last Tuesday

 

Объясните наличие или отсутствие артикля перед существительными.

1. Last week I met my friend. He was with a young girl. The girl was a student of our Academy. 2. This is a pencil. The pencil is red. 3. She is a teacher. She is our teacher of English. 4. It is a lake. The lake is deep. It’s one of the deepest lakes in the world. 5. There are many flowers in your garden. The flowers are beautiful.

 

SPOKEN ETIQUETTE

 

Congratulations and good wishes

 

Congratulations! Поздравляю

When you give a present you say: Когда вы вручаете подарок,

то говорите:

I’d like you to have this. (А) это тебе.

This gift is for you. Это (подарок) тебе от меня.

I’d like you to accept this gift as a Я бы хотел, чтобы ты принял этот

small token of my appreciation. подарок как маленький знак моей благодарности.

 

Wishing Success: Пожелания успехов:

All the best / I wish you the best of Всего наилучшего. Желаю Вам

everything. (тебе) всего хорошего.

I wish you every success! Желаю Вам больших успехов!

Good luck!

Break a leg! (You say this to an actor Желаю удачи! (Ни пуха, ни пера!)

before a performance.)

I wish you health, wealth, and happiness. Желаю Вам здоровья,

благосостояния и счастья.

Before you begin eating, you can say: Перед началом еды вы можете

сказать:

Bon appétit! I hope you enjoy your meal. Хорошего аппетита.

 

Toasts: Тосты:

Cheers! За здоровье!

Here’s to you. За Вас!

Here’s to our friendship! За нашу дружбу!

 

If someone is sick, you can say: Если кто-то заболел, вы можете сказать:

Get well soon! Выздоравливай скорее!

Before a trip/journey: Перед поездкой, путешествием:

Bon voyage! Счастливого пути!

Have a good trip! Желаю хорошего пути!

 

You can answer like this: Вы можете ответить так:

Thank you for your kind wishes. Спасибо Вам за добрые пожелания.

Thank you for your present. Спасибо Вам (тебе) за подарок.

The same to you. Того же и Вам.

 

ROLE PLAY Student A: You’re at a birthday party. Congratulate and give a present to the birthday person.

Student B: You’re the birthday person. Respond to these congratulations.

 

Грамматика

 

ВРЕМЕНА АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА

 

Таблица временных форм глагола

 

Время Простое Indefinite (Simple) Длительное Continuous Завершенное Perfect
Настоящее I write Я пишу (вообще, обычно) I am writing Я пишу (сейчас) I have written Я (уже) написал
Прошедшее Past I wrote Я (на) писал (вчера) I was writing Я писал (в тот момент) I had written Я написал (уже к тому моменту)
Будущее Future I shall/will write Я напишу, буду писать (завтра) I shall/will be writing Я буду писать (в тот момент) I shall/will have written Я напишу (уже к тому моменту)

 

Группа временных форм Indefinite (Simple)

Формы глагола в Present Indefinite

 

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. I (you) ask. He (she, it) asks. Do I (you) ask? Does he (she, it) ask? I (you) do not ask. He (she, it) does not ask.
Мн. We (you, they) ask. Do we (you, they) ask? We (you, they) do not ask.

 

 

Глаголы в формах Indefinite (Simple) описывают обычные, повторяющиеся действия как факт – безотносительно к их деятельности или к результату действия:

I go to school every day. – Я хожу в школу каждый день. В этом высказывании интересует не время, потраченное на дорогу, не процесс движения, не результат походов, а сам факт: я хожу в школу, а не на работу. То же самое относится к прошедшему времени и к будущему:

I went to school when I was a boy. – Я ходил в школу, когда был мальчиком.

I shall go to school when I grow up. – Я буду ходить в школу, когда вырасту.

Для указания на повторный характер действия часто употребляются слова

every day / week, month, year (каждый день / каждую неделю, месяц, год),

often (часто), seldom (редко), always (всегда), usually (обычно), never (никогда).

Наречия often, seldom, always, never, usually обычно ставятся перед глаголом.

В предложениях с глаголом to be эти наречия обычно ставятся после глагола.

He is never late for the lessons. – Он никогда не опаздывает на уроки.

 


Формы глагола в Past Indefinite

 

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. и мн. I (you, he, she, it, we, they) asked. Did I (you, he, she, it, we, they) ask? I (you, he, she, it, we, they) did not ask.

 

Отрицательная и вопросительная формы в Indefinite образуются при помощи вспомогательных глаголов do, does, did с частицей not, краткая форма: don’t, doesn’t, didn’t. Порядок слов прямой. Вопросительные предложения образуются, как правило, простой перестановкой подлежащего и вспомогательного глагола. Вопросительные местоимения при этом стоят всегда впереди.

He is a student. – Is he a student?

We do not write much. – Do we write much?

You have a computer. – Have you a computer? – What do you have?

She does not live in Moscow. – Does she live in Moscow?

He didn’t like the film. – did he like the film? – What film he didn’t like?

 

Особую группу составляют разъединительные вопросы, которые переводятся как утверждения плюс «не так ли?» Они применимы к любому времени. Например:

You speak English, don’t you? Вы говорите по-английски, не так ли?

Но: Let us speak English, shall we? Давайте говорить по-английски, хорошо?

 

Правильные и неправильные глаголы (regular and irregular verbs)

 

По способу образования прошедшего времени все глаголы в английском языке можно разделить на две группы: правильные и неправильные. У правильных глаголов вторая и третья формы (Past Indefinite Tense и Past Participle – простое прошедшее время и причастие прошедшего времени) совпадают между собой и образуются путем прибавления к основе глагола окончания -ed (-d):

to ask – asked to change – changed

to receive – received to work – worked

 

При этом существует ряд особенностей:

а) если глагол оканчивается на -у с предшествующей согласной, то буква y меняется на i и добавляется окончание -ed

to supply – supplied to apply – applied

если глагол оканчивается на -y с предшествующей гласной, то буква y не меняется и добавляется окончание -ed

to stay – stayed to play – played

б) если глагол оканчивается на согласную с предшествующим кратким гласным звуком, то согласная на конце удваивается:

to stop – stopped

 

После звонких согласных и гласных звуков окончание -ed и -d произносится так [d] loved, said, а после глухих согласных как [t] looked.

После звуков [d] и [t] на конце слова окончание -ed (-d) произносится как [id] landed, started.

 

Неправильные глаголы образуют вторую и третью формы различными способами, без четких правил. Это наиболее часто употребляемые глаголы. В конце книги приведен список часто встречающихся неправильных глаголов.

 

Формы глагола в Future Indefinite

 

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. I shall ask. You (he, she, it) will ask. Shall I ask? Will you (he, she, it) ask? I shall not ask. You (he, she, it) will not ask.
Мн. We shall ask. You (they) will ask. Shall we ask? Will you (they) ask? We shall not ask. You (they) will not ask.

 

SPOKEN ETIQUETTE

 

Asking for advice: Вы просите совета:

Can you give me some advice? Вы можете мне посоветовать?

Giving advice: Вы даете совет:

I advice you to go downtown. Я советую Вам поехать в центр города.

Be sure to see… Обязательно (непременно, во что

бы то ни стало) посмотрите…

Be sure not to miss… Обязательно (непременно) не пропустите…

If I were you, I would… На Вашем месте я бы…

 

To make suggestions we use: Чтобы предложить сделать что-

let, shall, can / could, why don’t, то, мы употребляем: let, shall, can /

will (‘ll), can or would like: could, why don’t, will (‘ll), can, would like:

Let’s go for a walk. Пойдем гулять.

Shall we go in? Пойдем (в музей)?

We could buy some games and books Мы могли бы купить игры и книги

in the shop of Science Museum. в магазине Музея науки.

Why don’t we go to the zoo? Почему бы нам не сходить в зоопарк?

Shall I make you a cup of tea? Сделать Вам чашку чаю?

Can I do anything else? Могу я еще что-либо сделать?

Would you like me to wash up? Ты не хотела бы, чтобы я помыл посуду?

 

КАК ПОБОДРИТЬ EXPRESSING SYMPATHY

И ПОСОЧУВСТВОВАТЬ

 

Не волнуйся/Не переживай Take it easy

Спокойно. Не волнуйся! Relax!

Не беспокойся Don’t worry

Не принимай это близко к сердцу Don’t take it to heart

Не расстраивайся [из-за этого] Don’t get upset [about it]

Будем надеяться на лучшее Let’s hope for the best

Все будет хорошо Everything will be all right

Всякое бывает [в жизни] Things happen

Ничего не поделаешь It can’t be helped

Не суетись! Don’t be fussy!

Улыбнись и забудь об этом Smile it off

 

Группа временных форм Continuous

Формы глагола в Present Continuous

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. I am asking. You are asking. He (she, it) is asking. Am I asking? Are you asking? Is he (she, it) asking? I am not asking. You are not asking. He (she, it) is not asking.
Мн. We (you, they) are asking. Are we (you, they) asking? We (you, they) are not asking.

 

Present continuous употребляется для выражения действия, длящегося в настоящий момент или период. Указание на время типа now (сейчас), at the moment (в данный момент) может быть либо выражено, либо подразумеваться.

С глаголами, которые обозначают не действие, а состояние, Present Continuous обычно не употребляется:

to feel (чувствовать)

to be (быть, находиться)

to live (жить)

to stay (оставаться)

to hear (слышать)

to see (видеть)

to know (знать)

to remember (помнить)

to think (думать)

to want (хотеть)

to like (любить, нравиться)

to love (любить)

 

 

Формы глагола в Past Continuous

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. I (he, she, it) was asking. You were asking. Was I (he, she, it) asking? Were you asking? I (he, she, it) was not asking. You were not asking.
Мн. We (you, they) were asking. Were we (you, they) asking? We (you, they) were not asking.

 

Past continuous обычно употребляется для выражения конкретного действия, длившегося в точно указанный момент или период в прошлом.

 

Формы глагола в Future Continuous

 

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. I shall be asking. You (he, she, it) will be asking. Shall I be asking? Will you (he, she, it) be asking? I shall not be asking. You (he, she, it) will not be asking.
Мн. We shall be asking. You (they) will be asking. Shall we be asking? Will you (they) be asking? We shall not be asking. You (they) will not be asking.

 

Future Continuous употребляется для выражения действия, которое будет длиться в точно указанный момент или период в будущем.

Глаголы в формах Continuous описывают действие как процесс, как длительность – в определенный момент в прошлом, настоящем или будущем:

I am going to school (now). – Я иду в школу (сейчас, в настоящий момент).

I was reading a book yesterday at 5 o’clock. – Я читал книгу вчера в 5 часов.

I will be watching TV tomorrow at 7 o’clock. – Я буду смотреть телевизор завтра в семь часов.

 

Помимо этой функции, глаголы в Present Continuous выражают действие, отнесенное в ближайшее будущее:

We are leaving for Moscow in July. – Мы уезжаем в Москву в июле.

 

Группа временных форм Perfect

Present perfect

 

Present perfect образуется при помощи вспомогательного глагола to have в настоящем времени (have, has) и третьей формы смыслового глагола. В вопросительном предложении вспомогательный глагол ставится перед подлежащим. В отрицательном предложении после вспомогательного глагола ставится отрицание not.

 

Формы глагола в Present Perfect

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. I (you) have asked? He (she, it) has asked. Have I (you) asked? Has he (she, it) asked? I (you) have not asked. He (she, it) has not asked.
Мн. We (you, they) have asked. Have we (you, they) asked? We (you, they) have not asked.

 

Past Perfect

Формы глагола в past perfect

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. и мн. I (you, he, she, it, we, they) had asked. Had I (you, he, she, it, we, they) asked? I (you, he, she, it, we, they) had not asked.

 

Past Perfect употребляется:

а) для выражения действия, завершившегося до какого0либо момента или другого действия в прошлом: He had read the book by 10 o’clock yesterday.

Он прочел книгу до десяти часов (к девяти часам) вечера

When we came to the airport the plane had already landed.

Когда мы приехали в аэропорт, самолет уже приземлился

б) в предложениях, в которых одно действие завершилось до другого действия, длящегося в прошлом: He had read the book and was watching TV when I came. Когда я пришел, он уже прочитал книгу и смотрел телевизор.

 

Future Perfect

Формы глагола в Future Perfect

 

Число Утвердительная форма Вопросительная форма Отрицательная форма
Ед. I shall have asked. You (he, she, it) will have asked. Shall I have asked? Will you (he, she, it) have asked? I shall not have asked. You (he, she, it) will not have asked.
Мн. We shall have asked. You (they) will have asked. Shall we have asked? Will you (they) have asked? We shall not have asked. You (they) will not have asked.

 

Future Perfect употребляется для выражения действия, которое будет происходить до определенного момента или другого действия в будущем и завершится или прекратится до него.

 

Глаголы в формах Perfect выражают действие завершенное, приведшее к определенному результату (или к отсутствию результата). Можно сказать, что с помощью форм Perfect мы подводим итоги определенному периоду времени, определенных действий. Время подведения итогов – либо настоящий момент Present Perfect, ли




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.