Здавалка
Главная | Обратная связь

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА



ФОРМУЛА: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.


Вы можете переносить учебную


ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любо­го параметра, который обычно остается постоян­ным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека...


пример. ФИЗИКА Задача: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообраз­ной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес зонда оказался равен ну­лю. Как это могло получиться? Како­ва продолжительность суток на пла­нете, если ее масса М, а радиус R?


Пример. ЛИТЕРАТУРА — Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их ре­акцию на ваши аргументы. Разыграй­те беседу в ролях.

пример. БИОЛОГИЯ Предположим, среднегодовая (или минимальная) температура Антаркти­ды понизится на 10 градусов. Что еще смогут "придумать" пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, пре­следует дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты живот­ных в экстремальных температурных условиях.)


ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров

его применения в различных учебных предметах. Возьметесь?

Следующий прием назовем так:



ЛОВИ ОШИБКУ!

ФОРМУЛА 1: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.


Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, осо­бенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресе­кать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется.

Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Находка преподавателя ТРИЗ Виктора Ивановича Тимохова: на уроках в начальных классах он исполь­зовал в качестве награды за внимание "переходящую почетную шляпу Фомы неверующего".


пример. УРОК РУССКОГО

ЯЗЫКА, 2 КЛАСС У некоторых детей сложилось непра­вильное представление, что буквы в, с, о, у и др. в начале слова всегда являются приставкой (пошли ошибки типа: о-сень, в-ысокий и т. п.)


Фрагмент урока по преодолению создавшейся ситуации (учительни­ца — У, дети —Д): У: Пишет на доске "солнце" и вы­деляет приставку с-. Д: "С" не приставка! У: Почему не приставка? Такая

 


 


приставка есть в русском языке,

и она стоит в начале слова. Не так

ли, ...? (Обращается к детям, которые

делают подобные ошибки.)

Д: Этого мало! Если это приставка,

то должны быть однокоренные

слова!

У: Однокоренное слово — "волна",


корень -олн-, в— приставка!
Д: Нет, солнце и волна — не одноко­
ренные, у них нет общего смысла!
У: Есть. Когда светит солнце,
на море есть волны... (Дальнейшее
обсуждение показа­
ло "ошибочность"

мнения учителя.)


Этот пример примечателен не столько тем, что учитель преднаме­ренно сделал ошибку (это встречается нередко), а тем, что ошибка была аргументирована, привлекались новые доказательства правоты, рос "снежный ком" ошибок... Гораздо чаще приходится наблюдать, как учи­тель сразу же после того, как дети заметили ошибку, исправляет ее. Отсюда пожелание: планируя ошибку, планируйте и ее убедительность.


Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — Я написал на доске задачу и сказал вам очень серьезно: "Я даю вам десять минут для ее решения!" Никто из вас не проверил, насколько условие задачи было правильным. Задача не решается, ответ не получа­ется, вы бьетесь, нервничаете. Какое там десять

В развитие этого приема можно предложить такую форму работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учени­ков — найти контраргументы.

минут! Весь урок вы ста­рались впустую, пока в самый по­следний момент Вова не сообщил нам: "А здесь ошибка, задачу нельзя решить!" Ошибку эту можно обнару-


жить сразу, если только кто-нибудь
из вас сказал бы: "Давайте сперва
проверим условие задачи!" После
сообщения Вовы я "удивился" — как
это так, перепроверил вместе с вами условие задачи и... извинился: "простите, ребята... я ошибся!" нет, ко­нечно, не ошибся, я это сделал на­рочно, чтобы привести вас к пониманию того,

стовериться в правильности задачи.


 


Пример. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Гипотеза: моря становятся со време­нем все более пресными. Обоснова­ния: во-первых, свои пресные воды приносят в моря впадающие реки; во-вторых, дожди тоже добавляют пресной воды; в-третьих, морская соль постепенно выпадает на дно. Именно этим объясняется, что моря и озера сегодня имеют разную соле­ность. Когда-то соленость всех водо­емов была одинакова, но разное ко­личество и величина впадающих рек,


разные погодные условия внесли свои поправки. Поэтому сегодня встречаются как очень соленые во­доемы, так и пресные. Попробуйте подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Каким научным экспери­ментом это можно сделать? (Автор признается: гипотезу он выдумал с единственной целью — тренировать ум учеников. При этом специально "забыв" о том, что испаряется тоже только чистая вода, что способствует увеличению солености водоемов.)


ФОРМУЛА 2: ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками — пусть "порабо­тает учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими (виды творческих заданий см. в разделе "Уровни и виды домашнего задания").


пример. ИСТОРИЯ — Перед вами текст, составленный из ученических сочинений. Ваша задача состоит в том, чтобы внима­тельно проверить текст, выявить и исправить все возможные истори­ческие и другие погрешности в нем: "Великий князь Иван IV Грозный пра­вил Россией в XVII в. Родился он не­известно когда и в семье неизвест­но какой. Несчастливое детство его прошло в унижениях: отец его, Васи­лий IV, умер, когда молодому князю было не больше пяти лет, практи­чески престолом правили бояре Шуйские.

Когда Иван стал взрослым, то окру­жил себя самыми верными и необхо­димыми людьми, отсюда его скрыт­ность, нелюдимость, замкнутость и подозрительность ко всякому, кто его окружал. Единственным челове-


ком, имеющим на царя хоть какое-то влияние, был патриарх всея Руси Филипп. Своими речами он вызывал у Ивана IV искреннее раскаяние, тот безгранично доверял патриарху. Кстати, именно от патриарха Филип­па пошло выражение "филькина гра­мота", то есть документ, не имеющий никакой ценности. Так сказал кто-то из бояр? когда ему передали бумагу, подписанную Филиппом. Свое прозвище Иван IV получил за нововведения, негативно отразивши­еся на материальном состоянии рус­ского народа.

Царь любил богатырские забавы. Зимой на замерзшей реке Москве сходились молодцы стенка на стенку, душу молодецкую потешить, себя лю­дям показать. Царь подносил побе­дившим полные чарки меда и брал в свою охрану, и были те стражи пре-

 


данней собаки. Так как опричники бы­ли приспешниками государя, их нуж­но было награждать за "подвиги". Для этого у помещиков южных губерний были отобраны плодородные земли

И розданы опрични-

кам. умер Иван Гроз-

ныи В 1564 ГОДУ.


Пример. В Германии издан учебник, в кото­ром множество ошибок. Но это случилось не по нерадивости изда­телей, а было запланировано. "Не­правильный" учебник предназначен для проверки знаний учащихся, ко­торые должны обнаружить ошибки и поправить их карандашом.


ДИАЛОГНе получится ли так, что дети запомнят ошибку и будут повторять ее?

—Если учитель добивается именно понимания "ошибкоопасного" места, а не механического запоминания правильного ответа, такого не будет.

—Имеет ли смысл делать тривиальные ошибки типа 2x2=5?

—Да, когда вы только вводите прием "Лови ошибку!" и приучаете детей к самой возможности ошибки на доске. Но вообще имеет смысл делать ошибки в типично "ошибкоопасных" местах.

—Например?

—Учитель пишет на доске: 2+2x2=8, ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6.

—Когда прием не нужно применять?

—Во-первых, когда у учеников нет способа доказать, что вы не правы. Во-вторых, лучше не "заигрываться". Все хорошо в меру.

Вспоминаю случай: на перемене перед уроком физики в шестом классе Николай К., рослый, спортивного вида троечник, подошел к учи­тельнице: — Ну скажите, зачем изучать этот ваш закон Архимеда? Кому он вообще нужен? — Растерявшаяся учительница не нашла ничего луч­шего, как ответить: — Чтобы корабли плавали! — Они что, до Архимеда не плавали? — тут же вставил Колин одноклассник.

Подобное отношение к школьной науке распространено. Это распла­та за излишнюю академичность, абстрактность, оторванность от практи­ки. Оторванность не самих знаний, а способа их подачи в традицион­ных учебных программах.

И поэтому выигрывает учитель, который пользуется приемом:









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.