Здавалка
Главная | Обратная связь

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ



СХЕМА 1

ФОРМУЛА: группы получают одно и то же задание.

В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.

Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Урок природоведения в 3 классе по теме "Явления природы". В конце урока класс разбивается на группы. Каждая группа придумывает загадку про явление природы, пользуясь опорными схемами по методике со­чинения загадок А. А. Нестеренко. Вот загадки, ко­торые сочинили дети:

Холодный, но не мороженое; мокрый, но не рыба; долгожданный, но не каникулы; грибной, но не суп. (Дождь) Поливает, но не лейка; капает, но не сосулька; идет, но не человек. (Дождь) Сверкает, но не алмаз; ударяет, но не ток; пугает, но не привидение. (Молния) Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях "заводятся", и учитель на острие их заинтересованности строит проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.

Пример. ФИЗИКА Ученики еще не знакомы с понятием "плотность". Группам раздаются куски пластилина с указанием измерить массу и объем как можно точнее. У каждой группы — свой кусок, отличающийся величиной. По мере выполнения работы группы

СХЕМА 2 ФОРМУЛА: группы получают разные задания.

Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.


заносят результат в таблицу. Всегда находятся группы, допустившие ошибки. Поэтому таблица выглядит примерно так:

 

 
Масса в граммах
Объем в миллилитрах

Учитель: — Вот общая таблица результатов. Посмотрите на нее внимательно. Какие можно сделать выводы? Можно ли, не перепрове­ряя все измерения, определить, кто ошибся?

В обсуждение включаются все. Через некоторое время озарение: у всех первая цифра больше второй, а у третьей группы меньше! А нельзя ли найти более точное соотношение между цифрами? Группы работают: прибавляют, отнимают, делят... Наконец, возникает смутная догадка: масса, деленная на объем, дает число, примерно одинаковое почти у всех групп. Проверка показывает, что это соотношение отличается сильно только у третьей и седьмой групп. Эти группы проделывают опыт повторно и убеждаются, что и их пластилин подчиняется тому же со­отношению. Вот теперь учитель и вводит понятие "плотность". Те­перь оно будет осознано как науч­ное понятие, а не просто величина, зачем-то выдуманная умными дяденьками...



Пример. МАТЕМАТИКА Одна группа готовит опорный сигнал с докладом по теме повто­рения. Другая готовит разбор не­скольких задач по этой же теме. Третья и четвертая заняты подоб­ным же образом, но по другой те­ме. По завершении работы спике­ры каждой группы обходят по оче-


реди остальные группы с докла­дами. Таким образом, на одном уроке повторяется несколько тем разными способами.

Пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Каждая группа получает маленький рассказик, который должна пере­вести и инсценировать.


 


СХЕМА 3 ФОРМУЛА: группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

Пример. ГЕОГРАФИЯ Группы получают разные карты Юж­ной Америки: политическую, физи­ческую, климатическую... Каждая группа по условным обозначениям на карте строит свой рассказ об особенностях континента. В резуль­тате складывается общее представ­ление о Южной Америке.


Пример. ФИЗИКА,

ЕС ТЕС ТВ ОЗНА НИЕ Каждая группа определяет плотность какого-либо минерала, после чего результаты сводятся на доске в еди­ную таблицу. Психологический сверхэффект: ребята очень гордят­ся, когда результат их работы оказы­вается нужным всему классу. А учи­тель использует это и не раз еще обратится к полученной таблице.


ДИАЛОГ — Можете ли вы точнее указать число учеников в группе?

— Поверьте, этого не нужно делать. Как только вы получите небольшой опыт, вопрос отпадет. Вы будете чувствовать, как именно лучше разбить на группы данный класс для конкретной работы.



ЛОВИ ОШИБКУ!

Читатель помнит: этот прием уже был описан на с. 13. Но теперь технология его использования изменилась.


ФОРМУЛА: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются... Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.


Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. РУССКИЙ

ИЛИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Учитель дает несколько грамматичес­ких (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — невер­ны. Найти и доказать ошибочность.

Пример. ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла при­надлежать данному автору. Доказы­вают свое мнение.


Пример. МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА,

ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ... Учитель дает серию формул или формулировок, среди которых есть как правильные, так и неправиль­ные. Задача группы — найти непра­вильные, доказать их неверность и заменить правильными. Вот не­правильное определение: "Прибор, позволяющий установить поверх­ность горизонтально, называют уровнем". В результате работы ребята заменяют его на такое: "Прибор, позволяющий установить горизонтальность поверхности, называют уровнем".


Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов приме­нения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками... Есть где развернуться фантазии учителя.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: к сожалению, практически нет готового дидак­тического материала к этому приему. Нет сомнений, что со временем найдутся авторы и такой материал по разным предметам будет сделан. Может быть, вы и займетесь разработкой?









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.