Здавалка
Главная | Обратная связь

Работа психологического умирания и психологического рождения



Процессы индивидуации и приобщения, встречи и разлуки позволяют говорить о метапсихологической работе умирания (элиминации, деонтизации) чего-то в личности и работе рождения (утверждения, онтизации) чего-то в личности (или в целом). В этой работе происходит двойная работа объявления смерти смерти, забвения забвению – очищение от смерти, элиминация смыслов смерти, и объявления жизни жизни – воспроизведение, обновление и развитие смысла жизни путем возвращения личности к жизни. Самоидентичность возвращается к жизни, и образ Другого возрождается, оживляется, продолжая существовать в жизненном мире и времени личности.

 

Страдание, стойкость и рост

Наконец, хочу обратиться к идее триединства в характере обращения личности с событием утраты, создающего триаду «страдание – стойкость – рост». Сталкиваясь с утратой, человек одновременно переживает страдание, проявляет стойкость, мужество к испытанию, более того, превращает страдание, травму, утрату в источник возрождения своей личности. Переживание горя является функцией трех, а не одной, как это принято считать, переменных. Горе = f (страдание, стойкость, рост, ПС), где ПС – переменные, или паттерны, связывания. Из этой формулы следует, что ослабление тенденций стойкости и роста чрезмерно фиксирует человека на страдании, на душевных и физических муках.

 

Вместо заключения

В предлагаемом мною постмодернистском подходе, прежде всего, смещается акцент с противопоставления аффективных и когнитивных процессов к трансформации самоидентичности. Он основывается на положении о двух фундаментальных направленностях, тенденциях, или модусах работы личности – работы индивидуации (синонимы – обособление, отделение, отчуждение, сепарация, различение) и работы приобщения (соединение, уподобление, аффиляция, связывание), из континуального взаимодействия которых объясняется специфика трансформации привязанности с образом утраченного. Особо подчеркну, что образ ушедшего может быть сохранен в позитивном смысле только путем: 1) его деконструкции, требующей 2) конструирования новой самоидентичности, новой идентичности личности утраченного и соответствующей новой структуры связей; 3) наделения репрезентации местом в феноменальном жизненном мире, 4) наделения ее временем во временной структуре мира утратившего; 5) формирования смысловой структуры региона размещения утраченного в жизненном мире утратившего.

Работа, проделываемая личностью с утратой, складывается в транзитный круг, который начинается с ухода, разлуки его с миром, из которого ушел близкий, и пребывания рядом с ним. Далее происходит возврат – возвращение к миру, новая встреча, как было сказано, путем возрождающей трансформации и Я, и Другого с большим, расширяющимся миром, в котором каждый обустраивает место и время для ушедших, живущих и грядущих значимых Других.

Наконец, в событии личности в мире, в котором происходит перекрест бытия и небытия, жизни и смерти, не только совершается становление континуального индивидуального бытия личности, конструирование связи времен – прошлого, настоящего и будущего, но и решается принципиальной важности культурно-историческая смысловая задача личности. В культурно-исторической работе личности оживляется, воспроизводится и развивается опыт бытия Другого, в том числе, предшествующих поколений, и создается преемственность связи поколений – предков, современников и потомков. Только возвращая минувшие миры ушедших, остающиеся позади него, в собственный современный жизненный мир, человек способен идти вперед, открывая возможности будущего, осуществляя собственное бытие и оживляя бытие Других, которых он утратил.

 

1. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе: Сб.статей. Вып. III / под ред. И.Д. Ермакова. М. – П., 1923.

2. Stroebe M., Stroebe W., Does “Grief Work” Work? // Journal of Consulting and Clinical Psychology., 1991. Vol. 59. No. 3. Р. 479–482. Worden, W., Grief Counseling and Grief Therapy. L.,1991.

3. Василюк Ф.Е. Пережить горе. М., 1991.

4. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация общения // Материалы Луриевских чтений. М., 1985. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. М., 2007.

5. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург, 2007.

6. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. С. 88–105.

7. Bowlby J., Processes of mourning // Intern. J. Psycho-Anal., 1961. Vol. 42. P. 317–340.

8. Parkes C.M. Bereavement: Studies of grief in adult life. 3rd ed. L., 1996.

9. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

10. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.