Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Москаль А.В.

 

 

 

 

ВОДНЫЕ ПУТИ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

 

 

Санкт-Петербург


 

Практическая работа № 3.

Расчет осевого створа.

Цель работы: Определить размеры сигнальных щитов, междустворное

расстояние и высоту переднего и заднего знаков осевого

(линейного) створа на заданном участке реки.

Исходные данные:

1. План участка реки со схемой расстановки навигационных знаков,

составленной при выполнении практической работы №2.

2. Скорость движения расчетного судна относительно берегов ( , м/с).

3. Длина ( , м) и ширина ( , м) расчетного судна.

Осевой (линейный) створ служит для обозначения на местности оси судового хода. Створ состоит из двух знаков (переднего и заднего), устанавливаемых на берегу на продолжении оси судового хода, причем задний знак должен быть выше переднего. Судно считается идущим по створу (оси судового хода), если оно и оба створных знака находятся на одной прямой. В этом случае судоводитель видит оба створных знака (в ночное время - оба створных огня) находящимися на одной вертикали. При уклонении судна вправо или влево знаки уже не будут на одной вертикали, что служит указанием судоводителю о необходимости изменить курс судна.

Зрительная задача по оценке взаимного расположения створных знаков (огней) решается судоводителем не абсолютно точно, а с некоторой погрешностью, которая обусловлена особенностями человеческого глаза. Судоводитель считает, что судно находится в створе не только тогда, когда знаки (огни) действительно находятся на одной вертикали, но и когда они смещены друг относительно друга на горизонтальный угол, меньший или близкий к разрешаемому углу . При проводке судов по осевым створам оценка расположения знаков (огней) на одной вертикали происходит с ошибкой . Таким образом, осевой створ фактически обеспечивает проводку судна не по оси судового хода, а в пределах некоторой зоны. Эта зона называется створной, а ограничивающие ее дуги - визирными кривыми. За пределами створной зоны знаки будут казаться не в створе. Для сужения створной зоны (увеличения чувствительности створа) нужно увеличить расстояние между передним и задним знаками осевого створа (междустворное расстояние).

Достоинством осевого створа считается его высокая чувствительность, позволяющая применять его на участках водного пути с узким судовым ходом. К недостаткам следует отнести затруднительность ориентировки судоводителей при расхождениях, если отсутствуют кромочные плавучие знаки. Осевые створы являются наиболее распространенными береговыми навигационными знаками на внутренних водных путях.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. По согласованию с преподавателем на плане участка реки выбирается осевой (линейный) створ, подлежащий расчету. По плану участка реки устанавливается дальность действия створа - расстояние от переднего знака до наиболее удаленной (конечной) точки на оси створа (рис.5). Затем по данным табл.3 с учетом установленной дальности действия створа и в зависимости от метеорологических условий выбирают тип и размеры щитов переднего и заднего знаков осевого створа (оба знака должны быть одного типоразмера). Значение коэффициента пропускания атмосферы принимается равным 0,7 (легкая дымка). Для осевых створов могут применяться сигнальные щиты квадратной или прямоугольной формы, а также комбинированные щиты (комбинированный щит состоит из двух щитов - вертикального квадратного и наклонного трапецеидального). Сигнальные щиты выбранных размеров должны обеспечивать дальность действия створа (дальность обнаружения сигнальных щитов) не менее .

 
 



Таблица 3

Тип щита Типо-размер Форма щитов Размеры щитов, см Расчетная дальность действия, км, при ко-
Верхнее основание Нижнее основание Высота эффициенте пропускания атмосферы
0,7 0,84
Тип 1 (с прямо- угольным щитом) Квадрат 1,0 1,5
2,2 2,9
2,9 3,8
3,5 4,6
3,9 5,2
Прямо- угольник 3,0 4,0
3,5 4,5
4,0 5,5
5,0 7,0
6,0 8,0
Тип 5 (комбини- рованный) Квадрат и трапеция 3,0 4,0
То же 4,0 6,0

 

2. Определяется значение запаса на опасное уклонение расчетного судна от оси створа. Этот запас обеспечивает пространство для безопасного выполнения маневров, если судно вышло из створной зоны. В этом случае судоводитель должен изменить курс для возвращения судна в створную зону, однако после перекладки руля судно некоторое время будет двигаться по инерции неверным курсом, находясь за визирной кривой. Если бы граница створной зоны располагалась рядом с кромкой судового хода, то возникла бы опасность посадки судна на мель.

Запас на опасное уклонение судна от оси створа определяется по следующей формуле (расчетная схема осевого створа приведена на рис.6):

, м (13)

где - скорость движения расчетного судна относительно берегов, м/с;

- время движения судна по неверному курсу, принимается для

пассажирских и самоходных грузовых судов 20 с, для больших


 

 

Рис.6. Расчетная схема линейного створа:

а - план; б - разрез по оси створа


толкаемых составов 50 с, для быстроходных судов на подводных

крыльях 14 с (при выполнении практической работы № 3 расчет

ведется для пассажирских и самоходных грузовых судов);

- расстояние от форштевня до рубки управления судна, м (при

выполнении практической работы № 3 принимается );

и - соответственно длина, и ширина расчетного судна, м;

- средний радиус циркуляции судна при малых углах перекладки

руля, принимаемый для водоизмещающих судов , для

быстроходных судов на подводных крыльях – 800 м.

3. Определяется расстояние между передним и задним знаками осевого створа (междустворное расстояние ). Это расстояние должно быть таким, чтобы в конце зоны действия створа (на расстоянии ) по обе стороны от визирных кривых до кромок судового хода имелся запас на опасное уклонение (см. рис.6). При этом допустимое боковое уклонение судна в конечной точке ходовой части осевого створа будет равно

, м (14)

где - фактическая ширина судового хода в конечной точке створа, м

(определяется по плану участка реки).

Если ось створа в конце зоны его действия делит судовой ход на неравные части, то в формулу (14) вместо значения подставляется меньшее из двух расстояний от оси створа до кромки судового хода.

Междустворное расстояние для осевого створа определяется с учетом минимально допустимого горизонтального разрешаемого угла

, км (15)

где и выражены в километрах, а - в метрах.

4. Определяются высоты переднего и заднего знаков осевого створа. При выполнении практической работы №3 дальность действия осевого створа не превышает 9 километров, поэтому при расчетах не учитываются кривизна земной поверхности и рефракция. В этом случае минимальная высота верхней кромки сигнального щита (навигационного огня) переднего знака осевого створа над расчетным уровнем воды, в качестве которого на реках принимается проектный уровень, определяется по формуле

, м (16)

где - высота переднего знака относительно своего основания, м;

- возвышение основания переднего знака над расчетным уровнем

воды, определяется по плану местности (в работе №3 принима-

ется по согласованию с преподавателем в пределах 3÷6 м).

Минимальную высоту переднего знака принимают равной высоте сигнального щита с запасом , равным 1÷2 м (чтобы нижнюю кромку щита не заслоняла растительность)

, м (17)

где - высота щита стандартного знака, выбранная по табл.3, м.

При определении высоты заднего знака осевого створа следует знать, что его превышение над передним знаком должно быть достаточным для раздельной видимости их сигнальных щитов (ночью - навигационных огней). Это условие выполняется, если угол между вершинами знаков при наблюдении из любой точки створной зоны лежит в пределах от 3 до 15 угловых минут (этот угол называется вертикальным углом створа). Расчет высоты заднего знака осевого створа производится дважды: при наблюдении из дальней (на расстоянии ) и ближней (на расстоянии - неходовой части створа) точек ходовой части створной зоны. Окончательно принимается большее из двух полученных значений.

При наблюдении из дальней точки ходовой части створной зоны минимальная высота заднего знака осевого створа над расчетным уровнем воды определяется из условия обеспечения минимального вертикального угла

, м (18)

где - высота глаза судоводителя над расчетным уровнем воды (в работе

№3 принимается равной 5 м).

Минимальная высота заднего знака при наблюдении из ближней точки ходовой части створной зоны определяется также по формуле (18), только вместо величины подставляется . При использовании формулы (18) значения и подставляются в метрах, а значения , и - в километрах.

 


Практическая работа № 4.

Расчет щелевого створа.

Цель работы: Определить размеры сигнальных щитов, междустворное

расстояние, горизонтальную базу, высоту передних и

заднего знаков щелевого створа на водохранилище

Исходные данные:

1. Дальность действия створа ( , км).

2. Длина неходовой части створа ( , км).

3. Гарантированная ширина судового хода ( , м).

4. Скорость движения расчетного судна относительно берегов ( . м/с).

5. Длина ( , м) и ширина ( , м) расчетного судна.

Щелевой створ – это система из трех береговых навигационных знаков (навигационных огней) для обозначения на местности положения оси судового хода и его кромок. Знаки щелевого створа расположены в вершинах равнобедренного треугольника. Два передних знака располагаются на прямой линии, перпендикулярной продолжению оси судового хода, и отстоят от нее на одинаковом расстоянии. Третий знак (задний) расположен на продолжении оси судового хода симметрично относительно передних. Задний знак принято называть ведущим, а передние – ограничительными.

При нахождении судна на оси судового хода судоводитель видит задний знак посередине между передними. Если судно уклонилось от оси судового хода, но находится в пределах створной зоны, расстояние между задним знаком и одним из передних уменьшается. При выходе судна из створной зоны исчезает видимый зазор между щитами (огнями) заднего и одного из передних знаков. Следует отметить, что створные зоны ночного створа (створа огней) и дневного створа (створа знаков) не совпадают. Ночной створ имеет более широкую зону, чем дневной, поэтому с точки зрения безопасности судоходства основным следует считать расчет ночного створа (схема расчета ночного щелевого створа, который производится при выполнении практической работы №4, показана на рис.7).

Щелевые створы менее чувствительны по сравнению с осевыми, поэтому их применяют гораздо реже. Щелевые створы главным образом используются на крупных водохранилищах и озерах при большой ширине судового хода и имеют дальность действия до 20 километров и более.

 

 

Рис 7. Расчетная схема щелевого створа

 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Знаки щелевых створов имеют сигнальные щиты прямоугольной формы. При дальности действия створов более 9 километров площадь щитов, необходимая для их уверенного различения судоводителями, должна равняться сотням квадратных метров. Сооружение таких крупных знаков неэкономично, т.к. при этом приходится возводить громоздкие и сложные конструкции. Поэтому принято в большинстве случаев использовать для больших расстояний сигнальные щиты, угловой размер которых по высоте равен двум угловым минутам, а по ширине – одной угловой минуте. При этом высота и ширина щитов щелевого створа определяются по формулам

, м (19)

, м (20)

Значение дальности действия створа подставляется в формулы (19) и (20) в километрах. Щиты указанных размеров видны на заданные расстояния в светлое время суток при высокой прозрачности атмосферы.

2. Допустимое боковое уклонение в конечной точке действия створа рассчитывается по формуле

, м (21)

При выполнении практической работы №4 в качестве фактической ширины судового хода в формулу (21) подставляется гарантированная ширина судового хода . Запас на опасное уклонение расчетного судна от оси створа определяется по формуле (13) также как при расчете осевого створа.

Минимальное расстояние между передними огнями створа , называемое горизонтальной базой щелевого створа, определяется из условия раздельной видимости всех трех огней при наблюдении их из дальней точки ходовой части створа, причем угол между огнями передних знаков должен быть не менее , тогда (значение подставляется в километрах)

, м (22)

При незначительном вертикальном угле между верхними кромками щитов (огнями) передних и заднего знаков значение разрешаемого угла для щелевого створа может быть принято . С учетом этого междустворное расстояние при заданной дальности действия створа и допустимом боковом уклонении определяется по формуле

, км (23)

и подставляются в формулу (23) в метрах, а - в километрах.

3. По мере удаления от передних знаков створа ширина створной зоны и значения бокового уклонения сначала увеличиваются, достигая на некотором расстоянии наибольшего значения , а затем вновь уменьшаются. Если ширина створной зоны окажется максимальной на расстоянии меньшем, чем , то щелевой створ может не обеспечить безопасного судоходства из-за того, что визирные кривые будут проходить слишком близко к кромкам судового хода или даже уходить за них. Поэтому при расчете щелевого створа необходимо определить значение , а также соответствующее ему боковое уклонение и проверить, допустимо ли оно. Для этого используются формулы (при )

, км (24)

, м (25)

В формулы (24) и (25) подставляется в метрах, а - в километрах.

В случае, когда < необходимо проверить условие

(26)

Если условие (26) не выполняется, то следует произвести расчет щелевого створа заново, увеличив значение междустворного расстояния .

4. Высота передних знаков щелевого створа при дальности действия более 9 километров определяется с учетом кривизны земной поверхности и рефракции, чтобы на пределе дальности действия створа над горизонтом возвышался весь щит. Высота верхних кромок сигнальных щитов передних знаков над расчетным уровнем воды (на водохранилищах в качестве расчетного принимается нормальный подпорный уровень) определяется по формуле

, м (27)

Высота сигнального щита и высота глаза судоводителя над расчетным уровнем воды подставляются в формулу (27) в метрах, а дальность действия створа - в километрах.

При расчете высоты заднего знака щелевого створа нет необходимости обеспечивать вертикальный угол между вершинами передних и заднего знаков . В принципе, допустимо, чтобы высоты всех трех знаков были равны. В этом заключается одно из преимуществ щелевого створа по сравнению с осевым, т.к. нет надобности строить задний знак больших размеров. Обычно при расчетах задний знак делают несколько выше передних и принимают вертикальный угол , чтобы можно было в светлое время суток отличить задний знак от передних. Минимальная высота верхней кромки сигнального щита (навигационного огня) заднего знака над расчетным уровнем воды (при ) определяется для дальней точки створа по формуле (28)

, м (28)

Для определения при наблюдении из ближней точки створа в формуле (28) нужно заменить на - длину неходовой части створа. Значения и подставляются в формулу (28) в метрах, а , и - в километрах. Из двух полученных значений выбирается большее.


Практическая работа № 5.

Определение основных размеров шлюза и его пропускной способности.

 

Цель работы: Определить основные размеры судоходного однокамерного шлюза с головной системой питания, его пропускную спо- собность и ориентировочную стоимость строительства.

 

Исходные данные:

1. Осадка ( , м), длина ( , м) и ширина ( , м) расчетного судна.

2. Число судов в камере шлюза: по длине ( ) и по ширине ( ).

3. Плановая грузоподъемность судна ( , т).

4. Напор воды на камеру шлюза ( , м).

5. Длительность навигации ( , сут.).

6. Длина подходного канала ( , м).

7. Длина участка подходного канала к шлюзу, предназначенного для расхождения судов ( , м).

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Определяются основные размеры судоходного шлюза.

Судоходный шлюз - это напорное гидротехническое сооружение, предназначенное для преодоления судами разницы уровней воды (напора) на гидроузле при переходе из одного бьефа в другой.

Основными конструктивными частями судоходного шлюза являются верхняя и нижняя головы, расположенная между ними камера, верхний и нижний подходные каналы, примыкающие к соответствующим головам шлюза (рис.8).

Головы шлюза поддерживают разность уровней воды между бьефами и камерой при ее наполнении и опорожнении, в них размещены оборудование, механизмы, водопроводные системы, пульты управления.

 

Рис. 8. Схематический план шлюза:

1 – верхний подходной канал; 2 – верхняя голова; 3 – камера шлюза; 4 – нижняя голова; 5 – нижний подходной канал; 6- направляющие палы; 7- причальная стенка.

 

 


В камере находятся суда при шлюзовании. От верхнего и нижнего бьефов камера отделена воротами, с боков ограничена стенами, на которых расположены причальные устройства для швартовки судов.

Подходные каналы, примыкающие к головам шлюза, предназначены для расхождения судов при входе в камеру и выходе из нее, а также безопасного отстоя судов, ожидающих шлюзования у причальных стенок. Для обеспечения плавного входа судов в отверстия голов шлюза устраиваются направляющие палы, которые имеют в плане вид криволинейных стен.

Основными габаритами шлюза являются полезные размеры камеры: длина, ширина и глубина на порогах верхней и нижней головы.

1.1 Полезная длина камеры шлюза:

, м (29)

где - длина расчетного судна, м; - число судов, одновременно размещаемых по длине камеры; - запас по длине в каждом конце камеры шлюза и между отдельными судами, м:

, м (30)

1.2. Полезная ширина камеры шлюза:

, м (31)

где - ширина расчетного судна, м; - число судов, одновременно размещаемых по ширине камеры; - запас по ширине камеры, м.

Запасы по ширине камеры шлюза принимаются согласно “Правилам плавания по внутренним водным путям РФ” в следующих размерах:

= 0,2 м при 10 м

= 0,4 м при 18 м

= 0,75 м при 30 м

= 1,0 м при > 30 м

 

1.3. Глубина на порогах шлюза.

По конструктивным соображениям глубины на порогах верхней и нижней головы иногда бывают меньше, чем глубина в пределах камеры шлюза. Поэтому, говоря о глубине шлюза, подразумевают глубину на порогах, принимаемую равной

, м (32)

где - осадка расчетного судна, м.

Коэффициент 1,3 учитывает необходимый запас глубины под днищем судна, который должен быть не менее 25 см при глубине до 2,5 м и не менее 40 см при глубинах более 2,5 м

Глубина на пороге шлюза отсчитывается от расчетного наинизшего судоходного уровня.

Полученные значения , и округляют в большую сторону до ближайших рекомендуемым сочетаний основных габаритов шлюза (согласно указаниям по проектированию судоходных шлюзов), которые приведены в табл.4.

Таблица 4

Отношение полезной ширины камеры шлюза к полезной длине, м                      
Глубина на порогах шлюза, м 6,0 5,5 5,0 - 6,0 5,5 5,0 - 6,0 5,5 5,0 - 5,5 5,0 4,5 4,0 5,5 5,0 4,5 4,0 5,5 5,0 4,5 4,0 4,0 3,5 3,0 - 3,0 2,5 2,0 - 3,0 2,5 2,0 1,5 3,0 2,5 2,0 1,5 2,0 1,5 1,0 -

 

2. Определение примерной стоимости строительства шлюза.

Ориентировочная стоимость постройки судоходного шлюза определяется по объему ”приведенного бетона”.

Объем ”приведенного бетона” приближенно вычисляется по формуле:

, м3 (33)

Полная стоимость судоходного шлюза приближенно может быть определена по выражению:

, млн.у.е. (34)

где =2,1 - коэффициент, учитывающий затраты на строительство объектов вспомогательного назначения и прочие расходы; - стоимость 1 м бетона, принимая равной 500 у.е.

 

3. Расчет пропускной способности шлюза

Судопропускная способность шлюза - это максимально возможное количество расчетных судов, которое может пропустить шлюз в единицу времени. За единицу времени могут быть приняты сутки, месяц или навигация.

Грузопропускная способность шлюза - это максимально возможное количество массы груза в тоннах, которое может пропустить шлюз в единицу времени.

3.1. Определяется время, затрачиваемое на пропуск одного расчетного судна при одностороннем движении судов через шлюз, называемое временем одностороннего шлюзования :

= 2 + 4 + + + , с (35)

Время наполнения или опорожнения камеры шлюза определяется по приближенной формуле:

, с (36)

где - коэффициент, принимаемый равным 0,27.

Время открытия или закрытия ворот принимается в пределах от 120 до 180 с, а время на учалку судов - 120 с.

Время, затрачиваемое судном на вход в шлюз и выход из шлюза , определяется по формулам:

, с (37)

, с (38)

Скорость движения судов при входе в шлюз принимается равной 1,0 м/с, а при выходе - 1,4 м/с.

Длины путей входа и выхода при одностороннем движении судов находятся по выражениям:

, м (39)

, м (40)

3.2. Определяется время, затрачиваемое на пропуск одного расчетного судна при двустороннем движении судов через шлюз, называемое временем двустороннего шлюзования :

=0,5(2 + 4 + 2 + 2 + 2 ) , с (41)

Значения , и принимаются такими же, как при расчете времени одностороннего шлюзования. Затраты времени на вход и выход судов определяются по формулам (37) и (38) соответственно, но длины путей входа и выхода при двустороннем движении судов принимаются равными и находятся по выражению:

, м (42)

3.3. Находится судопропускная способность шлюза в сутки при его круглосуточной работе.

При выполнении практической работы считается, что за одно шлюзование пропускается одно расчетное судно. Расчетное число шлюзований (расчетных судов) в сутки определяется по формуле:

, (43)

где 86400 - число секунд в сутках; - коэффициент неравномерности движения судов прямого направления по времени, принимаемый равным 1,2÷1,3; - коэффициент неравномерности движения судов обратного направления по времени, принимаемый в пределах 1,1÷1,2; - коэффициент неравномерности движения судов в прямом и обратном направлениях, принимаемый в пределах 0,8÷1,0; и - время шлюзования при одностороннем и двустороннем движении судов в секундах.

3.4. Определяется судопропускная способность шлюза за навигацию.

3.4.1. Техническая возможная судопропускная способность шлюза определяется при круглосуточной работе шлюза в течение времени всей навигации :

, (44)

3.4.2. Действительная судопропускная способность шлюза определяется с учетом:

- неравномерности подхода судов к шлюзу в течение навигации;

- неполного заполнения площади зеркала камеры шлюза судами

(т.к. могут шлюзоваться суда, отличные от расчетных);

- неполного использования для работы времени суток.

, (45)

где - коэффициент неравномерности подхода судов к шлюзу:

= (0,85÷0,95) - коэффициент использования площади зеркала камеры шлюза;

- коэффициент использования шлюза по времени:

0,96

Время работы шлюза принимается равным 23 часам (с учетом работ по профилактике).

3.5. Определяется грузопропускная способность шлюза.

3.5.1. Технически возможная грузопропускная способность шлюза , определяемая при круглосуточной работе шлюза в течение всей навигации и пропуске через шлюз расчетных судов с полной загрузкой

, (46)

где - плановая грузоподъемность судна,

3.5.2. Действительная грузопропускная способность шлюза находится при его круглосуточной работе с учетом:

- неравномерности подхода судов к шлюзу в течение всей навигации;

- пропуска через шлюз судов, отличных от расчетных (порожних, пассажир-

ских, служебных, прочего флота);

- неполного использования грузоподъемности судов.

, (47)

где = (0,7÷0,8) - коэффициент, учитывающий долю грузовых судов в общем числе судов, пропущенных через шлюз за навигацию;

= (0,85÷1,0) - коэффициент использования грузоподъемности судов.


Практическая работа № 6.

Расчет расходов на электроэнергию для работы насосных станций

двусклонного судоходного канала.

 

Цель работы: Определяется навигационная потребность канала в воде, для чего находится объем воды, потребный на шлюзование, и - потери на фильтрацию, испарение и утечки воды через уп- лотнения ворот и затворов гидротехнических сооружений. Вычисляется время работы и мощность насосных станций канала. Определяются затраты на электроэнергию, необхо- димую для питания канала водой.

 

Исходные данные:

1. Длина судоходного канала ( , км).

2. Род грунта, слагающего ложе канала.

3. Длительность навигации ( , сут.)

4. Осадка ( , м) и ширина ( , м) расчетного судна.

5. Количество гидроузлов канала, имеющих в своем составе насосные

станции ( ).

6. Напор воды на гидроузле ( , м).

7. Ширина ( , м) и длина ( , м) камеры шлюза.

8. Суточное количество шлюзований ( ).

9. Коэффициент использования сливной призмы ( ).

10. Производительность насосной станции ( , м3/с).

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Определение навигационной потребности канала в воде.

Питание водой судоходного канала должно обеспечивать поддержание гарантированных глубин на трассе канала и восполнять расходы воды на шлюзование и потери. Оно может быть естественным (на открытых и односклонных каналах) и искусственным (механическим или самотечным, когда на водоразделе создается водохранилище). В данной практической работе предполагается, что производится механическое питание канала путем подачи воды в водораздельный бьеф насосными станциями.

Водный баланс водораздельного судоходного канала складывается из расходов на потребление (шлюзование и потери воды на фильтрацию, испарение и утечку через неплотности в сооружениях) и расхода притока (обеспечиваемого в нашем случае при помощи насосных станций). Для бесперебойной работы судоходного канала необходимо, чтобы в течение всей навигации расход притока для каждого из бьефов канала был больше или равен суммарному расходу потребления. Исходя из этого, общий объем воды, подаваемый насосными станциями в водораздельный бьеф за период навигации для питания двусклонного канала, будет определяться следующим выражением:

, м3 (48)

где - общий объем воды, перекачиваемый насосными станциями для питания канала; - объем воды, расходуемый на шлюзование (для двусклонного канала удваивается); - потери воды вследствие утечек в уплотнениях ворот и затворов нижней головы шлюза (для двусклонного канала удваивается); - потери воды на фильтрацию в грунт; - объем испарившейся с поверхности канала воды.

1.1. Объем воды на шлюзование зависит от плановых размеров камеры шлюза, напора на гидроузле, количества шлюзований за навигацию и организации судопропуска.

При одинаковой судопропускной способности шлюзов больше воды потребуется тому шлюзу, у которого больше число односторонних шлюзований (суда шлюзуются в одном направлении: из нижнего бьефа в верхний или из верхнего в нижний), когда на одно шлюзование расходуется одна сливная призма. Поэтому для экономии воды стремятся организовать судопропуск таким образом, чтобы увеличить долю двусторонних шлюзований (суда поочередно шлюзуются из нижнего бьефа в верхний и тут же из верхнего в нижний или наоборот), когда одна сливная призма расходуется на два шлюзования. Расчетный объем воды, расходуемый за навигацию на шлюзование, определяется по выражению:

, м3 (49)

где - суточное количество шлюзований; - длительность навигации; - объем сливной призмы:

, м3 (50)

где и - соответственно ширина и длина камеры шлюза; - напор на гидроузле (на камеру шлюза); - коэффициент использования сливной призмы, изменяющийся в пределах от 1 (в случае односторонних шлюзований) до 2 (при двусторонних шлюзованиях) и определяемый выражением:

(51)

где - количество сливных призм, использованное на шлюзований.

1.2. Потери воды на утечки через уплотнения ворот и затворов гидротехнических сооружений определяются по эмпирической формуле:

, м3 (52)

где - удельный расход воды на 1 пог. м уплотнений (при выполнении практической работы №6 принимается равным 0,15 л/с); - периметр уплотнений рабочих ворот и затворов водопроводных галерей нижней головы шлюза, определяемый по выражению:

, м (53)

где - глубина воды в камере шлюза, определяемая в зависимости от осадки расчетного судна . Полученная величина округляется в большую сторону до следующих ближайших значений: 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0 м; - размер водопроводной галереи опорожнения (квадратного сечения) нижней головы шлюза:

, м (54)

где - суммарная площадь поперечного сечения водопроводных галерей опорожнения, определяемая по формуле:

, м2 (55)

где - коэффициент расхода системы опорожнения шлюза, равный 0,6÷0,7; - ускорение свободного падения; - время открытия (закрытия) затворов водопропускных галерей, принимаемое для плоских затворов 0,6 ; - время наполнения (опорожнения) камеры шлюза, определяемое по формуле (36).

1.3. Потери воды на фильтрацию в грунт зависят от положения уровня воды в канале по отношению к уровню грунтовых вод на местности, прилегающей к каналу. Если уровень грунтовых вод находится выше уровня воды в канале, то будет происходить фильтрация воды в канал и, следовательно, увеличение расхода притока (поэтому каналы стремятся по возможности прокладывать в выемках грунта). При выполнении практической работы предполагается, что в насыпи проходит только 25% длины канала, где уровень воды выше уровня грунтовых вод. В этом случае потери воды на фильтрацию для канала трапецеидального сечения приближенно можно определить по формуле:

0,25 ( + ) , м3 (56)

где - коэффициент фильтрации (м/сут), примерные значения которого принимаются в зависимости от рода грунта по табл.5; - длина канала в метрах; - коэффициент, зависящий от заложения откосов канала и отношения . Для судоходных каналов может быть принят 3,0; - глубина воды в канале. Вычисленное значение округляется до ближайшего большего из следующих рекомендуемых значений: 1,8; 2,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,5 м; - ширина канала по зеркалу воды:

, м (57)

где - коэффициент заложения откосов, который для каналов трапецеидального сечения принимается в пределах от 3 до 5.

Таблица 5

Род грунта Коэффициент фильтрации м/сутки
Глина 0,0008
Суглинок 0,005
Супесь 0,03
Песок 0,1

 

1.4. Объем испарившейся с поверхности канала воды определяется по формуле:

, м3 (58)

где - толщина слоя испарения за сутки, принимаемая в среднем от 0,004 до 0,008 м/сут; - длина канала в метрах.

 

2. Определение времени работы насосных станций.

Время работы насосных станций, перекачивающих необходимый для питания двускатного судоходного канала объем воды, вычисляется по формуле:

, ч (59)

где - производительность насосной станции.

 

3. Определение мощности насосных станций.

На двускатном судоходном канале насосные станции включаются в состав сооружений гидроузлов только одного из его склонов (как правило там, где высота подъема воды до отметки водораздельного бьефа оказывается меньше). Для определения полной высоты подъема воды необходимо знать величину напора на гидроузлах этого склона канала (в данной практической работе ) и их количество ( ). С целью унификации оборудования обычно стремятся обеспечить одинаковый расход насосных станций и напор на гидроузлах судоходного канала. Необходимая мощность насосных станций определяется по формуле:

, кВт (60)

где - плотность чистой воды ( =1000 кг/м3); - полная высота подъема воды насосными станциями до отметки водораздельного бьефа; - коэффициент полезного действия насосной станции, равный 0,8.

 

4. Определение расходов на электроэнергию.

Расходы на электроэнергию для работы насосных станций судоходного канала находятся по формуле:

, у.е. (61)

где - стоимость электроэнергии (0,3 у.е./кВт-час).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гладков Г.Л., Журавлев М.В., Селезнев В.М., Гапеев А.М., Колосов М.А. Водные пути и гидротехнические сооружения: Учебное пособие. - СПб, СПГУВК, 2001.

2. Дегтярев В.В., Селезнев В.М., Фролов Р.Д. Водные пути. Учебник. М., Транспорт, 1980.

3. Гришанин К.В., Дегтярев В.В., Селезнев В.М. Водные пути. Учебник для ВУЗов. М., Транспорт, 1986.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Практическая работа №1. Построение графика колебания уровней

воды, графиков повторяемости и обеспеченности навигационных

уровней .......................................................................................................... 4

 

Практическая работа №2. Улучшение судоходных условий на

затруднительном участке реки ................................................................... 10

 

Практическая работа №3. Расчет осевого створа ...................................... 20

 

Практическая работа №4. Расчет щелевого створа ................................... 28

 

Практическая работа №5. Определение основных размеров шлюза

и его пропускной способности ................................................................... 33

 

Практическая работа №6. Расчет расходов на электроэнергию для

работы насосных станций двусклонного судоходного канала ............... 41

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................... 47


 

Москаль Андрей Витальевич

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.