ПРАКТИЧНОСТЬ ТЕОРИИ
ФОРМУЛА: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. пример. ФИЗИКА Вход в тему "Испарение жидкости". Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник... А если в походе? Да еще в пустыне? Фирма "Фил Кан Индастри" (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнет бурно кипеть, отнимая тепло у содержимого банки. За 90 секунд температура напитка понижается на 20—25 градусов. пример. ДЕТСКИЙ САД бится риса, чтобы всем хватило? ДИАЛОГ — Мы в детском саду учим детей простым приемам хохломской росписи. И говорим при этом: вот, вы теперь сами сможете сделать красивую доску. Это можно считать приемом "Практичность теории"? — Как ни странно, не обязательно... Если ребенок не решает какую-то личную проблему, научившись хохломской росписи, то никакой практической мотивации нет. Дело учителя — подсказать, какую личную проблему теперь сможет решить ребенок. Например, сделать маме подарок на день рождения. — Я учитель немецкого языка (Г. И. Домбровская, Самара). У нас в аптеках много немецких лекарств. Некоторые инструкции к ним можно использовать как дидактический материал — все понимают практическую важность умения разобраться в них... — Если вы еще расскажете жизненную историю, подтверждающую важность этого умения... Говорят, "язык до Киева доведет". Да, язык может привести к успеху — если им правильно пользоваться. И здесь нет ничего полезней, чем умение задать нужный вопрос в нужное время, то есть сильный вопрос — такой, который избавит от необходимости задавать многие другие вопросы. Методика обучения искусству задавать вопросы — тема другой книги. А пока еще един полезный прием активизации учеников: ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ФОРМУЛА: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Противопоказано только одно — ругать за неудачный вопрос. Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них — повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Пример Рассказ учителя о терморегуляции животных: "Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Уши слона про Расширяющие вопросы: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона? Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно? Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на "кучки": — вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке; — вот те, на которые можно найти ответ в литературе; — вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто. — провести конкурс на: самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; — организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; — использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся. Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует вообще контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя. ДИАЛОГ — Какие есть рекомендации для выбора темы пресс-конференции? — Содержание должно быть ярким, интересным для ребят. Например, я про 3—4 минуты на задавание вопросов, несколько минуток на их классификацию по "кучкам" с краткими комментариями. Попутно добавил несколько штук, которые, на мой взгляд, ученики "прозевали". Затем продолжил объяснение с опорой на наработанные вопросы. —Я воспитатель д/с. Что делать, если я подозреваю, что дети не смогут задавать вопросы — не та у них пока подготовка? —В этом случае проведите предварительную подготовку. Например, вы рассказываете им о животных Африки. Попробуйте раскрывать эту тему, задавая как бы самой себе вопросы и отвечая на них. А потом проведите пресс-конференцию на тему "Животные Австралии". —Я учитель иностранного языка. Хорошо бы использовать этот прием при изучении темы "Семья". Но не рассказывать же о своей семье? —Но вы ведь можете давать пресс-конференцию от имени любого интересного для ребят человека — будь то популярный артист или рок-музыкант. —Можно даже вести разговор от имени семьи животных, например львов (добавление учителя биологии). —Конечно. Или ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, "маски", по ответам которой можно ее "рассекретить". Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Эту форму работы тоже можно сделать более интересной и эффективной, применив прием: ВОПРОС К ТЕКСТУ ФОРМУЛА: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего. И еще одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приемам повышения интереса к учебному материалу: хороший учитель не только дает прочные знания — он еще и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изучили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто... Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний. ДИАЛОГ — Скажите, это все приемы повышения интереса? — Нет! Таких приемов будет еще много в последующих разделах "Приемов ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|