Самооценка компьютерной аддиктивпости (Н.П.Фетискин)
Назначение Выявление потенциальной и реальной компьютерной зависимости. В основу теста положены критерии возникновения зависимости от компьютера, предложенные П.Мунтяном (2005). Инструкция Сегодня трудно представить человека, который бы не был связан с компьютерной деятельностью. Причем для одних людей она является профессиональной основой, а для других -необходимым или приятным занятием.
В этой связи Вам предлагается ответить на несколько утверждений, связанных с занятиями на компьютере. Для этого на листе бумаги запишите номер вопроса, а рядом с ним свой ответ в буквенной форме: а - почти всегда, б - часто, в - иногда, г - очень редко, д - никогда. Опросник 1.В процессе компьютерной работы или игры мне очень трудно отвлекаться на что-то другое. 2.Вынужденные отвлечения от компьютерных занятий меня нередко раздражает. З.Мне довольно трудно спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером. 4.Я расходую немало денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера. 5. Я нередко забываю о домашних делах, служебных 6. Отдавая предпочтение компьютерным занятиям, я вполне 7. Я довольно часто употребляю кофе, чай или другие 8. В процессе компьютерных занятий я готов 9.Я ощущаю эмоциональный подъем во время работы с компьютером. 10. Мне доставляет удовольствие обсуждать компьютерную тематику со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми. И. В разговорной речи я нередко использую компьютерный юмор, шутки, фразы.
12. Общение с компьютером мне, пожалуй, больше 13. Когда компьютер выходит из строя, я испытываю 14. Компьютерные занятия помогают мне, чаще всего, 15.Меня особенно не беспокоить однообразие повседневной одежды. 16. Получив задание, я обычно не стремлюсь изучать 17. Мне доставляет большее удовольствие компьютерная Обработка и интерпретация данных " На основе перевода буквенных ответов в баллы подсчитывается суммарный результат с последующим определением уровня компьютерной аддиктивности. Перевод оценочных ответов в баллы: а - 4 балла, б - 3 балла, в - 2 балла, г - 1 балл, д- 0 баллов. Уровни компьютерной аддиктивности: высокий - 43 балла и больше, выше среднего - 39-42 балла, средний - 27-38 баллов, ниже среднего - 26-21 балл, низкий - 20 баллов и меньше.
3.7. Экспресс-диагностика интернетзависимоспш (К.Янг в модификации Н.П. Фетискина) Инструкция Вам предлагается 10 утверждений, связанных с процессами личного взаимодействия с Интернетом. На чистом листе бумаги укажите свой возраст, пол, образование, временной опыт пользования Интернетом. После этого рядом с номером утверждения поставьте свой ответ в форме «да» (+) или «нет» (-). Опросник 1. Потребность в занятости Интернетом для меня 2. Я испытываю необходимость в проведении большого 3. Я утратил способность контролировать свою занятость 4. У меня ухудшается физическое или психическое 5. Нередко я использую Интернет как способ избегания 6. Мне доводилось говорить неправду членам семьи или 7. Случалось, что из-за Интернета я рисковал потерять 8. Я продолжаю возвращаться к Интернету даже после 9. Бывало, что в привычное время для Интернет-занятий я 10. Я нередко оставался в сети дольше, чем обычно 146 Обработка и интерпретация результатов Уровень Интернет-зависимости определяется по количеству положительных ответов. К.Янг (1996) на основе изучения 496 человек, активно использующих компьютерную сеть, пришла к заключению, что зависимость от Интернета обследуемого имела место, если за период в 12 месяцев регистрировались четыре и более симптомов. В наших исследованиях мы использовали психометрические закономерности для определения следующих уровней: 6 баллов и более - высокий, 4-5 баллов - выше среднего, 3 балла - средний, 2 балла и меньше - низкий. 3.8. Самооценка трудоголизма (модифицированный вариант Н.П.Фетискина) Инструкция Вам предлагается несколько утверждений, касающихся восприятия работы, отношения к ней, оценки ее значимости и места в жизни человека. На чистом листе рядом с номером утверждения проставьте свои ответы в форме «да» или «нет». 1. После напряженной работы мне трудно переключиться 2. Беспокойство о работе мешает мне во время отдыха. 3. Приходится все время работать, потому что на мне 4. Мне кажется, что можно чувствовать удовлетворение 5. Я чувствую себя энергично, уверенно и самодостаточно 6. Без работы я часто чувствую неудовлетворенность. 7. Отсутствие работы вызывает у меня чувство 147 8. Обо мне нередко говорят, что в быту я мрачен 9. Я испытываю неудовлетворенность заканчивая какое-то 10. Заканчивая какое-то дело, я сразу начинаю размышлять 11. Я не совсем понимаю смысла и радости отдыха. 12. Я избегаю состояния «ничегонеделания». 13. Отсутствие работы для человека воспринимается мною 14. После работы, чтобы понять, чего хотят близкие, мне 15. Мои мысли даже дома постоянно сосредоточены на 16. Журнальные фотографии, фильмы и программы 17. Рассказы приятелей о любовных подвигах кажутся мне 18. Бывает, что у меня не сексуальных желаний, но 19. Для меня характерны слова «все», «навсегда», «я 20. Обычно я ставлю перед собой цели и требования, 21. Рассказывая о своей работе людям, было бы удобнее 22. Неудача на работе воспринимается мной как личная Обработка и интерпретация результатов После суммирования положительных ответов определяется уровень трудоголизма: 13 баллов и выше - высокий уровень, 7-12 баллов - средний уровень, 6 баллов и меньше - низкий уровень. Суть высокого уровня трудоголизма состоит в бегстве в работу. Работа становится наркотиком, который позволяет хотя бы временно не думать о более серьезных и более значимых для личности проблемах. Трудоголизм стоит в одном ряду с эмоциональными зависимостями типа переедания, увлечения азартными играми, неадекватного сексуального поведения. Его главным устремлением является потребность получить признание, занять определенное место среди людей. Если он принимает это за главную свою задачу, возникает риск приобретения зависимости от работы. Повышая свой статус, трудоголик не испытывает удовлетворения, потому что на самом деле эта цель оказывается чужой, надуманной. В этом случае трудоголик начинает испытывать неудовлетворенность, тревогу и начинает прятаться от дискомфорта в работе, испытывая временное облегчение, периодически достигая определенной ступеньки на бесконечной лестнице карьеры. Однажды он получает удовлетворение, испытывает состояние эйфории, удачи после выполнения работы. Он испытывает ощущение, когда некая невидимая сила несет его к успеху. В других условиях он не может испытать это состояние, потому что внутри постоянно неудовлетворен отсутствием собственных интересов, необходимостью «догнать и перегнать». Такой человек вновь и вновь стремится испытать состояние «потока» на работе. Дома состояние комфорта, удовлетворения не наступает и человек стремится скорее вернуться на рабочее место. А если это по каким-то причинам невозможно, имитирует бурную деятельность. От трудоголиков нередко можно слышать: «Не трогайте меня, я занят...» 3.9. Самооценка алкогольной аддикпшвности (модификация Н.П. Фетискина) Инструкция Вам предлагается несколько вопросов, связанных не столько с употреблением алкогольных напитков, сколько с отношением к этому. Исходя из личного опыта и опыта старших людей, попробуйте оценить 149 свое восприятие, общение и переживания в различных ситуациях и условиях употребления алкогольных напитков. Желательно отвечать на вопросы искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируется полностью. На листе бумаги рядом с номером вопроса укажите свой ответ по 5-балльной системе, в которой 1-2 балла -характеризует отрицательное отношение, 3 балла - нейтральное отношение, 4-5 баллов - позитивное отношение или полное согласие. Опросник 1. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас 2. Алкоголь для вас - способ занять свободное время? 3. Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц? 4. Разговоры о выпивке вызывают у Вас желание выпить? 5. Приходила ли вам когда-нибудь мысль о сокращении 6. Появлялось ли у Вас когда-нибудь чувство вины или 7. Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя? 8. Считают ли Ваши родные и родственники, что Вы много 9. Можно ли весело провести праздник или день рождения 10. Считают ли некоторые Ваши знакомые, что Вы 11. Были ли у Вас когда-нибудь неприятности в учебе или 12. Задерживались ли Вы работниками правоохранительных 13. Забывали ли Вы часть минувшего вечера после 14. Случалось ли Вам выпивать утром натощак, чтобы ISO Обработка и интерпретациярезультатов Вначале суммируется общее число баллов, а затем 20-26 баллов - ниже среднего, ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|