ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ
СХЕМА 1 ФОРМУЛА: группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Урок природоведения в 3 классе по теме "Явления природы". В конце урока класс разбивается на группы. Каждая группа придумывает загадку про явление природы, пользуясь опорными схемами по методике сочинения загадок А. А. Нестеренко. Вот загадки, которые сочинили дети: Холодный, но не мороженое; мокрый, но не рыба; долгожданный, но не каникулы; грибной, но не суп. (Дождь) Поливает, но не лейка; капает, но не сосулька; идет, но не человек. (Дождь) Сверкает, но не алмаз; ударяет, но не ток; пугает, но не привидение. (Молния) Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях "заводятся", и учитель на острие их заинтересованности строит проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия. Пример. ФИЗИКА Ученики еще не знакомы с понятием "плотность". Группам раздаются куски пластилина с указанием измерить массу и объем как можно точнее. У каждой группы — свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнения работы группы СХЕМА 2 ФОРМУЛА: группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой. заносят результат в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:
Учитель: — Вот общая таблица результатов. Посмотрите на нее внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепроверяя все измерения, определить, кто ошибся? В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы меньше! А нельзя ли найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят... Наконец, возникает смутная догадка: масса, деленная на объем, дает число, примерно одинаковое почти у всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт повторно и убеждаются, что и их пластилин подчиняется тому же соотношению. Вот теперь учитель и вводит понятие "плотность". Теперь оно будет осознано как научное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная умными дяденьками... Пример. МАТЕМАТИКА Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повторения. Другая готовит разбор нескольких задач по этой же теме. Третья и четвертая заняты подобным же образом, но по другой теме. По завершении работы спикеры каждой группы обходят по оче- реди остальные группы с докладами. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами. Пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать.
СХЕМА 3 ФОРМУЛА: группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Пример. ГЕОГРАФИЯ Группы получают разные карты Южной Америки: политическую, физическую, климатическую... Каждая группа по условным обозначениям на карте строит свой рассказ об особенностях континента. В результате складывается общее представление о Южной Америке. Пример. ФИЗИКА, ЕС ТЕС ТВ ОЗНА НИЕ Каждая группа определяет плотность какого-либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в единую таблицу. Психологический сверхэффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу. А учитель использует это и не раз еще обратится к полученной таблице. ДИАЛОГ — Можете ли вы точнее указать число учеников в группе? — Поверьте, этого не нужно делать. Как только вы получите небольшой опыт, вопрос отпадет. Вы будете чувствовать, как именно лучше разбить на группы данный класс для конкретной работы. ЛОВИ ОШИБКУ! Читатель помнит: этот прием уже был описан на с. 13. Но теперь технология его использования изменилась. ФОРМУЛА: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются... Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Пример. РУССКИЙ ИЛИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность. Пример. ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение. Пример. МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ... Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправильные. Задача группы — найти неправильные, доказать их неверность и заменить правильными. Вот неправильное определение: "Прибор, позволяющий установить поверхность горизонтально, называют уровнем". В результате работы ребята заменяют его на такое: "Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называют уровнем". Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками... Есть где развернуться фантазии учителя. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: к сожалению, практически нет готового дидактического материала к этому приему. Нет сомнений, что со временем найдутся авторы и такой материал по разным предметам будет сделан. Может быть, вы и займетесь разработкой? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|