ПРИЕМЫ УСТНОГО ОПРОСА
БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ ФОРМУЛА: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает "Базовый лист контроля". В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый. Базовый лист — необходимый атрибут нескольких форм работы. Обычно ученики переписывают вопросы листов в конец тетради. В старших классах лист "двухэтажный". Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на "отлично" и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен. ДИАЛОГ — Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для зубрежки? — Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимое. —А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь. —Хорошо, если есть такая возможность. Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него "под микроскопом". Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос, те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто. Кто на самом деле поднял руку? Во-первых, действительно знающие. Во-вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей активности и якобы знания. 6-третьих, рискующие — а вдруг не спросят, а если спросят, как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку, поднимается "стон великий" — как, мол, за один-то вопрос... Иногда учитель "для справедливости" начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет время... А остальные отдыхают, наблюдая за "ристалищем". К сожалению, автор многократно наблюдал такую ситуацию у хороших, справедливых учителей. Гораздо реже — у выраженных авторитариев, там, где за незнание сразу следует расправа. Но такой подход порождает свои проблемы, пострашнее... А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли "А, все равно не спросят", то ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники-середняки, которые и составляют обычно большинство класса, быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выдавать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная. К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос достаточно неэффективным. При этом изгонять его из урока не хочется — ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть? Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: "СВЕТОФОР" "Светофор" — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Есть два совершенно разных типа устного опроса — назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А — опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает "Я не знаю!" Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — "Знаю!" ДИАЛОГ — Чем это лучше, чем простое поднятие руки? — При использовании "светофора" ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школьная наука, призналась: "Мне было так стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда приходила неподготовленной, что приходилось упорно готовиться каждый день. Но зато "светофор" дал мне уверенность на экзамене и "зеленый свет" в институт". —Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом? —Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях? —А если ученик сомневается? —Повторюсь: опрос типа А только по вопросам, на которые должны быть, как ни крути, даны точные ответы. Сомневаешься — значит, не готов.
При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить!" Красный цвет — "Не хочу". Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от "светофора" опять-таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу. _____ ДИАЛОГ — Что если кто-нибудь забыл взять на урок "светофор"? — В кабинете у вас небольшой запас сделанных теми же ребятами "сигнализаторов". В крайнем случае всегда найдутся два предмета соответствующих цветов — пусть показывают их. — Самый тривиальный вопрос: каковы размеры "светофора"? — Никаких особых стандартов нет — было бы удобно пользоваться. В неко ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|