Здавалка
Главная | Обратная связь

ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Неблагодарное это дело — строить классификацию игр. Поступим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела.

Здесь читатель найдет: 1) игры-тренинги; 2) игры в случайность; 3) театрализацию.

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ

Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия...

Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ

ФОРМУЛА: если необходимо проделать большое число однообраз­ных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.


пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Сложение с переходом через деся­ток. Вместе с детьми мы "покоряем вершины". Решаем примеры и пере­мещаем фигурки альпинистов на со­ответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.

Пример. ГРАММАТИКА Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Напри­мер: представь себе, что ты редак­тор и отвечаешь за выпуск очеред­ного номера газеты, а в текст вкра­лись ошибки, — найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вы­мерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме


предложения воссоздать его облик (т. е. сказать, простое оно или слож­ное, сложносочиненное, сложнопод­чиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем глав­ных, сколько придаточных и т.д.)?

Пример. МАТЕМАТИКА "Эстафета". На доске написаны при­меры в три столбика. Ученики разби­ты на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновремен­но подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эста­фету дальше. Выигрывает та коман­да, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.


Схема 2. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА

ФОРМУЛА: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия

в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее

действие зависит от предыдущего.

Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните всем известную игру в города. Это типовой пример. Если участник-1 называет Новгород, то участник-2 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следую­щий назовет Киев, потом Волгоград... То есть суть игры по такой схеме

заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в "городах" таким признаком является последняя буква предыдущего слова.


пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Игра проводится так же, как описан­ная выше в города. Но называются не только города, а любые слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day — yard — desk — knife — ... Естественно, слово нужно правильно назвать (написать) и дать его пере­вод. По мере накопления словарного запаса можно вводить дополнитель­ные ограничения, например назы­вать только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв, или имена собственные...


Пример. ФИЗИКА Игра на повторение или проверку знания формул. Цепочка может выглядетьпримерно так:

То есть каждый участник должен на­писать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущей формулы.


ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ

ФОРМУЛА: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.


Там, где правит бал случай, — там азарт. Попробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикар­ную, как в телевизионной игре "Что? Где? Когда?", достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот — вращать диск отно­сительно неподвижного указателя. Объектом слу­чайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема до­клада, вызываемый ученик... Кроме рулетки ис­пользуют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, запуска­ют бумажный самолетик — в кого попадет... А одна учительница "по секрету" призналась, что делает шуточное "гадание по журналу".

Пример. ИСТОРИЯ Если вы хотите, чтобы ваши ученики лучше повторили пройденный мате­риал, на уроке истории полетайте с ними на "хронолете". Для его изго­товления не нужны громоздкие кон­струкции — простой бумажный само­летик, который мои мальчишки де­лают за минуту, вполне пригоден для "полетов во времени". Обычно в 5—8 классах я уделяю в конце урока несколько минут этой игре. Карандашом пишу дату, место события и запускаю "хронолет": к ко­му на парту он сядет, тот и попадает в "другое время". Ученик, оказав­шись в другом времени, должен рассказать нам о том, что он там видел. Ребята с удовольствием играют в эту игру. Им разрешается фантазировать, но не отступая от ис­торической реаль­ности.

Пример. Из интервью в газете "Комсомоль­ская правда" с участником одесской команды "Что? Где? Когда?" Викто­ром Байраком:

—Как построены твои уроки?

—Они разбиты на два этапа. Пер­вый — накопление материала. Кста­ти, ребята четко знают, что набран­ный ими материал они будут исполь­зовать для доказательства своей са­мостоятельности (в данном случае

в команде, а шире — в жизни). Учи­тель не ставит ни двоек, ни пятерок. Если человек лучше знает, он лучше играет.

Так вот, дня за два до урока я при­хожу в класс и предупреждаю, что будет игра между тремя-четырьмя командами на такую-то тему. Напри­мер, сегодня у меня 3 класс, и за­долго до того, как эту тему будут проходить по школьной программе, мы берем историю Передней Азии: Междуречье, Персия, Вавилон, Ас­сирия и т. д. Сначала я даю цельную историческую картину. Это проходит как лекция со всякими интересными подробностями. Дети могут записы­вать, могут вообще не слушать, но в таком случае они не могут участво­вать в игре, а это хуже любого нака­зания! На другой день я предлагаю выбрать им игру: это может быть "Что? Где? Когда?" или "Брейн-ринг", "Веришь—не веришь" или "Эрудит-лото", раскручивание логической цепочки или что-то еще.

—Какие темы ты берешь?

—Самые разнообразные. История, экономика. В принципе, так можно "проходить" любой предмет. Ты пой­ми, тема — не главное. Речь идет об общей эрудиции. Прежде всего надо научить человека мыслить, уметь решить логическую задачу в любой области.

—Каковы же результаты?

Это знания, которые охотно накапливают дети от первого до одиннад­цатого класса. Дети получают то, че­го им так недоставало в любой шко­ле, — интерес. Они же сбегают с дру­гих уроков на мои! И еще: класс делится на тусовки, команды, компа­нии, с которыми так долго боролась советская школа. Здесь они узаконе­ны, у каждой команды свои законы, свой лидер-капитан, свое название.

 

 


ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.

ФОРМУЛА: разыгрываетая сценка на учебную тему.


Пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Александр Михайлович выбрал для своего открытого урока своеобраз­ный сюжет, сам по себе задающий высокий темп, который является одним из признаков учительского профессионализма. На берег выбро­сило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видео­записи слушают его жену и пишут ей письмо. Эта несчастная женщина через некоторое время звонит по телефону, и ребята, как свидетели бесценной инфор­мации о ее муже, рассказывают ей то, что знают о его судьбе.

Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА На уроке Нина разыграла маленькую сценку: предложила детям подумать, о чем бы они говорили с древним человеком, если бы его случайно встретили. Вдруг открылась дверца шкафа, и из нее вышел "настоящий древний человек" в шкуре и с копь­ем. (Ну, не в шкуре, а в вывернутой дубленке.) Несомненно, интересно прикинуть вес дубленки, пощупать шкуру и расспросить, как жили его соплеменники сто тысяч лет назад. А может, поучимся у него добывать огонь без спичек?

Пример. ФИЗИКА Вообще-то "Аристотеля" из Тулы зовут Котов Вадим Евгеньевич. Ему 27 лет. Аристотелем же он был только на время урока. — Представьте, пожалуйста, что я Аристотель, — обратился он к ребя­там, — и докажите-ка мне, что моя теория ошибочна. Только не поль­зуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму.

Ребята тут же "вошли в предлагае­мые обстоятельства", и разгорелся спор. А когда в их речь проникали-таки термины из учебника, "Аристо­тель" только недоуменно пожимал плечами: "Что это за странное слово вы сказали? Что-то я такого не знаю". В результате ребята очень скоро поняли, что хотел донести до них учитель: легко перевести Аристотеля на язык современных понятий и определений. Но это уже будет не Аристотель. Каждого мыслителя можно изучать по-настоящему только в контексте той эпохи, к которой он принадлежит.

Для чего все это нужно? Объяснить это лучше всех сможет только сам Вадим Евгеньевич: — Я специально отсекал все попытки сослаться на термин из учебника, не­обходимо было вывести ребят на "искреннюю" работу. Чаще всего ре­бенок работает в системе навязан­ных ему алгоритмов. А хотелось бы, чтобы он работал в алгоритме своего собственно­го мировоззрения. Это и есть "искрен­няя" работа.

Пример. ЛИТЕРАТУРА
Московский психолог Л. А. Концевая
предложила своим ученикам вообра­зить себя актерами или режиссера­ми. Каждый актер сам выбрал себе роль — Катерины, Варвары, Дикого, Кудряша; каждый режиссер самосто­ятельно выбрал сцену для постанов­ки. После этого каждый проделывал ту подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру — чтобы понять пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры писали, как они представляют себе день из жизни своего героя, режиссеры — как дол­жна играться выбранная ими сцена. Несмотря на то, что каждый ученик вживался только в один образ, он неминуемо должен был "прочувство­вать" всю пьесу. Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и Кабаниху, и Бориса, и Тихона. Для того чтобы поставить одну сцену в пьесе, надо постигнуть смысл как предыдущих, так и последующих сцен.

 


ДА И НЕТ ГОВОРИТЕ

"Да-нетка", или Универсальная игра для всех

Пусть из нашей классификации эта игра выламывается — неважно. А важно то, что она способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию. "Да-нетка" учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

 


Учитель может использовать "Да-нетку" для создания интригующей ситуации (см. прием "Удивляй!" на с. 11), организации отдыха на уроке, да и не только...

ФОРМУЛА: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературно­го или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

Проиллюстрируем игру фрагментом занятия в кружке ТРИЗ с детьми среднего школьного возраста. Ребята должны отгадать загаданный учителем предмет быта (лампочку).

Пример. Таблица 1

 

Вопросы детей Ответы Комментарии
Этот предмет используется людьми давно? И да и нет Вопрос слабый. Понятие "давно" — очень относительно. Критериев давности не задано, так что под это понятие попадает и "вчера", и "сто лет назад". Таким образом, ученикам ничего не удалось прояснить.
   
Этот предмет сельского быта? И да и нет Вопрос для начальной стадии игры слабый. Большинство предметов быта трудно четко разделить на "сельские" или "городские".
Это приспособление для приготовление пищи? Нет Вопросы 3—5 довольно сильные. Дети пытаются
    построить классификацию предметов быта по их
Это инструмент для обработки чего-то? Нет функции. Каждый вопрос отсекает довольно большую группу предметов и сужает поле поиска. Будь дети немного опытнее, они могли бы выйти
Прямое назначение предмета — Нет на контрольный ответ, задав еще несколько
  отдых?   вопросов из этой серии.
Может ли человек обойтись И да и нет Вопрос слабый. Что значит — "обойтись"? В какой-
  без него?   то момент времени или всегда? Вопрос не приблизил к ответу.
Им пользуются взрослые Да Вопрос не сильный. Понятие "пользуются"
  и дети?   определенно недостаточно строгое. Фактически дети хотели выяснить, не игрушка ли искомый предмет?
Предмет относится к мебели? Нет Вопросы 8—10 сильные, с них надо было начинать.
Предмет относится к посуде? Нет Определяется класс предмета, значительно
Это электрический прибор? Да сужается поле поиска с каждым вопросом.
Это магнитофон? Нет Вопрос слабый, один из учеников не выдержал и перешел к "гаданию)" методом сплошного перебора...
Этот прибор используется Нет Вопрос хороший. Отсекает широкую группу
  для передачи звука?   электронных приборов. Задан вовремя.
Это осветительный прибор? Да  
Это лампа? Да! Контрольный ответ найден.

После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? какие (и почему) слабыми? Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

Вот еще одна запись игры. На этот раз действие происходит на уроке в третьем классе.

Пример. Учитель: — Я задумала персонаж детской сказки. Он не боялся опас­ности и за это поплатился. Отга­дайте — кто он? Дети уже знают из предыдущего опы­та, что просто перебирать знакомых персонажей неэффективно и учитель такой перебор не поощряет.

 

Таблица 2


 

Вопросы детей Ответы Комментарии
Это животное или человек? - Учитель жестом отказывается от ответа. Вопрос задан некорректно, ведь на содержащий "или" вопрос невозможно ответить условленным
      образом.
Это животное? Нет Вопросы 2 и 3 хороши, так как отсекают большое
Это человек? Нет количество возможных персонажей.
Это существо бывает по- Нет Вопрос сильный. Если бы его задали раньше,
  настоящему?   то два предыдущих вопроса не понадобились бы. Постараемся, чтобы дети это поняли.
Этот персонаж часто встре- Нет Вопрос хороший. Сразу отметаются вопросы типа
  чается в других сказках?   "гном" или "дракон". Но, если бы игра велась со старшим возрастом, учитель мог бы отказаться от ответа, ведь понятие "часто" неопределенно.
В какой он был одежде? - Жест отказа. На подобный вопрос невозможно ответить условленным образом.
Это фея? Нет Вопрос слабый. Пропущен явно более общий вопрос: применяет ли персонаж волшебство?
Это существо разговаривает? Да  
Оно большое?   Жест отказа. Учитель приучает детей к тому, что такие вопросы неправильны. Большим или маленьким объект может быть только по отноше­нию к другому объекту. Например, Колобок маленький по сравнению с лисой, но большой по сравнению с муравьем.
Ходит ногами? Нет Вопросы 10—13 сильные. Ребята вышли на
Ползает? Нет свойство, которое и приведет их к отгадке.
Ходит на четырех лапах? Нет  
Вообще умеет передвигаться? Да  
Катится? Да Похоже, ученик уже отгадал персонаж, но
Это Колобок? Да! теперь — и это мы обязательно отметим! — задает проверочный вопрос.

 

 

Подобные "Да-нетки" на отгадывание литера­турного персонажа, исторического деятеля, уче­ного будут уместны на разных уроках.


Примеры.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Этот человек придумал способ передви­жения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше никогда не пользовался. Кто он? (Речь идет об Одиссее — помните, как он выбрал­ся из пещеры циклопа, прицепив­шись снизу к овце? Конечно, это задачка для тех, кто знаком с ми­фами древних греков.)

ИСТОРИЯ. Задуман военачальник. Кто? (Например, Наполеон.)

ЛИТЕРАТУРА. Героиня не отлича­лась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? (Коробочка из "Мерт­вых душ" Гоголя.)

ЛИТЕРАТУРА, ФИЗИКА, ХИМИЯ. Серьезные занятия наукой не меша­ли ему сочинять стихи. Кто он? (Например, Гете или Ломоносов.)


Загадать можно не только персонаж, но и любой объект, прибор, формулу, правило, слово...


Примеры.

РУССКИЙ ЯЗЫК. Учителем заду­мано правило. Какое?

ГЕОМЕТРИЯ. По геометрическим свойствам отгадайте загаданную фигуру.

ИНФОРМАТИКА. Летающая та­релка с существами, у которых по три пальца на руках, приземлилась на площадке перед школой. Одно из этих существ, прикинувшись учеником, попадает в первый класс. Выйдя к доске, этот "ученик" составляет задачу по картине и решает ее: 5+12=21, но его со всех сторон по­правляют: 5+8=13! Объясните ситу­ацию. (Введение в тему "Шестерич­ная система отсчета".)

ХИМИЯ. Загадана химическая реакция. Какая?

МАТЕМАТИКА, ХИМИЯ, ФИЗИКА... Задумана формула. Какая?

ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ... Задумано физическое явление (химическое явление, историческое событие...). Какое?

ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО. Задумана картина на историческое событие. Какая?

ГЕОГРАФИЯ, АСТРОНОМИЯ. Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему? (Полярная ночь.)

ГЕОГРАФИЯ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Загадан город (озеро, море, горы...). Какой?

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Нужно от­гадать одно из слов заданного тек­ста. (Ученики задают вопросы типа: Is it a noun? Is it a verb? Has it a letter "a"?..)

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Дан план города (карта). Учитель загадывает объект. Какой? (Where I live?)

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ. Спе­циалист "на слух" сделал заключение о нормальной работе объекта.

Назовите профессию специалиста. (Врач.)

БИОЛОГИЯ, ФИЗИКА, ХИМИЯ. Жена немецкого сельского врача Ро­берта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С лег­кой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелев­ской премии. Его именем названа бактерия — возбудительница тубер­кулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга? (Подарком был микроскоп... С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной бо­лезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)


Последняя "Да-нетка" хороша как ввод в темы "Микроскоп" или "Опти­ческие приборы" на уроке физики или "Микроорганизмы" на уроке биологии. А если дети не смогли, не успели найти ответ? Прекрасно — используем прием "Отсроченная отгадка" (см. с. 12). Еще несколько интригующих загадок:

 


Примеры.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ЧТЕНИЕ. Лето. Ночь. Два человека копают чужой огород. Для чего? (Хотят по­лучить знамя. Загадка была исполь­зована, чтобы заинтересовать рас­сказом Носова "Огородники".)

ДЕТСКИЙ САД, НАЧАЛЬНАЯ ШКО­ЛА, ПОЧТИ ЛЮБОЙ УРОК В СРЕД­НЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ. Что в ме­шочке, угадай? (В мешочке или за


ширмой любой предмет, имеющий отношение к изучаемой либо повто­ряемой теме.)

РУССКИЙ ЯЗЫК. - Я такого пре­лестного человека в жизни не встречал! — Иван, услышав это, бро­сил в соседа стакан, зажатый в ру­ке. Почему? (Раньше слово "пре­лестный" означало "коварный".)


ДИАЛОГ — Я применяла эту игру после того, как прочла о ней в сборнике Педагогика+ТРИЗ" № 2. Игра ребятам нравится. Но возникла такая проблема:

в слабом классе ребята не слышат или не запоминают вопросы друг друга,

повторяют их. Как быть?

— Сделайте так: пусть ученик делает вывод из предыдущего ответа учи­теля, а уж потом задает свой вопрос. Например, задумано животное. Ученик: — Оно живет в воде? Учитель: — Нет. Следующий ученик: — Теперь мы знаем, что это животное живет не в воде. Мой вопрос: оно имеет крылья? — ...

— Мне кажется, "Да-нетки" нетрудно придумывать самостоятельно.

— Конечно. Попробуйте прямо сейчас, не откладывая, придумать "Да-нетку" для своего урока. Получилось? Несколько лет назад я провел серию семи­наров по ТРИЗ-педагогике для учителей физики и астрономии, и на них каждый учитель придумывал такие задачки. Теперь у меня в картотеке около 50 отличных "Да-неток" только из этих семинаров. Вот несколько

из них:

Что никогда не пропадет? (Энергия, импульс, температура...) (Г. Е. Мали-нина, Челябинск)

Вот она была — и нету... (Скорость при торможении, испарение жидко­сти...) (А. Н. Гуляев, Нижний Новгород)

Задумано явление, соответствующее пословице: "как аукнется, так и от­
кликнется". (3-й закон Ньютона, или эхо, или радиолокация...) (И. Н. Буда­
нова, Выборг) .

Не смог учесть он расстоянье и поплатился за незнанье... Какие физичес­кие явления оказались причиной его гибели? (Речь идет об Икаре. Излучение, плавление.) (К. М. Фатуллаева, Выборг)

Всегда вместе и всегда равны. (Сила действия и сила противодействия.) (А. В. Козлов, Красноярск)

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: было бы полезно собрать и издать отдельным пособием
большую картотеку "Да-неток" по разным учебным предметам.


УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

СОУПРАВЛЕНИЕ

Управление группой людей требует авторитета.

Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.

Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все по­нимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь — уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.

В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляю­щие — авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры — какая состав­ляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая...

А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей — демократической, дружеской, сотруднической.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старше­классникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.

ФОРМУЛА: учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.


Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит.

Пример. Учитель разбирает на уроке слож­ные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость ухва-тывания логической нити и распуты­вания всего клубка. Обычно диспо­зиция урока такая: учитель по одну сторону "баррикады"-задачи, а уче-


ник — по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И, победив, поздравляют друг друга!

А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе — в бой...

Пример. Сергей Юрьевич Курганов (автор за­мечательной книги "Ребенок и взрос­лый в учебном диалоге") читал де­тям свои сочинения. На те самые учеб­ные темы, на которые писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!


ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ

ФОРМУЛА 1: учитель выходит за пределы учебника.


Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мульт­фильма или детского сериала — восторг и при­знательность ему обеспечены.

Пример. — Я долго, — продолжал он, — мучился над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях — рассказать, как пружина колеблется, маятник колеблется и так далее? А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одес­се по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца, и вдруг — отрывок из "Песни о Буревестнике". Его прекрасно исполняет Смоктуновский! А потом я задаю вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фрагмен­та?" И фрезеровщики мне рассказы­вают о колебаниях... Мой традици­онный вопрос: "Назовите тело, кото­рое не колеблется". И снова неожи­данный ответ: "Кирпич". Я им гово­рю: "Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть — ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул". И потом после малень­кого музыкального фрагмента начи­нается чистая фи­зика, 20 минут чи­стейшей физики: колебания маятни­ка, уравнение дви­жения.


 

ФОРМУЛА 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.

Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не по­жалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Ис­пользуйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на уроках литературы и языка. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не бу­дет выглядеть притянутым "за уши". Связать гуманитарный цикл с есте­ственнонаучным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов, Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов...

ФОРМУЛА 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.


Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.


Пример.

Учитель физики начал тему "Резо­нанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустичес­кой, может иметь любую, даже весь­ма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов...


Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. О карто­теке учителя — разговор впереди.

 


СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ

 


ФОРМУЛА: учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, — они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оце­ниваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя это не просто — автор пробовал. Жалко все-таки себя, роди­мого. Но — риск вознаграждается!

Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а оч-чень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.

_______ДИАЛОГА как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне

вести урок?

—Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке.

—Действительно, не просто такое произнести...

—Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите уче­никам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель увидит их ниже ("Введите роль" и "Резюме", см. с. 53 и 55).

СОВЕТУЙТЕСЬ!

ФОРМУЛА: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми!

Убедите детей, что их мнение значимо для вас. Ведь это действи­тельно так. Но не устраивайте плебисцит — это может поставить вас

в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо полная честность — либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите: последнее слово все-таки за вами. И конечно, вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение...

ТРАДИЦИИ УРОКА

Полезные ритуалы педагогического общения

Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позво­ляют нам согласовывать свои действия, сосуществовать слаженно.

ВХОД В УРОК

Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого суще­ствует процедура "входа" в. урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Неко­торое количество лет назад распространенным входом в урок был та­кой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, — все хорошо или плохо только в зависи­мости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недоста­точный.

ФОРМУЛА: учитель начинает урок с "настройки".

Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушу­точной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубо­кими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. По­том попробуем ответить на вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)".

Пример. У нас такая традиция входа в урок: после нескольких наводящих пред­ложений дети сами должны опреде­лить, о чем будет идти речь на уроке.

Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуж­дающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начать с традици­онного разбора домашнего задания. С интеллек­туальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса -

простого опроса, ибо основная его цель — на-

строить ребенка на работу, а не устроить ему

стресс с головомойкой. Могут быть и другие

варианты входа в урок.

Если есть правило, то есть и исключения. Когда класс слабый, труд­но настраивается, то начинаем урок всегда (или почти всегда) опреде­ленным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

ФОРМУЛА: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.

Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затяги­вая его на полперемены. И все же последнее слово за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!" Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.


Пример. Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время само собой сложилось, что щелчок выключа­теля обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно.


ОТДЫХ

Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет и середину.

ФОРМУЛА: учитель использует традиционную игру-отдых на уроке.

Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели — познанию. Читатель уже мысленно оглянулся на раздел "Игровая учебная деятельность" и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры "Да-нетка" (см. с. 44).

Но всякому делу на уроке — свое время. Так же четко, как и завер­шение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заиграться. Заранее четко до­говариваемся с детьми: никаких уговоров типа "Давайте еще поиграем!" не будет. Тем более что эта игра — не последняя.

ЗАДАНИЕ - НА СТОЛ!

ФОРМУЛА: если дети регулярно сдают домашнее

задание на проверку, то процедура сдачи отрабатыва­ется единожды и надолго. И кладутся тетради всегда на определенное место учительского стола.

РУКИ ПРОЧЬ!

Стенания пятиклассника: "Первый раз учительница устроила мне головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз — за то, что вытер. Где спра­ведливость?" Читатель правильно предположил, что вытертая стара­тельным дежурным доска с контрольным заданием настроения учитель­нице не прибавила. Что делать учителю? Доску сторожить?

Похожая проблема волнует учителей, на столе которых часто приго­товлены приборы, реактивы, наглядные пособия к уроку. Школьный на­родец очень любопытен. Сколько раз приходилось видеть сцену: "Зачем трогал? — А я не зна-ал". Конечно, можно под страхом наказания за­претить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, кото­рые "потрогать" можно и даже полезно. И необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?

Что ж, и эта задача решаема. Пусть старшеклассники нарисуют вам яркий знак, смысл которого — не трогать! Можете даже объявить кон­курс на эскиз знака — это только поспособствует его известности.

ФОРМУЛА: при необходимости специальный запрещающий знак ставится на стол учителя или вешается на доску.

Конечно, мы не исчерпали всей темы. И не сделаем этого — ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться,

чтобы полезные традиции начальной школы не потерялись при переходе

к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными?

_____ДИАЛОГЯ учитель химии. В кабинете всегда лежит у входа мокрая тряпка, и я

требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться

глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом?

-Да.


ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ

ЧЕТКАЯ КОМАНДА

Что такое четкая команда? Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и про­износит: "Свободная парта". Хозяева парты быстро собираются и осво­бождают ее, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?

Действия учеников по, команде "Свободная парта" заранее оговоре­ны и даже отрепетированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.

ФОРМУЛА: учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.


Команду можно считать четкой, если есть совершенно понятная,


не допускающая отклоне­ний технология ее выполнения. В некоторых слу­чаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.

Пример. Кому не знакома такая сцена. Сда­ется контрольная работа, распоря­жение учителя уже прозвучало. Но один ученик списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит: "Я забыл тетрадь подписать!" — и, как бы подписывая тетрадь, лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходным вариантом — ответ сверя­ет. Немногим лучше дело обстоит, если тетрадь собирает дежурный. Тогда можно пронаблюдать бой гла­диаторов не за жизнь — за тетрадку. Не спасает и способ, когда тетради передают с задних парт на перед­ние. Основная причина создавшейся ситуации в том, что ребята находят­ся в состоянии стресса. Стремление "доделать" оказывается сильней других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражают и педагога, который не справляется в этот момент с клас­сом, и школьников, что не лучшим образом скажется на перемене и по­следующих уроках. Но возможен и другой сценарий. Пользуйтесь правилом: любая конт­рольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она чет­кой командой: "Работа окончена". По этой команде ученики СРАЗУ ЖЕ откладывают в сторону ручки, каран­даши и т. п. Обмануть в этом случае нельзя — пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо, 2—3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было непонятно? Ответы? Пожалуй­ста... У тебя неправильно? Не пере­живай, может, только в расчетах ошибся...

Главная цель — успокоить, войти в нормальный режим. Теперь послед­няя четкая команда: по знаку учителя на каждом ряду один ученик собира­ет тетради. И напоследок о малень­кой хитрости: за 2—3 минуты до за­вершения работы учитель предупре­ждает об этом, например, звонком колокольчика.


И опять автор, рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.


Пример.


Команда "Внимание!". По этой ко­манде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, об­суждение в группах, решение за­дач...) и сосредотачиваются на учи­теле. Особенно важно отработать


такую команду, если на уроках не­избежен "рабочий шум"(деловые игры, лабораторные и практические работы...). Тогда учителю не придет­ся говорить и даже кричать, пере­крывая многие голоса.


_______ДИАЛОГНе напоминает ли это немного казарму? Хочется больше человеческого

тепла, что ли... Слишком технологично.

— Вспоминаю старый добрый фильм "Звуки музыки". Помните? Там мужчи­на остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому, что не любил. А потому, что четкая организа­ция и ритм позволяли нормально выжить в такой ситуации. В том числе и ос­вободить время для спокойного человеческого общения. И еще: нет ничего добрее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология — это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи... Хорошая — комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании — прочные знания плюс здоровая психика. И время для задушевных разгово­ров тоже найдется.

— Оправдывается ли время, затраченное на отработку четких команд?

— Такие команды отрабатываются только для часто повторяющихся ситуа­ций. Один раз отработали — много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех-четырех команд для успешной работы в классе.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

или, в переводе, несловесное управление

Где проще всего спрятать дерево? Правильно — в лесу. Подобное растворяется в подобном. Но причем здесь наши уроки?

Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия — тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо "подобное растворятся в подобном". И это создает дополнительную нагрузку ученику: ему приходится разделять разного характера сигналы, то есть учебную и управляющую информацию, следующую вперемежку по одному каналу восприятия.

Потому-то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме "Четкая команда". Его звук отличается от звука голоса. Именно такой — отличающий­ся — звук уместен для команды "Внимание!" при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, автор только недавно "прозрел", что не каждый умеет хлопать громко!

К счастью, руки могут не только хлопать. Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.

ФОРМУЛА: учитель использует для управления классом несловесные команды.


Пример. Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. То­гда мне поручили (больше некому было) вести физику в очень хулиган­ском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебно­го года. Скоро — учебный практи­кум. А это куча приборов на столах, пересадки с парты на парту, необ­ходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках... Самое страшное в такой ситуации — поте­рять управление. За три урока до


начала практикума стали отраба­тывать поведение в предполагае­мой ситуации. Пять минут в конце каждого урока — самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так: "А теперь — шумим. Разве это шум? Сергей, я же знаю, как ты умеешь шуметь! Три хлопка — и пол­ная тишина!!! Нет, еще быстрее! Мы добились полного внимания за секунду. Плохо... Надо за пол­секунды!"1


Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема:

ДАЙ СЕБЕ ПОМОЧЬ...

...и польза от этого будет великая.

Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под вашим руководством.


Пример.

Успевающие ученики 11 класса по­лучали задание: оформить по три задачи на повторяемые темы. Каждая задача записывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и выделя­лись промежуточные результаты. Через несколько лет учитель полу­чил сборник контрольных работ на все темы 9—10 классов. Контроль­ные состояли из 30—40 вариантов трех степеней сложности. То есть в последующей практике учителя каждый ученик получал свой отличающийся вариант — и никаких про­блем со списыванием. Кстати, си­лами тех же учеников работы акку­ратно оформлены: каждый вариант на сложенном пополам — как ма­ленькая книжечка — плотном листе формата А4. И проверять контроль­ную — одно удовольствие. Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными задачами и промежу­точными результатами. По такой тетради, опять-таки, контрольную проверят помощники учителя — старшеклассники.


Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать ваши ученики, вернитесь к списку типовых творческих заданий.

Конечно, прием не сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики-лабо­ранты на практических работах...

ФОРМУЛА: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.

Главное правило: помощь не бывает "из-под палки". Если кто-то делает что-то в "добровольно-принудительном" порядке — не будем ждать от него хорошего отношения.

_____ ДИАЛОГ — Ставить ли оценки за помощь?

— Прежде всего не забыть поблагодарить. Не в спешке обронить казенное
"молодец", а так, чтобы ученик поверил в искреннюю благодарность. Это
главная оценка. Что же касается отметки, то тут все неоднозначно. Отметка
не может быть платой за услугу. Никогда не ставил отметки за помощь

в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто-то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторения — да. Надеюсь, понятно, почему... И еще: если ученик разработал применяемый в дальнейшем материал — ну хотя бы задание контрольной работы, то на нем обозначено: разработал такой-то.

—А можно ли специально организовывать ситуацию, в которой требуется помощь?

— Наверное, да, и особенно в млад­ших классах. Во всяком случае мне известны примеры, когда учителя делают это искусно.

 

Пример. В лаборантской перепутались раст­воры. "Кто поможет разобраться — что в какой пробирке?" При таком вопросе всегда лес рук. Так подает­ся обычное задание на выявление растворов индикаторами.

Пример.

Сергей Ефремов2 из Рязани расска­зывал, как конструировал такие си­туации. "Ой, мне нужен еще один карандаш", — тотчас же множество дружеских рук первоклашек тянется к учителю с предложением помощи. Карандаш берется у низкостатусного ученика, кото­рый нуждается в психологичес­кой поддержке.


 

ВВЕДИТЕ РОЛЬ

ФОРМУЛА: ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.

Учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт знаний, теорию или гипотезу, набор фактов. Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует реплика: "А я не верю! Докажите, что..." Это действует "Фома неверующий". Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лекции. К концу урока или его теоретической части слово берет "связник". Его роль — найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными зна­ниями, в том числе и по другим учебным предметам. А может быть, на этом уроке лучше ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.

Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на "сцене" урока по­являются "почемучки". Их роль (это может быть один или несколько уче­ников) — подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. (Приемы устного опроса см. далее, на с. 56). Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.

Интересная роль — "штурман". Это группа учеников, задача которых разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы. Конечно, по согласованию с учителем.

Если предыдущие роли можно было условно назвать дидактически­ми, то теперь поговорим об организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях — решать учителю — может быть долговременной. Это — "адвокат". Почетная и уважаемая роль. Все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т. п.) теперь не сва­ливаются многоголосым хором на голову учителя, а рассказываются, пишутся, передаются "адвокату". А он защищает их интересы. Конечно, роль может осуществиться, если учитель серьезно к ней относится и дает "адвокату" реализовать свои права. Что не означает необходи­мости идти на поводу. Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем отпадут на стадии разгово­ра ученика с "адвокатом", если последний знает предмет. Впрочем, спорных оценок практически не бывает, если учитель... Стоп! Автор опять забежал вперед. Разговор о приемах оценивания впереди...

"Психолог". Эта роль вводится тогда, когда в "королевстве не все спокойно". В конце урока "психолог" оценивает атмосферу урока, степень ее дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактич­ной форме (подскажите ему — как) замечания любому участнику урока, в том числе учителю: "Анатолий Александрович! После ответа Виктор остался зря стоять у доски целых 5 минут..." или "Вы обещали спросить Иру и забыли..." Учитель: "Да, а я и не заметил. Извини, Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять увлекусь?", "Виноват пе­ред Ирой. Давай на переменке решим, как быть". А иной раз так при­ятно услышать: "Все было здорово. Всегда бы так".

"Хранитель времени". Он записывает на полях своей тетради-кон­спекта время, когда вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого вида: устный опрос — 12.40, объяснение темы — 12.45, разбор задачи — 13.00, самостоятельная работа в группах — 13.10, об­суждение урока плюс разбор д/з — 13.20. Таким образом, учитель смо­жет сверить хронометраж реального урока со своим планом: где затя­нул время и почему? стоило ли это делать?.. Хороший способ научиться "чувствовать кожей" урочное время.

Итак, типовые роли: Фома неверующий, связник, спонсор знаний, почемучка, адвокат, штурман, подводящий черту, психолог, хранитель времени.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталки­вается "учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе? Что из них применимо в детском саду или вузе?

ДИАЛОГ — Дидактические роли даются только сильным ученикам?

—Смотря какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные. Не бу­дет грехом даже подсказать начинающему "Фоме", в каком месте ему надо бы "возмутиться".

—Мне кажется, что "адвокатом" лучше всего быть самому авторитетному в классе ученику. А роль "психолога" я бы поручила классному хулигану.

—Поэкспериментируйте! Советую относиться к этому немножко как к игре. Учтем только, что роли в большинстве своем стоит "тасовать" — пусть раз­ные ученики побудут в разных ролях. Только не забудьте потом рассказать, что у вас получилось.

—Как часто менять роли?

—"Хранитель времени" — сравнительно длительная роль. Поначалу ученик просто забывает аккуратно проставлять время. Но через несколько уроков это делается автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли месяц. А "подводящего итоги" или "вопрошателей" можно менять от урока к уроку. А можно и не менять некоторое время — учителю виднее.

—А не слишком ли все это сложно?

—Если вы с понедельника раздадите все роли, то вероятность провалиться не мала. Роли нужно вводить постепенно.

—Какую роль нужно вводить первой?

—Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда,

на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно, чтобы
на всех уроках использовались роли. Ведь это только один из многих при­
емов управления классом. ,

— А можно поделиться? У меня на уроках в начальных классах работает
роль "дежурного по словарю". Перед уроком он выходит к доске и повторя­
ет с остальными слова, правописание которых можно проверить только

по словарю.

—Замечательно!

—У меня вопрос: если "связник" или "подводящий итоги" будет делать неправильные выводы, каковы действия учителя?

—Ну и что? Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать

их мнения для диалога. Можете и просто промолчать. Благодаря любому из этих действий ученики после уроков лишний раз поговорят о вашем предмете. А вам того и надо.

Еще один простой прием организации обратной связи — "Мордашки". Для старших групп д/с или первых классов.

"МОРДАШКИ"

ФОРМУЛА: ученики сигнализируют о своем эмоцио­нальном состоянии с помощью карточек со стилизован­ными рисунками.

Например, вот таких:

Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше — урок удался!

Для старших классов другой прием обратной связи — "Резюме".

РЕЗЮМЕ

ФОРМУЛА: ученики письменно отвечают на серию вопро­сов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю... Резюме дается раз в неделю или в месяц.


Некоторые типовые вопросы:

1. Что нравится на уроках?

2. Что не нравится на уроках?

3. Можешь ли учиться лучше по предмету?

4. Что мешает учиться лучше?

5. Какие действия учителя считаешь непра­вильными?

6. Поставь отметку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй ее.

7. Поставь себе отметку по 10-балльной системе. Обоснуй ее.

Но по крайней мере один раз в каждом классе используйте резюме обязательно. Иногда можно услышать довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках.


Пример.

Полина К. преподает черчение. На одном из семинаров автора она рассказала: "Завуч часто гово­рит мне, что я не умею работать и дети плохо относятся к моим уро­кам. Я чувствую, что это не так, но не могу возразить. А в последнее время — человек я внушаемый — и сама стала сомневаться. Что мне делать?"

Через месяц Полина случайно встретила автора: "Я использовала резюме по вашему совету. И сейчас чувствую себя гораздо увереннее. Завуч была неправа..."


Конечно, в резюме можно "схлопототать" по первое число. Бывает. В архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему пришлось получить. Произошло это после очередного двухчасового занятия кружка "Изобретатель".


Пример.

Форма резюме была такой:

1. Что не понравилось на занятии? 2. Что понравилось? 3. Какие вопросы остались после занятия? 4. Оценка работы преподавателя и своей.

Вот оно, резюме шестиклассницы Светы:

1. Мне очень не понравилось заня­тие в пятницу. Во-первых, начали не в 16, а позже, во-вторых, было мно­го бесполезной информации. Зачем вы так долго говорили о Латвии, о конкурсах в журнале "Костер".

2. Единственное, что было важно и интересно для меня, как говорит­ся, для ума и для сердца, это рас­сказ о тризовских кружках Викентьева, где кроме ТРИЗ преподают журналистику, и о семье Мурашковских. Честно говоря, мне что-то не верит­ся, чтобы мальчик пяти лет мог так рассуждать. А упражнение типа "Барьер"? Зачем вы так долго гово­рили о том, что очень важно уметь брать интервью, но не показали даже на примере, как из человека выманивать информацию, и задали нам на эту тему домашнее задание?

3. Может ли быть такое: человек не может ударить другого человека, а потом, перешагнув этот барьер, спокойно убивать людей?

4. Преподавателю — 3 балла (почти все занятие — бесполезная инфор­мация). Себе — 3 балла (просто слу­шала).


Тем больнее, что столь низкая оцен­ка занятия была неожиданной. Я даже немного обиделся на Свету. Глупо и непрофессионально — но все мы люди... К слову сказать,


за то же занятие другой кружковец,

Саша Б., поставил 10 баллов.

И сделал приписку: "Снизил бы вам

оценку, но пока не знаю, как сделать

лучше".


Строго? — Строго! И правильно. Автор призывает культивировать строгое отношение к себе. Это хорошее условие для профессиональ­ного роста. Да и ученики тогда строгое отношение к ним принимают, как справедливое.

_____ ДИАЛОГ — Резюме вам сдано и прочитано. Что дальше? —Поблагодарив всех без исключения ребят, я зачитывал вслух несколько интересных фраз. Пусть иногда противоречащих друг другу. Зачитывал без комментариев. Хотя удержаться от них трудно. Пару раз срывался и говорил: "Я с этим не согласен, но все равно благодарю за честно высказанное мнение". —Резюме анонимное? —Может быть, в определенных условиях анонимные лучше. Но у меня ученики подписывались. —А если боятся подписаться? —Это уже серьезный звоночек: что-то не так. Возможно, вы здесь и ни при чем. Просто кто-то уже использовал искренность ребят неэтично. Теперь они не скоро раскроются. Главное правило — быть благодарным за каждое мнение. Хотя ничто не мешает учителю СПОКОЙНО не согласиться с любым высказанным учеником мнением. Только без нездоровых эмоций, даже если задели "за живое". И тогда, пусть не сразу, вам станут доверять. И дай бог силы оправдать это доверие...

Конечно, форма резюме может быть различной. Хочу привести один симпатичный пример из начальной школы. Резюме — не резюме, но что-то похожее...


Пример. "Помогите мне!" — так называется маленькая тетрадочка, которая лежит на столе учительницы в 3"А" классе.

Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос, обра­титься с просьбой, высказать поже­лание, сообщить учителю о своих за­труднениях — и сразу же получить совет, поддержку, помощь... Это все равно что шепнуть учителю на ушко. Посудите сами:

—Светлана Анатольевна, вы очень быстро диктуете... Я не успеваю... Кира.

—Давайте сходим в зоопарк на эк­скурсию и посмотрим зверей и рыб. Я хочу узнать побольше о них... Сергей.

—Скажите Сереже, чтобы он меня не толкал нарочно... когда я пишу... Инна.

—У меня пропала ручка... я ее оставила после чтения на парте, а на математике уже не нашла... Кто найдет, пусть скажет...

—Давайте во время уроков делать паузы и заниматься физкультурой... а то, когда сидишь долго, немного устаешь... Олег.

—А можно нам смотреть вечером телевизор? Мама говорит, что не­льзя, а я думаю, что если хочется,

то можно, хотя бы чуть-чуть... Я хочу, чтобы на родительском собрании вы поговорили, можно смотреть или нет... Света.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.