Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные правила внутришкольного контроля (инспектирования)

Утверждаю

Директор школы___Гурштын С.В.

Приказ № 19 ОД от 02.02.2009

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольном контроле (инспектировании)

В

МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ И.С.ФРАДКОВА»

 

Общие положения

1.1.Положение разработано в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании», Типовым положением об образова­тельном учреждении, Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 имени И.С.Фрадкова», программой развития школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (инспектирования) администрацией.

1.2. Внутришкольный контроль (инспектирование) — главный источник инфор­мации и диагностики состояния образовательного процесса, ос­новных результатов деятельности образовательного учрежде­ния. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы проверок, наблюдений, обследований, контрольных работ, изучение последствий принятых управ­ленческих решений.

 

 

1.3.Основным объектом внутришкольного контроля (инспектирования) является
деятельность педагогических работников, а предметом - соответствие результатов педагогической деятельности законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, включая приказы, распоряжения по школе, решения педагогических сове­тов.

1.4.Внутришкольныи контроль (инспектирование) проводится в целях:

§ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования;

§ соблюдения конституционного права граждан на образование;

§ реализации принципов государственной политики в области образования;

§ исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений;

§ защиты прав и свобод участников образовательного процесса;

§ соблюдения государственных образовательных стандартов;

§ совершенствования механизма управления качеством образования;

§ совершенствование уровня деятельности школы;

§ повышение мастерства учителей;

§ повышения эффективности результатов образовательного процесса;

§ развития принципов автономности образовательного учреждения с одновременным повышением ответственности за конечный результат;

§ проведения анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.

1.5.Основными задачами внутришкольного контроля (инспектирования) являются:

§ осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования;

§ выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных право­вых актов и принятие мер по их пресечению;

§ анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

§ анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работни­ков;

§ инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил;

  • изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положитель­ных тенденций организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта; оказание методической помощи в процессе контроля;

§ анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе.

1.6. Внутришкольный контроль (инспектирование) осуществляется руководителем образовательного учреждения и его заместителями, а также руководителями методических объединений, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного уч­реждения и согласно утвержденного плана контроля, с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за организацией образовательного процесса, экспертизы, анке­тирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образова­тельных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.

 

Должностные лица, осуществляющие внутришкольный контроль, руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством и области образо­вания, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, изданными Министерством образо­вания Российской Федерации, Министерством образования и по делам молодежи РК, органами местного самоуправления, муниципальными органами управления образования , учреди­тельными документами школы, локальными актами, настоящим Положе­нием и приказами о проведении инспекционных проверок, тарифно - квалификационными характеристиками, должностными инструкциями.

Внутришкольныи контроль сопровождается инструктиро­ванием должностных лиц по вопросам контроля.

 

1.7.Функции внутришкольного контроля:

  • информационно-аналитическая;
  • контрольно-диагностическая;

§ коррективно-ре­гулятивная.

1.8.Директор школы и (или) по его поручению заместители
директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный
контроль ( инспектирование) результатов деятельности работников по вопросам:

 

§ соблюдения законодательства РФ в области образования;

§ осуществления государственной политики в области об­разования;

§ использования финансовых и материальных средств в со­ответствии с нормативами и по назначению;

§ использования методического обеспечения в образова­тельном процессе;

§ реализации утвержденных образовательных программ и
учебных планов;

§ соблюдения утвержденных календарных учебных графи­ков;

§ соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового рас­порядка и иных локальных актов школы;

§ соблюдения порядка проведения промежуточной аттес­тации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

  • своевременности предоставления отдельным категориям
    обучающихся дополнительных льгот и видов материаль­ного обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Карелия, нормативными, правовыми актами органов местного самоуп­равления.

 

1.9..Положение о внутришкольном контроле (инспектировании) утверждается
Педагогическим советом, имеющим право вносить в него свои
изменения и дополнения.

2. Организационные виды, формы и методы внутришкольного контроля (инспектирования)

2.1.Основной формой внутришкольного контроля является проверка результатов деятельности образовательного учреждения с целью установления исполнения законодательства Российской Федерации и иных нормативных пра­вовых актов, в том числе приказов, указов, распоряжений руководителей, а также с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно - правовую силу.

2.2.Виды внутришкольного контроля (инспектирования)

Внутришкольный контроль(инспектирование)может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, монито­ринга и проведения административных работ.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом - графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирова­ние в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учеб­ного года.

Внутришкольный контроль(инспектирование) в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их роди­телей или других граждан, организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательногопроцесса.

Внутришкольный контроль(инспектирование) в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного реше­ния задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учеббно - методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Внутришкольный контроль(инспектирование) в виде административной работы осуществляется руководителем образова­тельного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успевае­мости и промежуточной аттестации обучающихся.

По совокупности вопросов, подлежащих проверке, Внутришкольный контроль(инспектирование) проводится в виде тематических проверок - одно направление деятельности или комплексных проверок - два и более направлений деятельности.

2.3.Виды ВШК:

§ предварительный — предварительное знакомство

§ текущий — непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом; ;

§ итоговый — изучение результатов работы школ педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

 

2.4.Формы внутришкольного контроля:

§ персональный(личностно-профессиональный контроль);

§ тематический;

§ классно-обобщающий;

§ комплексный.

Персональный (личностно-профессиональный контроль) — изучение и
анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

В ходе персонального контроля руководитель изучает:

 

  • уровень знаний учителем современных достижений пси­хологической и педагогической науки, профессиональ­ное мастерство учителя;
  • уровень овладения учителем технологиями развивающе­го обучения, наиболее эффективными формами, метода­ми и приемами обучения;

§ результаты работы учителя и пути их достижения;

  • повышение профессиональной квалификации через различные формы обучения
 
 
 

При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

-Изучить документацию в соответствии с функциональными

обязанностями, учебными программами( тематическое планирование, поурочное планирование, классные журналы, дневники и тетради учащихся, планы воспитательной работы, дневник классного руководителя, протоколы родительских собраний, аналитические материалы педагога, его методический паспорт ).

-Изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

-Проводить экспертизу педагогической деятельности;

-Проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом

на основе полученной информации;

-Организовывать социологические, психологические, педагогические исследования:

  • анкетирование,
  • тестирование учашихся, родителей, учителей; т.д.

-Делать выводы и принимать управленческие решения.

Проверяемый педагогический работник имеет право:

  • Знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности
  • Знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля
  • Своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации
  • Обратиться в конфликтную комиссию профкома школы и органы УО при несогласии с результатами проверки.

По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельностишколы.

Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности и др.

Тематический контроль направлен не только на изучение
фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и
внедрение в существующую практику технологии развивающего
го обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров пе­дагогического труда.

Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденция­
ми развития образования в городе, регионе, стране.

Члены педагогического коллектива должны быть озна­комлены с темами, сроками, целями, формами, методами контроля в соответствии с планом работы школы.

В ходе тематического контроля:

 

— проводят тематические исследования (анкетирование, тестирование) психологической, социологической, ме­дицинской службами школы, центром развития образования, ПМПК.

— осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководи­теля, руководителей кружков и секций, учащихся, по­сещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий
кружков, секций; анализ школьной и классной доку­ментации.

 

Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях Педсоветов, совещани­ях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены одним документом.

Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

Классно-обобщающий контроль направлен на получе­ние информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдель­ном классе или классах:

  • деятельность всех учителей;
  • включение учащихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям;
  • стимулирование потребности в самообразовании, само­анализе, самосовершенствовании, самоопределении;
  • сотрудничество, взаимодействие учителя и учащихся;
  • социально-психологический климат в классном коллек­тиве.

 

Классы для проведения классно-обобщающего контро­ля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

Срок классно-обобщающего контроля определяется не­обходимой глубиной изучения в соответствии с выявленными проблемами.

Члены педколлектива знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом работы школы.

Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по конкретному
вопросу.

Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы, под руководством одного из членов администрации.
Для работы в составе данной группы администрация может привлекать лучших учителей других школ, инспекторов и методистов городского управления образования, ученых Петр ГУ, преподавателей КГПУ, педагогического колледжа

Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями , задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до
ее начала.

По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль над исполнением которого возлагается на одного из заместителей директора)и проводится Педсовет, совещание при директоре или его заместителях.

При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

 

2.5.При оценке деятельности учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

  • качество учебно-воспитательного процесса на уроке;
  • выполнение государственных программ в полном o6ъеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
  • уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся
  • степень самостоятельности учащихся;
  • владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
  • качество учебно-воспитательного процесса на уроке;
  • дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
  • совместная творческая деятельность учителя и ученика, система творческой деятельности;
  • создание условий, обеспечивающих процесс обучения, ат­мосферы положительного эмоционального микроклимата;
  • умение отбирать содержимое учебного материала (под­бор дополнительной литературы, информации, иллюст­раций и др. материала, направленного на усвоение уча­щимися системы знаний);
  • результатов педагоги­ческой деятельности;
  • умение скорректировать свою деятельность;
  • умение обобщать свой опыт;
  • умение составлять и реализовать план своего развития.

2.6. Методы контроля над деятельностью учителя:

§ анкетирование;

§ тестирование;

§ социальный опрос;

§ мониторинг;

§ наблюдение;

§ изучение документации. Проверке подлежит следующая документация: журналы, тетради, тематическое планирование учебной дисциплины, технологические карты уроков, внеклассных мероприятий (конспекты) или планы уроков.

  • беседа
  • результаты учебной деятельности

2.7.Методы контроля над результатами учебно-воспитательной деятельности

  • наблюдение;

§ устный опрос;

§ письменный опрос;

§ письменная проверка знаний (контрольная работа)

§ комбинированная проверка;

§ беседа, анкетирование; тестирование;

§ проверка документации. Проверке подлежит следующая документация: журналы, тетради, тематическое планирование учебной дисциплины, технологические карты уроков, внеклассных мероприятий (конспекты) или планы уроков(поурочное планирование), планы воспитательной работы классных руководителей, личные дела и дневники учащихся.

Основные правила внутришкольного контроля (инспектирования)

3.1Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители директора, руководители методического объединения,
другие специалисты. В качестве экспертов к участию в ВШК (инспектировании) могут привлекаться сторонние (компе­тентные) организации, отдельные специалисты.

Директор школы вправе обратиться в органы управления, научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении инспекционных проверок. По­мощь может быть представлена, в том числе, в виде проведения проверок по отдельным направлени­ям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных ра­бот, консультировании.

Руководитель издает приказ (указание) о сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов, разрабаты­вается и утверждается план - задание.

Привлеченные специалисты, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией.

3.2.План - задание устанавливает особенности (вопросы) конкретной проверки и должен обеспе­чить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения или должностного лица.

3.3.Периодичность и виды инспектирования результатов деятельности должностных лиц опреде­ляются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результа­тах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находится в исключительной компетенции директора школы.

3.4.Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10дней с посещением инспектирующим не более 5 уроков, занятий, и других мероприятий.

3.5.План - график инспектирования разрабатывается с учетом плана - графика, полученного от муниципального органа управления образованием и доводится до сведения работников в начале учебного года.

3.6.Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее.

3.7.Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, от­носящуюся к вопросам ВШК.

3.8.При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства Российской Федера­ции в области образования о них сообщается директору школы

3.9.Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в не­обходимых случаях по согласованию с социально- психолого -педагогической службой .

3.10.В экстренных случаях(экстренным случаем считается письменная жалоба на
нарушения прав ребенка, законодательства об образо­вании)педагогический работник предуп­реждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.
3.11.Основаниями для проведения инспекционных проверок являются:

 

- заявление соискателя (педработника) на аттестацию:

- план - график проведения инспекционных проверок - плановое инспектирование;

- план –задание проведения ВШК

- задание руководства органа управления образованием - проверка состояния дел для подготов­ки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено);

- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования

3.12. Основания для внутришкольного контроля:

§ заявление педагогического работника на аттестацию;

§ плановый контроль;

§ проверка состояния дел для подготовки управляющих ре­шений;

§ обращение физических и юридических лиц по поводу на­рушений в области образования.

§ опе­ративное инспектирование.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.