ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ
Маленький ребенок не хочет идти купаться в ванне.
Мама не тащит его силой, а предлагает: пойдем купать рыбку! Такая цель ребенку понятна и привлекательна — и вот он уже с удовольствием плещется вместе с рыбкой. А мама ненавязчиво достигла своей цели: "отстирывает" малыша-грязнульку.
Умная мама использовала простой педагогический прием, который применим в школе вне зависимости от возраста и предмета обучения.
ФОРМУЛА: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
|
Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Цель учителя — освоить вопросную форму английского предложения. Разыгрывается ситуация "английского" магазина, в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары — от книги или платья до автомобиля — представлены рисунками.
Пример. ФИЗИКА Цель учителя — показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками же ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами (диапроектором, фотоаппаратом...), понимать принцип их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
Пример. ЗАНЯТИЕ В Д/С У меня была цель: ввести понятие мерки для измерения длины. Детям же была поставлена другая цель — помочь Ивану-царевичу найти клад. А клад-то был зарыт под самой высокой елкой. Вот она — картинка, где нарисованы елки. Одни на горке, другие внизу. Дети стали спорить: вот эта самая высокая! Нет — эта!.. Ну как же разрешить спор? Вырезать елки из картинки и прикладывать друг к другу нельзя. Так дети пришли к выводу: вырезать полоску бумаги по длине елки, которая кажется самой длинной, и прикладывать по очереди к другим елям. Вот и сделан в игре первый шаг
по формированию
важного понятия.
Из опыта Л. А. Гончаровой, воспитателя я/с 277, Самара.
|
ДИАЛОГ — Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную цель и произносить
ее вслух?
Конечно, нет. Ведь это только один из возможных приемов входа в урок.
Я учитель физики. В начале урока говорю: "Закон сохранения энергии — это основание всей физики. Без его учета не построишь завод и не сконструируешь ракету..." А ребята, кроме двух-трех на класс, пропускают все мимо ушей. Почему?
Типичная ошибка. Вы пробуете заинтересовать детей очень абстрактными для них понятиями. Ищите привлекательную цель в сфере их непосредственных интересов!
Следующий прием так и назовем:
|
Удивляй!
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
ФОРМУЛА:
учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Тема: «Вода».
И я сразу заставляю ребят удивиться.
— Однажды, — говорю я, — в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! (У некоторых ребят при этом глаза на лоб лезут.) А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Введение в «Натуральные числа».
— Дети, назовите самое большое число! — Дети после ряда попыток и рассуждений с удивлением обнаруживают, что это сделать невозможно.
Пример. МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дети с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 8 или 5 и 5 это 10, легко запоминают. А 4 и 5 — плохо... Тогда я дала каждому по 9 счетных палочек в руки и предложила разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну. Для многих открытием стало, что этого сделать не удается. И сами пришли к выводу, что поровну разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот факт отлично!
Пример. БИОЛОГИЯ
— Вам известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг.) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.
Пример. ГЕОМЕТРИЯ, 7 КЛАСС
Учитель предложил ученикам начертить треугольник, измерить его углы при помощи транспортира и вычислить их сумму. В результате у всех получились разные данные. Это произвело на класс большое впечатление, и больше уже ни у кого не возникало сомнений в необходимости доказывать теоремы.
Пример. ИСТОРИЯ, 11 КЛАСС
СССР в 20-30-е годы. Великая Отечественная война.
— Вы уже изучали роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд — какой он? Зло наказывает зло?
«...Желая зло, творит одно лишь благо» («Фауст»). А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина?.. (Утверждение литературного критика В. Котова со ссылкой на признание самого Булгакова.)
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает следующий прием:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.