Здавалка
Главная | Обратная связь

Повышение интереса к учебному материалу



УДК 371 ББК 74.26

Учебное издание

Гин Анатолий Александрович

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Свобода выбора

Открытость

Деятельность

Обратная связь

Идеальность

Пособие для учителей

Редактор А. В. Хмелева Художник и художественный редактор Т. А. Мельянец

Оригинал-макет подготовлен автором

Издательско-полиграфическое

предприятие "Сож".

Изд. лиц. Л В № 12 от 29.10.97.

246015, Гомель, ул. Лепешинского, 1

Подписано в печать 15.08.99.

Формат 60х70'/8.

Бумага офсетная.

Гарнитура Гельветика.

Печать офсетная.

Усл. печ. л. 10,23.

Уч.-изд. л. 9,19.

Тираж 5000. Заказ 4026.

Отпечатано в типографии ИПП "Сож".

©Гин А. А., 1999
ISBN 985-6551-07-2 ©Дизайн. Мельянец Т. А., 1999


ОТ АВТОРА

Я, безусловно, не претендую на новизну всех изложенных в книге приемов. Многие из них известны. В определенном смысле эти при­емы — совокупное творчество учителей. Учителей разного возраста и специализации, говорящих на разных языках, но объединенных лю­бовью к своему делу и профессионализмом. Я лишь постарался сфор­мулировать эти приемы, найти их взаимосвязь, включить во взаимо-усиливающую систему. Хочу надеяться, что книга будет полезна для профессионального роста и жизненного успеха.

Удачи!

 

СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ

Я благодарен за полезные замечания по рукописи коллегам — кон­сультантам и преподавателям теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): И. Л. Викентьеву, С. И. Гин, В. В. Ильинскому, Т. В. Клеймихиной, А. Л. Камину, С. Ю. Модестову и С. В. Сычеву.

Хочу высказать свою признательность А. А. Нестеренко, благода­ря которой впервые посмотрел на свою картотеку приемов как на основу будущей книги. Не могу также не отметить, что наконец решил­ся сесть за рукопись благодаря регулярному "нажиму" со стороны И. Л. Викентьева.

А еще я благодарен своим коллегам И. Л. Викентьеву, В. В. Ильин­скому, С. В. Сычеву, С. А. Фаеру и семье своего ученика и друга Михаила Дворкина за материальную поддержку в период подготовки этой книги.

Нет сомнений, что без усилий редактора А. В. Хмелевой и дизай­нера Т. А. Мельянец книга была бы менее интересной, ибо работа над формой издания поразительно сказывается и на ее содержании.

Благодарю также всех слушателей и организаторов своих семина­ров, всех учителей, которые любезно согласились прочесть те или иные разделы еще в рукописи и сделали свои замечания, предоставили свои примеры, — без их интереса и живого участия не было бы этой книги.

И напоследок я благодарю своих читателей, так как именно жела­ние быть понятым и принятым читателем заставляло переписывать и совершенствовать книгу.

Успехов вам всем!

Ваш коллега и автор


ЧТО ВЫ НАЙДЕТЕ В ЭТОЙ КНИГЕ...

Школу делает школой учитель.

Учителя разные — ведь они вырастают из учеников.

Художник учится смешивать краски и наносить мазок на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы — только это педагогические краски, этюды, приемы...

Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

Мастерство — это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало крепких профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много — часто хороший профес­сионал активно пользуется всего двумя-тремя "секретами".

Эта книга — сборник педагогических приемов. В нее вошли толь­ко те из них, которые технологичны и применимы в условиях обыч­ной современной школы.

...И КАК ЕЕ ЧИТАТЬ

Можно подряд. А можно и вразбивку — как справочник. Но лучше всего сначала подряд, а потом вразбивку. В общем, так, как будет удобно учителю — нашему главному читателю.

После изучения приема или методики так и хочется сразу обсу­дить их недостатки и достоинства. Да и задать автору пару вопро­сиков "на засыпку" тоже не помешает. Собственно говоря, так это и бывает на семинарах... Поэтому и появились в книге диалоги. Диа­лог — это почти распечатка с магнитофона беседы учителей с авто­ром на семинарах. Почти — ведь в живой беседе иногда такое ляп­нешь... Поэтому диалоги немного подредактированы.


Содержание

ОТ АВТОРА.. 3

Принципы педагогической техники. 7

Принцип свободы выбора. 7

Принцип открытости. 7

Принцип деятельности. 8

Принцип обратной связи. 8

Принцип идеальности. 8

ДИДАКТИКА.. 9

Повышение интереса к учебному материалу. 9

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ. 9

Удивляй! 10

Отсроченная отгадка. 11

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА.. 11

ЛОВИ ОШИБКУ! 12

ПРАКТИЧНОСТЬ ТЕОРИИ.. 16

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. 16

ВОПРОС К ТЕКСТУ.. 18

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ. 18

СВОЯ ОПОРА.. 18

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ.. 19

СВОИ ПРИМЕРЫ.. 19

ОПРОС-ИТОГ. 19

ОБСУЖДАЕМ Д/3. 20

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ РАНЕЕ ТЕМ.. 20

СВОЯ ОПОРА.. 21

ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ.. 21

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ.. 21

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ.. 21

УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 22

ТРИ УРОВНЯ Д/З. 22

ЗАДАНИЕ МАССИВОМ.. 23

ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ. 25

ТВОРЧЕСТВО РАБОТАЕТ НА БУДУЩЕЕ. 27

ПРИЕМЫ ПОДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 28

НЕОБЫЧНАЯ ОБЫЧНОСТЬ. 28

ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. 29

ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ.. 30

КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 31

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.. 32

ЛОВИ ОШИБКУ! 33

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ И ВОПРОС К ТЕКСТУ.. 34

СВОЯ ОПОРА.. 34

МОЗГОВОЙ ШТУРМ.. 34

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.. 39

Игра 1. "КОМПЕТЕНТНОСТЬ". 39

Игра 2. "НИЛ". 40

ИграЗ: "ТОЧКА ЗРЕНИЯ". 43

ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 44

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ.. 44

ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ. 45

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ. 46

ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ. 46

УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ.. 50

СОУПРАВЛЕНИЕ. 50

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ. 50

СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ.. 51

СОВЕТУЙТЕСЬ! 51

ТРАДИЦИИ УРОКА.. 52

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА.. 52

ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ.. 53

ЧЕТКАЯ КОМАНДА.. 53

ВВЕДИТЕ РОЛЬ. 56

"МОРДАШКИ". 58

РЕЗЮМЕ. 58

ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА. 60

БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ. 60

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ. 61

ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ. 64

ЩАДЯЩИЙ ОПРОС. 64

ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННОГО КОНТРОЛЯ. 65

РЕЛЕЙНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.. 66

ПРОТИВ СПИСЫВАНИЯ. 66

ОЦЕНИВАНИЕ. 67

ОЦЕНКА - НЕ ОТМЕТКА.. 67

СВОЯ ВАЛЮТА.. 69

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ. 71

ПРИЛОЖЕНИЯ. 79

Приложение 1. 79

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК. 79

Приложение 2. 81

О ТВОРЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧАХ.. 81

Приложение 3. 88

АНТИШКОЛА.. 88

Приложение 4. 91

ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА (справка) 91


Принципы педагогической техники

— Видишь — вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? — Так. — А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? — Да. — А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами — вот так. И получилась сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? — Да.

Приемы педагогической техники — сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

Принцип свободы выбора

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, — свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.

ФОРМУЛИРОВКА:
в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: «В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала.»

Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. В этом мы еще убедимся.

 

Принцип открытости

«Я знаю, что я ничего не знаю», — говорил мудрый грек.

«Я хорошо знаю химию, литературу и историю», — звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане — границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение — лишь воспитание исполнителей!

ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов — главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности — жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо «образование не достигает точки насыщения».

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор — между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми — зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.

ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи (см. приложение 2 «О творческих учебных задачах»).

Благо, как показывают наш опыт и эта книга, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах (см. приложение 2, разделы «Россыпь задач» и «Проект: новые задачи»).

 

Принцип деятельности

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», — говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность».

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.

ФОРМУЛИРОВКА:
освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

 

Принцип обратной связи

ФОРМУЛИРОВКА:
регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система — техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет непредставим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания... Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

Принцип идеальности (высокого КПД)

Идеальность — одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам — принцип рентабельности, инженерам — принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами — затратами сил, нервов, времени, денег... Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал — чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.

ФОРМУЛИРОВКА:
максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников — и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: «Хорошо организованная жизнь — это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Сетка, сеть — образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники — сеть. А результат — хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Вы уже обратили внимание, что каждому принципу педагогической техники соответствует свой знак. Далее в книге набор таких знаков после названия каждого из приемов показывает, какие именно принципы технологически поддерживает, воплощает данный прием.

ДИДАКТИКА

Повышение интереса к учебному материалу







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.