ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА
ФОРМУЛА: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения: например, глазами инопланетянина или древнего грека... пример. ФИЗИКА Задача: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R? Пример. ЛИТЕРАТУРА — Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях. пример. БИОЛОГИЯ Предположим, среднегодовая (или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут "придумать" пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, преследует дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.) ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных предметах. Возьметесь? Следующий прием назовем так: ЛОВИ ОШИБКУ! ФОРМУЛА 1: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Находка преподавателя ТРИЗ Виктора Ивановича Тимохова: на уроках в начальных классах он использовал в качестве награды за внимание "переходящую почетную шляпу Фомы неверующего". пример. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА, 2 КЛАСС У некоторых детей сложилось неправильное представление, что буквы в, с, о, у и др. в начале слова всегда являются приставкой (пошли ошибки типа: о-сень, в-ысокий и т. п.) Фрагмент урока по преодолению создавшейся ситуации (учительница — У, дети —Д): У: Пишет на доске "солнце" и выделяет приставку с-. Д: "С" не приставка! У: Почему не приставка? Такая
приставка есть в русском языке, и она стоит в начале слова. Не так ли, ...? (Обращается к детям, которые делают подобные ошибки.) Д: Этого мало! Если это приставка, то должны быть однокоренные слова! У: Однокоренное слово — "волна", корень -олн-, в— приставка! мнения учителя.) Этот пример примечателен не столько тем, что учитель преднамеренно сделал ошибку (это встречается нередко), а тем, что ошибка была аргументирована, привлекались новые доказательства правоты, рос "снежный ком" ошибок... Гораздо чаще приходится наблюдать, как учитель сразу же после того, как дети заметили ошибку, исправляет ее. Отсюда пожелание: планируя ошибку, планируйте и ее убедительность. Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — Я написал на доске задачу и сказал вам очень серьезно: "Я даю вам десять минут для ее решения!" Никто из вас не проверил, насколько условие задачи было правильным. Задача не решается, ответ не получается, вы бьетесь, нервничаете. Какое там десять
минут! Весь урок вы старались впустую, пока в самый последний момент Вова не сообщил нам: "А здесь ошибка, задачу нельзя решить!" Ошибку эту можно обнару- жить сразу, если только кто-нибудь стовериться в правильности задачи.
Пример. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Гипотеза: моря становятся со временем все более пресными. Обоснования: во-первых, свои пресные воды приносят в моря впадающие реки; во-вторых, дожди тоже добавляют пресной воды; в-третьих, морская соль постепенно выпадает на дно. Именно этим объясняется, что моря и озера сегодня имеют разную соленость. Когда-то соленость всех водоемов была одинакова, но разное количество и величина впадающих рек, разные погодные условия внесли свои поправки. Поэтому сегодня встречаются как очень соленые водоемы, так и пресные. Попробуйте подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Каким научным экспериментом это можно сделать? (Автор признается: гипотезу он выдумал с единственной целью — тренировать ум учеников. При этом специально "забыв" о том, что испаряется тоже только чистая вода, что способствует увеличению солености водоемов.) ФОРМУЛА 2: ученик получает текст (или, скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками — пусть "поработает учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими (виды творческих заданий см. в разделе "Уровни и виды домашнего задания"). пример. ИСТОРИЯ — Перед вами текст, составленный из ученических сочинений. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно проверить текст, выявить и исправить все возможные исторические и другие погрешности в нем: "Великий князь Иван IV Грозный правил Россией в XVII в. Родился он неизвестно когда и в семье неизвестно какой. Несчастливое детство его прошло в унижениях: отец его, Василий IV, умер, когда молодому князю было не больше пяти лет, практически престолом правили бояре Шуйские. Когда Иван стал взрослым, то окружил себя самыми верными и необходимыми людьми, отсюда его скрытность, нелюдимость, замкнутость и подозрительность ко всякому, кто его окружал. Единственным челове- ком, имеющим на царя хоть какое-то влияние, был патриарх всея Руси Филипп. Своими речами он вызывал у Ивана IV искреннее раскаяние, тот безгранично доверял патриарху. Кстати, именно от патриарха Филиппа пошло выражение "филькина грамота", то есть документ, не имеющий никакой ценности. Так сказал кто-то из бояр? когда ему передали бумагу, подписанную Филиппом. Свое прозвище Иван IV получил за нововведения, негативно отразившиеся на материальном состоянии русского народа. Царь любил богатырские забавы. Зимой на замерзшей реке Москве сходились молодцы стенка на стенку, душу молодецкую потешить, себя людям показать. Царь подносил победившим полные чарки меда и брал в свою охрану, и были те стражи пре-
данней собаки. Так как опричники были приспешниками государя, их нужно было награждать за "подвиги". Для этого у помещиков южных губерний были отобраны плодородные земли И розданы опрични- кам. умер Иван Гроз- ныи В 1564 ГОДУ. Пример. В Германии издан учебник, в котором множество ошибок. Но это случилось не по нерадивости издателей, а было запланировано. "Неправильный" учебник предназначен для проверки знаний учащихся, которые должны обнаружить ошибки и поправить их карандашом. ДИАЛОГ — Не получится ли так, что дети запомнят ошибку и будут повторять ее? —Если учитель добивается именно понимания "ошибкоопасного" места, а не механического запоминания правильного ответа, такого не будет. —Имеет ли смысл делать тривиальные ошибки типа 2x2=5? —Да, когда вы только вводите прием "Лови ошибку!" и приучаете детей к самой возможности ошибки на доске. Но вообще имеет смысл делать ошибки в типично "ошибкоопасных" местах. —Например? —Учитель пишет на доске: 2+2x2=8, ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6. —Когда прием не нужно применять? —Во-первых, когда у учеников нет способа доказать, что вы не правы. Во-вторых, лучше не "заигрываться". Все хорошо в меру. Вспоминаю случай: на перемене перед уроком физики в шестом классе Николай К., рослый, спортивного вида троечник, подошел к учительнице: — Ну скажите, зачем изучать этот ваш закон Архимеда? Кому он вообще нужен? — Растерявшаяся учительница не нашла ничего лучшего, как ответить: — Чтобы корабли плавали! — Они что, до Архимеда не плавали? — тут же вставил Колин одноклассник. Подобное отношение к школьной науке распространено. Это расплата за излишнюю академичность, абстрактность, оторванность от практики. Оторванность не самих знаний, а способа их подачи в традиционных учебных программах. И поэтому выигрывает учитель, который пользуется приемом: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|