Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическая сущность компьютерной и Интернет зависимостей



Кибераддикция — непреодолимая потребность пребывания в сети Интернет или игры на компьютере.

Общеизвестно, компьютеры стали реальностью нашей жизни. Они забирают все больше и больше функций у человека, расширяя его кругозор и создавая условия для формирования зависимости. С одной стороны, компьютер помогает собирать и анализировать информацию, манипулировать ею, с другой -придает невиданные возможности, позволяя осуществить в виртуальном пространстве то, что никогда не удастся опробовать в реальности. В компьютерных играх человек чувствует себя уверенным и сильным, он может общаться с любым человеком мира в том облике, который придумывает сам (Шапкин, 1999). И тогда возникает соблазн сменить повседневную действительность, требующую ежедневной борьбы, на виртуальное существование и виртуальное общение, которое не имеет никаких ограничений ни во времени, ни в пространстве, ни в возрасте, ни в поле, ни в каком-либо другом параметре, описывающем человеческую жизнь.

Сегодня в Интернет-сети существует более 3000 сайтов, предлагающих самую разнообразную помощь Интернет-зависимым (интернетоголикам) пользователям, включая психологическую и медицинскую.

Термин Интернет-зависимость предложил доктор Ливан Голдберг (Goldberg 1996-1999) для описания непреодолимой потребности пребывания в сети Интернет. Он подчеркнул, что этот тип поведения полностью соответствует требованиям к нехимическим аддикциям, описанным в американском Руководстве по психическим заболеваниям DSM-IV, поскольку работа на компьютере вызывает стресс и причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу человека.

«7


Сейчас этот тип поведения имеет разные названия: Интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция. Все они отражают зависимость от компьютера выражающуюся в замене интересов реального мира на иллюзорный, виртуальный.

Интернетоголики заняты в Интернет-сети до 40-50 часов в неделю, ежедневно затрачивая на игру до 1-18 часов.

Понятие Интернет-зависимоть характеризуется

следующими неспецифическими и специфическими признаками:

1. Уход в виртуальный мир. Бурная Интернет-сетевая
жизнь позволяет влюбляться, ссориться, радоваться, заключать
виртуальные браки. Все осуществятся легче и чаще, чем в
реальном мире.

2. Подмена реальности проявляется в форме
определенного набора символов или смайликов, например,
радость обозначается знаком :), удивление - :О, испуг - ]:О,
плач, расстройство - :( и т.д. Эти определительные символы
напоминают аналоги древнеегипетской культуры.

3. Проявление эффекта целевого дрейфа, проявляющегося
в том, что в процессе поиска информации первоначальная цель
заменяется другой, относительно равной или подобной ей.

Ряд авторов характеризует кибераддикцию с позиций выделения в ней психологических и физиологических симптомов. Так, например, М.Х.Орзак (1996-1999) к числу психологических симптомов отнесла хорошее самочувствие или эйфорию за компьютером, невозможность прервать киберобщение, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущение пустоты и раздражения вне компьютера, ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой. Среди физических симптомов она выделила резь в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна -бодрствования.

Важно отметить, что, как и в других видах аддикции, здесь наблюдается и толерантность, и абстинентный синдром. На пике развития кибераддикции в сознании человека преобладают


явления виртуального мира, что приводит к отрыву от альности. часто в это время прекращается духовный рост

человека.

Предвестниками зависимости, отличающими ее от необходимости работы на компьютере, являются навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, предвкушение очередного сеанса общения в Интернете, увеличение времени, проводимого в нем. Около 1-5% работающих в Интернете имеют этот вид расстройства. Среди них 67% составляют мужчины (Young,_1996-1999).

Некоторые авторы рассматривают Интернет-зависимость как разновидность компьютерных аддикции, т.к. она является составляющей зависимости от компьютера в целом, т.е. от потребности взаимодействия с данным устройством в игровой, рабочей, гедонистической или исследовательской формах (П.Мунтян, 2004).

Компьютерная аддикция определяется, как невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией. Данный тип зависимости сопровождается деформацией личности, утратой социального статуса и собственной «Я-концепции», ухудшением эмоционального самочувствия, агрессивностью и замкнутостью. К сожалению, родственники, отмечая этот недуг у своих детей или близких, сами становятся зависимыми или созависимыми от компьютера. Дело в том, что самостоятельное или совместное овладение компьютерной грамотностью, протекающей на фоне компьютерных капризов, отказов, возвратов и т.д. делает его домашним другом и является первопричиной пристрастия к компьютеру.

Компьютерная аддикция чаще всего формируется в форме
увлечения компьютерными играми, характеризующимися
динамичностью, напряженностью, непрерывностью

Усложнений. Полная погруженность в игру создает эффект участия пользователя в некоторой виртуальной реальности. Компьютерный гэмблинг - это не пристрастие к одной игре, а к Цепной многожанровой системе игр. Кроме того, разработчики Усиливают компьютерную зависимость дополнительным вводом в игры различных подуровней или секреток, поиск которых требует больших временных затрат (от 5-6 часов до нескольких


суток). Создание секретных подуровней подталкивает игроков к соревновательному чувству «кто-кого», что является несомненным стимулом повышения компьютерной аддикции. Целям «посадить на компьютерную иглу» служит представление в комплекте с игрой пакета программ, для разработки собственных сценарных уровне игры, создания собственных персонажей, замены голосовых и звуковых эффектов. Более того, компьютер позволяет соревноваться игрокам в поиске эффективных путей достижения игровой цели.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.