Здавалка
Главная | Обратная связь

Место дисциплины-модуля в модульной структуре образовательной программы



 

 

1. Пререквизиты Педагогика, Психология личности, Психология развития и возрастная психология, Социальная психология
2. Кореквизиты Психология семьи, Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях  
3. Постреквизиты  

1.4. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах:

17 часов (33 %) от объема аудиторной нагрузки по дисциплине

Трудоемкость освоения дисциплины

Очная форма обучения

 

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего, час. Учебные семестры, номер
V1    
Аудиторные занятия, час.    
Лекции, час.    
Практические занятия,час.    
Лабораторные работы,час. - -    
Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.    
Вид промежуточной аттестации (Э, З) Э Э    
Общая трудоемкость по учебному плану, час.    
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.    

 

 

Очно-заочная и заочная формы обучения

 

Виды учебной работы, формы контроля Всего, час. Учебные семестры, номер
V1    
Аудиторные занятия, час.    
Лекции, час.    
Практические занятия,час. - -    
Лабораторные работы,час. - -    
Самостоятельная работа студентов, включая время, отводимое на все виды текущей и промежуточной аттестации, час.    
Вид промежуточной аттестации (Э, З) Э Э    
Общая трудоемкость по учебному плану, час.    
Общая трудоемкость по учебному плану, з.е.    

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код раздела, темы Раздел, тема дисциплины Содержание
Предмет педагогической психологии Понятие о предмете и задачах педагогической психологии. Различные подходы к определению предмета педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками. Структура педагогической психологии. Принципы педагогической психологии. Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии.  
Педагогическая психология как практико-ориентированная отрасль психологической науки Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике. Частные психолого-педагогические дисциплины: психология обучения конкретным предметам (математика, русский язык и др.), психология обучения взрослых, психология обучения детей с особыми потребностями.
Методы педагогической психологии Понятие о методе исследования в педагогической психологии. Требования, предъявляемые к методам и исследованию. Классификация методов исследования в области педагогической психологии. Уровни методологических знаний. Основные этапы психолого-педагогических исследований. Характеристика методов, применяемых в педагогической психологии. Наблюдение. Эксперимент. Анализ продуктов деятельности. Возможности и ограничения различных методов психолого-педагогического исследования.
Психологическая характеристика образовательной среды Понятие образовательной среды. Типология и структура образовательной среды. Проектирование и экспертиза образовательной среды. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.  
Психическое здоровье школьника Психологические факторы влияния на развитие личности учащегося в образовательно-воспитательном процессе. Психологические особенности воспитания. Соотношение понятий: формирование, становление, социализация, воспитание. Роль и специфика психологических воздействий в воспитании. Психологические барьеры, их причины и формы проявления. Психические травмы детей в процессе воспитания.
Образовательные системы и технологии Характеристика образовательных систем. Теории обучения и развития. Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение». Анализ основных подходов к научению. Уровни и формы научения. Теории научения: ассоциативные, условно-рефлекторные, бихевиоральные, знаковые. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. Понятие образовательной технологии. Обучение на основе концепции Л.В.Занкова. Теория развивающего обучения В.В.Давыдова. Проблемное обучение. Поэтапное формирование умственных действий. Программированное обучение.  
Психолого-педагогические факторы эффективности процесса учения Процессуально-деятельностная характеристика учения. Теории учения. Стратегии формирования новых знаний и способностей: стратегии интериоризации, экстериоризации, проблематизации обучения.
Психология учебной деятельности Проблема обучения и обучаемости в педагогической психологии. Обучение и психическое развитие. Тенденции развития личности учащегося в учебной деятельности. Зона актуального и ближайшего развития. Обучаемость: виды, уровни, этапы, проявления, факторы влияния. Учебная деятельность: структура, предметное содержание и свойства. Учебные задачи и учебные действия. Этапы решения учебной задачи. Виды и этапы усвоения учебных действий. Изучение состояния учебной деятельности. Проблемы учебной мотивации. Изучение и формирование мотивации учащихся на разных возрастных этапах. Проблема усвоения. Соотношение понятий: знания, умения, навыки. Основные формы и уровни усвоения учебной информации. Условия формирования умений и навыков. Причины, влияющие на продуктивность навыка в учебном процессе. Закономерности формирования навыка.
Психологические факторы, влияющие на процесс обучения Индивидуальные различия учеников в учебной деятельности. Психологические особенности понимания учебного материала. Психологический анализ урока. Ошибки учителя в организации процесса обучения. Проблема школьной успеваемости и школьной успешности.
Психологические особенности педагога   Психологические особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Общие и специальные педагогические способности. Стили педагогической деятельности. Характеристики индивидуального стиля деятельности учителя. Типология профессиональных позиций педагога. Индивидуально-типологические особенности педагогов. Формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция педагога. Профессиональные деформации.
Педагогическое общение Характеристика педагогического общения в образовательно-воспитательном процессе. Соотношение понятий «педагогическая деятельность» и «педагогическое общение». Коммуникативная компетентность педагога. Барьеры и трудности педагогического общения. Виды педагогических конфликтов и стратегии их разрешения. Механизмы формирования эффективных взаимоотношений педагога с учащимися и родителями.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.