Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ



ФОРМУЛА: ученики составляют серию вопросов, допол­няющих знания по новому материалу.


При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые про­блемы данной темы. Этот прием по технологии подобен "Пресс-конфе­ренции", но имеет другие цели.



СВОИ ПРИМЕРЫ

ФОРМУЛА: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.


Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Пример. ГЕОГРАФИЯ Тема урока: "Экологические пробле­мы". Класс разбит на три группы. Ученики каждой группы получают свое задание:

1. Перечислите экологические про­блемы нашего города.

2. Предложите идеи, как сделать город экологически более чистым.

3. Перечислите известные вам эколо­гические проблемы, о которых мы не говорили на этом уроке.

Пример. МАТЕМАТИКА Учитель: — Итак, мы уже умеем нахо­дить площадь поверхности и объем пирамиды. А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении кото­рой понадобится это умение.


 

Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Тема урока: "Разделительный твер­дый знак". Накануне урока по этой теме дети получают домашнее задание: найти в орфографичес­ком словаре и выписать в тетрадь слова с разделительным твердым знаком. На уроке учитель спраши­вает: на каких буквах надо было открыть словарь, чтобы найти нуж­ные слова? (Так как разделитель­ный знак пишется после приставок, то надо было смотреть словарь не подряд, а на буквах Б, В, И, О, П, Р, С, с которых начинаются при­ставки). Конечно, было выписано много слов, соответствующих зада­нию, но выяснилось, что значение некоторых детям непонятно. В дальнейшем на уроках учитель пояснит эти слова, расширяя активный словарь учащихся.


ОПРОС-ИТОГ

ФОРМУЛА: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.


Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное.) Что новое сегодня узнали? Чему научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться "адми­нистративными мерами", чтобы главным назвали именно то, что счита­ет таковым он. Другое дело — он может наравне со всеми сказать и свое мнение.


ОБСУЖДАЕМ Д/3 (домашнее задание)

ФОРМУЛА: учитель вместе с учащимися обсуждает

вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?

При этом, естественно, изученный материал еще раз просматрива­ется. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном исполь­зовании значительно повышает сознательность выполнения д/з.

Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашне­го задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Поэтому далее мы рассмотрим группу приемов организации домашнего задания.

_____ ДИАЛОГМне кажется, что прием "Повторяем с контролем" не очень-то отли­чается от традиционно-репродуктивного повтора.

— И да, и нет... Здесь главная часть работы — постановка вопросов,
а это не репродуктивная деятельность. Прием наиболее хорош в сла­бых классах. Или в том случае, когда вы только начинаете работать

с новым классом.

— Обязательно ли, чтобы ученики в парной работе отвечали подряд на все вопросы друг друга?

— Нет. Это диктуется логикой урока и наличием временем. Вариантов много. Могут по очереди задавать друг другу вопросы вразбивку. Могут выбрать по три вопроса из списка соседа и ответить на них, могут...

— Я хочу сказать о приеме "Обсуждаем д/з". Не получится ли, что группка лентяев будет громче всех настаивать на минимизации или отмене задания?

— При правильной организации д/з — а мы еще будем говорить об этом — этот нежелательный эффект не возникает.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.