Здавалка
Главная | Обратная связь

Отсроченная отгадка



 

ФОРМУЛА 1:
в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

ФОРМУЛА 2:
загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример.
—Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! — Такими словами автор начал изучение новой темы в кружке ТРИЗ. — В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?
(Не буду томить читателя: крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.)

Читатель согласится, что такой вход в тему оказался эффективнее, чем традиционно-школьное: а теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».

Пример. БИОЛОГИЯ
— На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном, — говорит учитель. — Как вы думаете — о каком? (Дети отвечают: тигр, акула, волк...) Нет, — продолжает учитель, — это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное — ... Впрочем, не будем торопиться — продолжение следует...
На следующем уроке учитель откроет секрет: это животное — кролик. Да-да, вы не ослышались — кролик! (Далее идет речь об экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли в биоценозе.)

Пример. ИСТОРИЯ
— Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? Попробуйте ответить на этот вопрос к концу урока.
В результате анализа исторической ситуации ученики подвели итог: во-первых, грозная внешняя опасность привела восточных славян к пониманию необходимости государственного и этнического единства; во-вторых, частые военные столкновения и связанные с ними бедствия должны были подготовить славян к восприятию христианского мировоззрения.

ДИАЛОГ: — Мне кажется, этот прием имеет недостаток. Далеко не всегда находятся яркие интригующие факты к конкретному уроку. — Да. Но их количество значительно возрастает у ведущих «Картотеку учителя». — И как же ее вести? — Об этом мы подробно поговорим в разделе «Организация труда учителя». — Замечательно! Но все же, что делать в ситуации: удивить хочется, да нечем? — В таком случае иногда выручает подприем «Фантастическая добавка».








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.