Здавалка
Главная | Обратная связь

Самооценка компьютерной аддиктивпости (Н.П.Фетискин)



Назначение

Выявление потенциальной и реальной компьютерной зависимости. В основу теста положены критерии возникновения зависимости от компьютера, предложенные П.Мунтяном (2005). Инструкция

Сегодня трудно представить человека, который бы не был связан с компьютерной деятельностью. Причем для одних людей она является профессиональной основой, а для других -необходимым или приятным занятием.


 




В этой связи Вам предлагается ответить на несколько утверждений, связанных с занятиями на компьютере. Для этого на листе бумаги запишите номер вопроса, а рядом с ним свой ответ в буквенной форме:

а - почти всегда,

б - часто,

в - иногда,

г - очень редко,

д - никогда.

Опросник

1.В процессе компьютерной работы или игры мне очень трудно отвлекаться на что-то другое.

2.Вынужденные отвлечения от компьютерных занятий меня нередко раздражает.

З.Мне довольно трудно спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером.

4.Я расходую немало денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера.

5. Я нередко забываю о домашних делах, служебных
обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы
или игры на компьютере.

6. Отдавая предпочтение компьютерным занятиям, я вполне
осознаю, что пренебрегаю своим здоровьем, сном и т.п.

7. Я довольно часто употребляю кофе, чай или другие
бодрящие напитки.

8. В процессе компьютерных занятий я готов
удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной
пищей.

9.Я ощущаю эмоциональный подъем во время работы с компьютером.

10. Мне доставляет удовольствие обсуждать компьютерную тематику со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

И. В разговорной речи я нередко использую компьютерный юмор, шутки, фразы.


 

12. Общение с компьютером мне, пожалуй, больше
нравится, чем контакты с близкими людьми.

13. Когда компьютер выходит из строя, я испытываю
некоторую потерянность и не знаю, куда себя деть.

14. Компьютерные занятия помогают мне, чаще всего,
избавиться от жизненных неурядиц и неприятностей.

15.Меня особенно не беспокоить однообразие повседневной одежды.

16. Получив задание, я обычно не стремлюсь изучать
необходимую литературу, а ищу готовый материал в
компьютере.

17. Мне доставляет большее удовольствие компьютерная
компоновка материала и оформление учебных заданий, чем
обычные способы их выполнения.

Обработка и интерпретация данных

" На основе перевода буквенных ответов в баллы подсчитывается суммарный результат с последующим определением уровня компьютерной аддиктивности. Перевод оценочных ответов в баллы: а - 4 балла, б - 3 балла, в - 2 балла, г - 1 балл, д- 0 баллов. Уровни компьютерной аддиктивности:

высокий - 43 балла и больше, выше среднего - 39-42 балла, средний - 27-38 баллов, ниже среднего - 26-21 балл, низкий - 20 баллов и меньше.


 




3.7. Экспресс-диагностика интернетзависимоспш (К.Янг в модификации Н.П. Фетискина)

Инструкция

Вам предлагается 10 утверждений, связанных с процессами личного взаимодействия с Интернетом. На чистом листе бумаги укажите свой возраст, пол, образование, временной опыт пользования Интернетом. После этого рядом с номером утверждения поставьте свой ответ в форме «да» (+) или «нет» (-).

Опросник

1. Потребность в занятости Интернетом для меня
равнозначна потребности в еде, сне и т.п.

2. Я испытываю необходимость в проведении большого
количества времени в работе с Интернетом для получения
удовольствия.

3. Я утратил способность контролировать свою занятость
Интернетом.

4. У меня ухудшается физическое или психическое
самочувствие, когда я пытаюсь сократить время пользования
Интернетом.

5. Нередко я использую Интернет как способ избегания
проблем или улучшения настроения.

6. Мне доводилось говорить неправду членам семьи или
друзьям, указывающим на чрезмерное увлечение Интернетом.

7. Случалось, что из-за Интернета я рисковал потерять
значимые отношения, место работы, учебы, возможность
профессионального роста и др.

8. Я продолжаю возвращаться к Интернету даже после
траты существенной суммы денег.

9. Бывало, что в привычное время для Интернет-занятий я
отменял все дела, даже в условиях, когда не было возможности
пользоваться Интернетом.

10. Я нередко оставался в сети дольше, чем обычно
намеревался.

146


Обработка и интерпретация результатов

Уровень Интернет-зависимости определяется по количеству положительных ответов. К.Янг (1996) на основе изучения 496 человек, активно использующих компьютерную сеть, пришла к заключению, что зависимость от Интернета обследуемого имела место, если за период в 12 месяцев регистрировались четыре и

более симптомов.

В наших исследованиях мы использовали психометрические закономерности для определения следующих уровней:

6 баллов и более - высокий,

4-5 баллов - выше среднего,

3 балла - средний,

2 балла и меньше - низкий.

3.8. Самооценка трудоголизма (модифицированный вариант Н.П.Фетискина)

Инструкция

Вам предлагается несколько утверждений, касающихся восприятия работы, отношения к ней, оценки ее значимости и места в жизни человека.

На чистом листе рядом с номером утверждения проставьте свои ответы в форме «да» или «нет».

1. После напряженной работы мне трудно переключиться
на другую деятельность.

2. Беспокойство о работе мешает мне во время отдыха.

3. Приходится все время работать, потому что на мне
большая ответственность за дело коллектива.

4. Мне кажется, что можно чувствовать удовлетворение
только во время работы.

5. Я чувствую себя энергично, уверенно и самодостаточно
только работая или думая о работе.

6. Без работы я часто чувствую неудовлетворенность.

7. Отсутствие работы вызывает у меня чувство
раздражения.

147


8. Обо мне нередко говорят, что в быту я мрачен
неуступчив, издерган, раним, но «преображаюсь» на работе.

9. Я испытываю неудовлетворенность заканчивая какое-то
дело от того, что скоро «все закончится».

10. Заканчивая какое-то дело, я сразу начинаю размышлять
о следующем деле, следующем рабочем дне.

11. Я не совсем понимаю смысла и радости отдыха.

12. Я избегаю состояния «ничегонеделания».

13. Отсутствие работы для человека воспринимается мною
как безделие и лень.

14. После работы, чтобы понять, чего хотят близкие, мне
нужно сделать усилие над собой.

15. Мои мысли даже дома постоянно сосредоточены на
работе.

16. Журнальные фотографии, фильмы и программы
эротического и развлекательного характера вызывают у меня
раздражение.

17. Рассказы приятелей о любовных подвигах кажутся мне
скучными.

18. Бывает, что у меня не сексуальных желаний, но
успокаивает мысль: «Сегодня я очень сильно устал. Завтра все
будет по-другому».

19. Для меня характерны слова «все», «навсегда», «я
должен».

20. Обычно я ставлю перед собой цели и требования,
которых очень трудно добиться.

21. Рассказывая о своей работе людям, было бы удобнее
говорить «мы», а не «я».

22. Неудача на работе воспринимается мной как личная
катастрофа.

Обработка и интерпретация результатов

После суммирования положительных ответов определяется уровень трудоголизма:

13 баллов и выше - высокий уровень,

7-12 баллов - средний уровень,

6 баллов и меньше - низкий уровень.


Суть высокого уровня трудоголизма состоит в бегстве в работу. Работа становится наркотиком, который позволяет хотя бы временно не думать о более серьезных и более значимых для личности проблемах. Трудоголизм стоит в одном ряду с эмоциональными зависимостями типа переедания, увлечения азартными играми, неадекватного сексуального поведения. Его главным устремлением является потребность получить признание, занять определенное место среди людей. Если он принимает это за главную свою задачу, возникает риск приобретения зависимости от работы. Повышая свой статус, трудоголик не испытывает удовлетворения, потому что на самом деле эта цель оказывается чужой, надуманной. В этом случае трудоголик начинает испытывать неудовлетворенность, тревогу и начинает прятаться от дискомфорта в работе, испытывая временное облегчение, периодически достигая определенной ступеньки на бесконечной лестнице карьеры. Однажды он получает удовлетворение, испытывает состояние эйфории, удачи после выполнения работы. Он испытывает ощущение, когда некая невидимая сила несет его к успеху. В других условиях он не может испытать это состояние, потому что внутри постоянно неудовлетворен отсутствием собственных интересов, необходимостью «догнать и перегнать».

Такой человек вновь и вновь стремится испытать состояние «потока» на работе. Дома состояние комфорта, удовлетворения не наступает и человек стремится скорее вернуться на рабочее место. А если это по каким-то причинам невозможно, имитирует бурную деятельность. От трудоголиков нередко можно слышать: «Не трогайте меня, я занят...»

3.9. Самооценка алкогольной аддикпшвности (модификация Н.П. Фетискина)

Инструкция

Вам предлагается несколько вопросов, связанных не столько с употреблением алкогольных напитков, сколько с отношением к этому. Исходя из личного опыта и опыта старших людей, попробуйте оценить

149


свое восприятие, общение и переживания в различных ситуациях и условиях употребления алкогольных напитков. Желательно отвечать на вопросы искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируется полностью.

На листе бумаги рядом с номером вопроса укажите свой ответ по 5-балльной системе, в которой 1-2 балла -характеризует отрицательное отношение, 3 балла - нейтральное отношение, 4-5 баллов - позитивное отношение или полное согласие.

Опросник

1. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас
приятные воспоминания?

2. Алкоголь для вас - способ занять свободное время?

3. Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

4. Разговоры о выпивке вызывают у Вас желание выпить?

5. Приходила ли вам когда-нибудь мысль о сокращении
употребления алкоголя?

6. Появлялось ли у Вас когда-нибудь чувство вины или
досады в связи с употреблением алкоголя?

7. Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

8. Считают ли Ваши родные и родственники, что Вы много
пьете?

9. Можно ли весело провести праздник или день рождения
совершенно не выпивая?

10. Считают ли некоторые Ваши знакомые, что Вы
злоупотребляете алкоголем?

11. Были ли у Вас когда-нибудь неприятности в учебе или
работе, связанные с употреблением алкоголя?

12. Задерживались ли Вы работниками правоохранительных
органов из-за употребления алкоголя?

13. Забывали ли Вы часть минувшего вечера после
употребления больших доз алкоголя?

14. Случалось ли Вам выпивать утром натощак, чтобы
улучшить свое состояние?

ISO


Обработка и интерпретациярезультатов

Вначале суммируется общее число баллов, а затем
оценивается уровень алкогольной зависимости:
44 балла и больше - высокий,
36-43 балла - выше среднего,
27-35 баллов - средний <:»

20-26 баллов - ниже среднего,
19 баллов и меньше-низкий. и-.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.