Расчет резиновых элементов рессорного подвешивания.
Назначение резиновых элементов рессор: 1. Обеспечение необходимой податливости; 2. Гашение колебаний. Особенность: модуль продольной упругости резины при статической нагрузке значительно отличается от значения модуля при динамическом нагружении. Поэтому расчет резиновых элементов рессоры производится отдельно для статических и для динамических нагрузок. Значение модуля определяется, как правило косвенно – по ее твердости. При этом используется формула: , (9.17) где – твердость резины по Шору, определяемая экспериментально. Формула (9.17) применима для единиц твердости. Расчетный статический модуль упругости сжатия зависит от формы амортизатора. Соответствующий коэффициент формы определяется равенством: , (9.18) где , – площади нагружения и выпучивания упругого элемента. Поясним введенные понятия примером. Рассмотрим сжатие цилиндрического резинового элемента.
. (9.19) Кривые линии на приведенном рисунке относятся к различным сортам резины, имеющим различную твердость . Модуль упругости при динамическом нагружении резины увеличивается вместе с ее твердостью и рассчитываются по формуле (9.20)
где – коэффициент увеличивающийся с увеличением твердости резины Нр Различают резиновые амортизаторы, работающие на сжатие (амортизаторы сжатия), на сдвиг и на сжатие-сдвиг. Для амортизатора сжатия напряжения сжатия определяются по формуле , (9.21) где – осадка амортизатора; – исходная высота амортизатора. Для применимости формулы (9.21) необходимо, что бы относительные деформации e не превышали 20%. При большей степени сжатия формула (9.21) требуют уточнения. Если нагрузка Р на амортизатор известна, то напряжения s по определению удовлетворяет соотношению , (9.22) где F – площадь поперечного сечения амортизатора. Приравнивая правые части (9.21) и (9.22) получаем ; (9.23) Отсюда можно определить жесткость амортизатора и его гибкость λ ; . (9.24) Формулы (9.24) соответствует упругому элементу амортизатора, опорная часть (основание) которого закреплено в вертикальном направлении, но свободно в поперечном. В случае если это основание жестко закреплено в поперечном направлении, это может быть учтено специальным коэффициентом увеличения жесткости. Для резиновых элементов рессор, работающих на сдвиг, угловые деформации сдвига γ считаются малыми, если выполняется соотношение: Используя равенство (9.24) приходим к соотношению для касательных напряжений τ (9.26) Одновременно для величины τ можем записать (9.27) Приравнивая равные части последних равенств, получаем ; ; (9.28)
При расчете резиновых элементом амортизаторов, работающих на сжатие со сдвигом используется расчетная схема, представленная на рисунке. Жесткость упругого элемента определяется в этом случае по формуле, вытекающей как и в предыдущих случаях, из условия равновесия сил упругости деформированного резинового элемента и внешней расчетной силы тяжести вагона, рассмотренных в проекции на вертикальное направление (9.29) где величины F, h, G, E аналогичны характеристикам, входящим в предыдущие формулы (9.17) – (9.28), а α – угол отклонения амортизатора от вертикали, соответствующий рассматриваемой схеме его деформирования. Из формулы (9.29) следует, что при α = 0 – эта формула совпадает с формулой (9.24) для деформации элемента, работающего на сжатие. При α = π/2 – соотношение (9.29) переходит в формулу (9.28) для амортизатора, работающего на сдвиг. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|