Здавалка
Главная | Обратная связь

Основания возникновения имущественных прав религиозных организаций



 

Конституция Российской Федерации[36] закрепила ряд принципов, в соответствии с которыми должны строиться отношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации. Статья 14 Конституции впервые в российском законодательстве установила принцип светского государства (Ст. 14 Ч.1: Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Ч.2: религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом).

Русская Православная Церковь (далее – РПЦ) никогда не игнорировала вопросы собственности. Она, как всякое сообщество, для успешного достижения своих целей всегда имела потребность в материальных средствах (напр. в зданиях для богослужебных собраний, в предметах, необходимых для отправления богослужения, в средствах на содержание церковных учреждений), поэтому Церкви должно принадлежать право на обладание собственным имуществом. В дореволюционной России РПЦ была одним из крупнейших собственников, в том числе и собственником земель. Однако в советский период, после революции 1917 г., она была лишена собственности. Юридический статус Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций был восстановлен только в 90-х годах XX столетия после проведения социальных, экономических и правовых реформ. Несмотря на то, что юридический статус Церкви восстановлен, значительная часть церковного имущества остается в собственности государства, в том числе и религиозных памятников.

Имущественные права религиозных организаций - это совокупность вещных и обязательственных прав, закреплённых в законе или договоре и выражающих отношение религиозной организации к имуществу, используемому для достижения уставных целей.[37] Каждая религиозная организация имеет собственное имущество, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, учреждать благотворительные фонды, выступать в качестве работодателя и пользоваться всеми правами, которые даны законом религиозным организациям, имеющим статус юридического лица.

Древнейший из подлинных актов, дошедших до нас, жалованная грамота В.К.Мстислава и его сына Всеволода, Новгородскому Юрьеву монастырю на владение землею с данями, вирами и продажами, составленная между 1128 и 1132 годами. Сведений о том, что духовенство владело вотчинами до этого времени, нет. Древнейшй памятник пожалования духовенству вотчин восходит к временам язычества. Так, по словам Никоновой летописи, Великая Княгиня Ольга, имевшая в своем частном владении село Будутино, «умираючи, даде его Святой Богродицы»

Полнота картины прав религиозных организаций вообще и, в частности, на имущество складывается при сочетании закона с уставом религиозной организации в их взаимосвязи, трактовке и применении. Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, государство уважает внутренние установления религиозных организаций при соблюдении ими законов России, ее субъектов и актов органов местного самоуправления.

Религиозная организация создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям и это подтверждается законом. В уставе каждой религиозной организации должно быть указано ее наименование, вид (организационно-правовая форма), вероисповедание, место нахождения. При осуществлении своей деятельности религиозная организация обязана указывать свое полное наименование. Кроме уставов, в некоторых религиозных организациях приняты документы, определяющие их социальную концепцию. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые Архиерейским Собором в августе 2000 г., имеют раздел, посвященный собственности и имуществу религиозных организаций, входящих в эту Церковь.

Каждая религиозная организация имеет собственное имущество, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, учреждать благотворительные фонды, выступать в качестве работодателя и пользоваться всеми правами, которые даны законом религиозным организациям, имеющим статус юридического лица. Разумеется, что религиозные организации обязаны соблюдать законодательство, выражаясь по-церковному, "исполнять законопослушание". Имущество общего назначения: строения, транспортные средства, производственное оборудование, ценные бумаги и т.п., являющееся собственностью религиозной организации, состоит в ее распоряжении в рамках закона и своего устава. Этим имуществом она отвечает по своим обязательствам. Иное положение с имуществом религиозным. Согласно закону на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения, принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень такого имущества должен устанавливаться Правительством РФ по предложениям религиозных организаций.

Собственные средства религиозных организаций создаются за счет:

  • пожертвований граждан и организаций;
  • доходов от предпринимательской деятельности;
  • поступлений от общественных организаций, благотворительных фондов;
  • средств, полученных от распространения предметов религиозного назначения и литературы;
  • сдачи в аренду имущества (не религиозного назначения), а также имущества, приобретенного иными способами, не противоречащими законодательству, например, по договору дарения, от наследования по завещанию. [38]

 

В законе предусмотрено, что государство безвозмездно передает религиозным организациям в собственность для использования по функциональному назначению здания и сооружения религиозного назначения с относящимися к ним земельными участками. Это относится и к иному имуществу религиозного назначения, в том числе к памятникам истории и культуры, которые государство также безвозмездно предоставляет в пользование либо отдает в собственность религиозным организациям.

На сегодняшний день основная часть имущества религиозного назначения и прежде всего недвижимость, т.е. здания, сооружения и земельные участки, передаются религиозным организациям только в пользование. Государство не спешит расставаться с принадлежащей ему собственностью, закон и постановления Правительства в этой части не исполняются.

Религиозные организации вправе иметь собственное имущество за границей. В конкретных случаях право на это имущество и его защита определяются законами России, международными договорами и соглашениями и соответствующими правовыми актами страны, где находится это имущество.

 

Религиозная организация вправе обращаться в органы исполнительной власти и местного самоуправления с предложением о создании вероисповедального кладбища. В порядке благотворительной деятельности религиозная организация может оказывать населению помощь в погребении умерших.

И. Куницын предусматривает также такие основания, как приватизация имущества и государственное финансирование либо оказание иной помощи в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.[39]

Религиозные организации являются некоммерческими организациями, они вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не распределяя полученную прибыль среди своих участников, а направляя ее на уставные цели и задачи, для реализации которых создана религиозная организация, что является основанием возникновения права собственности на поступающие от такой деятельности средства. Выступая в качестве учредителя самостоятельно или совместно с коммерческой организацией, религиозная организация вправе создавать хозяйственные общества, благотворительные и культурно-просветительские организации при соблюдении порядка, установленного законодательством. Религиозные организации выпускают и распространяют предметы религиозного назначения и религиозную литературу. Им по закону предоставлено исключительное право создавать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового (религиозного) назначения. [40]

М.В.Хлыстов упоминает также такие источники формирования имущества, как создание за счет собственных средств, который является достаточно распространенным, и приобретение за счет собственных средств. На практике нередко православные приходы усилиями прихожан или своих работников занимаются строительством тех или иных подсобных помещений, написанием реставрацией икон, созданием предметов, используемых при богослужениях и т.п. Право собственности на имущество, приобретенное за счет собственных средств, возникает на основе заключения таких гражданско-правовых договоров, как купля-продажа, подряд, меня, поставка и т.п.

На протяжении тысячелетий был известен также такой источник как пожертвование. В Российской империи принятие денег и другого имущества церковными организациями не обуславливалось особыми законами, в подтверждение чего Хлыстов ссылается на слова К.П.Победоносцева: «Принятие приношений в пользу церкви вещами и деньгами допускается свободно». Пожертвование не имело законодательного регулирования и в советском гражданском праве. Только во второй части ныне действующего Гражданского Кодекса РФ содержится ст. 582 под названием «Пожертвование». Если обратиться к данной статье, то мы увидим, что пожертвование – разновидность договора дарения и его важнейшим признаком является то, что дар передается на достижение какой-либо общеполезной цели и может быть обусловлено использованием этого имущества по определенному назначению. Чьего –либо согласия на принятие религиозными организациями пожертвования не требуется. Наиболее распространенной формой пожертвования православным религиозным организациям является передача денег физическими лицами - прихожанами через кружки, а также в ящик для пожертвований. На кружке (ящике для пожертвований) должна быть соответствующая надпись, позволяющая отнести полученные средства либо к средствам на содержание (например, на ремонт храма), либо к средствам на уставную деятельность. Формулировки на кружках (ящиках для пожертвований) должны соответствовать формулировкам в приходных кассовых ордерах, по которым полученные от прихожан суммы сдаются в кассу прихода или подворья. При поступлении средств в ящик для пожертвований составляется акт приема пожертвований. Во всех указанных случаях пожертвования делаются анонимно. В литературе высказано мнение, что пожертвованием, например, являются средства, полученные от продажи свеч, приобретаемых прихожанами для богослужения, однако, по мнению В.М.Хлыстова, это противоречит положениям ст 582 ГК РФ: возникающие отношения по юридической природе должны быть отнесены к купле-продаже.[41]

Специфика пожертвований православным религиозным организациям, как отмечается в канонических источниках, проявляется в особом жертвенном характере имущества, основным компонентом формирования которого является добровольная жертва верующих людей. Согласно Священному Писанию, жертва является святой, в прямом смысле принадлежащей Господу, ибо жертвователь подает Богу, а не священнику. Жертва – это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях. В связи с этим, жертва, как посвященная Богу, неприкосновенна, а всякий похищающий ее должен возвратить больше, чем похитил.

В. М. Хлыстов делает вывод, что пожертвования православным религиозным организациям являются особым случаем экономических, социальных и правовых отношений, на которые не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства.

Доходы от культовой деятельности и поступления от проводимых религиозными организациями мероприятий (концертов, выставок, семинаров и т.д.) также являются источником формирования имущества, поступающего в собственность религиозных организаций. Такую деятельность (религиозные услуги) , по мнению Хлыстова В.М. нельзя относить к предпринимательской, так как она не соответствует главному признаку предпринимательской деятельности, изложенному в п.1. ст.2 ГК РФ, согласно которому предпринимательская деятельность направлена на «систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг».

С другой стороны, культовая деятельность является неотъемлемым признаком религиозных организаций, сутью и основной целью которых является исповедание веры. В связи с этим он указывает, что неправильным представляется по отношению к доходам, получаемым от культовой деятельности, употреблять слово «прибыль». В то же время едва ли можно говорить «о пожертвованиях» применительно к культовой деятельности, как это делается в Уставе РПЦ. Дело в том, что на практике далеко не во всех случаях услуги, связанные с культовой деятельностью, оказываются на безвозмездной основе. Если же они оказываются за определенную плату, нельзя говорить о том, что заказчик таких услуг «жертвует» конкретное имущество православной религиозной организации. Практика безвозмездного предоставления услуг, связанных с культовой деятельностью, достаточно распространена среди приходов и монастырей РПЦ. В основном это касается тех религиозных организаций, экономическое положение которых позволяет последним оказывать подобные услуги на безвозмездной основе. Те же приходы и монастыри, которые вынуждены в настоящее время восстанавливать полуразрушенное имущество, едва ли могут отказаться от доходов при осуществлении культовой деятельности. В связи с этим более корректным по отношению к анализируемому источнику формирования имущества религиозных организаций РПЦ было бы использование формулировки не «пожертвования», а «доходы от культовой деятельности».

Выделяет Хлыстов и такое основание, как приватизация государственного и муниципального имущества, а также государственное финансирование либо оказание иной материальной помощи в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры. Так, согласно п.3 ст.4 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры». При этом помощь государства должна оказываться религиозным организациям, которым принадлежат такие объекты как на праве собственности, так и на праве безвозмездного пользования. Оказание такой помощи ежегодно планируется Министерством культуры РФ по перечням, согласованным с централизованными религиозными организациями и осуществляется из средств федерального бюджета.[42]

Церковь вступила в борьбу за имущество в августе 2000 года, когда Архиерейский собор Русской Православной церкви обратился к Президенту России с просьбой ускорить процесс возвращения Церкви ее имущества. В послании было впервые открыто заявление о том, что РПЦ претендует не только на возвращение храмов, но и земель вокруг них, а также светски зданий.[43]

В настоящее время п.2 ст 21 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» приводит широкий перечень источников формирования имущества религиозных организаций, который не является исчерпывающим. В соответствии с ним религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству РФ. Данная статья прямо не указывает на такой источник как приватизация, в связи с чем встает вопрос о целесообразности участия религиозных организаций в процессе приватизации. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»[44] определяет приватизацию как возмездное отчуждение имущества. По мнению О.А.Гревцовой приобретение религиозными организациями за счет собственных средств, а также передача в собственность государством могут осуществляться путем приватизации имущества, однако этот процесс сопряжен с рядом трудностей, например, отсутствием средств на приватизацию.[45] В дальнейшем проблема передачи имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций получила решение с принятием и введением в действие Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности», регулирующего хотя бы частичный возврат собственности религиозных организаций.

На сегодняшний день действует распоряжение Президента РФ «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»[46]. Им была возложена на Правительство Российской Федерации обязанность осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий; определить сроки, порядок и условия передачи культовых зданий и иного имущества; при передаче культовых зданий и иного имущества учитывать и возможности интересы культуры и науки, имея ввиду обеспечение сохранности памятников культуры, доступа к ним туристов, экскурсантов, всех граждан. Утвержденное ныне действующим постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. №490 Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения регулирует передачу в собственность либо пользование религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, как недвижимого (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования), так и движимого (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).

Что касается передачи имущества религиозного назначения в собственность на региональном уровне, то, как правило, здесь ситуация ещё более сложная, особенно в части передачи им объектов недвижимости. Во многих регионах отсутствуют нормативные акты, подробно и чётко регламентирующие такую передачу. Основная масса проблем возникает из-за отсутствия комплексного подхода к решению этой проблемы, требуется установить принципы, согласно которым будет определяться субъект права собственности на передаваемое имущество. В их основу должны быть положены результаты анализа источников финансирования работ по созданию (строительству и восстановлению) недвижимых объектов и предметов религиозного назначения, среди которых можно выделить следующие виды:

1) привлекаемые добровольные пожертвования и собственные средства религиозных организаций;

2) средства федерального и региональных бюджетов;

3) сочетание средств федерального и региональных бюджетов, а также собственных и привлекаемых средств религиозных организаций.

Исходя из этой классификации следует определять юридическую судьбу указанного имущества. Так, в первом случае право собственности приобретается религиозной организацией на основании пункта 1 статьи 218, согласно которому право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, и статьи 219 ГК РФ, которая гласит: “право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации”. Во втором случае, если имущество религиозного назначения является вновь созданным, то право собственности на него по тем же основаниям приобретает субъект федерации, из бюджета которого финансировалось его создание, или, соответственно, Российская Федерация. Дальнейшая его юридическая судьба, будь то передача в собственность или в пользование религиозным организациям, определяется уполномоченными государственными органами. Если же создание имущества имело характер восстановления в результате его уничтожения или разрушения в советский период, т.е. до этого существовал идентичный предмет или объект недвижимости религиозного назначения, то будет справедливым передать имущество должно быть передано в собственность религиозной организации. В последнем, третьем, случае, решение вопроса о субъекте права собственности на имущество аналогично его решению во втором случае. Однако в случае восстановления имущества, уничтоженного в Советский период, речь также должна идти только о его передаче в собственность религиозным организациям, независимо от долей финансирования. При создании нового имущества религиозного назначения вопрос решается в зависимости от размера доли финансирования с той и с другой стороны. Сегодня благодаря существующему правовому вакууму органы власти субъектов федерации передают религиозным организациям практически любое имущество не в собственность, а только лишь в безвозмездное пользование.

Можно отметить, что основной массив проблем правового регулирования имущественных прав религиозных организаций связан, в первую очередь, с неопределённостью правового режима имущества, изъятого Советским государством. Их решение тормозиться не только отсутствием внимания к ним о стороны государственных органов, не только из-за сложности самих проблем, но в большей степени из-за отсутствия соответствующего опыта в российской, но и подчас в мировой законодательной практике. Немаловажное значение имеет вопрос целостности крупных российских конфессий, поскольку недопустимо создание ещё одного фактора, способного вызвать локальные и межнациональные конфликты и привести к разгону в России центробежных процессов, которой сегодня так не хватает стабильности и мира.

В обществе и на страницах печати долгое время не прекращалась дискуссия по вопросу возвращения Русской православной церкви принадлежащих ей святынь, являющихся культурным наследием нашей страны[47], но в 2010 году был принят Федеральный Закон №327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности», согласно которому религиозные организации будут самостоятельно содержать свои святыни, храмы, монастыри и хозяйственные комплексы, владеть всем имуществом. Религиозные организации сами будут распоряжаться своим имуществом, с них же будут спрашивать чиновники и общество, однако передача имущества в собственность религиозных организаций будет проходить в жестко прописанном правовом поле, чего не было ранее, когда масса имущества просто отдавалась Церкви местными властями.[48] Передача имущества согласно данному федеральному закону должна осуществляться в соответствии с планами передачи, которые формируются Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится соответствующее имущество. Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации, исполненное в произвольной форме в письменном виде. Данное заявление должно быть согласовано с вышестоящим органом (центром) религиозной организации и подано в уполномоченный орган и должно быть рассмотрено в месячный срок. Срок самой передачи не может превышать два года со дня принятия решения о передаче. Так, например, на основании Распоряжения Правительства РФ от 02.02.98 г № 165-рп в собственность Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) безвозмездно передано имущество религиозного назначения, не относящееся к памятниками истории и культуры, находящееся в Госфонде России.

Важнейшим понятием в законе является понятие имущества религиозного назначения. Закон определяет его как недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Также предусмотрены основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения. К ним относятся:

1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии с определением данным в законе и (или) не соответствует критериям, установленным законом;

2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;

3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;

4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;

5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.

6) имущество является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного.

7) имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом.

Например к имуществу не подлежащему отчуждению из государственной или муниципальной собственности относятся в соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами::

1) государственными природными заповедниками и национальными парками;

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Есть, однако, мнение, согласно которому даже незначительная практика применения данного закона показала, что он явно несовершенен. К примеру, Калининградская областная дума передала Калининградской епархии Русской Православной церкви двумя Законами от 28 октября 2010 г. 15 объектов недвижимости. Среди них оказались рыцарские замки и другие объекты недвижимости, к которым Русская Православная церковь никогда ранее не имела отношения.[49]

Проблема также в том, что объекты, которые, в соответствии с законодательством, могут передаваться религиозной организации в собственность, передаются практически исключительно в пользование. При этом возникают конфликтные ситуации между религиозной организацией и вторым законным пользователем такого имущества (как правило, музеем). данная проблема стала вновь очень актуальной, поскольку земельные участки в границах территорий памятников истории и культуры народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. То есть в отношении них опять же действует особый режим пользования.

Нет единой позиции по поводу объемов имущества Русской православной церкви, которое она желала бы получить в собственность, среди ее иерархов. Так, будучи Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодий считал, что возвращение Церкви всего ее дореволюционного имущества позволит быстро возродить все сохранившиеся храмы, не обращаясь при этом за помощью к государству, которое ответственно за их разрушение. Патриарх Московский и всея Руси заявляет о том, что РПЦ не в состоянии эффективно использовать большие площади. Лучше, по его мнению, передавать необходимые участки монастырям и приходам, формально сохраняя их в государственной собственности.

Анализ современных источников права Русской православной церкви, а также высказываний и обращений ее официальных представителей показывает, что Церковь не выработала единых подходов к урегулированию государственно-церковных имущественных отношений. Тем не менее, очевидно, что имущество ей требуется для удовлетворения потребностей, возникающих в процессе реализации законом предоставленных прав.

Иными словами, юридическая причина, вследствие которой не реализуются нормы Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и др., заключается в отсутствии адекватного действующим конституционным нормам представления о них и вытекающего отсюда малоэффективного правотворчества и правоприменения.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.