Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 8. Основы анализа производственной деятельности. Технико-экономический анализ инженерных решений.



1. Анализ – как методическая основа организационно-экономических исследований и оценки инженерных решений.

2. Методы, приемы и показатели оценки в процессе анализа.

 

Эффективность деятельности предприятия напрямую зависит от уровня организации производства.

Ранее мы отмечали, что организация производства представляет собой систему, включающую в себя структуру предприятия (подразделения основного и обслуживающего производств) и ресурсы, участвующие в процессе производства на принципах сбалансированности и пропорциональности.

Насколько сбалансированы организационная структура и материальные ресурсы настолько успешно в финансовом отношении будет функционировать предприятие.

Организационная структура и материальные ресурсы предприятия – это его производственный потенциал. Ресурсная составляющая производственного потенциала является доминирующей (80 и более процентов) в издержках производства, т.е. уровень эффективности использования производственного потенциала отражает уровень организации производства.

В связи с вышесказанным, последовательность действий по оценке и анализу уровня организации производства сводится к следующему:

- оценка соблюдения основных принципов организации труда при организации производственных процессов (пропорциональность, согласованность, ритмичность, непрерывность), использования ресурсосберегающих решений, выявление возникающих проблем;

- оценка эффективности сбыта продукции в течение хозяйственного года (объемы продаж по видам продукции в натуральном выражении, цены реализации и себестоимость, результат от реализации (прибыль);

- оценка результативности организации производства (доля рынка и окупаемость).

Важнейшей составляющей потенциала предприятия являются средства труда (здания, машины, оборудование, транспорт) и предметы труда (сырье, материалы, топливо).

Основные производственные фонды (ОПФ) – средства труда, которые участвуют длительное время в процессе производства и переносят свою стоимость на продукцию по частям.

Среди основных производственных фондов выделяют:

- активную часть, т.е. объекты, которые участвуют непосредственно в производственном процессе и оказывают влияние на увеличение объемов выпуска продукции;

- пассивную часть, т.е. фонды, которые создают условия для организации производственного процесса и нормального функционирования активной части. Чем выше доля активной части в структуре основных производственных фондов, тем больше возможности для выпуска продукции.

К важнейшим факторам, влияющим на структуру основных производственных фондов пищевых предприятий, относятся: особенности технологического процесса, уровень технического оснащения, степень автоматизации технологического процесса, уровень специализации и концентрации производства.

Особенностью структуры основных производственных фондов различных отраслей пищевых производств является высокий удельный вес пассивной части, что объясняется технологическими особенностями процесса производства продукции. Для пищевых предприятий большое значение имеют такие операции, как замораживание, размораживание, охлаждение, созревание и хранение продукта. Для выполнения этих операций требуются значительные площади, которые входят в пассивную часть основных фондов.

Недостаточная обеспеченность, высокий износ техники и оборудования, а также не эффективное их использование отрицательно сказываются на уровне и результативности организации производства. Неполная их загрузка приводит к увеличению затрат на их содержание (амортизационные отчисления) в расчете на единицу продукции.

Для производства продуктов питания любому предприятию необходимы не только средства производства, но и предметы труда, т.е. ресурсы, которые являются материалом для выработки готовой продукции, а также финансовые ресурсы для обеспечения производственного процесса. Совокупность таких ресурсов и представляют собой оборотные средства предприятия. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства и их роль отличается от роли основных средств.

Актуальность эффективного использования оборотных средств обусловлена тем, что они составляют примерно половину стоимости основных производственных фондов и в значительной мере определяют себестоимость единицы продукции.

В результате анализа оборотных фондов устанавливаются структура и размещение оборотных фондов, обеспеченность потребности предприятия совокупностью материальных и денежных средств, уровень их эффективности и использования.

Для анализа привлекается информация о нормативных, плановых и фактических запасах оборотных фондов, отдельных видов материальных ценностей, плановых источников снабжения.

Потребность в материальных ресурсах оценивается с учетом планового обеспечения интересов основного и обслуживающего производства.

Наиболее активным элементом производственного потенциала, позволяющим эффективно использовать и две другие составляющие – средства труда и предметы труда – является труд.

Трудовые ресурсы предприятий пищевых отраслей по своей численности, структуре и профессионально - квалификационному составу складываются под влиянием технических, технологических, организационно-хозяйственных, социальных и демографических факторов.

Важно постоянно отслеживать влияние каждой группы факторов на формирование численности и составу трудовых ресурсов.

Предприятия отраслей пищевых производств перерабатывают большое количество сельскохозяйственного сырья, поэтому рациональное его использование является важнейшим фактором совершенствования и увеличения сырьевой базы.

В связи с высоким удельным весом затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости предприятий пищевых производств любая их экономия обеспечит значительное снижение себестоимости товарной продукции.

Неравномерность поставок сельскохозяйственного сырья отражается на эффективности использования активных средств труда, снижается производительность труда, увеличиваются капиталовложения. Своевременно (ежемесячно) проведенный анализ эффективности использования сырья позволяет принять экономические и организационные меры по восстановлению ритмичности поставок (повышение цен на сырье, расширение числа поставщиков, совершенствование технологии переработки продукции).

2. Важнейшими составляющими методологии исследования являются логика, методы и приемы исследования. Логика исследования означает, что процесс исследования начинается с анализа и оценки развития каких-то событий в деятельности предприятия, выявления проблем и завершается принятием соответствующих управленческих решений.

На той или иной стадии логики исследования используются соответствующие методы и приемы: статистико-экономический (методы группировок, индексный, регрессионного анализа), монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Статистико-экономический:

Имеет следующие элементы: постановка целей исследования; выбор объектов исследования; проведение массовых наблюдений; проведение группировок; выявление взаимосвязей (факторов и результата) теоретическое обобщение; выработка решений. Статистические данные позволяют принять практические решения по повышению эффективности производства.

Монографический:

Заключается в последовательном изучении типичных явлений (процессов), длительного опыта деятельности предприятия или отрасли. Позволяет с наибольшей полнотой выявить тенденции, изучить прогрессивный опыт. Монографический метод является инструментом распространения научно-технических достижений и передового опыта.

Расчетно-конструктивный:

С помощью этого метода выполняются проектные расчеты при имеющихся производственных возможностях, оценка вариантов экономических решений и выбор лучшего из них. Применяется для разработки перспектив развития отдельных производств или всего предприятия как системы.

Абстрактно-логический:

Выражается в использовании способности владеть логикой экономического мышления, основанной на знании теории и практики организации производства. Позволяет выявлять причинно-следственные связи и зависимости, обосновывать экономически целесообразные решения, увязывать их между собой как элементы системы

Технико-экономическая оценка инженерных решений на предприятиях пищевых отраслей сводится к оценке эффективности использования ресурсного потенциала.

Важнейшими показателями оценки являются:

1. Выход продукции с единицы сырья. Характеризует отдачу единицы сырья по выпуску продукции или отношение стоимости товарной продукции к количеству использованного сырья:

где ТП – объем выпуска товарной продукции, руб.

Vсырья – объем использованного сырья

 

Выход продукции зависит от качественных показателей сырья (жирность молока, упитанность скота, содержание сахара в свекле, крахмала в картофеле и т.п.)

2. Материалоемкость продукции (М). Характеризует использование всех материальных ресурсов:

где ТП – стоимость товарной продукции, руб.

Р – расход материальных ресурсов, руб.

3. Коэффициент эффективности использования сырья (Кс):

где Рфакт и Рнорм фактический нормативный расход сырья на единицу готовой продукции

 

Показатели оценки использования основных производственных фондов объединяются в 2 группы:

а) показатели экстенсивного использования отражают степень их использования во времени

где Тфакт и Тплан – соответственно фактическое и плановое время работы оборудования, часов.

 

При расчете планового времени работы оборудования учитывается время на проведение текущего и технического обслуживания.

Например, фактически отработанное время оборудования составляет 5 часов, плановое – 8 часов, время на техническое обслуживание – 1 час.

Тогда Т экст=5:(8-1)=0,71 т.е. плановый фонд времени работы оборудования использован на 71%.

Коэффициент сменности оборудования (Ксм) – отношение суммарного количества отработавшего в каждую смену оборудования к количеству оборудования данного вида.

Например, на предприятии имеется 300 единиц оборудования, количество смен 2. В первую смену работало 150 единиц, во вторую200. Тогда Ксм = 150.

200/300 = 1,16 смен работала каждая единица оборудования.

Коэффициент загрузки оборудования – отношение коэффициента сменности к количеству смен (N):

б) показатели интенсивного использования отражают уровень использования основных производственных фондов по мощности

Коэффициент интенсивного использования оборудования

Кинт = V факт/V пасп

Например, фактическая выработка составила 80т/час, паспортная 100

К инт = 80/100=0,8 (на 80% используется оборудование)

 

Эффективность использования трудовых ресурсов оценивается двумя основными показателями – производительность труда и трудоемкость продукции.

1. Производительность труда

где V – объём произведенной продукции в натуральном и стоимостном выражении (тонн, руб.);

Т – рабочее время (ч.-час, ч.-дни).

 

2. Трудоёмкость продукции

где Т – затраты труда основных рабочих на выпуск продукции (чел.час, чел.дни);

V - объём продукции (тонн).

На ряде предприятий производительность труда оценивается по следующему соотношению:

где Vi – объём продукции в натуральном или стоимостном выражении (тонн, руб.);

Чппп – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (чел.).

 

Эффективность использования оборотных средств (электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение, запасные части, горюче-смазочные материалы) оценивается следующими показателями

1. Коэффициент использования средств материальных ресурсов:

где Ифакт и Инормат – соответственно, количество (или стоимость) фактически использованных средств и по нормативу.

 

2. Доля затрат на материальные ресурсы в общей стоимости продукции

где Зфакт – затраты на определенный вид материальных ресурсов (т.руб.);

С факт – фактическая себестоимость продукции (т.руб.).

Экономия прямых текущих затрат на реализацию инженерных решений (Э) определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разницы на объем продукции в отчетном периоде:

Э=(Zб-Zо) Vо

где Zб,Zо – прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения (базисные) и после внедрения мероприятии (отчетные) (т.руб./тонна);

Vо – объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия и до конца отчетного периода (тонн).

 

Контрольные вопросы:

1. Составляющие производственного потенциала;

2. Последовательность действий по анализу уровня организации производства;

3. Основные показатели оценки инженерных решений;

4. Методы исследования: статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

 

Лекция 9. Основы планирования производственной деятельности.

1. Методология планирования производственной деятельности;

2. Миссия предприятия и цели планирования, их характеристики;

3. Бизнес-план – структура и содержание;

Методология планирования – это система принципов, показателей и методов разработки и обоснования плановых документов.

Слово «методология» подразумевает методы или пути исследования плюс логику (науку о законах мышления).

Составляющие методологии:

1. Принципы планирования

Это правила или требования для разработки и обоснования плановых решений.

2. Методы

Это способы и приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений.

3. Логика

Это система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчетов.

4. Технология планирования

Это совокупность процедур сбора, обработки и использования информации

Основными компонентами, составляющими логику планирования являются:

- формирование системы целей планирования, главная из которых адекватна и согласуется с конъюнктурой рынка;

- анализ исходного уровня объекта планирования, т.е. его состояние в прошлом и настоящем;

- определение объемов и структуры производства в плановом периоде затрат и себестоимости единицы продукции (услуг);

- определение потребности в ресурсах;

- выявление результатов реализации продукции (услуг);

На любом предприятии система внутрихозяйственного планирования строится по принципу от общего к частному (от предприятия к подразделениям) исходя из того, что общая главная цель (отражающая положение предприятия на рынке) достигается за счет реализации частных конкретных целей (рис. 11).

 

 


 
 
Рис. 11. Система внутрихозяйственного планирования

 


2. Товаропроизводители как субъекты рынка, в совокупности заполняя рыночное пространство, определяют общую ситуацию в нем. В то же время каждое предприятие в отдельности выступает на рынке со своей, присущей этому предприятию, миссией.

Миссия и цели предприятия являются ключевыми компонентами планирования, поскольку, прежде всего, планирование как функция предполагает какими должны быть цели организации, и что нужно сделать для их достижения.

Миссия - это основная, общая цель предприятия. От того насколько удачно она будет определена, а затем и воплощена, будет зависеть положение предприятия на рынке, его выживание и успех.

Чтобы выбрать соответствующую миссию, нужно ответить на 2 вопроса:

- кто потребители товара или услуги;

- какие потребности потребителей удовлетворяются товаром или услугой.

Ответы на эти вопросы появляются тогда, когда реализуется сам процесс планирования:

- проводится анализ рыночной ситуации по товару (услуги);

- определяются категории покупателей товара (потребителей услуг);

- объёмы продаж (оказания услуг), цены на продукцию (услуги) в разрезе каналов реализации.

Для осуществления миссии предприятия (главной цели) составляются и реализуются другие цели, многие из которых касаются сферы производства: есть ли необходимость увеличения товарной продукции или сокращение одного и увеличение другого виды товарной продукции, сокращение затрат на производство продукции, инвестирование и т.д.

Цели предприятия обладают рядом характеристик:

1. Цели должны быть конкретными и измеримыми (например размер выручки, объем продаж, себестоимость единицы продукции, прибыль).

2. Ориентация целей во времени. Нужно точно знать какие решения будет предприятие принимать в конкретный отрезок времени.

3. Цели должны быть достижимы. Установление цели, которая выше возможностей предприятия из-за нехватки ресурсов или из-за влияния внешних факторов отрицательно скажется на мотивации к труду работников предприятия.

После установления миссии предприятия и его целей следует изучение внешней среды в 3-х направлениях:

1. Оценить изменения, которые действуют на разные стороны деятельности предприятия.

2. Определить какие факторы представляют угрозу стратегии предприятия

3. Определить какие факторы представляют больше возможностей для развития предприятия.

К внешним факторам относят:

1. Экономические

Среди них темпы инфляции и система налогообложения. Каждый из этих факторов может представлять угрозу и возможность. Вообще налоги – это один из мощнейших рычагов в условиях рыночной экономики.

2. Рыночные факторы

Главным образом это жизненные циклы различных товаров и услуг, возможности проникновения на рынок, уровень конкуренции в отрасли.

3. Технологические факторы

Технологический уровень производства должен соответствовать современному уровню развития чтобы сохранить рыночную нишу.

4. Факторы конкуренции

При планировании реакция конкурентов на действия предприятия должна быть обязательно учтена. Наряду с анализом внешней среды предприятия необходима оценка сильных и слабых сторон самого предприятия.

К ним относятся:

1. Маркетинг

В рамках реализации маркетинговой стратегии необходимо:

а) определить долю рынка и конкурентоспособность

б) разработать ассортимент продукции отвечающий спросу на соответствующие виды продукции и способный реагировать на конъюнктуру рынка.

в) организовать продвижение товара (продукции, услуг) на соответствующий рынок;

г) проводить постоянный мониторинг основных показателей производственно-финансовой деятельности (выручка от реализации продукции, себестоимость единицы продукции, прибыль, доля прибыли в выручке);

2. Финансы

Мониторинг финансовых потоков направлен на обеспечение синхронности поступления и расходования денежных средств.

3. Производство

При планировании производственной деятельности необходимо обратить внимание на снижение издержек производства, осуществлять контроль за поступающими ресурсами и их соответствием выпускаемой продукции, совершенствовать технологию производства.

4. Производственный климат

При планировании деятельности предприятия необходим учет внутрипроизводственных отношений, способствующих высокому уровню производительности труда, повышению качества продукции, коллективной ответственности за выполнение поставленных задач.

 

3. Бизнес-план – это планирующий документ, который обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает представление о том, каким образом можно использовать эти возможности.

Грамотно составленный бизнес-план позволяет предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущую деятельность.

Разработка бизнес-плана включает в себя взаимосвязанные этапы, выстроенные в определённой логической последовательности (табл.20).

 

Таблица 20

Примерная структура бизнес-плана

Наименование раздела Рассматриваемые вопросы
1. Резюме 1. Включает наименование предприятия, юридический адрес, суть проекта, источники финансирования, экономический эффект. Составляется после составления самого бизнес-плана, но располагается на первом месте т.к. представляет краткое содержание проекта.
2. Ассортиментный перечень товаров, услуг Анализ существующего состояния производства (если предприятие функционирует) или обосновывается выбор стратегии на основании изученного рынка (если предприятие создается вновь)
3. Рынок сбыта товаров, оказание услуг 1. Оценка потенциальной емкости рынка 2. Оценка предполагаемой суммы продаж и определение доли рынка 3. Оценка каналов реализации по объемам, цене, себестоимости и эффективности продаж
4. Оценка конкурентов Описание аналогичного товара конкурентов (или услуг) по цене, качеству, упаковке
5. Основные элементы маркетинга 1. Схема распространения товара 2. Ценообразование 3. Методы стимулирования продаж 4. Формирование общественного мнения
6. План производства продукции 1. Объемы производства продукции по годам. Если бизнес- план составляется на год, то разбивка помесячная (объемы, цены, выручка, прибыль) 2. Условия закупки сырья и материалов. Характеристика поставщиков. 3. Производственная кооперация 4. Характеристика оборудования (производительность, количество, каналы приобретения).

Продолжение таблицы 20

7. Характеристика аппарата управления 1. Состав специалистов (профиль, образование, опыт работы) 2. Формы и методы привлечения специалистов
8. Структура управления 1. Взаимодействие служб, координация деятельности, контроль 2. Вопросы оплаты управленческого персонала.
9. Юридический план 1. Форма собственности 2. Организационно-правовая форма 3. Учредители и их доля (акции)
10. Оценка прогнозирования и управление рисками 1. Оценка наиболее вероятных рисков 2. Разработка мер по сокращению рисков и минимизации возможных потерь (программа страхования рисков)
11. Финансовый план 1. Прогноз объемов продаж в стоимостном выражении 2. Баланс денежных расходов и поступление 3. Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия 4. График достижения безубыточности

 

Бизнес-план завершается расчетом годового экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений.

 

Контрольные вопросы:

1. Методология планирования, понятие и составляющие.

2. Виды планов и их содержание.

3. Миссия предприятия как ключевой компонент планирования.

4. Цели развития предприятия и их характеристика.

5. Внешние и внутренние факторы, представляющие возможности и угрозы предприятию.

6. Структура бизнес-плана и её содержание.

 

Лекция 10. Планирование производства и реализации продукции

 

1. Основные рыночные принципы планирования деятельности предприятии перерабатывающей промышленности.

2. Емкость и доля рынка, приемы их исчисления.

3. Методологические подходы к планированию производства, исходя из коммерческой стратегии предприятия

 

1. Планирование, как основа управленческих функций представляет собой процесс подготовки управленческих решений, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и подготовку целей, определение средств и путей их достижения.

Как и другие управленческие функции, планирование осуществляется по определенным принципам (правилам). Принципы планирования – основные исходные положения, правила обоснования разработки плановых документов. Важнейшими из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность, сбалансированность, приоритетность, согласованность краткосрочных и перспективных целей и задач, текущий контроль.

Принцип научности планирования заключается в том, что плановые документы разрабатываются на основе познания экономических законов и теорий, технико-технологических и организационно-экономических достижений и использования анализа для выявления положительных и негативных факторов развития предприятия.

Социальная направленность планов означает, что производство нацелено на расширение спроса на продукцию, а также повышение качества жизни работников предприятия.

Повышение эффективности производства требует, чтобы все цели и задачи планирования достигались с наименьшими затратами живого и овеществленного труда на единицу продукции, как один из факторов её конкурентоспособности.

Пропорциональность и сбалансированность позволяют обеспечить в процессе планирования пропорции между ресурсами, используемыми в процессе переработки продукции, в том числе балансы между поступающим сырьем и выпускаемой продукцией.

Принцип приоритетности учитывается при выборе приоритетных направлений развития экономики в условиях ограниченности ресурсов для реализации всех задач поставленных в конце разработки плана.

Согласование краткосрочных и долгосрочных целей и задач вытекает из необходимости того, чтобы обеспечить их адекватность.

Принцип текущего контроля реализуется через оперативное планирование и текущую оценку важнейших показателей на каждом оперативном отрезке времени, чтобы вовремя обнаружить отклонения от нормального хода производства и принять меры по наверстыванию упущенного.

 

2. В условиях экономической самостоятельности и обособленности производителей промышленной продукции происходит саморегулирование рынка на основе факторов спроса и предложения. Представляя на рынке свою продукцию, производители вынуждены сталкиваться с другими производителями аналогичной продукции. Это приводит к необходимости снижать цену продаж и улучшать качество выпускаемой продукции, что в условиях развитого промышленного производства обусловлено наличием конкуренции.

По своей сути конкуренция является основным механизмом формирования объемов продаж и цены на продукцию, что в свою очередь позволяет определить коммерческую стратегию предприятия.

Для планирования коммерческой стратегии перерабатывающего предприятия необходимо дать оценку конъюнктуры рынка, которая позволяет определить ассортимент и объемы производимой продукции, а в хозяйственной деятельности добиться сбалансированности в цепочке «сбыт-производство». Этот же принцип должен быть обеспечен через поставки сырья в переработку, чтобы производственные мощности были загружены полностью и позволяли бы полнее эксплуатировать рынок.

При оценке рынка сбыта определяются следующие показатели:

1. Емкость рынка – количество продукции конкретного вида, которое продается или может быть продано в данном регионе за определенный промежуток времени.

2. Доля рынка, на которую может рассчитывать производитель продукции.

3. Каналы сбыта продукции с объемами продаж, ценами транспортными расходами.

4. Расходы на рекламу для продвижения товара.

 

2. Рассмотрим методические подходы к планированию деятельности перерабатывающего предприятия на примере молочного завода.

1) Определение емкости рынка и доли рынка (табл.21).

 

Таблица 21







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.