Основные правила внутришкольного контроля (инспектирования)
Утверждаю Директор школы___Гурштын С.В. Приказ № 19 ОД от 02.02.2009 ПОЛОЖЕНИЕ о внутришкольном контроле (инспектировании) В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ И.С.ФРАДКОВА»
Общие положения 1.1.Положение разработано в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 имени И.С.Фрадкова», программой развития школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (инспектирования) администрацией. 1.2. Внутришкольный контроль (инспектирование) — главный источник информации и диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы проверок, наблюдений, обследований, контрольных работ, изучение последствий принятых управленческих решений.
1.3.Основным объектом внутришкольного контроля (инспектирования) является 1.4.Внутришкольныи контроль (инспектирование) проводится в целях: § соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования; § соблюдения конституционного права граждан на образование; § реализации принципов государственной политики в области образования; § исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений; § защиты прав и свобод участников образовательного процесса; § соблюдения государственных образовательных стандартов; § совершенствования механизма управления качеством образования; § совершенствование уровня деятельности школы; § повышение мастерства учителей; § повышения эффективности результатов образовательного процесса; § развития принципов автономности образовательного учреждения с одновременным повышением ответственности за конечный результат; § проведения анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса. 1.5.Основными задачами внутришкольного контроля (инспектирования) являются: § осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования; § выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению; § анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; § анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; § инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил;
§ анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе. 1.6. Внутришкольный контроль (инспектирование) осуществляется руководителем образовательного учреждения и его заместителями, а также руководителями методических объединений, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно утвержденного плана контроля, с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за организацией образовательного процесса, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.
Должностные лица, осуществляющие внутришкольный контроль, руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством и области образования, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, изданными Министерством образования Российской Федерации, Министерством образования и по делам молодежи РК, органами местного самоуправления, муниципальными органами управления образования , учредительными документами школы, локальными актами, настоящим Положением и приказами о проведении инспекционных проверок, тарифно - квалификационными характеристиками, должностными инструкциями. Внутришкольныи контроль сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля.
1.7.Функции внутришкольного контроля:
§ коррективно-регулятивная. 1.8.Директор школы и (или) по его поручению заместители
§ соблюдения законодательства РФ в области образования; § осуществления государственной политики в области образования; § использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению; § использования методического обеспечения в образовательном процессе; § реализации утвержденных образовательных программ и § соблюдения утвержденных календарных учебных графиков; § соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; § соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;
1.9..Положение о внутришкольном контроле (инспектировании) утверждается 2. Организационные виды, формы и методы внутришкольного контроля (инспектирования) 2.1.Основной формой внутришкольного контроля является проверка результатов деятельности образовательного учреждения с целью установления исполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указов, распоряжений руководителей, а также с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно - правовую силу. 2.2.Виды внутришкольного контроля (инспектирования) Внутришкольный контроль(инспектирование)может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ. Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом - графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года. Внутришкольный контроль(инспектирование) в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательногопроцесса. Внутришкольный контроль(инспектирование) в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учеббно - методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). Внутришкольный контроль(инспектирование) в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, Внутришкольный контроль(инспектирование) проводится в виде тематических проверок - одно направление деятельности или комплексных проверок - два и более направлений деятельности. 2.3.Виды ВШК: § предварительный — предварительное знакомство § текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом; ; § итоговый — изучение результатов работы школ педагогов за четверть, полугодие, учебный год.
2.4.Формы внутришкольного контроля: § персональный(личностно-профессиональный контроль); § тематический; § классно-обобщающий; § комплексный. Персональный (личностно-профессиональный контроль) — изучение и В ходе персонального контроля руководитель изучает:
§ результаты работы учителя и пути их достижения;
При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право: -Изучить документацию в соответствии с функциональными обязанностями, учебными программами( тематическое планирование, поурочное планирование, классные журналы, дневники и тетради учащихся, планы воспитательной работы, дневник классного руководителя, протоколы родительских собраний, аналитические материалы педагога, его методический паспорт ). -Изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций; -Проводить экспертизу педагогической деятельности; -Проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом на основе полученной информации; -Организовывать социологические, психологические, педагогические исследования:
-Делать выводы и принимать управленческие решения. Проверяемый педагогический работник имеет право:
По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельностишколы. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности и др. Тематический контроль направлен не только на изучение Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденция Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами, методами контроля в соответствии с планом работы школы. В ходе тематического контроля:
— проводят тематические исследования (анкетирование, тестирование) психологической, социологической, медицинской службами школы, центром развития образования, ПМПК. — осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий
Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях Педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены одним документом. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами. Члены педколлектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по конкретному Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы, под руководством одного из членов администрации. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями , задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль над исполнением которого возлагается на одного из заместителей директора)и проводится Педсовет, совещание при директоре или его заместителях. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.
2.5.При оценке деятельности учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:
2.6. Методы контроля над деятельностью учителя: § анкетирование; § тестирование; § социальный опрос; § мониторинг; § наблюдение; § изучение документации. Проверке подлежит следующая документация: журналы, тетради, тематическое планирование учебной дисциплины, технологические карты уроков, внеклассных мероприятий (конспекты) или планы уроков.
2.7.Методы контроля над результатами учебно-воспитательной деятельности
§ устный опрос; § письменный опрос; § письменная проверка знаний (контрольная работа) § комбинированная проверка; § беседа, анкетирование; тестирование; § проверка документации. Проверке подлежит следующая документация: журналы, тетради, тематическое планирование учебной дисциплины, технологические карты уроков, внеклассных мероприятий (конспекты) или планы уроков(поурочное планирование), планы воспитательной работы классных руководителей, личные дела и дневники учащихся. Основные правила внутришкольного контроля (инспектирования) 3.1Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители директора, руководители методического объединения, Директор школы вправе обратиться в органы управления, научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении инспекционных проверок. Помощь может быть представлена, в том числе, в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных работ, консультировании. Руководитель издает приказ (указание) о сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов, разрабатывается и утверждается план - задание. Привлеченные специалисты, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией. 3.2.План - задание устанавливает особенности (вопросы) конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения или должностного лица. 3.3.Периодичность и виды инспектирования результатов деятельности должностных лиц определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находится в исключительной компетенции директора школы. 3.4.Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10дней с посещением инспектирующим не более 5 уроков, занятий, и других мероприятий. 3.5.План - график инспектирования разрабатывается с учетом плана - графика, полученного от муниципального органа управления образованием и доводится до сведения работников в начале учебного года. 3.6.Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее. 3.7.Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросам ВШК. 3.8.При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства Российской Федерации в области образования о них сообщается директору школы 3.9.Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с социально- психолого -педагогической службой . 3.10.В экстренных случаях(экстренным случаем считается письменная жалоба на
- заявление соискателя (педработника) на аттестацию: - план - график проведения инспекционных проверок - плановое инспектирование; - план –задание проведения ВШК - задание руководства органа управления образованием - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено); - обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования 3.12. Основания для внутришкольного контроля: § заявление педагогического работника на аттестацию; § плановый контроль; § проверка состояния дел для подготовки управляющих решений; § обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. § оперативное инспектирование.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|