Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРАКТИЧНОСТЬ ТЕОРИИ



ФОРМУЛА: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

пример. ФИЗИКА Вход в тему "Испарение жидкости". Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник... А если в походе? Да еще в пустыне? Фирма "Фил Кан Индастри" (США) разрабо­тала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раз­давить капсулу, жидкость начнет бурно кипеть, отнимая тепло у со­держимого банки. За 90 секунд


температура напитка понижается на 20—25 градусов.

пример. ДЕТСКИЙ САД
чтобы детям было интереснее,
я говорю им: "дети, вы знаете, что
я сегодня дежурная по столовой?
а повара там напутали что-то, и сей­
час непонятно, сколько нужно риса
на нашу группу. на каждого ребен­
ка — вот такая чашка. посчитаем,
сколько понадо-

бится риса, чтобы

всем хватило?


ДИАЛОГМы в детском саду учим детей простым приемам хохломской росписи.

И говорим при этом: вот, вы теперь сами сможете сделать красивую доску. Это можно считать приемом "Практичность теории"?

— Как ни странно, не обязательно... Если ребенок не решает какую-то лич­ную проблему, научившись хохломской росписи, то никакой практической мотивации нет. Дело учителя — подсказать, какую личную проблему теперь сможет решить ребенок. Например, сделать маме подарок на день рождения.

— Я учитель немецкого языка (Г. И. Домбровская, Самара). У нас в аптеках много немецких лекарств. Некоторые инструкции к ним можно использовать как дидактический материал — все понимают практическую важность умения разобраться в них...

— Если вы еще расскажете жизненную историю, подтверждающую важность этого умения...


Говорят, "язык до Киева доведет". Да, язык может привести к ус­пеху — если им правильно пользоваться. И здесь нет ничего полезней, чем умение задать нужный вопрос в нужное время, то есть сильный во­прос — такой, который избавит от необходимости задавать многие дру­гие вопросы. Методика обучения искусству задавать вопросы — тема другой книги. А пока еще един полезный прием активизации учеников:



ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

ФОРМУЛА: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.


Попутно или в конце урока обсудите с ребята­ми, насколько удачными были их вопросы и полно­стью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно — ругать за неудачный вопрос.

Заранее расскажите ученикам, что вопросы мо­гут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.

Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них — повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить из­вестное, но не претендуют на значительное услож­нение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обоб­щают, содержат в себе исследовательское начало.

Пример

Рассказ учителя о терморегуляции животных:

"Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холо­дильник животного. Уши слона про
низаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и возвращается в тело слона на несколько градусов холод­нее. Чтобы увеличить поток отходя­щего от ушей воздуха, слон ими все время обмахивается..." Репродуктивные вопросы: Зачем аф­риканскому слону большие уши? Почему слон все время машет уша­ми? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов?

Расширяющие вопросы: Какова пло­щадь ушей слона? На сколько граду­сов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона?

Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие спо­собы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?


Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на "кучки":

— вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке;

— вот те, на которые можно найти ответ в литературе;

— вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто.
Дополнительно можно:

— провести конкурс на: самый интересный, самый сложный (проблем­ный), самый важный, самый оригинальный вопрос;

— организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам;

— использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.

Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, суще­ствует вообще контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случа­ях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.

ДИАЛОГ — Какие есть рекомендации для выбора темы пресс-конференции?

— Содержание должно быть ярким, интересным для ребят. Например, я про­
водил на уроке физики пресс-конференцию на тему "Искровой разряд".
Алгоритм такой: сначала 5—7 минут введение, из которого учащиеся узнали
несколько удивительных фактов, в том числе то, что молния — тоже искра
(см. прием "Удивляй!"). Потом 1 минуту ребята думали над вопросами,

3—4 минуты на задавание вопросов, несколько минуток на их классификацию по "кучкам" с краткими комментариями. Попутно добавил несколько штук, которые, на мой взгляд, ученики "прозевали". Затем продолжил объяснение с опорой на наработанные вопросы.

—Я воспитатель д/с. Что делать, если я подозреваю, что дети не смогут задавать вопросы — не та у них пока подготовка?

—В этом случае проведите предварительную подготовку. Например, вы рас­сказываете им о животных Африки. Попробуйте раскрывать эту тему, задавая как бы самой себе вопросы и отвечая на них. А потом проведите пресс-кон­ференцию на тему "Животные Австралии".


—Я учитель иностранного языка. Хорошо бы использовать этот прием при изучении темы "Семья". Но не рассказывать же о своей семье?

—Но вы ведь можете давать пресс-конференцию от имени любого интерес­ного для ребят человека — будь то популярный артист или рок-музыкант.

—Можно даже вести разговор от имени семьи животных, например львов (добавление учителя биологии).

—Конечно. Или ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, "маски", по ответам которой можно ее "рассекретить".

Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Эту форму работы тоже можно сделать более интересной и эффективной, применив прием:



ВОПРОС К ТЕКСТУ

ФОРМУЛА: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.


Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и раз­вивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.

И еще одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приемам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает прочные знания — он еще и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изу­чили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто... Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний.

ДИАЛОГ — Скажите, это все приемы повышения интереса?

— Нет! Таких приемов будет еще много в последующих разделах "Приемов
педтехники". Просто не все из них включены в этот раздел, чтобы избежать
дублирования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.