ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ
ФОРМУЛА: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы. Этот прием по технологии подобен "Пресс-конференции", но имеет другие цели. СВОИ ПРИМЕРЫ ФОРМУЛА: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др. Пример. ГЕОГРАФИЯ Тема урока: "Экологические проблемы". Класс разбит на три группы. Ученики каждой группы получают свое задание: 1. Перечислите экологические проблемы нашего города. 2. Предложите идеи, как сделать город экологически более чистым. 3. Перечислите известные вам экологические проблемы, о которых мы не говорили на этом уроке. Пример. МАТЕМАТИКА Учитель: — Итак, мы уже умеем находить площадь поверхности и объем пирамиды. А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении которой понадобится это умение.
Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Тема урока: "Разделительный твердый знак". Накануне урока по этой теме дети получают домашнее задание: найти в орфографическом словаре и выписать в тетрадь слова с разделительным твердым знаком. На уроке учитель спрашивает: на каких буквах надо было открыть словарь, чтобы найти нужные слова? (Так как разделительный знак пишется после приставок, то надо было смотреть словарь не подряд, а на буквах Б, В, И, О, П, Р, С, с которых начинаются приставки). Конечно, было выписано много слов, соответствующих заданию, но выяснилось, что значение некоторых детям непонятно. В дальнейшем на уроках учитель пояснит эти слова, расширяя активный словарь учащихся. ОПРОС-ИТОГ ФОРМУЛА: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересным? (Следует различать главное и интересное.) Что новое сегодня узнали? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. Мнения, возможно, и не совпадут. Важно: учитель не должен добиваться "административными мерами", чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Другое дело — он может наравне со всеми сказать и свое мнение. ОБСУЖДАЕМ Д/3 (домашнее задание) ФОРМУЛА: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен? При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з. Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Поэтому далее мы рассмотрим группу приемов организации домашнего задания. _____ ДИАЛОГ — Мне кажется, что прием "Повторяем с контролем" не очень-то отличается от традиционно-репродуктивного повтора. — И да, и нет... Здесь главная часть работы — постановка вопросов, с новым классом. — Обязательно ли, чтобы ученики в парной работе отвечали подряд на все вопросы друг друга? — Нет. Это диктуется логикой урока и наличием временем. Вариантов много. Могут по очереди задавать друг другу вопросы вразбивку. Могут выбрать по три вопроса из списка соседа и ответить на них, могут... — Я хочу сказать о приеме "Обсуждаем д/з". Не получится ли, что группка лентяев будет громче всех настаивать на минимизации или отмене задания? — При правильной организации д/з — а мы еще будем говорить об этом — этот нежелательный эффект не возникает. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|