Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы управления государственной собственностью



Государственное управление является производным от фор­мы государственного устройства и политической системы и в тоже время имеет самостоятельное значение. С одной стороны, с помощью системы управления власть реализует свои распоря­дительно-разрешительные функции, направленные на исполне­ние законов, других нормативных актов, политических реше­ний. Властные отношения здесь базируются на распоряжении и подчинения вплоть до принудительного исполнения, т.е. без учета интересов управляемых объектов.

С другой стороны, управление служит особым видом творче­ской деятельности, имеет целью развитие, инновации, включает в свой арсенал силу убеждения, разума и гуманизма.

Управление реализуется во взаимодействии субъекта и объекта управления. От субъекта (управляющего) поступает ко­мандная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) — информация обратной связи (после исполнения команды). Схематически процесс управления пока­зан на рис. 3.

Рис. 3.Схема управления

 

Основополагающим в управлении является определение ро­ли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления.

Демократическое управление основывается на том предпо­ложении, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому внеш­ний контроль не рассматривается как решающее средство достижения целей. Такой стиль управления предполагает де­легирование полномочий, предоставление большой самостоя­тельности в соответствии с функциями, привлечение к при­нятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна еди­нодушная поддержка лидера.

Авторитарное управление исходит из того, что средний че­ловек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие при ограничении прерогатив объектов управления. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; скла­дывается режим личной власти в разных формах — от мягких, сочетающихся с элементами демократии, до диктатуры; элита демонстрирует преданность лидеру, все готовы выполнять его указания.

Демократический стиль управления имеет тенденцию к анархизму, а авторитарный — к тоталитаризму. При анархиче­ском управлении никто не вмешивается в естественный ход со­бытий, в свободную игру законов и факторов. Предполагается, что ответственность сама по себе распределяется целесообраз­но[5]. На качестве российской власти отражается ее переходное состояние: условия новые, а структурная и функциональная организация, менталитет во многом прежние; законы приняты с учетом достижений западного права, но действуют с большими отступлениями; имеются выборы органов власти, а повседнев­ного контроля общества за властью недостает.

По характеру взаимоотношений центральной власти с вхо­дящими в состав государства административными, националь­ными единицами система государственного управления может быть координационной или субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерацииили конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа госу­дарственной власти. Члены федерации могут иметь собственные Конституции, законодательные, исполнительные, судебные орга­ны. Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти; устанавливается общее гражданство, денежная единица и т.д. При конфедерации образующие ее государства сохраняют независимость, имеют свои органы государственной власти и управления. Для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и т.п.) государства создают объединенные органы. Россия согласно Конституции является федеративным государством, включает 89 субъектов федера­ции и различные .формы местного самоуправления.

Субординационное управление базируется на жестком админи­стративном подчинении, воздействии на нижестоящих должно­стных лиц органов управления, принуждении к выполнению ко­манд, поступающих из вышестоящих органов управления. Оно характерно для унитарного государства, которое в своем составе не имеет федеративных единиц, а подразделяется на администра­тивно-территориальные единицы (области, районы и др.). В уни­тарном государстве органы власти всех уровней действуют по единым нормативам, аппарат управления отвечает нуждам обще­ственной системы, разделение властей практически отсутствует. Примером субординационного управления может служить госу­дарственная система СССР, где высшая власть фактически при­надлежала партийным комитетам республик, краев, областей, действовавшим по директивам центрального комитета.

По критерию использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, региональное, муници­пальное (местное) и частное (корпоративное) управление. Государственная собственность подразделяется на федеральную соб­ственность и собственность субъектов Российской Федерации (региональная собственность). Свои объекты собственности имеют также органы местного самоуправления (муниципальная собственность). Для управления объектами собственности каж­дого уровня образуются соответствующие органы. Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра земли, естественные монополии, акции приватизированных предприятий и ряд других объектов. Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

По воздействию на управляемый объект выделяется отрас­левое и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее эффективно оно реализуется в управле­нии через министерства, которые осуществляют единую техни­ческую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутри­отраслевые пропорции.

Отраслевое управление в плановой экономике предполагает обоснование цели (производство конкретных видов продукции), применение управленческих функций (планирование, организа­ция, контроль), построение организационной структуры звеньев управления (предприятие, объединение, министерство), разработку народно-хозяйственных, межотраслевых, отраслевых балансов.

Территориальное управление осуществляется тремя источни­ками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федера­ции, местным самоуправлением. Территориальное управление обеспечивает рациональное размещение производства, углубле­ние специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики. Оно предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполни­тельными органами власти.

По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономическое управление. Администра­тивное управление непосредственно воздействует на интересы вправляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. Оно является необхо­димым компонентом любого управления, хотя его масштабы могут быть разными. В структуре исполнительных органов с не­сколькими уровнями управления оно имеет самодовлеющее значение и реализуется через назначение, освобождение от ра­боты, поощрение, наказание должностных лиц. В государствен­ном регулировании экономики администрирование осуществля­ется в лицензировании деятельности, квотировании экспорта, импорта и в других случаях.

В рыночной экономике имеется немало проблем, остающих­ся в сфере компетенции государственных органов и решаемых административными методами. При этом они могут сочетаться с чисто рыночными: размещение инвестиций, подрядных работ на конкурсной основе и др.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательст­во, финансовую, денежную и кредитную государственную поли­тику. Отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государ­ству. Например, за неуплату налогов взыскивается штраф и применяются другие санкции.

• В зависимостиот срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое и стра­тегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие или воз­никающие в результате нежелательных отклонений задачи. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается при­емлемый вариант исходя из сложившихся условий. Примером оперативного управления может служить принятие постановле­ний Правительства РФ об обеспечении устойчивой работы на­родного хозяйства в осенне-зимний период. Федеральным орга­нам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предлагается обеспечить соз­дание к началу осенне-зимнего периода необходимых запасов топлива на объектах промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики, разра­ботать и осуществить мероприятия по своевременной подготов­ке их к работе в указанный период, а также принять исчерпы­вающие меры по обеспечению своевременной оплаты использо­ванных топливно-энергетических ресурсов потребителями.

Стратегическое управление определяет цели и задачи, долго­срочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задаёт направле­ния деятельности каждому звену управления. Стратегическое управление имеет глубокое обоснование и увязывается с общим политическим курсом государства или с доктриной того или иного его направления, реализует выбранный курс.

Различают стратегии: общеэкономические — роста, стабилиза­ции, преодоления кризиса (выживания), структурных перестро­ек; отраслевые — использования материально-сырьевых запасов, развития наукоемких производств, освоения космоса и др.; функциональные — подавления инфляции, привлечения инве­стиций и др.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. На базе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Если они неутешительные, то принимаются меры по исправлению поло­жения. Данные меры могут включать пересмотр каких-то целей, если выявилось действие ранее неучтенных и неконтролируемых факторов. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбирать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участ­вующих в тактическом управлении.

Антикризисное управление вводится для предупреждения и проведения процедуры банкротства предприятий; оно включает управление через арбитражных управляющих, а также управ­ляющих предприятиями-должниками по договору подряда. Ан­тикризисное управление является принудительным и внешним, так как осуществляется органами, входящими в иную, чем предприятие, систему. Для предупреждения банкротства при арбитражном управлении могут быть использованы селективные методы, т.е. выделение приоритетных направлений с примене­нием ресурсной и других видов поддержки.

Доверительное управление осуществляется на основании договора, сторонами которого выступают учредитель управления (собственник имущества) и доверительный управляющий (ком­мерческая организация или индивидуальный предприниматель). Проводится конкурс на право заключения договора доверитель­ного управления. Победителем признается участник, предложив­ший наиболее обоснованное решение и имеющий наилучшие профессиональные возможности для его реализации.

Доверительный управляющий управляет по поручению и в интересах собственника, за счет доходов от использования иму­щества он возмещает расходы по доверительному управлению и получает вознаграждение.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать несколько основных выводов:

1. Собственность является одним из наиболее важных правовых институтов государства, и уровень развития данного института характеризует, в конечном счете, уровень развития всего общества. Право собственности занимает центральное место в гражданском праве и является основой устойчивого экономического развития страны.

2. Государственная собственность - это одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

3. Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

4. Государственная собственность подразделяется на: федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации; и собственность, принадлежащую субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. При этом законодательно закреплен перечень имущества, находящегося как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов федерации.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.