Рекомендации менеджеру
Практика показывает, что легче стать хорошим менеджером, чем лидером организации. Когда вы как менеджер принимаете функции лидера организации, вы возлагаете на себя и ряд моральных обязательств: • вы можете испытывать страх потери авторитета власти при изменении стиля взаимодействия с подчиненными. В условиях закрытой организации модели поведения лидера организации могут противоречить организационной структуре и культуре; • вы вынуждены затрачивать больше энергии и времени на взаимодействие с подчиненными, но как только ваш лидерский потенциал будет раскрыт, выяснится, что для эффективного управления подчиненными теперь нужно затрачивать гораздо меньше усилий и энергии, чем раньше; • вы принимаете на себя личную ответственность за результативность взаимодействия и удовлетворенность подчиненных этим взаимодействием. Лидер организации имеет больше точек соприкосновения с подчиненными, чем простой менеджер. Эта ситуация характеризуется как положительными, так и отрицательными сторонами. Доминирование положительных или отрицательных тенденций определяется компетентностью и личностными качествами; • вы устанавливаете открытую модель взаимодействия, при которой получаете и даете обратную связь, не всегда приятную для вас в том случае, если вы начинаете испытывать дискомфорт от неизбежности многоплановой оценки ваших возможностей со стороны подчиненных. Ваша забота о повышении эффективности организационной деятельности должна выражаться в конкретных действиях, которые включают: • диагностику и развитие лидерского потенциала менеджеров всех уровней; • диагностику лидерского потенциала кадрового резерва (с целью выяснить желание менеджеров занимать управленческие позиции); • развитие компетентности и мотивации персонала к достижениям; • продвижение по управленческой иерархии индивидов, обладающих качествами эффективного лидера организации.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Каковы истоки и классические исследования лидерства? 2. Что значит быть лидером организации? 3. Почему только совмещение компетенции лидера и менеджера может служить залогом успешной деятельности организации? 4. Раскройте феномен власти через различные процессы и явления, происходящие в организации. 5. В чем заключается управленческий аспект лидерства? 6. Раскройте смысл понятия и идентификации. 7. Какие возможны варианты идентификации лидера организации? 8. Какую роль играет делегирование полномочий и ответственности в деятельности лидера организации? 9. Какая современная теория связывает лидерство с процессом принятия решений в верхнем звене структуры власти? 10. Какие теории связи стратегии и лидерства являются современными аспектами рассмотрения феномена лидерства? 11. Какой возможен способ снижения чрезмерной хаотичности в области теорий лидерства?
Литература
1. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М., 2000. 2. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула и М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. – СПб., 2002. 3. Макиавелли Н. Государь. – СПб., 2001. 4. Мескон и др. Основы менеджмента. – М., 1996. 5. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: Курс лекций. – М., 2000. 6. Компания, 2002. – № 44 (240). 7. GEO, 2003. – № 1. 8. «Кентавр». Методологический альманах. 9. Интернет-ресурсы: www.circle.ru
Глава 7 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|