Здавалка
Главная | Обратная связь

Прекращение права собственности религиозных организаций



 

Отношения собственности в современном законодательстве урегулированы нормами ряда нормативных актов, среди которых центральное место занимает Гражданский кодекс РФ. В нем определены основания возникновения и прекращения права собственности, перечислены виды и формы собственности, субъекты права собственности, объекты и т.д. Другими же законами общие положения Гражданского кодекса конкретизируются. Так, закон «О некоммерческих организациях» конкретизирует положенные в основу правового статуса некоммерческих организаций Гражданским кодексом положения, устанавливая, например, порядок пользования и распоряжения имуществом, переданным некоммерческим организациям. Очень важное значение имеет Устав Русской Православной Церкви, содержащий в разделе 20 нормы об имуществе и средствах церкви.

Говоря о соотношении современного законодательства с каноническим правом Русской православной церкви, необходимо подчеркнуть, что нормы канонического права не могут противоречить законодательству Российской Федерации. Если, например, какое-то правило нашло закрепление в канонических источниках, но оно противоречит действующему российскому законодательству, то приоритет, безусловно, имеют нормы, установленные в Конституции РФ, ГК РФ, иных федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Вообще отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью. Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией. Опыт отечественной истории показывает, что нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясениям и страданиям людей.

В случае возникновения спора применяться будут нормы действующего законодательства, а не канонические нормы, которые имеют в таких ситуациях больше моральный, нежели юридический характер. Если же канонические нормы конкретизируют нормы законодательства, не противореча им, то они могут применяться в качестве источника права при решении вопросов, связанных с регулированием отношений собственности с участием религиозных организаций Русской православной церкви.[50]

 

Духовный взгляд на собственность религиозных организаций

 

Согласно учению Православной Церкви, Церковь - Богоучрежденный институт, происхождение ее неотмирно; но по своей человеческой природе она пребы­вает и на земле, и в этом отношении Церковь поставлена в обыкновенные условия жизни, имея нужду в земных веще­ственных средствах. Для общественного богослужения необ­ходимы особые здания - храмы, а также богослужебная утварь, священническое облачение. Кроме того, в состав Цер­кви входит клир, для которого храмовая служба и управле­ние церковными делами составляют повседневное профессио­нальное занятие. В силу этого духовные лица практически не имеют возможности добывать себе пропитание и вообще сред­ства к существованию помимо своего служения в Церкви, либо затруднены в этом, и поэтому Церковь должна распола­гать средствами, чтобы содержать духовенство[51]. Вопрос об уместности материального богатства в христианской церкви поднимался с самого её основания. В истории РПЦ наиболее ожесточённые споры по этому поводу велись между иосифлянами и нестяжателями в XV—XVI векax, победила точка зрения иосифлян (которые считали, что роскошь и богатство в церкви уместны). Современную позицию РПЦ выразил протоиерей Всеволод Чаплин: о «роскоши» в Церкви говорят её недоброжелатели, для которых «и присутствие в центре Москвы храма Христа Спасителя, и присутствие в центре Кремля позолоченных куполов соборов — это что-то противоестественное. На самом деле, продолжая мысль о том, что духовенство не должно иметь не принадлежащих им, а данных верующими как представителям Церкви дорогих вещей, можно прийти к тому, что можно раззолотить купола, сломать богатые храмы и поставить вместо них стекло-бетонные коробки. Это логика та же самая, которую в свое время исповедовал Иуда: он говорил, что не нужно тратить драгоценное миро на помазание Тела Господа Иисуса Христа, а продать и раздать нищим».[52]

На поставленный вопрос: каково должно быть отношение к собственности в среде верующих, мы, согласно Евангелию и живому примеру первенствующих христиан, должны ответить: верующие, отрешившись от частной собственности, должны перейти к полному общению имуществ. Между ними все должно быть общее, и всем, что имеют, они должны делиться братски и любовно.[53]

Под собственностью принято понимать общественно признанную форму отношения людей к плодам труда и естественным ресурсам. В число основных полномочий собственника обычно включают право владения и пользования, право управления и получения дохода, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объектов собственности.

Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6. 33), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6. 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8. 14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу.

Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13. 34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные. По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.