Здавалка
Главная | Обратная связь

Программа воспитания «джентльмена» по Дж. Локку

Тема 6: РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII-XIX вв.)(продолжение)

Джон Локк

Эпоху Нового времени характеризуют как эпоху Просвещения и Реформации. В Западной Европе и Северной Америке она длилась с последней трети XVII до конца XVIII в. Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением реформировать школу и педагогику в соответствии с менявшимися социальными условиями, учитывать природу человека.

Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.

В Англии сложившаяся к тому времени система школьного образования пришла в глубокое противоречие с новыми социальными условиями, она тормозила дальнейшее развитие как науки, культуры, так и производства.

В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты плеядой мыслителей: Дж. Мильтоном, (1608-1674), У. Петти (1623-1687), Дж. Локком (1632-1704), Д. Беллерсом (1654-1725), Т. Пейном (1737-1809), Дж. Пристли (1733-1804) и др. Многие из них настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования. Так, Джон Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа. Демократическую идею бесплатного всеобщего обучения выдвинул Томас Пейн в работе "Права человека".

Творчество философа и педагога Джона Локкасыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения.

Джон Локк (1632—1704) родился в небольшом городе Рингтон, расположенном на западе Англии, в семье провинциального адвоката. Его отец принимал участие в Английской революции, командовал в чине капитана конным эскадроном в парламентской армии Кромвеля (против произвола абсолютной монархии Карла I). Локк закончил Вестминстерскую школу и как один из лучших учеников в 1652г. поступил в Оксфордский университет. По окончании университета Д.Локк стал преподавать в нем греческий язык, риторику, этику. Затем он увлекся естествознанием и посвятил себя изучению медицины. С 1667г. поселившись в Лондоне, Локк стал домашним врачом и воспитателем сына в семье английского лорда, графа Шефтсбери.

В своем основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую (на основе опыта) теорию познания, исходный пункт которой — принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания (идеи не врожденны, человек не рождается с нравственными правилами и идеей Бога, т.е. врожденной религиозной моралью). Отсюда вытекала идея о решающей роли воспитания в формировании личности человека и о значении среды в процессе воспитания. По мысли Локка, душа человека, его ум от рождения и до приобретения личного опыта — белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить которую, надлежит воспитанием. Эти философские идеи были одним из средств борьбы против церкви, которая утверждала, что религиозные идеи являются у человека врожденными, а монарх получил свою власть от бога. Прогрессивная буржуазия того времени отстаивала идеи о том, что монарх получил свою власть от народа и если он не выполняет своих обязанностей, то народ может лишить его власти (в период Английской буржуазной революции король Карл I был лишен власти и казнен).

Педагогическая система Локка изложена в двух трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и «О пользовании разумом» (1706). Локк предложил программу воспитания «джентльмена», «делового человека» буржуазного общества.

В отличие от Средневековья, где цель воспитания — подготовка к загробной жизни, Локк провозглашает конкретную цель воспитания — воспитание предприимчивого буржуа, «умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно».

Данная программа органически сочетает несколько аспектов: физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспитание) и образование (табл. 1)

Программа воспитания «джентльмена» по Дж. Локку

Таблица 1

Содержание Цели воспитания Пути и средства воспитания
Физическое воспитание Укрепление здоровья ребенка Закалка, режим дня, культура питания, занятия спортом
Нравственное воспитание Выработка представления о добродетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, устойчивых положительных привычек Положительный пример, окружающая среда
Умственное воспитание Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук Практико-ориентирован- ный характер обучения
Трудовое воспитание Освоение отдельных ремесел, необходимых для делового человека, получение навыков для ведения хозяйственных дел Ручной труд, бухгалтерия, стенография, счетоводство и др.

Физическое воспитание. Поскольку, по Локку, цель жизни заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого его состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», начинать формирование личности следует с заботы об укреплении его здоровья.

С раннего детства необходимо закалять тело, чтобы ребенок легко мог переносить усталость, невзгоды. Локк дает практические рекомендации, как соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься спортом, питаться, вырабатывать выносливость. Джентльмен – это человек, жизнь которого связана с путешествиями, поэтому он должен быть выносливым и здоровым, привыкать к неудобствам. «Здоровье необходимо для наших дел и нашего благополучия». Дж-н должен легко переносить усталость, невзгоды, перемены. Одежда должна быть легкой, чтобы ребенок привыкал к холоду. Обувь должна быть тонкой, чтобы ребенок привыкал к мокрым ногам, ежедневно нужно мыть ноги холодной водой. В отношении питания – давать кусок отварного мяса и кусок хлеба, днем лучше еды не давать.

Основу нравственного воспитания Локк видел в выработке правильного представления о добродетели. Он ассоциировал добродетель с полезностью, т.о. давая ей утилитарную и индивидуалистическую трактовку. По Локку, добродетелен тот джентльмен, кто умело и предупредительно ведет свои дела, сочетает стремление к личному счастью с аналогичным стремлением других индивидов, умеет в необходимых случаях отказаться от удовлетворения своих желаний и страстей.

Важная задача нравственного воспитания — выработка характера, развитие воли, нравственной дисциплинированности. Дисциплина тела и дисциплина духа.

Главными воспитательными средствами являются не рассуждения, а положительный пример, среда, окружение ребенка. Локк по этому поводу писал: «Примите за несомненную истину, что, какие бы наставления вы не давали ребенку и какими Вы мудрыми советами не пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним».

Особое место в нравственном воспитании Локк отводил формированию устойчивых нравственных привычек поведения. Воспитание привычек необходимо начинать с детства, не следует прививать несколько привычек одновременно. Здесь важна последовательность. Целесообразно сначала сформировать и закрепить одну привычку, а затем приступать к воспитанию другой. В воспитании следует избегать как наказаний, так и особых поощрений и наград: в первом случае существует опасность рабского послушания, в другом у воспитанника поощряется стремление к наградам, а не к тому, за что они даются. Требования к ребенку должны быть хорошо обоснованы. Если воспитанник демонстрирует упрямство и неповиновение, то допускается применение физических наказаний — с тем, чтобы сломить сопротивление ребенка. При физическом наказании важна не боль, а чувство стыда.

Локк не придавал большого значения религии, в воспитании детей аристократов, он решительно отвергает обрядовую сторону религии. Будущий джентльмен должен иметь лишь общие представления о боге как творце мира. Но для простого народа Локк считает необходимым сохранить безусловную веру в бога и религию с её обрядами.

В своей педагогической системе умственное воспитание Локк, ставит после физического и нравственного. В его представлении физически здоровый, добродетельный, разумный, искусный в ведении своих дел человек предпочтительнее великого ученого. Умственное воспитание должно быть подчинено выработке качеств делового человека.

Цель образовательной программы Локка - развитие у учащихся способностей к самостоятельному мышлению, сообщение начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору.

Локк предлагает достаточно обширную программу обучения, делая акцент на дисциплины практической направленности (для пользы и выгоды):

чтение, письмо, арифметика,

три языка: родной (английский), французский язык (у Англии с Францией были деловые связи) – не столько путем грамматики, а путем разговора, латынь;

география, сельское хозяйство,

геометрия,

рисование,

астрономия,

бухгалтерия (как прикладная математика),

танцы, верховая езда, фехтование, музыка (если есть слух и интерес) и др. для придания лоска и обучению манерам.

Он исходил из того, что существует множество отраслей знания, и человек не в состоянии овладеть всеми. Поэтому детям важно дать знания по основам наук, чтобы впоследствии, когда придет время выбора, они были способны выбрать любую.

Трудовое воспитание. Будущий джентльмен наряду со светским воспитанием должен освоить ремесла, особенно те, которые связаны с ручным трудом на открытом воздухе. Эти занятия полезны, т.к. отвлекают от «праздной жизни», укрепляют здоровье.

Локк протестует против скучных, утомительных методов обучения, которые характерны для схоластической школы. Критикует зубрежку, оторванность обучения от жизни. Говорит, что с самого начала обучения нужно будить интерес ребенка, его любознательность следует всячески поощрять. С этой целью:

1) не обрывать ребенка, когда он задает вопросы,

2) не сбивать с толку недоступными объяснениями,

3) не давать лживых, уклончивых ответов,

4) на вопросы детей отвечать со всей серьезностью.

Дилемму, где должен получить образование воспитанник, Локк решал в пользу семьи. Истинный джентльмен должен воспитываться дома под присмотром добропорядочных и хорошо подобранных воспитателей. Семейное воспитание исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей. По убеждению Локка, школа не может дать правильного воспитания (школа – это «собрание грубых мальчишек, которые с ловкостью и проворством обкрадывают фруктовые сады»), а семейное воспитание позволяет создать упорядоченную «нравственную» среду, привить хорошие манеры, благопристойность, степенность и сформировать таких индивидов, которые в сумме и составят идеальное общество.

Локк много внимания уделяет воспитанию разума. Этому вопросу он посвятил особую работу «О воспитании разума». Ребенок не должен только пассивно воспринимать чужую мудрость. Необходимо развивать у него самостоятельное мышление, умение доказывать и обобщать, систематически и последовательно мыслить. Лучшим средством, которое развивает это умение он признает математику – она создает у ума привычку к длинной цепи выводов, приучает к точности и последовательности в рассуждениях.

Локк составил проект закона о бедных для правительственной комиссии. По его мнению, «дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Локк предлагает организовать рабочие школы в каждом приходе. В них в обязательном порядке направлять детей с 3 до 14 лет. Эти дети будут получать в школе только «хлеб досыта». В холодное время, если будет нужно, добавлять к этому «немного теплой кашицы». И за это дети должны работать: прясть, вязать, т.д. Изделия детей будут продаваться и окупят содержание их в школе. Из школы детей будет удобно водить в церковь под присмотром учителей. Это будет могучим воспитательным средством. Мастера смогут брать себе учеников за плату, т.е. фактически покупать детей для работы. Закон о бедных весь пронизан эксплуататорскими установками, пренебрежительным отношением к «рабочему люду». Но этот документ не был принят. Предложение об учреждении в каждой общине школ для бедных было по тому времени слишком смелым. Закон о начальном обучении всех детей появился в Англии в конце 19 века.

Значение педагогики Д.Локка. Учение Локка имело свои прогрессивные черты:

- выступал против врожденных идей

- разработал сенсуалистическую теорию познания и обосновал учение об опытном (эмпирическом) происхождении знания

- высоко оценивал воспитание, основывая его на гуманном отношении к ребенку

- разработал проблему физического воспитания

- показал важность ручного труда и опыта ребенка.

Эти идеи оказали значительное влияние на развитие педагогики 18 в., в частности на французских просветителей. Трактат «Мысли о воспитании» был переведен в России с указанием, что так можно воспитывать всех детей.

Как Коменский разработал теорию обучения, так Локк – целую систему воспитания. Однако ограниченность её в том, что она создавалась для детей буржуазии (показал, что буржуазия заинтересована не в просвещении народа, а лишь в эксплуатации).





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.