ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Неблагодарное это дело — строить классификацию игр. Поступим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела. Здесь читатель найдет: 1) игры-тренинги; 2) игры в случайность; 3) театрализацию. ИГРЫ-ТРЕНИНГИ Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия... Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ ФОРМУЛА: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми мы "покоряем вершины". Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. Пример. ГРАММАТИКА Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, — найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т. е. сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, сколько придаточных и т.д.)? Пример. МАТЕМАТИКА "Эстафета". На доске написаны примеры в три столбика. Ученики разбиты на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание. Схема 2. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ФОРМУЛА: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните всем известную игру в города. Это типовой пример. Если участник-1 называет Новгород, то участник-2 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следующий назовет Киев, потом Волгоград... То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в "городах" таким признаком является последняя буква предыдущего слова. пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Игра проводится так же, как описанная выше в города. Но называются не только города, а любые слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day — yard — desk — knife — ... Естественно, слово нужно правильно назвать (написать) и дать его перевод. По мере накопления словарного запаса можно вводить дополнительные ограничения, например называть только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв, или имена собственные... Пример. ФИЗИКА Игра на повторение или проверку знания формул. Цепочка может выглядетьпримерно так: То есть каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущей формулы. ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ ФОРМУЛА: учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, — там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?", достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот — вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик... Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, запускают бумажный самолетик — в кого попадет... А одна учительница "по секрету" призналась, что делает шуточное "гадание по журналу". Пример. ИСТОРИЯ Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный материал, на уроке истории полетайте с ними на "хронолете". Для его изготовления не нужны громоздкие конструкции — простой бумажный самолетик, который мои мальчишки делают за минуту, вполне пригоден для "полетов во времени". Обычно в 5—8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игре. Карандашом пишу дату, место события и запускаю "хронолет": к кому на парту он сядет, тот и попадает в "другое время". Ученик, оказавшись в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но не отступая от исторической реальности. Пример. Из интервью в газете "Комсомольская правда" с участником одесской команды "Что? Где? Когда?" Виктором Байраком: —Как построены твои уроки? —Они разбиты на два этапа. Первый — накопление материала. Кстати, ребята четко знают, что набранный ими материал они будут использовать для доказательства своей самостоятельности (в данном случае в команде, а шире — в жизни). Учитель не ставит ни двоек, ни пятерок. Если человек лучше знает, он лучше играет. Так вот, дня за два до урока я прихожу в класс и предупреждаю, что будет игра между тремя-четырьмя командами на такую-то тему. Например, сегодня у меня 3 класс, и задолго до того, как эту тему будут проходить по школьной программе, мы берем историю Передней Азии: Междуречье, Персия, Вавилон, Ассирия и т. д. Сначала я даю цельную историческую картину. Это проходит как лекция со всякими интересными подробностями. Дети могут записывать, могут вообще не слушать, но в таком случае они не могут участвовать в игре, а это хуже любого наказания! На другой день я предлагаю выбрать им игру: это может быть "Что? Где? Когда?" или "Брейн-ринг", "Веришь—не веришь" или "Эрудит-лото", раскручивание логической цепочки или что-то еще. —Какие темы ты берешь? —Самые разнообразные. История, экономика. В принципе, так можно "проходить" любой предмет. Ты пойми, тема — не главное. Речь идет об общей эрудиции. Прежде всего надо научить человека мыслить, уметь решить логическую задачу в любой области. —Каковы же результаты? Это знания, которые охотно накапливают дети от первого до одиннадцатого класса. Дети получают то, чего им так недоставало в любой школе, — интерес. Они же сбегают с других уроков на мои! И еще: класс делится на тусовки, команды, компании, с которыми так долго боролась советская школа. Здесь они узаконены, у каждой команды свои законы, свой лидер-капитан, свое название.
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. ФОРМУЛА: разыгрываетая сценка на учебную тему. Пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобразный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Эта несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной информации о ее муже, рассказывают ей то, что знают о его судьбе. Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА На уроке Нина разыграла маленькую сценку: предложила детям подумать, о чем бы они говорили с древним человеком, если бы его случайно встретили. Вдруг открылась дверца шкафа, и из нее вышел "настоящий древний человек" в шкуре и с копьем. (Ну, не в шкуре, а в вывернутой дубленке.) Несомненно, интересно прикинуть вес дубленки, пощупать шкуру и расспросить, как жили его соплеменники сто тысяч лет назад. А может, поучимся у него добывать огонь без спичек? Пример. ФИЗИКА Вообще-то "Аристотеля" из Тулы зовут Котов Вадим Евгеньевич. Ему 27 лет. Аристотелем же он был только на время урока. — Представьте, пожалуйста, что я Аристотель, — обратился он к ребятам, — и докажите-ка мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму. Ребята тут же "вошли в предлагаемые обстоятельства", и разгорелся спор. А когда в их речь проникали-таки термины из учебника, "Аристотель" только недоуменно пожимал плечами: "Что это за странное слово вы сказали? Что-то я такого не знаю". В результате ребята очень скоро поняли, что хотел донести до них учитель: легко перевести Аристотеля на язык современных понятий и определений. Но это уже будет не Аристотель. Каждого мыслителя можно изучать по-настоящему только в контексте той эпохи, к которой он принадлежит. Для чего все это нужно? Объяснить это лучше всех сможет только сам Вадим Евгеньевич: — Я специально отсекал все попытки сослаться на термин из учебника, необходимо было вывести ребят на "искреннюю" работу. Чаще всего ребенок работает в системе навязанных ему алгоритмов. А хотелось бы, чтобы он работал в алгоритме своего собственного мировоззрения. Это и есть "искренняя" работа. Пример. ЛИТЕРАТУРА
ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ "Да-нетка", или Универсальная игра для всех Пусть из нашей классификации эта игра выламывается — неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию. "Да-нетка" учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.
Учитель может использовать "Да-нетку" для создания интригующей ситуации (см. прием "Удивляй!" на с. 11), организации отдыха на уроке, да и не только... ФОРМУЛА: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет". Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом. Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего школьного возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку). Пример. Таблица 1
После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие (и почему) слабыми? Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов. Вот еще одна запись игры. На этот раз действие происходит на уроке в третьем классе. Пример. Учитель: — Я задумала персонаж детской сказки. Он не боялся опасности и за это поплатился. Отгадайте — кто он? Дети уже знают из предыдущего опыта, что просто перебирать знакомых персонажей неэффективно и учитель такой перебор не поощряет.
Таблица 2
Подобные "Да-нетки" на отгадывание литературного персонажа, исторического деятеля, ученого будут уместны на разных уроках. Примеры. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее — помните, как он выбрался из пещеры циклопа, прицепившись снизу к овце? Конечно, это задачка для тех, кто знаком с мифами древних греков.) ИСТОРИЯ. Задуман военачальник. Кто? (Например, Наполеон.) ЛИТЕРАТУРА. Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? (Коробочка из "Мертвых душ" Гоголя.) ЛИТЕРАТУРА, ФИЗИКА, ХИМИЯ. Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? (Например, Гете или Ломоносов.) Загадать можно не только персонаж, но и любой объект, прибор, формулу, правило, слово... Примеры. РУССКИЙ ЯЗЫК. Учителем задумано правило. Какое? ГЕОМЕТРИЯ. По геометрическим свойствам отгадайте загаданную фигуру. ИНФОРМАТИКА. Летающая тарелка с существами, у которых по три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учеником, попадает в первый класс. Выйдя к доске, этот "ученик" составляет задачу по картине и решает ее: 5+12=21, но его со всех сторон поправляют: 5+8=13! Объясните ситуацию. (Введение в тему "Шестеричная система отсчета".) ХИМИЯ. Загадана химическая реакция. Какая? МАТЕМАТИКА, ХИМИЯ, ФИЗИКА... Задумана формула. Какая? ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ... Задумано физическое явление (химическое явление, историческое событие...). Какое? ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО. Задумана картина на историческое событие. Какая? ГЕОГРАФИЯ, АСТРОНОМИЯ. Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему? (Полярная ночь.) ГЕОГРАФИЯ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Загадан город (озеро, море, горы...). Какой? АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Нужно отгадать одно из слов заданного текста. (Ученики задают вопросы типа: Is it a noun? Is it a verb? Has it a letter "a"?..) ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Дан план города (карта). Учитель загадывает объект. Какой? (Where I live?) ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ. Специалист "на слух" сделал заключение о нормальной работе объекта. Назовите профессию специалиста. (Врач.) БИОЛОГИЯ, ФИЗИКА, ХИМИЯ. Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия — возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп... С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)
Примеры. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ЧТЕНИЕ. Лето. Ночь. Два человека копают чужой огород. Для чего? (Хотят получить знамя. Загадка была использована, чтобы заинтересовать рассказом Носова "Огородники".) ДЕТСКИЙ САД, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ПОЧТИ ЛЮБОЙ УРОК В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ. Что в мешочке, угадай? (В мешочке или за ширмой любой предмет, имеющий отношение к изучаемой либо повторяемой теме.) РУССКИЙ ЯЗЫК. - Я такого прелестного человека в жизни не встречал! — Иван, услышав это, бросил в соседа стакан, зажатый в руке. Почему? (Раньше слово "прелестный" означало "коварный".) ДИАЛОГ — Я применяла эту игру после того, как прочла о ней в сборнике Педагогика+ТРИЗ" № 2. Игра ребятам нравится. Но возникла такая проблема: в слабом классе ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга, повторяют их. Как быть? — Сделайте так: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учителя, а уж потом задает свой вопрос. Например, задумано животное. Ученик: — Оно живет в воде? Учитель: — Нет. Следующий ученик: — Теперь мы знаем, что это животное живет не в воде. Мой вопрос: оно имеет крылья? — ... — Мне кажется, "Да-нетки" нетрудно придумывать самостоятельно. — Конечно. Попробуйте прямо сейчас, не откладывая, придумать "Да-нетку" для своего урока. Получилось? Несколько лет назад я провел серию семинаров по ТРИЗ-педагогике для учителей физики и астрономии, и на них каждый учитель придумывал такие задачки. Теперь у меня в картотеке около 50 отличных "Да-неток" только из этих семинаров. Вот несколько из них: Что никогда не пропадет? (Энергия, импульс, температура...) (Г. Е. Мали-нина, Челябинск) Вот она была — и нету... (Скорость при торможении, испарение жидкости...) (А. Н. Гуляев, Нижний Новгород) Задумано явление, соответствующее пословице: "как аукнется, так и от Не смог учесть он расстоянье и поплатился за незнанье... Какие физические явления оказались причиной его гибели? (Речь идет об Икаре. Излучение, плавление.) (К. М. Фатуллаева, Выборг) Всегда вместе и всегда равны. (Сила действия и сила противодействия.) (А. В. Козлов, Красноярск) ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным пособием УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ СОУПРАВЛЕНИЕ Управление группой людей требует авторитета. Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика. Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь — уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения. В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие — авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры — какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая... А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей — демократической, дружеской, сотруднической. ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом. ФОРМУЛА: учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания. Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит. Пример. Учитель разбирает на уроке сложные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость ухва-тывания логической нити и распутывания всего клубка. Обычно диспозиция урока такая: учитель по одну сторону "баррикады"-задачи, а уче- ник — по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И, победив, поздравляют друг друга! А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе — в бой... Пример. Сергей Юрьевич Курганов (автор замечательной книги "Ребенок и взрослый в учебном диалоге") читал детям свои сочинения. На те самые учебные темы, на которые писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить! ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ФОРМУЛА 1: учитель выходит за пределы учебника. Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала — восторг и признательность ему обеспечены. Пример. — Я долго, — продолжал он, — мучился над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях — рассказать, как пружина колеблется, маятник колеблется и так далее? А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одессе по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца, и вдруг — отрывок из "Песни о Буревестнике". Его прекрасно исполняет Смоктуновский! А потом я задаю вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фрагмента?" И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях... Мой традиционный вопрос: "Назовите тело, которое не колеблется". И снова неожиданный ответ: "Кирпич". Я им говорю: "Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть — ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул". И потом после маленького музыкального фрагмента начинается чистая физика, 20 минут чистейшей физики: колебания маятника, уравнение движения.
ФОРМУЛА 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета. Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на уроках литературы и языка. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не будет выглядеть притянутым "за уши". Связать гуманитарный цикл с естественнонаучным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов, Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов... ФОРМУЛА 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры. Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала. Пример. Учитель физики начал тему "Резонанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов... Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. О картотеке учителя — разговор впереди.
СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ
ФОРМУЛА: учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого. Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, — они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя это не просто — автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но — риск вознаграждается! Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а оч-чень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование. _______ДИАЛОГ — А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок? —Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке. —Действительно, не просто такое произнести... —Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите ученикам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель увидит их ниже ("Введите роль" и "Резюме", см. с. 53 и 55). СОВЕТУЙТЕСЬ! ФОРМУЛА: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми! Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Ведь это действительно так. Но не устраивайте плебисцит — это может поставить вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо полная честность — либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите: последнее слово все-таки за вами. И конечно, вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение... ТРАДИЦИИ УРОКА Полезные ритуалы педагогического общения Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слаженно. ВХОД В УРОК Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в. урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, — все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный. ФОРМУЛА: учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса - простого опроса, ибо основная его цель — на- строить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок. Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА ФОРМУЛА: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием. Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!" Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным. Пример. Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время само собой сложилось, что щелчок выключателя обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно. ОТДЫХ Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет и середину. ФОРМУЛА: учитель использует традиционную игру-отдых на уроке. Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели — познанию. Читатель уже мысленно оглянулся на раздел "Игровая учебная деятельность" и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры "Да-нетка" (см. с. 44). Но всякому делу на уроке — свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заиграться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа "Давайте еще поиграем!" не будет. Тем более что эта игра — не последняя. ЗАДАНИЕ - НА СТОЛ! ФОРМУЛА: если дети регулярно сдают домашнее задание на проверку, то процедура сдачи отрабатывается единожды и надолго. И кладутся тетради всегда на определенное место учительского стола. РУКИ ПРОЧЬ! Стенания пятиклассника: "Первый раз учительница устроила мне головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз — за то, что вытер. Где справедливость?" Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила. Что делать учителю? Доску сторожить? Похожая проблема волнует учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядные пособия к уроку. Школьный народец очень любопытен. Сколько раз приходилось видеть сцену: "Зачем трогал? — А я не зна-ал". Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые "потрогать" можно и даже полезно. И необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть? Что ж, и эта задача решаема. Пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого — не трогать! Можете даже объявить конкурс на эскиз знака — это только поспособствует его известности. ФОРМУЛА: при необходимости специальный запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску. Конечно, мы не исчерпали всей темы. И не сделаем этого — ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться, чтобы полезные традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными? _____ДИАЛОГ — Я учитель химии. В кабинете всегда лежит у входа мокрая тряпка, и я требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом? -Да. ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ ЧЕТКАЯ КОМАНДА Что такое четкая команда? Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и произносит: "Свободная парта". Хозяева парты быстро собираются и освобождают ее, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит? Действия учеников по, команде "Свободная парта" заранее оговорены и даже отрепетированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт. ФОРМУЛА: учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд. Команду можно считать четкой, если есть совершенно понятная, не допускающая отклонений технология ее выполнения. В некоторых случаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины. Пример. Кому не знакома такая сцена. Сдается контрольная работа, распоряжение учителя уже прозвучало. Но один ученик списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит: "Я забыл тетрадь подписать!" — и, как бы подписывая тетрадь, лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходным вариантом — ответ сверяет. Немногим лучше дело обстоит, если тетрадь собирает дежурный. Тогда можно пронаблюдать бой гладиаторов не за жизнь — за тетрадку. Не спасает и способ, когда тетради передают с задних парт на передние. Основная причина создавшейся ситуации в том, что ребята находятся в состоянии стресса. Стремление "доделать" оказывается сильней других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражают и педагога, который не справляется в этот момент с классом, и школьников, что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках. Но возможен и другой сценарий. Пользуйтесь правилом: любая контрольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она четкой командой: "Работа окончена". По этой команде ученики СРАЗУ ЖЕ откладывают в сторону ручки, карандаши и т. п. Обмануть в этом случае нельзя — пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо, 2—3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было непонятно? Ответы? Пожалуйста... У тебя неправильно? Не переживай, может, только в расчетах ошибся... Главная цель — успокоить, войти в нормальный режим. Теперь последняя четкая команда: по знаку учителя на каждом ряду один ученик собирает тетради. И напоследок о маленькой хитрости: за 2—3 минуты до завершения работы учитель предупреждает об этом, например, звонком колокольчика. И опять автор, рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы. Пример. Команда "Внимание!". По этой команде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, обсуждение в группах, решение задач...) и сосредотачиваются на учителе. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках неизбежен "рабочий шум"(деловые игры, лабораторные и практические работы...). Тогда учителю не придется говорить и даже кричать, перекрывая многие голоса. _______ДИАЛОГ — Не напоминает ли это немного казарму? Хочется больше человеческого тепла, что ли... Слишком технологично. — Вспоминаю старый добрый фильм "Звуки музыки". Помните? Там мужчина остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому, что не любил. А потому, что четкая организация и ритм позволяли нормально выжить в такой ситуации. В том числе и освободить время для спокойного человеческого общения. И еще: нет ничего добрее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология — это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи... Хорошая — комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании — прочные знания плюс здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется. — Оправдывается ли время, затраченное на отработку четких команд? — Такие команды отрабатываются только для часто повторяющихся ситуаций. Один раз отработали — много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех-четырех команд для успешной работы в классе. НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ или, в переводе, несловесное управление Где проще всего спрятать дерево? Правильно — в лесу. Подобное растворяется в подобном. Но причем здесь наши уроки? Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия — тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо "подобное растворятся в подобном". И это создает дополнительную нагрузку ученику: ему приходится разделять разного характера сигналы, то есть учебную и управляющую информацию, следующую вперемежку по одному каналу восприятия. Потому-то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме "Четкая команда". Его звук отличается от звука голоса. Именно такой — отличающийся — звук уместен для команды "Внимание!" при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, автор только недавно "прозрел", что не каждый умеет хлопать громко! К счастью, руки могут не только хлопать. Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке. ФОРМУЛА: учитель использует для управления классом несловесные команды. Пример. Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. Тогда мне поручили (больше некому было) вести физику в очень хулиганском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебного года. Скоро — учебный практикум. А это куча приборов на столах, пересадки с парты на парту, необходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках... Самое страшное в такой ситуации — потерять управление. За три урока до начала практикума стали отрабатывать поведение в предполагаемой ситуации. Пять минут в конце каждого урока — самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так: "А теперь — шумим. Разве это шум? Сергей, я же знаю, как ты умеешь шуметь! Три хлопка — и полная тишина!!! Нет, еще быстрее! Мы добились полного внимания за секунду. Плохо... Надо за полсекунды!"1 Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема: ДАЙ СЕБЕ ПОМОЧЬ... ...и польза от этого будет великая. Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под вашим руководством. Пример. Успевающие ученики 11 класса получали задание: оформить по три задачи на повторяемые темы. Каждая задача записывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и выделялись промежуточные результаты. Через несколько лет учитель получил сборник контрольных работ на все темы 9—10 классов. Контрольные состояли из 30—40 вариантов трех степеней сложности. То есть в последующей практике учителя каждый ученик получал свой отличающийся вариант — и никаких проблем со списыванием. Кстати, силами тех же учеников работы аккуратно оформлены: каждый вариант на сложенном пополам — как маленькая книжечка — плотном листе формата А4. И проверять контрольную — одно удовольствие. Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными задачами и промежуточными результатами. По такой тетради, опять-таки, контрольную проверят помощники учителя — старшеклассники. Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать ваши ученики, вернитесь к списку типовых творческих заданий. Конечно, прием не сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики-лаборанты на практических работах... ФОРМУЛА: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Главное правило: помощь не бывает "из-под палки". Если кто-то делает что-то в "добровольно-принудительном" порядке — не будем ждать от него хорошего отношения. _____ ДИАЛОГ — Ставить ли оценки за помощь? — Прежде всего не забыть поблагодарить. Не в спешке обронить казенное в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто-то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторения — да. Надеюсь, понятно, почему... И еще: если ученик разработал применяемый в дальнейшем материал — ну хотя бы задание контрольной работы, то на нем обозначено: разработал такой-то. —А можно ли специально организовывать ситуацию, в которой требуется помощь? — Наверное, да, и особенно в младших классах. Во всяком случае мне известны примеры, когда учителя делают это искусно.
Пример. Сергей Ефремов2 из Рязани рассказывал, как конструировал такие ситуации. "Ой, мне нужен еще один карандаш", — тотчас же множество дружеских рук первоклашек тянется к учителю с предложением помощи. Карандаш берется у низкостатусного ученика, который нуждается в психологической поддержке.
ВВЕДИТЕ РОЛЬ ФОРМУЛА: ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. Учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт знаний, теорию или гипотезу, набор фактов. Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует реплика: "А я не верю! Докажите, что..." Это действует "Фома неверующий". Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лекции. К концу урока или его теоретической части слово берет "связник". Его роль — найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам. А может быть, на этом уроке лучше ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной. Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль (это может быть один или несколько учеников) — подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. (Приемы устного опроса см. далее, на с. 56). Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку. Интересная роль — "штурман". Это группа учеников, задача которых разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы. Конечно, по согласованию с учителем. Если предыдущие роли можно было условно назвать дидактическими, то теперь поговорим об организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях — решать учителю — может быть долговременной. Это — "адвокат". Почетная и уважаемая роль. Все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т. п.) теперь не сваливаются многоголосым хором на голову учителя, а рассказываются, пишутся, передаются "адвокату". А он защищает их интересы. Конечно, роль может осуществиться, если учитель серьезно к ней относится и дает "адвокату" реализовать свои права. Что не означает необходимости идти на поводу. Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем отпадут на стадии разговора ученика с "адвокатом", если последний знает предмет. Впрочем, спорных оценок практически не бывает, если учитель... Стоп! Автор опять забежал вперед. Разговор о приемах оценивания впереди... "Психолог". Эта роль вводится тогда, когда в "королевстве не все спокойно". В конце урока "психолог" оценивает атмосферу урока, степень ее дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (подскажите ему — как) замечания любому участнику урока, в том числе учителю: "Анатолий Александрович! После ответа Виктор остался зря стоять у доски целых 5 минут..." или "Вы обещали спросить Иру и забыли..." Учитель: "Да, а я и не заметил. Извини, Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять увлекусь?", "Виноват перед Ирой. Давай на переменке решим, как быть". А иной раз так приятно услышать: "Все было здорово. Всегда бы так". "Хранитель времени". Он записывает на полях своей тетради-конспекта время, когда вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого вида: устный опрос — 12.40, объяснение темы — 12.45, разбор задачи — 13.00, самостоятельная работа в группах — 13.10, обсуждение урока плюс разбор д/з — 13.20. Таким образом, учитель сможет сверить хронометраж реального урока со своим планом: где затянул время и почему? стоило ли это делать?.. Хороший способ научиться "чувствовать кожей" урочное время. Итак, типовые роли: Фома неверующий, связник, спонсор знаний, почемучка, адвокат, штурман, подводящий черту, психолог, хранитель времени. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталкивается "учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе? Что из них применимо в детском саду или вузе? ДИАЛОГ — Дидактические роли даются только сильным ученикам? —Смотря какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные. Не будет грехом даже подсказать начинающему "Фоме", в каком месте ему надо бы "возмутиться". —Мне кажется, что "адвокатом" лучше всего быть самому авторитетному в классе ученику. А роль "психолога" я бы поручила классному хулигану. —Поэкспериментируйте! Советую относиться к этому немножко как к игре. Учтем только, что роли в большинстве своем стоит "тасовать" — пусть разные ученики побудут в разных ролях. Только не забудьте потом рассказать, что у вас получилось. —Как часто менять роли? —"Хранитель времени" — сравнительно длительная роль. Поначалу ученик просто забывает аккуратно проставлять время. Но через несколько уроков это делается автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли месяц. А "подводящего итоги" или "вопрошателей" можно менять от урока к уроку. А можно и не менять некоторое время — учителю виднее. —А не слишком ли все это сложно? —Если вы с понедельника раздадите все роли, то вероятность провалиться не мала. Роли нужно вводить постепенно. —Какую роль нужно вводить первой? —Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда, на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно, чтобы — А можно поделиться? У меня на уроках в начальных классах работает по словарю. —Замечательно! —У меня вопрос: если "связник" или "подводящий итоги" будет делать неправильные выводы, каковы действия учителя? —Ну и что? Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать их мнения для диалога. Можете и просто промолчать. Благодаря любому из этих действий ученики после уроков лишний раз поговорят о вашем предмете. А вам того и надо. Еще один простой прием организации обратной связи — "Мордашки". Для старших групп д/с или первых классов. "МОРДАШКИ" ФОРМУЛА: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Например, вот таких: Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше — урок удался! Для старших классов другой прием обратной связи — "Резюме". РЕЗЮМЕ ФОРМУЛА: ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю... Резюме дается раз в неделю или в месяц. Некоторые типовые вопросы: 1. Что нравится на уроках? 2. Что не нравится на уроках? 3. Можешь ли учиться лучше по предмету? 4. Что мешает учиться лучше? 5. Какие действия учителя считаешь неправильными? 6. Поставь отметку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй ее. 7. Поставь себе отметку по 10-балльной системе. Обоснуй ее. Но по крайней мере один раз в каждом классе используйте резюме обязательно. Иногда можно услышать довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках. Пример. Полина К. преподает черчение. На одном из семинаров автора она рассказала: "Завуч часто говорит мне, что я не умею работать и дети плохо относятся к моим урокам. Я чувствую, что это не так, но не могу возразить. А в последнее время — человек я внушаемый — и сама стала сомневаться. Что мне делать?" Через месяц Полина случайно встретила автора: "Я использовала резюме по вашему совету. И сейчас чувствую себя гораздо увереннее. Завуч была неправа..." Конечно, в резюме можно "схлопототать" по первое число. Бывает. В архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему пришлось получить. Произошло это после очередного двухчасового занятия кружка "Изобретатель". Пример. Форма резюме была такой: 1. Что не понравилось на занятии? 2. Что понравилось? 3. Какие вопросы остались после занятия? 4. Оценка работы преподавателя и своей. Вот оно, резюме шестиклассницы Светы: 1. Мне очень не понравилось занятие в пятницу. Во-первых, начали не в 16, а позже, во-вторых, было много бесполезной информации. Зачем вы так долго говорили о Латвии, о конкурсах в журнале "Костер". 2. Единственное, что было важно и интересно для меня, как говорится, для ума и для сердца, это рассказ о тризовских кружках Викентьева, где кроме ТРИЗ преподают журналистику, и о семье Мурашковских. Честно говоря, мне что-то не верится, чтобы мальчик пяти лет мог так рассуждать. А упражнение типа "Барьер"? Зачем вы так долго говорили о том, что очень важно уметь брать интервью, но не показали даже на примере, как из человека выманивать информацию, и задали нам на эту тему домашнее задание? 3. Может ли быть такое: человек не может ударить другого человека, а потом, перешагнув этот барьер, спокойно убивать людей? 4. Преподавателю — 3 балла (почти все занятие — бесполезная информация). Себе — 3 балла (просто слушала). Тем больнее, что столь низкая оценка занятия была неожиданной. Я даже немного обиделся на Свету. Глупо и непрофессионально — но все мы люди... К слову сказать, за то же занятие другой кружковец, Саша Б., поставил 10 баллов. И сделал приписку: "Снизил бы вам оценку, но пока не знаю, как сделать лучше". Строго? — Строго! И правильно. Автор призывает культивировать строгое отношение к себе. Это хорошее условие для профессионального роста. Да и ученики тогда строгое отношение к ним принимают, как справедливое.
Конечно, форма резюме может быть различной. Хочу привести один симпатичный пример из начальной школы. Резюме — не резюме, но что-то похожее... Пример. "Помогите мне!" — так называется маленькая тетрадочка, которая лежит на столе учительницы в 3"А" классе. Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос, обратиться с просьбой, высказать пожелание, сообщить учителю о своих затруднениях — и сразу же получить совет, поддержку, помощь... Это все равно что шепнуть учителю на ушко. Посудите сами: —Светлана Анатольевна, вы очень быстро диктуете... Я не успеваю... Кира. —Давайте сходим в зоопарк на экскурсию и посмотрим зверей и рыб. Я хочу узнать побольше о них... Сергей. —Скажите Сереже, чтобы он меня не толкал нарочно... когда я пишу... Инна. —У меня пропала ручка... я ее оставила после чтения на парте, а на математике уже не нашла... Кто найдет, пусть скажет... —Давайте во время уроков делать паузы и заниматься физкультурой... а то, когда сидишь долго, немного устаешь... Олег. —А можно нам смотреть вечером телевизор? Мама говорит, что нельзя, а я думаю, что если хочется, то можно, хотя бы чуть-чуть... Я хочу, чтобы на родительском собрании вы поговорили, можно смотреть или нет... Света.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|