Определение корпоративной культурыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Введение в дисциплину корпоративная культура, исторический аспект развития и понятие корпоративной культуры Определение корпоративной культуры Понятие «корпоративная культура» относится к классу таких понятий управленческих дисциплин, которые не имеют единственно верного толкования. Практически каждый исследователь в этой области предлагает собственное оригинальное определение культуры организации. Все определения можно разбить на две основные группы. К первой группе относятся определения, в которых указывается на элементы корпоративной культуры. Например, организационная культура – признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации (Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.). Вторая группа объединяет определения, в которых культура организации рассматривается как способ существования, адаптации к внешней среде. Приведем наиболее полное определение, данное Спиваком В.А. Корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Исторический аспект развития концепции культуры организации Условно можно выделить следующие этапы развития концепции корпоративной культуры: 1. До 1970 г. Особенность: понятие культуры организации введено не было, но упоминалось косвенно. Представители: М. Шериф, К. Левин, К. Арджирис, Д. Мак-Грегор. 2. 1970–1980 гг Особенность: понятие «культура» использовалось применительно к организации, было показано, как могут применяться термины антропологии в организационном анализе. Представители: П. Тернер, А. Петтигру, К. Гертц. 3. Начиная с 80-х гг. Особенность: концепция корпоративной культуры прочно за-воевала одно из ведущих мест в литературе по теории организации. Представители: Э. Шейн, Т. Дил и А. Кеннеди, Л. Смирчич, Дж. Мартин и др. В России концепция корпоративной культуры начала развиваться примерно с 1992 г., когда появились диссертационные работы, монографии (В.А. Спивак), статьи и т. д. Актуальность концепции корпоративной культуры в современном менеджменте
Причины появления интереса к корпоративной культуре за рубежом в начале
1980-х гг..
1. Произошли изменения во внешней среде организаций:
ü Экологическая среда: загрязнение окружающей среды. ü Научно-техническое окружение: ограничение технических возможностей в решении проблем, связанных с питанием, ростом безработицы и т. д. ü Социальная среда: мотивационный кризис и потеря смысла жизни.
2. Данные изменения во внешней среде привели к соответствующим изменениям внутриорганизационной среды:
ü Недостаток идентификации работника с организацией. ü Синдром недоверия между руководителем и подчиненным.
Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи для управления:
1) ответственность перед обществом, в том числе и этическая;
2) формирование «Мы – чувства»;
3) учет в управлении качественных психологических составляющих.
Решение данных задач повлекло формирование концепции корпоративных культур и рост интереса к данному феномену. Дальнейшие исследования в этой области показали, что политика всех процветаю-щих компаний обязательно включает в себя представления о корпоративной культуре как залоге успеха организации. Кроме того, появились количественные эмпирические свидетельства связи между культурой организации и ее производственными показателями, такими, как уровень дохо-дов, стоимость акций, размер чистой прибыли.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|