Тема 8. Этика взаимоотношений с клиентами ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Задача 1 В кризисный центр обратилась клиентка Н., муж которой страдает алкогольной зависимостью. Семья живет на грани бедности. Н. работает воспитателем, в семье есть ребенок - дочь, 6 лет. Муж клиентки нигде не работает, имеет судимость за мелкое хулиганство. Друзей у него почти нет, в свою компанию его не принимают даже местные пьяницы. Всегда чем-то недоволен, обо всех говорит только плохо. Во всех неудачах обвиняет жену и ребенка. По словам клиентки, пьяным муж бывает регулярно, в этом виде очень страшен, иногда «готов убить за бутылку». Муж регулярно избивает её, в случае обращения в правоохранительные органы угрожает расправой. Женщина устала терпеть, обратилась в кризисный центр и попросила предоставить временное убежище. Социальный работник не смог исполнить просьбу клиентки, такие услуги не были запланированы учреждением. Он успокоил женщину, направил к психологу, порекомендовал убедить мужа пройти лечение от алкоголизма. Через неделю Н. вновь обратилась к специалисту с сильными побоями от мужа. Посчитав, что клиентка слишком запугана, чтобы самостоятельно принять решение, социальный работник обратился в правоохранительные органы с просьбой о привлечении мужа к ответственности. Правильно ли поступил социальный работник? Было ли нарушение этических принципов с его стороны? Какие последствия могут иметь его действия? Какими этическими принципами и положениями кодексов он должен руководствоваться? Какие рекомендации вы могли бы предложить? Задача 2 В учреждении социального обслуживания населения действует кружок дополнительного образования детей. Однажды у одного из воспитанников пропал дорогой мобильный телефон. После осмотра «детских» вещей специалистами учреждения, пропажа была обнаружена в рюкзаке 10-летней Т. Девочка призналась, что взяла чужую вещь. Т. из неполной семьи, живет с матерью очень бедно. Мать Т. часто берет дополнительные смены, чтобы подзаработать, в это время ребенок остается один. Ранее девочка не была замечена в кражах. Специалист учреждения решил «пристыдить воришку» и отругал её при других воспитанниках. Не нарушил ли специалист принципы и нормы социальной работы? Какие последствия могут иметь его действия? Какими этическими принципами и положениями кодексов нужно руководствоваться в подобных ситуациях? Какие рекомендации вы могли бы предложить учреждению? Задача 3 На учете в учреждении социального обслуживания состоит семья Ивановых. Семья состоит из матери, отца и сына-подростка, с ними же в 2-х комнатной квартире проживают бабушка и дедушка. Ивановы склонны к иждивенчеству, не хотят работать, о чем заявляют открыто, живут в основном за счет случайных заработков и пенсии престарелых членов семьи, иногда выпивают. Тринадцатилетний сын А. - трудный подросток, имеет взрывной характер, плохо учится и учиняет драки в школе. Взрослые члены семьи почти не участвуют в его воспитании. При этом не прислушиваются к критике и замечаниям, могут нагрубить. Неоднократно у них возникали конфликты с социальным работником во время очередной «воспитательной» беседы. В учреждение поступили продуктовые наборы, предназначенные для всех семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальный работник Т. решил «наказать» семью Ивановых и отдал продуктовый набор пенсионерке В., живущей на грани нищеты. Правильно ли поступил социальный работник? Не нарушил он положения кодексов? Какими нормами нужно руководствоваться в подобных ситуациях? Какие рекомендации вы могли бы предложить? Задача 4 К социальному работнику обратилась несовершеннолетняя клиентка N, состоящая на учете в учреждении социального обслуживания. N является инвалидом с нарушением психического развития. Девушка практически не умеет писать, читает по слогам, у нее нет образования и профессии, она редко занимается домашними делами. Живет с бабушкой, часто пропадает в разных веселых компаниях, но не выпивает и не совершает противоправных действий. Семья живет в основном за счет государственных выплат. У девушки много поклонников, которые старше её. Недавно она узнала, что беременна. Отец ребенка - слесарь К., 25 лет, большую часть свободного времени проводит во дворе за распитием слабоалкогольных напитков. Свое отцовство признавать не хочет, продолжать какие-либо отношения с девушкой не желает, посторонним говорит, что не знаком с N. Бабушка посоветовала N прервать беременность. Клиентка не знала, как поступить и попросила совета у социального работника. Тот обратился в медицинское учреждение и записал N на соответствующую процедуру. Правильно ли поступил социальный работник? Не нарушил он положения кодексов? Какими нормами нужно руководствоваться в подобных ситуациях? Какие рекомендации вы могли бы предложить? Задача 5 Клиент социальной работы - пенсионер N, активно встречает старость, увлекается здоровым образом жизни и культурно-массовыми мероприятиями. Живет один, но есть внуки и дети. Б. состоит на учете в учреждении уже несколько лет, ведет музыкальный кружок для пенсионеров. Недавно N перенес инфаркт и изменился, стал очень спокойным и даже скрытным. Социальному работнику N сказал, что в больнице познакомился с представителями протестантской церкви и разделил их взгляды. Теперь он часто проводит время с новыми знакомыми, но музыкальный кружок не бросает. Социальный работник с подозрением отнесся к новому увлечению пенсионера, связался с его родственниками, а ему поставил ультиматум - либо тот «бросает свою религию», либо его место в музыкальном кружке займет кто-нибудь другой. Правильно ли поступил социальный работник? Не нарушил он положения кодексов? Какие последствия могут иметь его действия? Какими нормами нужно руководствоваться в подобных ситуациях? Задача 6 Гражданин А. является инвалидом с детства. В связи с заболеванием опорно-двигательного аппарата он вынужден потихоньку передвигаться с помощью костылей. Не смотря на это, клиент ведет активный образ жизни, принимает участие в различных мероприятиях. В учреждении была организована экскурсионная поездка для активистов, однако специалист по социальной работе не включил А. в список участников. Сотрудник предположил, что для А. будет тяжело передвигаться по экскурсионным объектам, в результате чего он переутомиться и будет задерживать группу. Не нарушил ли специалист принципы и нормы социальной работы? Какие последствия могут иметь его действия? Какими этическими принципами и положениями кодексов нужно руководствоваться в подобных ситуациях? Какие рекомендации вы могли бы предложить учреждению? Задача 7 Представьте, что вы являетесь специалистом учреждения социального обслуживания. Вас попросили посетить клиента, пожилую женщину, на дому. Женщина была благожелательна, однако на следующий день заявила, что после вашего визита у него пропала крупная денежная сумма. Как следует поступить в данной ситуации? Какими этическими принципами и положениями кодексов нужно руководствоваться в подобных ситуациях? Какие ошибки могут быть допущены? Задача 8 Специалист работает с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Недавно она узнала, что одна из клиенток N имеет дополнительный заработок, оказывая интимные услуги. N является матерью-одиночкой, воспитывает двух дочерей шести и девяти лет. Работает санитаркой в местной больнице, однако денег семье не хватает. Социальный работник провел с N воспитательную беседу, где выдвинул ультиматум: либо N ищет другие способы дополнительного заработка, либо он сообщает её работодателю и родителям, чем та занимается. Через три недели специалист узнал, что N продолжает подрабатывать подобным способом. Как следует поступить в данной ситуации? Чего следует опасаться? Какими этическими принципами и положениями кодексов нужно руководствоваться в подобных ситуациях?
Список рекомендуемой литературы
1. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 316 с. 2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 472 с. 3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника// Российский журнал социальной работы, 1995. – № 1. – С. 79-82. 4. Кертаева Г.М. Основы педагогической деонтологии – Павлодар: ПГУ, 2009. – 238 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://library.psu.kz/fulltext/transactions/686_kertaeva_g.m._osnovi_pedagogicheskoy_deontologii.doc 5. Клименко Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы// Педагогика, 2003. – № 2. – С. 22-28 6. Козлов А.А. Социальная работа и проблемы духовности// Российский журнал социальной работы, 1996. – № 1. – С. 22-26 7. Лыткина Н.Л. Роль профессиональной этики в подготовке персонала в сфере социально-культурного сервиса и туризма// Среднее профессиональное образование, 2011. – № 1. – С. 57-60 8. Мальцев В.А. Профессиональная система ценностей социального работника/ Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2492.htm 9. Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 90с. 10. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Г.П.Медведева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с. 11. Медведева Г.П. Деонтологические аспекты социальной работы: учеб. пособие/ Под общ. ред. Никитина В.А. – М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006. – 83 с. 12. Менщикова И.Ю. Становление и развитие нравственного воспитания человека в контексте социальной работы: профессионально-ценностный аспект// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010. – № 6. – С. 102-112 13. Остапенко А.Л. Этика и деонтология среднего медицинского работника/ А.Л. Остапенко. – Л.: Медицина, 1985. – 144 с. 14. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие/ П.Д. Павленок. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 568 с. 15. Профессиональное мастерство работников социальных служб: Материалы II Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб/ Сост. и отв. ред. A.M. Панов, JI.B. Топчий, Э.А. Манукян. –М.: Социальная работа, 1998. – 171 с. 16. Скакун О.Ф., Овчаренко Н.И. Юридическая деонтология: Учебник/ Под ред. проф. Скакун О.Ф. – Харьков: Основа, 1999. – 280 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pravouch.com/page/deont/ist/ist-20--idz-ax275--nf-1.html 17. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Г. Сорокина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с. 18. Тарасов Ю.Н. Этика. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 272 с. 19. Теория социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: Книга для социального работника и социального педагога/ Сост. С.И.Григорьев и др. – М.: Союз, 1994. – 136 с. 20. Топчий Л.В. Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов социальной работы// Работник социальной службы, 1997. – №1. – С. 31-42 21. Философия социальной работы/ Под ред. В.И.Митрохина. – М.: МГСУ Союз, 1998. – 208 с. 22. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 236 с. 23. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня// Вопросы философии, 1997. – № 11. – C. 55-72 24. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие/ Н.Б.Шмелева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 196 с. 25. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики// Социальная работа, 1996. – № 5. – С. 35-41 Оглавление Введение 3
РАЗДЕЛ 1.
Тема 1. Введение в деонтологию социальной работы. Понятие долга в социальной работе 5
Тема 2. Развитие представлений о долге в этико-философских учениях 6
Тема 3. Профессионально-значимые качества в социальной работе. Требования к личности специалиста 8
Тема 4. Нравственные качества социального работника. Этика и должностные обязанности 10
РАЗДЕЛ 2. В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Тема 5. Профессиональная тайна и последствия её разглашения 12
Тема 6. Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями 15
Тема 7. Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социального обслуживания населения 18
Тема 8. Этика взаимоотношений с клиентами 20
Список рекомендуемой литературы 24 Учебное издание
деонтология социальной работы
Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения направления подготовки 040400.62 Социальная работа
Ответственный за выпуск – заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин кандидат филологических наук, Рымарь Светлана Викторовна
Составитель: Воеводина Екатерина Владимировна
Подписано в печать 27.03.2013. Формат 60×84/16. Бумага для множит. техники. Гарнитура Times. Печать ризография. Усл. печ. л. 1,63. Уч.-изд. л. 1,06. Тираж экз. Заказ № 2372. Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» Издательско-полиграфический центр Адрес: 602264, Владимирская обл., г. Муром, ул. Орловская, 23. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|