В инклюзивном обществе»Стр 1 из 5Следующая ⇒
Описание педагогического опыта По решению проблемы
«Социализация личности ребенка в инклюзивном обществе»
Красновой Светланы Викторовны Классного руководителя, учителя II категории ГУВК «ОШ I СТУПЕНИ № 65 – МПГ «Триумф»
Горловка – 2013 Содержание
I Описание педагогического опыта по решению проблемы 1.1 Введение_____________________________________________ 1.2 Система работы классного коллектива____________________ 1.3 Формирование здорового психологического микроклимата в ученическом коллективе в классе с инклюзивным обучением_________ II Творческая лаборатория классного руководителя 2.1 Работа над проблемой социализации личности ребенка в инклюзивном обществе_________________________________________ III Приложения. Рабочие материалы. 3.1 Рекомендации для классных руководителей, направленные на сплочение ученического коллектива. 3.2 Упражнения – игры направленные на сплочение детского коллектива. 3.3 IV Список используемой литературы______________________________
Согласно с демократическими и гуманистическими мировыми стандартами, сейчас человечество переходит к новой мировоззренческой парадигме - «единое общество, которое включает людей с разнообразными проблемами». Современной мировой тенденцией является стремление к социальной интеграции лиц с особенностями психофизического развития. Формируется новая культурная и образовательная норма - уважение к людям с физическими и интеллектуальными особенностями. Ратифицировав основные международные правовые документы (Декларации ООН о правах человека, о правах инвалидов, Конвенцию ООН о правах ребенка), Украина взяла на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в частности относительно получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе детьми с нарушениями психофизического развития. Одна из самых острых потребностей учащихся - быть понятными, принятыми, признанными. Ученик желает, чтобы его понимали и принимали в каждом своем состоянии, в каждом своем проявлении, с признанием всех имеющихся преимуществ и снисхождения к имеющимся недостаткам. Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями в условиях, когда роль творческой, успешной личности в сохранении общественного прогресса является определяющей, а способности ребенка нуждаются всестороннего развития и полноценной реализации. В своей работе я стараюсь быть для учеников наставником, старшим товарищем, помощником, который поймет каждого отдельного ученика и целый класс, обеспечит их партнерским взаимодействием и подберет эффективные формы и методы индивидуальной и групповой работы. Система работы классного коллектива Важным этапом в моей работе является прогнозирование и планирование воспитательной работы. Сначала очерчиваю перспективы развития классного коллектива на определенный промежуток времени: формулирую модель взаимоотношений в коллективе, планирую движение в определенном направлении. Свою работу с классом начала весной 2010, когда мое назначение на должность классного руководителя еще только планировалось. Я посещала «ДС № 1 ОШ I ступени №31», где обучались дети с нарушением зрения, которые планировали влиться в новый коллектив нашей гимназии. От работающих с ними педагогов получала характеристики данной группы детей, рекомендации по их дальнейшему обучению. Работу на должности классного руководителя начала с изучения личных дел и социального паспорта класса. В классе учится 25 учеников. Из них - 14 мальчиков и 11 девочек. Большинство семей полные, благополучные. Общий климат семей соответствует норме. Неполные семьи: Вафа Карим, Рыбалка Диана, Рябчикова Диана, Фомин Никита. Дети – инвалиды: Соломко Янина. Дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения): Величко Даниил, Воробьева Дарья, Корнийчук Дарья, Соломко Янина. Диагнозы
1. Величко Даниил: нарушение аккомодации; 2. Воробьева Дарья: близорукость; 3. Корнийчук Дарья: сходящееся содружественное косоглазие; 4. Соломко Янина: сходящееся содружественное косоглазие.
Для осуществления индивидуально - личностной диагностики, выявления природных задатков, способностей, возможностей каждого использую такие методы диагностики: Метод опроса. С его помощью обнаруживаю ценностные ориентации учащихся, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. Вот, например, некоторые вопросы, диагностируют ценностную ориентацию учащихся. - Нравится ли тебе ходить в школу? Что нравится, а что нет? Беседа. Это более гибкий способ опроса, может быть стандартизированной и свободной формы. В первом случае заранее формулирую вопрос и ставлю их в определенной последовательности. В свободной беседе варьирую вопрос с целью получения более точных, развернутых данных, стараюсь задавать открытые вопросы, стимулирующие свободные развернутые ответы. Например: «Что ты любишь делать в дождливую погоду?», Вместо «Много ты проводишь времени за компьютером?»
Изучив интересы учащихся, можно наблюдать такую динамику заинтересованности учащихся к предметам
При изучении воспитанности учащихся наблюдаю за проявлениями соответствующих качеств.
1. Лень.
Высокий уровень воспитанности
1. Сформированность мировоззрения, стремление к совершенствованию среды. 2. Понимание собственного «Я » с точки зрения духовного и физического развития. 3. Умственная активность.
С помощью психолога определила сферы, в которых возникают моральные конфликты: в отношениях со взрослыми, со сверстниками или из-за не владения социальными навыками.
Изучая творческие способности и наклонности учащихся,
Формирование здорового психологического микроклимата в ученическом коллективе
С помощью психолога, и психологических тестов определяю уровень тревожности учеников и причины, вызывающие их переживания и страхи. Особое внимание уделяю формированию здорового психологического климата в классном коллективе. Диагностическую работу провожу только по желанию учеников. Результаты сообщаю ученикам, что способствует групповой интеграции, сплачивает, вдохновляет на совместную работу. Применение диагностического материала требует тщательной подготовки, поэтому заранее знакомлюсь с содержанием теста или анкеты, в случае необходимости консультируюсь с психологом, готовлю раздаточный материал - бланки, карты и т.д. Никогда не использую информацию против интересов учащихся.
Разработка аспектов инклюзивного образования вызвано необходимостью решение серьезных проблем по обеспечению права на качественное образование детей с особыми потребностями. Таким образом, инклюзия это политика и процесс введения детей в регулярный образовательный процесс в котором: 1) Акцент ставится на развитие сильных качеств и талантов детей с ограниченными возможностями; 2) Интеграция детей в общеобразовательную среду является полезным для родителей и общества в целом. 3) Формируется новая философия государственной политики по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, усовершенствуются нормативно-правовые базы в соответствии с международными договорами в сфере прав человека. 4) Родители имеют возможность сознательного выбора места для получения детьми с ограниченными возможностями качественного образования Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы моей работы. В 2010 – 2011 учебном году ГУВК «ОШ 1 ступени №65 – МПГ «Триумф» стал участником областного проекта «Школа открытых возможностей». Мне было предложено принять участие в интеграции детей с нарушением зрения ранее обучающихся в «ДС № 1 ОШ I ступени №31» в 1(5) класс в котором я стала классным руководителем. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций я изучила психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, способы и формы воспитательной деятельности. В своей работе я учитывала уровень воспитанности учеников, их социальные и психологические условия жизни. Определила следующие основные приоритетные направления Ø учет потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; Ø духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся; Ø воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения общества; Ø учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания, и путей их достижения; Ø разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося (в том числе - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); Ø развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий; Ø формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; Ø укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Определила для себя такие задачи: Ø формировать и развивать коллектив класса; Ø создавать благоприятные психолого-педагогических условия для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения его неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; Ø формировать здоровый образ жизни; Ø организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; Ø защищать права и интересы учащихся; Ø организовать системную работу с учащимися в классе; Ø использовать принцип гуманизации отношений между учащимися и педагогами; Ø формировать у учащихся нравственные смыслы и духовные ориентиры; Ø организовать социально значимую деятельность учащихся. Согласно целям и задачам моей воспитательной работы были распланированы этапы участия моего класса в эксперименте. Этапы воспитательной работы
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|