Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА



БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ

ФОРМУЛА: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает "Базовый лист контроля". В нем пере­числены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.

Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради. В старших классах лист "двухэтажный". Первая его половина — обяза­тельный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содер­жит добавочные вопросы для претендентов на "отлично" и тех, кто го­товится сдавать вузовский экзамен.


ДИАЛОГ — Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для зубрежки?

— Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимое.

—А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь.

—Хорошо, если есть такая возможность.

Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него "под микро­скопом". Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос, те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто.

Кто на самом деле поднял руку? Во-первых, действительно знаю­щие. Во-вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей ак­тивности и якобы знания. 6-третьих, рискующие — а вдруг не спросят, а если спросят, как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку, поднимается "стон великий" — как, мол, за один-то вопрос... Иногда учитель "для справедливости" начина­ет задавать другие вопросы. Отвечающий тянет время... А остальные отдыхают, наблюдая за "ристалищем". К сожалению, автор многократно наблюдал такую ситуацию у хороших, справедливых учителей. Гораздо реже — у выраженных авторитариев, там, где за незнание сразу следу­ет расправа. Но такой подход порождает свои проблемы, пострашнее...

А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли "А, все равно не спросят", то ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники-серед­няки, которые и составляют обычно большинство класса, быстро осо­знают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выдавать свое не­знание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная.

К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос доста­точно неэффективным. При этом изгонять его из урока не хочется — ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть?

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем:

"СВЕТОФОР"

"Светофор" — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают "светофор" красной

или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готов­ности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их ус­ловно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, кото­рые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает "Я не знаю!" Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — "Знаю!"

ДИАЛОГ — Чем это лучше, чем простое поднятие руки?

— При использовании "светофора" ученик находится в иной психологичес­кой позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована.
Сигналя "светофором", ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для
учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то

в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школь­ная наука, призналась: "Мне было так стыдно раз за разом поднимать крас­ную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато "светофор" дал мне уверенность на экза­мене и "зеленый свет" в институт".

—Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, призна­ваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?

—Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для са­мой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?

—А если ученик сомневается?

—Повторюсь: опрос типа А только по вопросам, на которые должны быть, как ни крути, даны точные ответы. Сомневаешься — значит, не готов.

 

При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить!" Красный цвет — "Не хочу". Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от "светофора" опять-таки в актив­ной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.

_____ ДИАЛОГ — Что если кто-нибудь забыл взять на урок "светофор"?

— В кабинете у вас небольшой запас сделанных теми же ребятами "сигна­лизаторов". В крайнем случае всегда найдутся два предмета соответствую­щих цветов — пусть показывают их.

— Самый тривиальный вопрос: каковы размеры "светофора"?

— Никаких особых стандартов нет — было бы удобно пользоваться. В неко­
торых классах ребята просто наклеивали цветную бумагу на деревянную
линейку 25—30 см, на почтовую открытку. Другие изготовляли круг с ручкой...
Все зависит от возраста, вкусов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.