Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ И ВОПРОС К ТЕКСТУ



И опять отличие в технологии применения знакомых уже приемов.


ФОРМУЛА: ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.

Группы могут работать над одним и тем же текстом (или частью лекции), но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями текста или лекции.



СВОЯ ОПОРА

ФОРМУЛА 1: группа составляет опорный конспект

урока или темы на листе большого формата.


ФОРМУЛА 2: несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся трене­рами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.

После работы в отведенное время над определенной темой тре­неры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая заранее специально внесена в конспект, или...

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Особо интересный вопрос — решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть "открытыми", они наи­более развивают "творческость" мышления (на западе используют тер­мин "креативность"). Потому мы с вами, уважаемый читатель, не поле­нимся подробно рассмотреть технологию учебного мозгового штурма. (Подробно о том, какие бывают открытые задачи и "с чем их едят", см. в приложении 2 "О творческих учебных задачах", с. 77.)

Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Автор утверждает, что нет школьного предмета, на котором проведение мозгового штурма было бы нецелесообразно. Если, конечно, учителю интересно развивать творческие способности учеников.

НЕМНОГО ИСТОРИИ,

ИЛИ ЛЕГЕНДА О ТОРПЕДЕ

Никому не пожелаешь побывать в переделке типа той, в которую попал американец Алекс Осборн. Представьте себе: вторая мировая война, в открытом океане караван грузовых судов. И так уж случилось, что в какой-то момент они остались без охраны. И вдруг радиотелеграф ма: будьте внимательны — в вашем районе действует немецкая подвод ная лодка. Алекс — он был капитаном одного из этих кораблей — живо себе представил: вот показывается перископ подлодки, а вот м торпедг оставляя за собой мелкие буруны, мчится прямо в борт. Что делать? Задача, казалось бы, неразрешимая.

И тогда капитан вспомнил практику, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстроилась на па­лубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Можно гово­рить все, что только придет в голову! — а вдруг чья-то "дикая" идея по­служит ключиком к решению проблемы... Например, повар подал такую идею: давайте все выбежим на борт и одновременно подуем на торпеду. Глядишь, и сдуем ее с курса — мимо пройдет...


Им повезло. Подлодка не появилась. Но после войны Осборн вспом­нил этот случай и однажды в компании друзей решил проанализиро­вать ситуацию. Вспомнил и предложение повара. И спокойный анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Ко­нечно, "мощным дувом" торпеду не повернешь, как щеки ни напрягай. Но зато ее можно немного притормозить и сбить с курса струей кора­бельной помпы, которая есть на каждом судне. Конечно, успех не гаран­тирован — но когда на карту поставлена жизнь, стоит попытаться,..

Почему бы не использовать такой способ поиска новых идей в мир­ной жизни? В 1953 году бывший капитан Алекс Осборн выпускает книгу "Управляемое воображение". С нее-то и началась популяризация моз­гового штурма в Америке, а затем и в других странах.


УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

О классическом мозговом штурме в современном

его исполнении можно говорить долго. Но нас интересует учебный мозговой штурм (далее — УМШ).

ФОРМУЛА: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:

— это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

— учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

— участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

— учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

— наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

— УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру (см. раздел "Деловые игры", с. 37).

ТЕХНОЛОГИЯ

Обычно штурм проводится в группах численностью 7—9 учащихся. До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на
первом этапе штурма — НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся "дикими". Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти



что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.

Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны ва­рианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое "дикое".) В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Рекомендации:

1. Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одно­временно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников.


Пример.

Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными и результаты


полезными. Если разными группами будут предложены одинаковые эксперименты, то оценка "за ориги­нальность" снижается.


2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой.


Пример.

а) Лестницы, особенно каменно-
цементные, очень опасны в гололед.
Предложите идеи, которые позволят
уменьшить травматизм.

б) Предложите обувь, в которой


неопасно ходить в гололед, в) Гололед — причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.


3. Нет ничего плохого в том, если третий этап будет отделен време­нем, даже проведен на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи — пусть обсуждают и их. Ведь главное — спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть определенное количество идей в строго отве­денное время. А иногда целесообразно вообще ограничиться только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей.


КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ?

Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, например необходимо объяснить непонят­ное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.

Пример.

Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшенич­ных полях графства Уилтшир в Анг­лии. В пределах такого круга стеб­ли злаков почему-то согнуты и уло­жены на землю по часовой стрелке. Причем если сначала появились просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысло­ватые фигуры. Предложите гипоте-


зы, объясняющие это явление. Какие из гипотез кажутся вам наиболее правдивыми?

Вот неполный список наработанных группой старшеклассников идей: неравномерности в строении почвы; неравномерное распределение удоб­рений; в почву попал яд; болезнь растений в результате заражения микроорганизмами; стаи птиц выса­живаются кольцами; какие-то живот­ные, например олени, вытаптывают посевы в брачных играх; особые ме­теорологические явления типа мини-торнадо или шаровых молний; шуточ­ки студентов; сами крестьяне поти­хоньку вытаптывают круги для при­влечения зевак, с которых можно брать деньги, и др.


_____ ДИАЛОГМожно ли во время пауз включать музыку, способствующую отдыху

от напряженного мышления?

— Конечно. ,

— Перечисляя дидактические ценности УМШ, вы сказали: "Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы". Поясните эту мысль примером.

— Пожалуйста... Урок "Германия и СССР накануне войны", учитель истории О. В. Макаренко предлагает начать с УМШ, на котором ребята должны сделать предположения о факторах, приведших к войне. Учитель строит свой урок как анализ наработанных гипотез в историческом контексте. Другой пример: анализ полученных идей при решении задачи "Как Робинзо­ну спустить к морю тяжелую лодку?" позволил повторить ряд физических понятий и познакомить учащихся с новыми физическими эффектами, кото­рые им предстояло еще изучать.


— Чем УМШ отличается от простой работы учащихся в группах?

— Тем, что, как и во "взрослом" мозговом штурме, этап генерирования идей
отделен от этапа их анализа. Соблюдать основное правило первого этапа —
никакой критики! — очень важно. Оно позволяет расковать инициативу, снять
зажимы. На первом этапе ведущий должен хвалить участников за любые,
даже "дикие" на первый взгляд, идеи. Сами убедитесь, что это непросто.
Нужно привыкнуть. Так уж мы воспитаны, что в каждом из нас живет "вели­
кий критик", так и хочется с ходу отбросить чужие идеи. УМШ учит терпели­
вому вниманию к чужой мысяи. Вы знаете — это хорошее свойство не
только для учебы.

— Можно ли проводить УМШ для наработки критических идей?

— Да! Существует обратный мозговой штурм. Суть его в том, что груп­па пытается найти как можно больше недостатков в решении, идее, ги­потезе. Естественно, найденные недостатки воспринимаются как новые
задачи, которые тоже можно решать.

— Не получится ли так, что ребята будут выкрикивать, перебивать друг
друга?

— Бывает. Так иногда ведут себя ребята, никогда ранее не работавшие
коллективно. Да и со взрослыми поначалу наблюдается интересный эф­
фект: каждый думает о своем, не слыша окружающих. Если такие эффекты
будут наблюдаться, рекомендую "противоядие": ведущий повторяет за
каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки

и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. И пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи пре­дыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей. Например, в такой формулировке: "В дополнение к идее Сережи предлагаю..." или "Хочу развить решение Маши..." Еще одно ценное примечание: под рукой у каждого участника (если это не малыши) пусть будет лист бумаги и ручка. Возникла идея — сразу запиши ключевое слово или сделай рисунок, который позволит не потерять ее. Дело в том, что держать в голове свою новую идею и слушать другие предложения почти невозможно.

— Можно ли проводить УМШ сразу всем классом как единой группой?

— Да. Особенно вначале, когда ученики осваивают эту форму работы. При
этом важно, чтобы тема была "богатой", допускала много идей и их вариантов. Например, я проводил сразу со всем классом УМШ по теме: "Как Ро­бинзону спустить к морю тяжелую лодку?" Восьмиклассниками было полу­чено 45 идей за 20 минут. Кстати, роль секретаря тоже выполнял сам — фиксировал решения на доске.

— А если секретарь не успевает записывать идеи?

— Назначьте двух, они будут фиксировать решения по очереди — через
одно.

— Что делает учитель, когда ребята работают в группах без него?

—Во-первых, наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом. Исполняет роль консультанта, к которому могут обратиться за справкой или советом ведущий и участники. И наконец, просто помогает менее опытным веду­щим, подбрасывая новое направление разговора — если видит, что мозго­вая атака "захлебнулась".

—Есть ли школьные предметы, на которых проведение УМШ нецелесооб­разно?

— Пожалуй, что и нет. Чуть дальше мы рассмотрим примерные темы УМШ
в разных учебных предметах.

— Где брать задачи для УМШ?

— Есть широко известные педагогам сборники творческих задач. Например,
сборник П. Капицы по физике или С. Смирнова по истории. Система "ТРИЗ-
ШАНС" также выпустила несколько сборников творческих задач: по биоло­гии и экологии, из фантастической литературы, сказочных задачек. Планируется выпуск и других задачников. Выпускается периодический сборник
статей "Педагогика+ТРИЗ", в котором публикуются новые открытые задачи.
При некоторой практике нетрудно находить темы в рамках своего учебного
предмета самостоятельно.

— Назовите ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ.

— 1. Плохо подобрана тема — например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений.

2. При обсуждении решений учитель принимает только известный ему
контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников
штурма.

3. Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть
группа делает ошибки, нарушает правила штурма — при освоении новой
формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет сказать свои заме­
чания при "разборе полета".


 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УМШ ДЛЯ РАЗНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ИСТОРИЯ

По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким — таковы были условия выживания. Но вот при рас­копках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обру­шившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношес­ком возрасте. Как выжил этот человек? (УМШ активизирует уже имею­щиеся знания учеников о жизни древних людей и дает богатую пищу для дальнейшего изучения темы).

ЛИТЕРАТУРА

Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни...)

ФИЗИКА

1. В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов.

2. Электромагнит используют в качестве "крюка" при погрузке ме­таллолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.

ХИМИЯ+ФИЗИКА

1. При подаче напряжения на электроды, опущенные в жидкость, сосуд развалился. Найдите возможные причины.

2. Предложите оригинальную новогоднюю игрушку, использующую химический эффект.

ФИЗКУЛЬТУРА

Какими способами может человек без помощи предметов перепрыг­нуть через планку? (Ответы используются учителем для анализа техники прыжков, рассказа о том, какие методы реально применяются и как называются.)

ТРУДЫ

1. Попробуйте усовершенствовать конструкцию молотка, утюга, классной доски...

2. Предложите модели одежды без ниток и клея.

ГЕОМЕТРИЯ

Предложите способы определения высоты высотного здания про­стыми средствами, то есть без сложных приборов. (Штурм может ис­пользоваться учителем как подводка к учебной теме "Подобные тре­угольники".)

БИОЛОГИЯ

Найдите возможные причины вымирания динозавров.

ЧЕРЧЕНИЕ

Как соединить две вращающиеся оси, чтобы передавать вращение от одной из них к другой? Сделайте чертеж соединения.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

На улице дождь. Вы входите в помещение, закрываете зонтик и вдруг видите, что человек попал под электрический ток. Каковы должны быть действия в такой ситуации? (Наработанные предложения, в том числе ошибочные, используются для дальнейшего анализа ситуации 'и раскры­тия темы учителем.)

ЭКОНОМИКА

Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в XXI веке.

ДЕТСКИЙ САД

1. Каким бы вы построили "сад для взрослых"?

2. Вы нашли цветик-семицветик. Ваши действия? (Дети вырабаты­вают ряд предложений, потом совместным обсуждением выбирают семь из них.)


Что нужно сделать, чтобы ваши любимые писатели-сказочники жили дольше и писали больше книг?

КРУЖОК, ФАКУЛЬТАТИВ

1. Существует опасность столкновения Земли с крупным астерои­дом. Предложите систему мер для решения этой проблемы.

2. Предложите конструкцию движителя-вездехода для незнакомой планеты.

3. Необходимо промерить глубину озера вдоль диаметра. Глубина меняется от двух до пяти метров. Предложите, как можно быстро и недорого это осуществить?


 


ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разработать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов, разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов.
Может быть, этим займетесь вы?

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть всеми цветами радуги, делая привлекательным. Но форма нужна не только алмазу. Хорошая форма для коллективного познания — деловые игры. Деловые игры моделируют реальную произ­водственную, научную или иную "взрослую" деятельность.

В этой главе мы дадим описание нескольких деловых игр. Игры эти отличаются простотой и обширной сферой применимости — как по возрастам, так и по учебным предметам.

Игра 1. "КОМПЕТЕНТНОСТЬ" Участники:

конкуренты — две команды учащихся; наниматели — группа учеников, определяющих победителя. Победи­теля как бы нанимают на работу;

арбитр — обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. До игры:

1. Учитель знакомит класс со схемой игры.

2. Формируются команды, определяется состав "фирмы-нанимателя". Во время игры:

 

1. Учитель задает тему.

2. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Поясним: тип заданий регламентируется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 твор­ческому и по 2 задачи.

3. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-нанима­тель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание

и по 10-балльной системе каждый ответ.

4. Наниматели совещаются и принимают решение — кто принят на
работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий "разбор
полета", обращает внимание на ошибки, делает выводы.

_____ ДИАЛОГСколько игроков в каждой группе?

—По моему опыту, от 4 до 6, нанимателей — от 1 до 5.

—Могут ли команды при подготовке вопросов или ответов пользоваться учебниками?

—Это как решит учитель. В старших классах я разрешал пользоваться любой литературой. Правда, в этом случае пропадает смысл задавать друг другу репродуктивные вопросы — ответ просто прочтут в учебнике.

—А что в это время делают остальные?

—Браво! Это главный вопрос. Есть несколько вариантов. Например, класс



делится на болельщиков той или иной команды. Болельщики могут задать командам-соперницам по несколько вопросов и тем самым зара­ботать несколько баллов для своих — если соперники не смогут ответить. Другой вариант: команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в действо.

—А разве нельзя сформировать больше двух ком

Еще одна разновидность игры "КОМПЕТЕНТНОСТЬ". До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю-две. Желательно, чтобы приготовленные задания предвари­тельно просмотрел учитель — а то такое иногда бывает! (Впрочем, иногда учитель хочет, чтобы получилось именно "такое".) Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и ре­шают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого вы­берут соперники! Такая схема работы хороша тем, что каждая команда заинтересо­вана в знаниях каждого своего участника. А значит, сильные подтя­гивают слабых.

—Можно. Игру можно "закольцевать". То есть ко­манда А дает задание команде Б, та, в свою оче­редь, команде В... а последняя — команде А. И каждая пара команд выходит на арену борь­бы по очереди. Могут быть и другие варианты. Еще раз повторю: дорогу смекалке и творчеству!


 


Игра 2. "НИЛ"

Автор уважает великую африканскую реку. Но в данном случае НИЛ — это всего лишь научно-исследователь­ская лаборатория.

 


Участники:

задачедатель — эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;

изобретатели, или исследователи, или реша­тели — в зависимости от вида задания — группа или несколько групп учеников;

приемная комиссия — эту роль тоже берет на себя учитель, но уже в ансамбле с 2—3 учениками.

До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие — желательно подать их обо­снованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини-спектакль на пару минут. Покажите, как важно решить эту задачу!

пример. КРУЖОК ТРИЗ Речь задачедателя: — Известно, что нефть нужна всем. Только не всегда она там, где ее удобно добывать, поэтому и возник­ла такая задача: "В северном море установлены нефтяные вышки. На их основании нарастает лед, это может привести к аварии. Как избавиться от нежелательного эффекта?" Попробуйте обратиться к разным людям — каких только советов не ус­лышите: полить лед бензином и под-


жечь, перенести вышку в южное мо­ре, или пусть вокруг нее ледокол каждый день плавает... А вот мнение взрослого специалиста: предлагает­ся распилить этот лед гигантскими фрезами. Решение, прямо скажем, очень затратное: нужно разработать технологию, изготовить фрезы и двигатели к ним, доставить все это далеко на север, установить, органи­зовать обслуживание и ремонт. Вам предлагается найти другое решение. Бо­лее экономичное. (Поскольку читателю интересны ре­зультаты работы детей, то не будем его томить. Ребята предложили не­сколько решений, среди которых 2—3 представляют собой практиче­ский интерес. Вот одно из них: на вышке круглосуточно трудится ди­зель-двигатель, и при этом раска­ленные газы отработанного топлива вылетают в трубу вместе с дефицит­ным на севере теплом. Наверняка, можно использовать это тепло, чтобы "задаром" защищать вышку ото льда.)


Во время игры:

1. Группы решают задачи. Если тема подходящая для мозгового штурма, используют УМШ (см. с. 32). Задачедателя можно привлекать как консультанта.

2. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера или спикеров, которые будут представлять результат классу.

3. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приемная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.

Можно предложить разновидность игры, назовем ее "ТЕНДЕР". Группы решают одну и ту же задачу. Приемная комиссия определяет, чьи решения лучше.


Пример. КРУЖОК ТРИЗ — Уважаемые сотрудники! Не сек­рет, что за последнее время конку­рентоспособность нашей фирмы по производству чемоданов стала падать. Появление новых фирм из­рядно поколебало нашу чемоданную монополию. И вы единственные, кто мог бы вернуть нашей фирме былую славу. За работу, коллеги! Это не стенограмма производствен­ного совещания — идет очередное занятие кружка ТРИЗ. Задача по­ставлена, и ребята, разделившись на две группы, принимаются за ра­боту. На этом этапе совместного творчества мне не приходится вме­шиваться. Зато есть прекрасная воз­можность понаблюдать, как рожда­ются идеи.

Вот разгорелся спор между Алиной и Андреем: нужен ли чемодан для переноски нестандартных вещей? Алина убеждена в его необходимос­ти: — Мама недавно собирала вещи. Каблуки туфель то с одной стороны вылезут, то с другой. Так замок за­крыть и не удалось. — Значит, необ­ходимо сделать эластичные стенки.


 

— Ну, конечно, — иронизирует де­вочка, — пусть все каблуки выпирают через стенки и царапают ноги при ходьбе, так? — Тогда сформулируем противоречие: эластичная стенка должна быть, чтобы легко упаковы­вать негабаритные предметы, но эластичной стенки быть не должно, чтобы выпирающие вещи не мешали нести чемодан. — Верно: одну стен­ку нужно сделать твердой, а другую

— эластичной, — завершает обсуждение Алина. Молодцы ребята, четко сформулировали противоречие и нашли верный выход. Подхожу к другой группе. Здесь тоже кипят страсти...

Пример. ФИЗИКА, 9 КЛАСС Вы знакомы с простейшим устройством для измерения силы — пружинным динамометром. Теперь разрабо­тайте конструкцию прибора для изме­рения максимального усилия тракто­ра, тянущего за собою борону. Попробуйте теоретически прикинуть жесткость пружины такого динамометра.


Маленькая подсказка: отличным творческим заданием для игры "НИЛ" может быть разработка какого-либо проекта.


Пример. ФИЗИКА Речь задачедателя: — Господа научные сотрудники! Наша фирма изготавливает резино­вые шнуры. Перед нами стоит зада­ча: исследовать, как зависит эла­стичность резины от различных фак­торов — мелких механических повре­ждений, проколов, влажности окру­жающей среды и даже наличия элек­трического или магнитного полей... Вам предстоит разработать проект


серии экспериментов. Результаты экспериментов должны быть представлены в удобном виде. Понятно, что учитель получит резуль­тат, имеющий развитие. Эти самые проекты он осуществит в лаборатор­ных работах на физическом практи­куме. И делать их ребята будут с гораздо большим интересом, чем стандартные работы из учебника. Конечно, практикум тоже стоит проводить как деловую игру.


ДИАЛОГ — Правильно ли я поняла, что и экспериментальные задания могут быть использованы в игре "НИЛ"? — Конечно! В том числе домашние эксперименты.


Пример. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ,

БИОЛОГИЯ Ученики на уроке получили задание разработать проект исследования: как зависит рост лука от состава воды? Проект выглядел так: ото­брать 10 примерно одинаковых по весу луковиц, посадить луковицы парами (для страховки): пару в дистиллированную воду, пару в водопроводную, пару в талую воду,


пару в подсоленную морской солью и пару в подсахаренную; наблюдать и измерять результаты проращива­ния луковиц.

После разработки проекта той же группой учеников были организова­ны домашние эксперименты. А дру­гие группы параллельно прорабаты­вали проекты: как зависит рост лука от количества воды? как зависит рост лука от освещения?


ДИАЛОГ — Мне кажется, что проведение деловых игр дает богатые возможности для приема "Театрализация". Можно ввести роль психолога, который будет наблюдать за "лабораториями" и оценивать их с позиции дружности работы и делать замечания тем, кто ведет себя "непсихологично". Может быть, даже штрафные баллы давать...

— Я рад, что вы заметили это. Пользуйтесь таким правилом: если в игре проявляется какой-то нежелательный эффект, то нельзя ли его устранить силами самих же учеников?



—А можно ли сыграть в педагогические "НИЛы"?

—Замечательно! Ребята славно поработают над созданием дидактики, которая пригодится в будущей работе. А о том, что именно они могут разрабатывать.

—Мне кажется, игра будет интереснее, если каждая группа придумает свое яркое название.

—Согласен!

ИграЗ: "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

Участники:

оппоненты — группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;

наблюдатели — учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох...

До игры: учитель заранее объявляет тему спо­ра, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.

Во время игры:

1. Группы обсуждают свои аргументы и воз­можные контраргументы противников.

2. Группы вступают в диспут.

3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности...)?

Пример.

Один из крупнейших ученых-экспе­риментаторов, академик П. А. Капи­ца, рассказывал, как в студенческие годы они проводили диспуты. Нужно было доказать, что черное — это белое, а белое — это черное. Под­готовка к такому диспуту заключа­лась именно в "перевертывании доски", то есть в обдумывании того, что может сказать противник.

Пример.

За несколько дней до занятий все ребята прочитали роман Джованьо­ли "Спартак" и должны были подго­товить ответ на вопрос: мог ли Спартак победить? Диалог начинает Сергей Г. Он счи­тает неудачным политический план Спартака и предлагает: а) поднять против Рима покоренные им племена; б) использовать союз гладиа­торов с разоряющимися крестьяна­ми. Сергей уверяет, что, действуя так на месте Спартака, он бы победил.

Учитель (В. Ф. Литовский): Итак, Сергей-Спартак, поднимай племена на бой. Я — вождь племени гермогаллов. Я слушаю тебя. Сергей-Спартак: Вы должны восстать против Рима, поддержать нас в этой борьбе.

Учитель-вождь: Почему? Зачем? Сергей-Спартак: Рим угнетает вас.

Вы должны завоевать свободу. Учитель-вождь: Нам совсем неплохо живется под властью Рима. Рим не вмешивается в наши дела. Сергей-Спартак: Рим грабит вас! Учитель-вождь: Да, кое-что приходится отдавать... Но не больше, чем жизнь мужчин племени, которые погибли бы в борьбе с Римом. И не больше личной свободы оставших­ся в живых после возможного поражения.

Сергей-Спартак: Вы трусы! Вы недо­стойны звания человека! Попытка навязать логику современного человека вождю племени оказывается неудачной. Исторический материал обнаруживает способность сопротивляться укладыванию в схемы современного мышления. Учащиеся сталкиваются с историческим персонажем как с субъектом истории. Он предстает как "не снимаемый" последующим развитием культуры, является уже не "мальчиком для битья", которого следует учить смелости и достоинству, а равноправным Собеседником в диалоге. Столкнувшись с этим противоречием, Сергей не выдерживает его, обращаясь к абстрактным лозунгам и декламации.

Сергей Г. умолкает. Гена 3. сменяет его.

Гена 3.Спартак: ...Но поход против Рима выгоден для нас. Мы научились громить римские легионы. Поддержите нас, и мы поделимся с вами добычей.

Учитель-вождь: Каким образом? Сколько? Как будем делить? В разговор вмешивается Сергей Г. Он перестроился и пытается теперь вернуть себе положение лидера в диалоге.

Сергей-Спартак: Мы дадим вам грабить города. Три дня вам хватит. Учитель-вождь (несколько выходя из роли):что станет делать славный Спартак, если его сплочен­ные и дисциплинированные легионы тоже захотят принять участие в грабеже?

Вопрос ставит детей в тупик. Первоначального самомнения как не бывало. Оно смешалось с целым рядом вопросов, проблем, загадок, обращенных к истории.



_____ДИАЛОГ - И это все?

— Все. В этой книге. Конечно, сюжетов деловых игр больше. Но изобрета­тельный читатель давно принял к сердцу наш общий лозунг: дорогу смекал­ке и творчеству!

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще общие схемы деловых игр, не сводящиеся
к уже описанным, применимы в школе? Как (и нужно ли) принимать экзамены
в форме деловой игры? Какие типовые проблемы возникают при проведении
таких игрс детьми различных возрастов?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.