Образец записи в трудовую книжку о переводе
УТВЕРЖДАЮ Первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов 11января 2006 г. № ВМ-137 ПОЛОЖЕНИЕ О профессиональном обучении рабочих кадров открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
I. Общие положения
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Трудовым кодексом Российской Федерации, уставом открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и нормативными документами ОАО «РЖД», определяет виды и порядок профессионального обучения рабочих кадров (далее – рабочие) железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» (далее – структурные подразделения). 2. Профессиональное обучение рабочих проводится в целях получения, непрерывного расширения и углубления профессиональных знаний, а также совершенствования профессионального мастерства рабочих. 3. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по основным направлениям производственной деятельности на базе среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. 4. Профессиональное обучение рабочих проводится в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования (далее – образовательные учреждения), имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере профессиональной подготовки (далее – лицензия), на основе соответствующих договоров, а также в технических школах и учебных центрах железных дорог (далее – технические школы) и в структурных подразделениях, имеющих лицензии. При осуществлении профессионального обучения рабочих в образовательных учреждениях в договорах на обучение предусматривается порядок, установленный настоящим Положением. 5. Вице-президент по управлению персоналом и специальным программам ведет вопросы организации профессионального обучения рабочих. Департамент управления персоналом: а) осуществляет планирование потребности в профессиональном обучении рабочих и контроль за выполнением планов профессионального обучения; б) разрабатывает мероприятия по укреплению материально-технической и учебно-лабораторной базы технических школ и осуществляет меры по их реализации; в) разрабатывает и утверждает в установленном порядке примерные учебные планы и программы по подготовке, переподготовке, обучению вторым профессиям и повышению квалификации рабочих в соответствии с лицензией; г) согласовывает назначение начальников технических школ; д) осуществляет учебно-методическое руководство профессиональным обучением рабочих; е) организует работу по методическому обеспечению учебного процесса профессионального обучения рабочих; ж) обеспечивает соответствие содержания профессионального обучения рабочих требованиям квалификационных характеристик; з) контролирует работу технических школ, выполнение учебных планов и программ, соблюдение сроков обучения, качество профессионального обучения рабочих; и) обобщает и применяет передовой опыт организации профессионального обучения рабочих. 6. Железные дороги: а) определяют потребность в профессиональном обучении рабочих; б) осуществляют планирование потребности в профессиональном обучении рабочих в технических школах и образовательных учреждениях; в) осуществляют профессиональное обучение рабочих в технических школах; г) создают и развивают материально-техническую и учебно-лабораторную базу технических школ; д) осуществляют подбор штатных преподавателей и других работников технических школ и организуют регулярное повышение их квалификации и стажировку; е) обеспечивают контроль за соответствием уровня профессионального обучения рабочих требованиям квалификационных характеристик; ж) заключают договоры с образовательными учреждениями на профессиональное обучение рабочих; з) осуществляют финансирование профессионального обучения рабочих. Ответственность за планирование, организацию и качество профессионального обучения рабочих в технических школах возлагается на заместителей начальников железных дорог по кадрам и социальным вопросам, за развитие и совершенствование материально-технической и учебно-лабораторной базы технических школ – на главных инженеров железных дорог.
II. Организация профессионального обучения рабочих
7. Профессиональное обучение рабочих осуществляется в следующих видах: подготовка, переподготовка и обучение вторым профессиям, а также повышение квалификации. 8. Подготовка проводится с целью профессионального обучения лиц, ранее не имевших профессии. Переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям проводится в целях профессионального обучения имеющих профессию рабочих и получения ими новой профессии. 9. Подготовка, переподготовка и обучение вторым профессиям (далее – подготовка) проводятся по утвержденным учебным планам и программам. 10. При направлении на подготовку лиц, ищущих работу, структурные подразделения заключают с ними ученические договоры на профессиональное обучение в соответствии с трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. С рабочими заключаются ученические договоры на переобучение без отрыва от работы. 11. Направление рабочих на подготовку осуществляется, как правило, на основе профессионального отбора. 12. Подготовка женщин и лиц, не достигших 18-летнего возраста, проводится только по профессиям и для тех производств и работ, по которым законодательством Российской Федерации разрешается применение их труда. 13. Для теоретического обучения рабочих формируются учебные группы численностью от 20 до 30 человек. 14. Специальные занятия по обучению работе в нештатных ситуациях, если проведение этих занятий предусмотрено примерными учебными планами и программами, утвержденными ОАО «РЖД», проводятся по программе специальных занятий на действующем оборудовании и тренажерах в учебных кабинетах и лабораториях технических школ. Программа специальных занятий разрабатывается соответствующей службой железной дороги, согласовывается со службой управления персоналом и утверждается заместителем начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам. Количество учебных часов специальных занятий на каждого обучающегося определяется примерными учебными планами по конкретной профессии. Специальные занятия не включаются в основное расписание, сроки обучения, определенные примерными учебными планами и программами, не увеличиваются. Учебные часы, определенные для специальных занятий, включаются в штатный тарификационный список и входят в предельную учебную нагрузку, установленную распоряжением ОАО «РЖД» от 21 июня 2005 г. № 947р «Об особенностях организации и оплаты труда начальников, заместителей начальников, преподавателей и воспитателей технических школ (учебных центров) железных дорог». 15. Производственное обучение проводится в структурных подразделениях на рабочих местах. 16. Теоретическое и производственное обучение проводится в пределах рабочего времени, установленного трудовым законодательством для рабочих соответствующих профессий и производств. 17. Подготовка рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, проводится в технических школах и образовательных учреждениях в порядке, установленном органами Ростехнадзора. 18. В целях проверки профессиональных знаний, умений и навыков, полученных при прохождении подготовки, проводятся квалификационные экзамены. 19. Повышение квалификации включает в себя периодическое обучение рабочих, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям. 20. Повышение квалификации рабочих осуществляется с учетом требований, предъявляемых к квалификации рабочих соответствующих профессий, но не реже одного раза в 5 лет, рабочих, связанных с безопасностью движения поездов - один раз в 3 года. 21. Повышение квалификации рабочих проводится на производственно-технических курсах, на курсах целевого назначения и в школах по изучению передовых приемов и методов труда. 22. Производственно-технические курсы создаются в технических школах и образовательных учреждениях для получения рабочими более высоких квалификационных разрядов, классов и категорий в соответствии с требованиями производства. 23. Обучение на производственно-технических курсах осуществляется по утвержденным планам. Для обучения формируются учебные группы из рабочих одной или нескольких родственных профессий, близкой квалификации и примерно одинакового образовательного уровня численностью от 20 до 30 человек. После окончания производственно-технических курсов рабочие сдают квалификационные экзамены, по результатам которых им выдают свидетельства установленной формы. 24. Курсы целевого назначения создаются в технических школах, образовательных учреждениях и структурных подразделениях для изучения новой техники, технологических процессов, оборудования, изделий, материалов, трудового законодательства, правил охраны труда, технической эксплуатации, инструкций, вопросов экономики, повышения эффективности и качества работы. 25. Обучение на курсах целевого назначения проводится по учебным планам и программам, разрабатываемым и утверждаемым структурными подразделениями. Курсы формируются из 20-30 рабочих одной или нескольких профессий в соответствии с тематикой курсов. Продолжительность обучения составляет не менее 20 часов. После окончания курсов целевого назначения рабочие сдают зачет. 26. Школы по изучению передовых приемов и методов труда создаются в структурных подразделениях в целях освоения рабочими производственного опыта передовых рабочих, а также коллективов, добившихся высоких производственных показателей. 27. Обучение в школах по изучению передовых приемов и методов труда проводится специалистами и рабочими, опыт которых обобщается, по учебным планам и программам, разрабатываемым и утверждаемым структурными подразделениями. Школы комплектуются рабочими одной или нескольких смежных профессий. Продолжительность обучения составляет не менее 20 часов. После окончания школы по изучению передовых приемов и методов труда рабочие сдают зачеты.
III. Правила приема рабочих в технические школы 28. Профессиональное обучение рабочих в технических школах проводится с отрывом от работы за счет средств ОАО «РЖД». 29. В период обучения в технических школах за рабочими сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. 30. Иногородним рабочим на период их обучения в технических школах оплачиваются командировочные расходы в размере, установленном ОАО «РЖД». 31. Технические школы на время обучения обеспечивают иногородних рабочих общежитием. 32. В соответствии с планами комплектования технических школ структурные подразделения: а) определяют не позднее чем за месяц до начала занятий контингент рабочих для обучения в технических школах с учетом их производственного стажа, квалификации и образования; б) направляют кандидатов на обучение в негосударственные учреждения здравоохранения ОАО «РЖД» для прохождения медицинского освидетельствования по профессии, получаемой в технической школе; в) представляют в технические школы не позднее чем за две недели до начала занятий списки кандидатов на обучение с указанием сведений об их профессии, производственном стаже, квалификации и образовании. 33. Рабочие, направленные на подготовку, представляют в технические школы следующие документы: а) заверенную отделом кадров копию приказа руководителя структурного подразделения о направлении на обучение; б) командировочное удостоверение; в) заверенную отделом кадров копию документа об образовании; г) три фотографии размером 3х4 см; д) заверенную отделом кадров копию трудовой книжки; е) заверенную отделом кадров копию карты обязательного медицинского осмотра формы АКУ-22 о медицинском освидетельствовании по профессии, получаемой в технической школе; ж) служебное транспортное требование на приобретение проездного документа; з) страховой полис обязательного медицинского страхования; и) страховой полис добровольного медицинского страхования; к) военный билет (для военнообязанного); л) паспорт. 34. Рабочие, направленные на повышение квалификации, представляют в технические школы следующие документы: а) заверенную отделом кадров копию приказа руководителя структурного подразделения о направлении на обучение; б) командировочное удостоверение; в) страховой полис обязательного медицинского страхования; г) страховой полис добровольного медицинского страхования; д) служебное транспортное требование на приобретение проездного документа; е) военный билет (для военнообязанного); ж) паспорт. 35. После окончания обучения копии приказов руководителей структурных подразделений о направлении рабочих на обучение, копии документов об образовании, трудовых книжек, карт обязательного медицинского осмотра формы АКУ-22 остаются в технических школах. 36. Зачисление в технические школы и выпуск рабочих из технических школ оформляются приказами начальников технических школ.
IV. Организация учебного процесса в технических школах
37. Сроки, содержание обучения и организация учебного процесса в технических школах определяются нормативными документами ОАО «РЖД», настоящим Положением и примерными учебными планами и программами, разработанными в соответствии с государственными нормативами, согласованными с причастными департаментами и утвержденными Департаментом управления персоналом. На основании утвержденных примерных учебных планов и программ технические школы составляют рабочие учебные планы и программы, которые после согласования со службой управления персоналом и причастными службами железной дороги утверждает заместитель начальника железной дороги по кадрам и социальным вопросам. 38. Учебный процесс в технической школе включает в себя теоретичес-кое и производственное обучение. 39. Теоретическое обучение проводится в учебных кабинетах и лабораториях технических школ. Продолжительность теоретического обучения составляет 40 часов в неделю. 40. Периодичность текущей проверки знаний и проведение промежуточной аттестации обучающихся определяют технические школы. 41. На первом этапе производственное обучение рабочих осуществляется в учебных мастерских, лабораториях и на полигонах технических школ, на втором - в структурных подразделениях на рабочих местах.
V. Порядок проведения производственного обучения
42. Производственное обучение проводится в целях закрепления и углубления знаний, полученных в процессе теоретического обучения, а также приобретения необходимых профессиональных навыков и опыта практической работы по профессии. 43. Основной задачей производственного обучения является формирование основ профессионального мастерства по получаемой профессии и квалификации. 44. Рабочим, направленным техническими школами в структурные подразделения для прохождения производственного обучения, выдают следующие документы: а) приказы начальника технической школы о направлении на производственное обучение; б) выписки из программ производственного обучения; в) дневники производственного обучения по форме КУ-97, утвержденной ОАО «РЖД» 5 октября 2004 г. (далее – дневник); г) служебные транспортные требования на приобретение проездного документа для проезда к месту прохождения производственного обучения и обратно. 45. Мастера производственного обучения и преподаватели технических школ для осуществления контроля за выполнением программы производственного обучения выезжают в структурные подразделения. 46.Руководители структурных подразделений назначают руководителей производственного обучения из числа квалифицированных рабочих, бригадиров и мастеров и организуют работу по созданию необходимых условий труда рабочих (включая обеспечение инструментами, механизмами, приборами, материалами, спецодеждой и индивидуальными средствами защиты), а также бытовых условий. 47. Руководители производственного обучения проводят инструктаж рабочих по вопросам охраны труда, обеспечивают подготовку их рабочих мест, инструментов, приборов и материалов в соответствии с требованиями правил по охране труда и осуществляют контроль за соблюдением режима труда и отдыха. Кроме того, руководители производственного обучения консультируют рабочих по вопросам организации работы, ведения дневников, выполнения программы обучения, а также оценивают качество их работы. 48. Руководители структурных подразделений не могут привлекать рабочих, проходящих производственное обучение, к работам, не связанным с выполнением программы производственного обучения. 49. Во время производственного обучения рабочие: а) в установленном порядке проходят проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций и других нормативных актов; б) выполняют задания, предусмотренные программой производственного обучения, и требования правил внутреннего трудового распорядка структурных подразделений железных дорог; в) соблюдают правила по охране труда, пожарной безопасности и производственной санитарии; г) оформляют дневники и представляют их руководителям производственного обучения для проверки. 50. Квалификационные (пробные) работы по профессии, предусмотренные квалификационными характеристиками, проводятся в последний период производственного обучения с целью определения уровня освоения профессией. 51. Квалификационные (пробные) работы выполняются рабочими в течение не менее одной смены. 52. По результатам квалификационной (пробной) работы оформляется заключение о квалификационной (пробной) работе по форме КУ-148, утвержденной ОАО «РЖД» 5 октября 2004 г. 53. Оценку практической подготовке рабочих, обслуживающих производственные участки и технологические процессы, агрегаты, машины, аппараты, локомотивы, пассажирские поезда и другие объекты, и заключение о достигнутом уровне квалификации по форме КУ-94, утвержденной ОАО «РЖД» 5 октября 2004 г., дают руководители работ (мастер цеха, дорожный мастер, дежурный по станции, старший электромеханик, машинист-инструктор, машинист локомотива, машинист-инструктор по грузоподъемным кранам и машинист крана, начальник пассажирского поезда и др.). Указанное заключение выдается на основании производственных показателей, по результатам наблюдения и проверки правильности и самостоятельности ведения ими технологических процессов, умений и навыков управления механизмами, пользования контрольно-измерительными приборами, соблюдения правил по охране труда, правил технической эксплуатации, инструкций и др. 54. Рабочие, не выполнившие квалификационную (пробную) работу или не получившие заключение о достигнутом уровне квалификации, к сдаче квалификационных экзаменов не допускаются. 55. В дневниках рабочие делают записи о проделанной работе, содержание которых подтверждают руководители производственного обучения. Руководители производственного обучения записывают в дневниках краткие отзывы-характеристики, в которых отмечают выполнение программы обучения, отношение к работе, уровень трудовой дисциплины и степень овладения рабочим производственных навыков. 56. Итоговую оценку в дневнике выставляет мастер производственного обучения технической школы, принимая во внимание характеристику руководителя производственного обучения и итоговые оценки в период производственного обучения. _______________________________________
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (ОАО «РЖД»)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|