ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ РАНЕЕ ТЕМ
На третий год педагогической работы я впервые начал преподавание в классе с углубленным изучением физики. Такой класс в ту пору был единственный в городе, и ребята подобрались крепкие. Когда в марте нам объявили, что будет проведена стандартная министерская контрольная, я не придал этому никакого значения. Что стоит порешать стандартные задачки моим "олимпийцам"? Однако результаты оказались ошеломляющими. До сих пор стыдно вспоминать... Все объяснилось просто: мои ученики прекрасно решали задачи на последнюю изученную тему. И совершенно не помнили ни формул, ни понятий, пройденных в начале учебного года. А содержание контрольной было построено как раз на давно пройденных темах. Тогда я впервые понял то, что знает любой опытный преподаватель: глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах. Приемы повторения тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Но есть и некоторая специфика. СВОЯ ОПОРА ФОРМУЛА: ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы.
Часто это имеет смысл делать на листе большого формата. Внимание! Не обязательно всем классом повторять таким образом одну тему. Пусть, например, половина учеников повторяет одну тему, а половина — другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры. Или такая форма работы: несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их. (К этому приему мы вернемся в разделе "Организация работы в группах", где он получит дальнейшее развитие.) В качестве подприема: предложите ученикам создать "универсальную шпаргалку" по данной теме. Проведите конкурс опор/шпаргалок. Пример. Учительница химии объявила конкурс на лучшую шпаргалку... Идея не нова, в Москве один из справочников по точным наукам составлен из шпаргалок студентов и отличается не только лаконичностью, но и оригинальными схемами.
Хорошо получится и сочетание с приемом "Лови ошибку!". Отличие лишь в том, что ошибка специально закладывается не в речь или текст, а в опорный конспект. Этот и последующие приемы повторения тем работают как дома, так и в школе. Например, тематические опоры (или списки вопросов, как в последующих приемах) ученики делают дома, а потом используют их в классе. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|