Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Введение в деонтологию социальной работы



Понятие долга в социальной работе

Задание 1

Задание к семинарскому занятию дается заранее. Студентам предлагается определить категории «долг», «ответственность», «обязанность», «добро» и «зло», «справедливость» и «честность». Для выполнения задания по каждому понятию необходимо найти цитаты философов и известных мыслителей, проанализировать их. Затем нужно попытаться сформулировать свое понимание. Задание выполняется индивидуально, а результаты обсуждаются в группе.

 

Задание 2

Социальный работник несет долг не только перед клиентом, но и перед его окружением, коллегами и обществом в целом. Важным является долг специалиста перед самим собой, который тесно вязан с такими категориями, как «самопринуждение» и «самоограничение». Данное задание состоит в том, чтобы описать, какое поведение соответствует специалисту с точки зрения профессионального долга:

- по отношению к клиенту;

- по отношению к окружению клиента;

- по отношению к своим коллегам;

- по отношению к обществу;

- по отношению к самому себе.

При этом нужно раскрыть следующие вопросы: «Как необходимо вести себя социальному работнику?», «Чего следует избегать в своем поведении?» Необходимо сформулировать от 6 до 10 категорий по каждому из вышеобозначенных пунктов. Задание выполняется индивидуально, а результаты обсуждаются в группе.

Задание 3

Задание выдается заранее. Студентам предлагается подготовить краткие сообщения, в которых нужно выявить особенности медицинской, педагогической, психологической и юридической деонтологии, деонтологии журналистики.

 

Задание 4

Социальная работа многогранна. Она находится в тесной связи с другими видами деятельности и базируется на комплексе наук - медицине, педагогике, психологии, юриспруденции и др. Поэтому деонтология социальной работы может включать принципы, заложенные в данных областях. Данное задание связано с предыдущим, для его выполнения необходимо ознакомиться с основными принципами юридической, педагогической, психологической и медицинской деонтологии. После чего заполняется таблица, в которой нужно фиксируются общие и отличительные черты деонтологии социальной работы и деонтологий других дисциплин.

 

Виды деонтологии общие признаки отличные признаки
Медицинская    
Педагогическая    
Юридическая    
Психологическая    

 

Тема 2. Развитие представлений о долге
в этико-философских учениях

Задание к данному семинарскому занятию выдается заранее. Студентам предлагается подготовить сообщения по следующим вопросам:

1. Представление о долге в различных религиозных учениях.

Проанализировать особенности понимания долга в восточных религиях (индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм). Изучить понимание долга, содержащиеся в христианских учениях (православие, католицизм) и мусульманстве, провести их сравнительный анализ.

2. Категория долга в философском понимании.

Проанализировать представление о долге в концепциях мыслителей Древней Греции (Демокрит, Сократ, Аристотель), Древнего Рима (Цицерон, Сенека), философии Нового времени (И.Кант, И.Бентам), философских концепциях Ф.Ницше, Г.Ф.Гегеля.

3. Проблема долга в этических концепциях.

Выявить особенности понимания человеческого долга в этико-философских концепциях: деонтологический интуитивизм (У. Росс, Ч. Брод), утилитаризм (Д. Смарт, Р. Брандт), эвдемонизм (Б. Спиноза, Л. Фейербах), гедонизм (Т. Гоббс, Д. Локк). Проанализировать современные тенденции понимания долга.

По окончании каждого сообщения докладчик формулирует краткий вывод. Материалы сообщения обсуждаются в группе. На контрольной неделе проводится тестирование в рамках данной темы.

Тестовые задания:

1. Термин «деонтология введен в научный оборот:

a) О. Контом b) И. Бентамом c) Б. Спинозой

2. Альтруизм это...

a) статус личности клиента

b) направленность личности специалиста

c) деонтологический критерий

3. Деонтологический интуитивизм относиться к:

a) формализму b) утилитаризму c) эвдемонизму

4. Счастье является главным критерием нравственности в концепции:

a) эвдемонизма b) утилитаризма c) гедонизма

5. Кому принадлежит формулировка принципа «не навреди!»:

a) Аристотелю b) Гиппократу c) Сенеке

6. Категорическому императиву И.Канта в большей степени соответствует выражение ...

a) поступай так, чтобы твоя деятельность приносила пользу обществу

b) поступай так, чтобы твое поведение было примером для других

c) поступай так, чтобы другие восхищались твоим поведением

7. Содержание этической нормы «безусловное соблюдение добровольно принятых на себя обязательств» было разработано:

a) сложилось исторически в процессе взаимодействия людей

b) «семью мудрецами» Древней Греции

c) И. Кантом на основе «естественных прав человека»

8. Внешнее следование нормам без осознания их социальной значимости относится к:

a) эвдемонизму b) утилитаризму c) формализму

9. С точки зрения христианской этики, долг каждого человека состоит...

a) в любви к другим людям

b) посещении церкви

c) защите святынь

10. Следуя идеям буддизма, каждый человек должен:

a) следовать высшему предназначению (дхарме)

b) достичь высшей степени блаженства и свободы (нирваны)

c) поклоняться Богу







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.