Здавалка
Главная | Обратная связь

В инклюзивном обществе»



Описание педагогического опыта

По решению проблемы

 

«Социализация личности ребенка

в инклюзивном обществе»

 

Красновой Светланы Викторовны

Классного руководителя, учителя II категории

ГУВК «ОШ I СТУПЕНИ № 65 – МПГ «Триумф»

 

Горловка – 2013

Содержание

 

I Описание педагогического опыта по решению проблемы

1.1 Введение_____________________________________________

1.2 Система работы классного коллектива____________________

1.3 Формирование здорового психологического микроклимата в ученическом коллективе в классе с инклюзивным обучением_________

II Творческая лаборатория классного руководителя

2.1 Работа над проблемой социализации личности ребенка в инклюзивном обществе_________________________________________

III Приложения. Рабочие материалы.

3.1 Рекомендации для классных руководителей, направленные на сплочение ученического коллектива.

3.2 Упражнения – игры направленные на сплочение детского коллектива.

3.3

IV Список используемой литературы______________________________

 

 

Согласно с демократическими и гуманистическими мировыми стандартами, сейчас человечество переходит к новой мировоззренческой парадигме - «единое общество, которое включает людей с разнообразными проблемами».

Современной мировой тенденцией является стремление к социальной интеграции лиц с особенностями психофизического развития. Формируется новая культурная и образовательная норма - уважение к людям с физическими и интеллектуальными особенностями.

Ратифицировав основные международные правовые документы (Декларации ООН о правах человека, о правах инвалидов, Конвенцию ООН о правах ребенка), Украина взяла на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в частности относительно получения качественного образования детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе детьми с нарушениями психофизического развития.

Одна из самых острых потребностей учащихся - быть понятными, принятыми, признанными. Ученик желает, чтобы его понимали и принимали в каждом своем состоянии, в каждом своем проявлении, с признанием всех имеющихся преимуществ и снисхождения к имеющимся недостаткам.
Именно это и повлияло на выбор проблемы, над которой я работаю. А именно – создание благоприятного микроклимата в ученическом коллективе в классе с инклюзивным обучением.

Актуальность данной проблемы обусловлена ​​современными требованиями в условиях, когда роль творческой, успешной личности в сохранении общественного прогресса является определяющей, а способности ребенка нуждаются всестороннего развития и полноценной реализации.

В своей работе я стараюсь быть для учеников наставником, старшим товарищем, помощником, который поймет каждого отдельного ученика и целый класс, обеспечит их партнерским взаимодействием и подберет эффективные формы и методы индивидуальной и групповой работы.

Система работы классного коллектива

Важным этапом в моей работе является прогнозирование и планирование воспитательной работы. Сначала очерчиваю перспективы развития классного коллектива на определенный промежуток времени: формулирую модель взаимоотношений в коллективе, планирую движение в определенном направлении.

Свою работу с классом начала весной 2010, когда мое назначение на должность классного руководителя еще только планировалось. Я посещала «ДС № 1 ОШ I ступени №31», где обучались дети с нарушением зрения, которые планировали влиться в новый коллектив нашей гимназии. От работающих с ними педагогов получала характеристики данной группы детей, рекомендации по их дальнейшему обучению.

Работу на должности классного руководителя начала с изучения личных дел и социального паспорта класса.

В классе учится 25 учеников. Из них - 14 мальчиков и 11 девочек. Большинство семей полные, благополучные. Общий климат семей соответствует норме.

Неполные семьи: Вафа Карим, Рыбалка Диана, Рябчикова Диана, Фомин Никита.

Дети – инвалиды: Соломко Янина.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения): Величко Даниил, Воробьева Дарья, Корнийчук Дарья, Соломко Янина.

Диагнозы

 

1. Величко Даниил: нарушение аккомодации;

2. Воробьева Дарья: близорукость;

3. Корнийчук Дарья: сходящееся содружественное косоглазие;

4. Соломко Янина: сходящееся содружественное косоглазие.

 

Для осуществления индивидуально - личностной диагностики, выявления природных задатков, способностей, возможностей каждого использую такие методы диагностики:

Метод опроса. С его помощью обнаруживаю ценностные ориентации учащихся, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. Вот, например, некоторые вопросы, диагностируют ценностную ориентацию учащихся.

- Нравится ли тебе ходить в школу? Что нравится, а что нет?
- Какое время суток тебе приятнее - утро, день, вечер?
- Какой предмет тебе нравится? Почему?
Анкеты и другие опросные методы. С их помощью получаю разные данные о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учащихся.

Беседа. Это более гибкий способ опроса, может быть стандартизированной и свободной формы. В первом случае заранее формулирую вопрос и ставлю их в определенной последовательности. В свободной беседе варьирую вопрос с целью получения более точных, развернутых данных, стараюсь задавать открытые вопросы, стимулирующие свободные развернутые ответы. Например: «Что ты любишь делать в дождливую погоду?», Вместо «Много ты проводишь времени за компьютером?»
Анализ документов. Изучаю библиотечный формуляр, медицинскую карту, творческие работы учащихся, рисунки. Этот способ помогает в изучении личностных качеств учащихся.

 

Изучив интересы учащихся, можно наблюдать такую динамику заинтересованности учащихся к предметам

 

При изучении воспитанности учащихся наблюдаю за проявлениями соответствующих качеств.


Низкий уровень воспитанности

1. Лень.
2. Невнимательность.
3. Коварство.
4. Драчливость.
5. Ревность.
6. Самолюбие.
7. Эгоизм.
8. Нерешительность.
9. Скупость.
10. Сварливость.
11. Пассивность.
12. Непостоянство.
13. Непослушание.
14. Грубость.
15. Наглость.
16. Замкнутость.
Средний уровень воспитанности

1. Наблюдательность.
2. Энергичность.
3. Трудолюбие.
4. Щедрость.
5. Уязвимость.
6. Открытость.
7. Настойчивость.
8. Застенчивость.
9. Благоразумие.
10. Человечность.
11. Скромность.
12. Энтузиазм.
13. Смелость.
14. Гордость.

 

Высокий уровень воспитанности

 

1. Сформированность мировоззрения, стремление к совершенствованию среды.

2. Понимание собственного «Я » с точки зрения духовного и физического развития.

3. Умственная активность.
4. Сформированность высоких идеалов.
5. Чувство долга.
6. Национальное достоинство.
7. Доброта, отзывчивость.
8. Гуманизм, милосердие.
9. Великодушие.
10. Справедливость.
11. Чувство ответственности.
12. Высокая эстетическая культура.
13. Совестливость.

 

 

 

С помощью психолога определила сферы, в которых возникают моральные конфликты: в отношениях со взрослыми, со сверстниками или из-за не владения социальными навыками.

 

 

 

Изучая творческие способности и наклонности учащихся,
составила карту возможностей для всего класса.

 

Формирование здорового психологического микроклимата в ученическом коллективе

 

 

С помощью психолога, и психологических тестов определяю уровень тревожности учеников и причины, вызывающие их переживания и страхи. Особое внимание уделяю формированию здорового психологического климата в классном коллективе. Диагностическую работу провожу только по желанию учеников. Результаты сообщаю ученикам, что способствует групповой интеграции, сплачивает, вдохновляет на совместную работу. Применение диагностического материала требует тщательной подготовки, поэтому заранее знакомлюсь с содержанием теста или анкеты, в случае необходимости консультируюсь с психологом, готовлю раздаточный материал - бланки, карты и т.д. Никогда не использую информацию против интересов учащихся.

 

 

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ГУВК «ОШ 1ст.№65 - МПГ «ТРИУМФ»
2.1. В зависимости от полученных в результате наблюдения, беседы и изучения документов 2.2. Определение методов и форм обучения и воспитания

Разработка аспектов инклюзивного образования вызвано необходимостью решение серьезных проблем по обеспечению права на качественное образование детей с особыми потребностями. Таким образом, инклюзия это политика и процесс введения детей в регулярный образовательный процесс в котором:

1) Акцент ставится на развитие сильных качеств и талантов детей с ограниченными возможностями;

2) Интеграция детей в общеобразовательную среду является полезным для родителей и общества в целом.

3) Формируется новая философия государственной политики по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, усовершенствуются нормативно-правовые базы в соответствии с международными договорами в сфере прав человека.

4) Родители имеют возможность сознательного выбора места для получения детьми с ограниченными возможностями качественного образования

Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы моей работы. В 2010 – 2011 учебном году ГУВК «ОШ 1 ступени №65 – МПГ «Триумф» стал участником областного проекта «Школа открытых возможностей». Мне было предложено принять участие в интеграции детей с нарушением зрения ранее обучающихся в «ДС № 1 ОШ I ступени №31» в 1(5) класс в котором я стала классным руководителем.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций я изучила психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, способы и формы воспитательной деятельности. В своей работе я учитывала уровень воспитанности учеников, их социальные и психологические условия жизни.

Определила следующие основные приоритетные направления

Ø учет потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

Ø духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся;

Ø воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения общества;

Ø учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания, и путей их достижения;

Ø разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося (в том числе - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

Ø развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий;

Ø формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

Ø укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Определила для себя такие задачи:

Ø формировать и развивать коллектив класса;

Ø создавать благоприятные психолого-педагогических условия для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения его неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

Ø формировать здоровый образ жизни;

Ø организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

Ø защищать права и интересы учащихся;

Ø организовать системную работу с учащимися в классе;

Ø использовать принцип гуманизации отношений между учащимися и педагогами;

Ø формировать у учащихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;

Ø организовать социально значимую деятельность учащихся.

Согласно целям и задачам моей воспитательной работы были распланированы этапы участия моего класса в эксперименте.

Этапы воспитательной работы

Этапи Сроки Цели
I – подготовительный Март - август 2010 - изучение нормативной базы, научной литературы по проблеме перехода учащихся из начальной в среднюю школу; - выявление факторов, которые стимулируют и мешают адаптации учащихся; - определение форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями (с нарушением зрения) - ознакомление классного руководителя с психофизическими особенностями детей, знакомство с детьми и родителями;
II – диагностико-концептуальный Сентябрь – май 2010-2011   - разработка системы воспитательной работы; - изучение личностных качеств учащихся с учетом возрастных особенностей - внедрение интерактивных методик, воспитательных мероприятий сопровождения процесса адаптации; - мониторинг интеграции детей в ученическую среду. - анализ психологического микроклимата в коллективе.
III – формирующий Сентябрь 2011 -июнь 2012 - создание благоприятного микроклимата в ученическом коллективе в классе с инклюзивным обучением; - дальнейший поиск форм и методов воспитательной работы в инклюзивном класса; - индивидуальная работа с дезадаптированными детьми; - осуществление регулирования и коррекции воспитательной деятельности. - анализ психологического микроклимата в коллективе,
IV – контрольно-коррекционный сентябрь 2012 -июнь 2014 -формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, развитие коммуникативных навыков. - самореализации учащихся
V – обобщающий, заключительный сентябрь 2014 - май 2015 - самоанализ, обработки и оформление результатов воспитательной работы; - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.  

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.