Здавалка
Главная | Обратная связь

Рекомендации для классных руководителей,



Направленные на сплочение ученического коллектива

Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает «чувствовать свою важность и значимость».

Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу, именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью». Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, я предлагаю следующие рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей. Для этого я предложила детям ответить на вопросы анкеты:

ü Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

ü Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

ü Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.

ü Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми. Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Работа в группах. На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

4. Распределение между учащимися поручений.

 

Упражнение «Один день из жизни школьника»

Цель: сплочение группы.

Время: 40 мин.

Материалы: бумага, цветные карандаши, ручки, краски.

Ход упражнения

Участникам тренинга предлагается нарисовать обычный школьный день, каждый определяет для себя, что именно он будет рисовать. Учащимся предлагается полная свобода выбора. Главная задача – договорится между собой.

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли вам было работать совместно?

2. Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?

3. Приходилось ли вам подчиняться, уступать?

4. Как вы считаете, удалось ли вам нарисовать день из жизни школьника?

5. Хотелось ли вам что-либо изменить либо добавить?

6. Похож ли ваш настоящий день с нарисованным?

Игра «Сотворчество»

Цели:

способствовать мобилизации внимания и творческой фантазии участников в ходе решения групповой задачи;

интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную командную деятельность.

Размер группы: не играет роли, так как работа проводится в малых группах (4-5 человек).

Ресурсы: доска и маркеры; одинаковый набор для каждой команды: клей, куски картона и цветной бумаги, проволока, 2-3 куска пластилина разных цветов, ножницы, 2 воздушных шарика, коробка спичек, 5 трубочек для коктейля.

Время: 40 минут.

Ход игры

Каждая команда усаживается за стол, на котором разложены необходимые материалы. Учитель объявляет задачу: через 30 минут группа должна представить товарищам из других групп плод своего коллективного творчества. Что за произведение будет выставлено на вернисаже – решать группе. Важно лишь, чтобы в этом творческом акте участвовала вся команда, решение принималось коллегиально, и в работе были использованы все выложенные на стол материалы! Дать название полученному произведению – дополнительная задача, стоящая перед коллективом творцов.

Через 30 минут все группы выносят работы на установленные в центре комнаты столы, и участники команд могут посмотреть и оценить творчество товарищей.

Завершение

Какие работы представляют, на ваш взгляд, наибольший интерес?

Что вы думаете по поводу названий произведений коллективного творчества?

Как происходила групповая работа? (Обсуждение ролей, взятых на себя или навязанных группой. Стиль работы лидера и группы. Механизм принятия коллективного решения). В чем, на ваш взгляд, это задание проявило «плюсы» и «минусы» коллективного решения и совместного творчества?

Упражнение «Рисунок по кругу несуществующего животного»

У каждого участника имеется лист бумаги и карандаш своего цвета. Лист сворачивается в три раза, как театральная программка. Один рисует голову животного на одной трети листа, сгибает его, делает пометки, где будет находиться шея, и передает следующему. Сосед рисует туловище животного, сгибает лист, делает пометки, где будут находиться ноги, и передает рядом сидящему. Следующий дорисовывает ноги и отдает соседу, который разворачивает весь лист, придумывает название животному и сочиняет про него историю. Чем больше число участников, тем меньший сегмент фигуры изображает каждый.

Цель тренинга «Развитие сплоченности классного коллектива»:

повышение сплоченности среди учащихся, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

v доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

v эмоционально сопереживать однокласснику;

v сотрудничать и действовать сообща;

v согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

v разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.

 

Занятие 1. «Самоуважение».

1) Знакомство. Установление контакта с детьми.

Участники подписывают бейджики. Классный руководитель говорит несколько слов о то, что будет происходить.

2) Правила работы в группе.

Затем учителем устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Безоценочность суждений

5. Активность

6. Правило «стоп»

Каждый из пунктов правил поясняется классным руководителем.

3) Разминка.

«Поменяйтесь местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача водящего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

4) Основное упражнение

«Хорошие и плохие поступки»

Описание упражнения

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения

Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

5)Завершающее упражнение

Спасибо!

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

 

Занятие 2.«Прекрасный сад»

1)Разминка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.