Здавалка
Главная | Обратная связь

О ТВОРЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧАХ




Нельзя птицу учить летать в клетке. Не­льзя выращивать "творческий мускул", не вылетев на простор заданий "открытых" допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в существо про­блемы, разные варианты ответов.

ЗООПАРК ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Психологи различают два типа мышле­ния: конвергентное (закрытое, нетворчес­кое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергент­ного мышления называют "интеллектуаль­ным", дивергентного — "креативным". Ин­теллектуал готов решать задачи, даже весь­ма сложные, но уже кем-то до него постав­ленные и имеющие известные технологии решения, — так называемые "закрытые за­дачи". Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия...

На самом деле каждый человек облада­ет как интеллектуальными, так и креативны­ми способностями, но в различной степени. По мере взросления креативное мышление "затухает". Подавляющее число старше­классников и студентов конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к ориги­нальной мысли, а к разжеванной и разло­женной строго "по полочкам" информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает.

Не будем очередной раз обвинять шко­лу... Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Шко­ла, конечно, повернется лицом к открытым задачам. Но сначала попробуем разобрать­ся, какие они бывают.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА

Давайте представим себе такую ситуа­цию. Вы хотите есть. На столе перед вами хлеб. Как быть?

Конечно, ответ очевиден, задачи пока нет. Но вот появляется дополнительное условие: возле стола — голодный лев. Он тоже — вы угадали — хочет есть. И ждет, когда за хлебом явитесь вы. Как быть? А вот это уже — изобретательская задача...

Итак, изобретательская задача ставит перед решателем вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков...) недостаточно?

Задача. СВЯТОЙ ДЕНЬ

Государственной религией Королевства Тонга (Океания) является методизм. По его канонам вы­ходной день — воскресенье. Запрет работать в во­скресенье закреплен конституцией. В то же время в Тонга много адвентистов седьмого дня, для


которых воскресенье ~ обычный рабочий день,
а отдыхать надо в субботу
и это требование
свято! Никаких отступлений
не допускается ни одной, ни другой группой. Что делать?'

Условие изобретательской задачи со­держит в себе, иногда неявно, некоторое противоречие. В приведенном примере, если адвентисты седьмого дня подчинятся консти­туции, то нарушат требования веры. А если не подчинятся, то... Казалось бы, любое ре­шение ведет в тупик. И все же выход воз­можен — изобретательский! Ведь в конститу­ции не сказано, что все группы должны жить по одному календарю...

Ответ: у адвентистов свой календарь, по которому суббота совпадает с государствен­ным воскресеньем.

Хотите попробовать свои силы?

Задача. КАК СПАСТИ БЕЛЬКОВ?

Активистов за сохранение природы "Зеленый мир" встревожило резкое уменьшение поголовья нерп из-за жестокого уничтожения детенышей нерп — бельков. Охотники убивали нерпят с целью добычи их шкурок, отличающихся от шкур взрослых особей своей ослепительной белизной.

Попытки "зеленых" бороться с охотниками силой не привели к успеху — силы не равны, да и закон не на их стороне... А впереди новый охот­ничий сезон: через месяц возобновится жуткая бойня только-только подросшего молодняка. Как быть?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЗАДАЧА Произошло (или происходит) некоторое явление. Необходимо объяснить его, выяс­нить причины... Ключевые вопросы: как происходит? почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов-гипотез.

Задача. ВЕЧНЫЕ ЧАСЫ

В одном европейском музее есть часы, работающие без подзавода уже два века. Каким образом?2

Вот несколько отве­тов-гипотез, предложен­ных школьниками на заня­тии поТРИЗ:

— замаскированный провод от ветряка на крыше;

— используется сила посетителей, открывающих двери;

— "работает" сила атмосферного давле­
ния: достаточно применить коробочку типа
той, что используется в барометре-анерои­
де. При увеличении давления коробочка
будет сжиматься и "заводить" пружину ча­
сов (это явление изучается в курсе физики

7 класса);

— используется явление изменения
длины человеческого волоса при изменении
влажности воздуха...

КОНСТРУКТОРСКАЯ ЗАДАЧА Этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройств под заданную цель (функцию).


Задача. ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ ЛАМПА Придумайте конструкцию настольной лампы,

изменяющей цвет в зависимости от атмосферного

давления.

ПРОГНОЗНАЯ ЗАДАЧА

Эти задачи предполагают анализ поло­жительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или ре­шений.

Задача. ВПЕРЕД, В ПЕЩЕРЫ!

Добыча полезных ископаемых приводит к по­явлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия этого явления можно спрогнозировать? Как будут использовать внутриземельные пространства люди?

Возможные ответы-гипотезы (из опыта работы со старшеклассниками):

— пустоты, особенно в горных массивах, создают опасность обвалов, "искусствен­ных" землетрясений;

— люди будут специально вызывать взрывами обвалы, как сейчас вызывают сход снежных лавин, чтобы опасность не застала врасплох; появится соответствующая про­фессия, способы воздействия...

— скорее всего, пещеры будут заполнять промышленными отходами, экономя полез­ную площадь Земли;

— если продумать, что и в какой после­довательности сваливать, то через много лет, когда отходы "перебродят", можно по­лучить склады полезных ископаемых для потомков — о такой возможности говорил Г. С. Альтшуллер;

— будут использовать пещеры для развития туризма;

— можно делать в них фабрики и заводы или, например, музеи...

ЗАДАЧА С ДОСТРАИВАЕМЫМ

УСЛОВИЕМ

Условие такой задачи допускает не­сколько истолкований. Учащийся анализи­рует и сам вводит необходимые данные и ограничения.

Задача. КИРПИЧ В ВАННЕ

В ванну с водой бросили кирпич. Как изменит­ся уровень воды в ванне?

Ситуация, описанная в задаче, неодно­значна и распадается как минимум на три:

— уровень воды в ванне низкий, вода не покрывает кирпич;

— уровень воды таков, что она будет при погружении кирпича переливаться через край;

— уровень воды "обыкновенный";
Теперь мы получили три задачи, каждая

из них имеет свое решение. Учащийся сам дополняет условие необходимыми для численного расчета данными (плотность воды и кирпича, геометрические размеры...). Сильный ученик может провести более глу­бокий анализ ситуации, учесть, хотя бы каче­ственно, как повлияет на ответ капилляр­ность кирпича. Или разобраться с легким, легче воды, кирпичом (например, из пено­пласта).

Разновидностью задач с достраивае­мым условием будем считать и ОЦЕНОЧНЫЕ ЗАДАЧИ.


Задачи.

Сколько примерно воспитателей детских садов в Москве? Оцените массу водяных пэров в атмосфере Земли.

Будем помнить, что данная классифика­ция (как, впрочем, и любая другая) относи­тельна. Она включает в себя не все, а только основные, по мнению автора, типы задач.

ТРЕБОВАНИЯ

К УСЛОВИЮ ОТКРЫТОЙ

УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Помните известную детскую задачу-загадку: висит на стене, зеленое и пищит — что это такое? Ответ — селедка! Почему на стене? А моя селедка — куда хочу, туда и вешаю. Почему зеленая? Моя селедка — как хочу, так и крашу. Почему пищит? А я туда пищалку положил...

Отдадим должное детскому юмору, но нас в данном случае интересует другое: это яркий пример задачи с недостаточным условием. Будь решающий даже семи пядей во лбу — никакими рассуждениями самосто­ятельно на контрольный ответ не выйдет.

Как же построить условие учебной зада­чи так, чтобы задача была интересна, понят­на и принципиально решаема независимо от уровня ее сложности? Попробуем не толь­ко ответить на этот вопрос, но и научиться несложному искусству сочинять задачи.

Сначала перечислим три основных требования к условию учебной (изобрета­тельской или исследовательской) задачи:

1) достаточность условия,

2) корректность вопроса,

3) наличие противоречия.

А теперь рассмотрим условие учебной задачи:

В ПЛЕНУ У КРОКОДИЛОВ

Во время второй мировой наши летчики пере­гоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает. Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно при­воднился, и тут о ужас! — летчики заметили, что озеро кишит крокодилами... Немедленно взле­тать! решили летчики. Но вот прямо по курсу крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним сей­час не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета по­пасть на животное, аварии не избежать. Как быть?

Попробовать взять разгон, маневрируя между "живыми айсбергами"? Но гидроплан в воде до­вольно неуклюж. Подстрелить крокодила? Но тогда наверняка сбегутся его кро­вожадные сородичи, и будет еще хуже... И все же летчики нашли выход из положения! Попробуйте найти щго и вы...

Решили? Если нет, подсказка: в крити­ческий момент один из членов экипажа со­образил: нужно использовать что-то такое, чего "эти звери сильно не любят" — чтобы сами разбежались.

Контрольный ответ: летчики плеснули на поверхность воды бензин, и он стал рас­текаться тонкой пленкой. Крокодилы сразу разбежались, освободив путь для разгона.

Итак, можно ли утверждать, что условие задачи "В плену у крокодилов" достаточно?


На наш взгляд — да! Пусть в условии впря­мую не был указан решающий ресурс, но при внимательном анализе задачи он логически выявляется — ведь самолет не мог быть без горючего.

Вот условие еще одной задачи:

ЗОЛОТО ЕГИПТЯН

В глубокой древности египтяне знали секрет получения золота из руды. Они обрабатывали руду расплавленным свинцом. А как получить чистое золото?

Достаточно ли это условие?

Очевидно — нет. Технология получения золота непонятна. А что кроется за словом "обрабатывали"? Не очевидно даже, что золото надо отделить от свинца.

Это условие не удовлетворяет и второ­му критерию — корректности вопроса. Не­ясно: требуется сообразить, как все же по­лучали чистое золото египтяне или как это можно сделать в современных условиях?

Переделаем условие. Пусть теперь оно выглядит так:

Древние египтяне умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду свинцом — в ре­зультате получалась смесь жидких золота и свин­ца. Египтяне смогли найти способ разделения смеси — попробуйте и вы.

Такую задачу уже можно решать. Обыч­ные варианты: разделить центрифугировани­ем; подобрать вещество, адсорбирующее (впитывающее) свинец, но не золото...

Казалось бы, на этот раз с условием все хорошо. Но вот беда — задача неинте­ресна! Потому что условие не соответствует третьему требованию: не содержит противо­речия!

Но не беда — переформулируем условие еще раз:

Древние египтяне-жрецы умели получать зо­лото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом в результате по­лучалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец, — и готово чи­стое золото. Конечно, жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое-либо вещество, но тем не менее они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?

Вот теперь в условии есть противоречие: вещество должно быть, так как золото получается, и вещества не должно быть, так как его никто и никогда не видел. Есть про­тиворечие — а значит, есть и тайна, и задача стала интересней.

Контрольный ответ: из вещества, впи­тывающего свинец (это была костяная зо­ла), изготовляли сами сосуды — в этом и заключался великий секрет египетских жрецов.

ТЕПЕРЬ МЫ ЗНАЕМ, КАКИМ ТРЕБОВА­НИЯМ ДОЛЖНО УДОВЛЕТВОРЯТЬ УСЛОВИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ОСТАЕТСЯ НЕМНОГО ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ, ЧТОБЫ УВЕРЕННО СОСТАВЛЯТЬ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Вопрос "на засыпку": откуда берутся учебные задачи? Ответ: задачу можно сделать почти из любого интересного факта!

Например, в книге Э. А. Новикова "Таинственность очевидного" вы прочли такой факт:

Летом 1938 года японская армия быстро продвигалась на запад Китая по долине реки


Хуанхэ. Китайцы не обладали достаточной военной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. И тогда правительство Китая распорядилось открыть одну из речных дамб. Хлынули грязные, наполовину смешан­ные с землей воды великой реки. Японские войска буквально увязли в грязи.

Попробуем этот текст превратить в задачу:

В ДОЛИНЕ ХУАНХЭ

Летом 1938 года японская армия быстро про­двигалась на запад Китая по долине реки Хуанхэ. Китайцы не обладали достаточной военной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. Как остановить войска?

Проверим условие на критерий доста­точности. Ясно, что при такой формулировке ученикам будет очень сложно выйти на ответ без посторонней помощи. Ввести в условие наличие дамбы? Но это будет прямое наве­дение на ответ. Значит, нужен намек. На­пример, можно указать, что где-то рядом была электростанция. Посмотрим, что получилось:

Летом 1938 года японская армия быстро про­двигалась на запад Китая по долине реки Хуанхэ в районе ГЭС. Китайцы не обладали достаточной военной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. Как остановить войска?

Теперь посмотрим, корректен ли вопрос: как остановить войска? Чтобы вопрос мог считаться корректным, должно быть ясно, кому именно он был адресован. Из контекста задачи следует, что проблема стояла именно перед китайским правительством. Таким образом, вопрос можно считать корректным. Но при желании его можно поставить четче: как поступить китайскому правительству, чтобы остановить войска?

Противоречие в задаче есть, хотя и за­дано неявно: китайцы должны остановить завоевателей, чтобы остаться свободными, но не должны этого делать, так как не име­ют соответствующих возможностей. (Попут­но заметим важную деталь: указать причины невозможности совершения требуемого действия или перечислить нежелательные эффекты, возникающие при осуществлении требуемого действия, — стандартные спо­собы внесения противоречия в условие учебной задачи).

В задаче "В долине Хуанхэ" противоре­чие можно ужесточить указанием: на по­мощь звать китайцам было некого. Оконча­тельный вариант условия будет таким:

Летом 1938 года японская армия быстро про­двигалась на запад Китая по долине реки Хуанхэ в районе ГЭС. Китайцы не обладали достаточной военной силой, чтобы воспрепятствовать этому продвижению. Звать на помощь некого. Как по­ступить китайскому правительству, чтобы остано­вить захватчиков?

А ТЕПЕРЬ - НЕСКОЛЬКО ТЕКСТОВ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ. ЕСЛИ ВЫ ВНИМАТЕЛЬ­НО ОЗНАКОМИЛИСЬ С ДАН­НЫМИ ВЫШЕ РЕКОМЕНДА­ЦИЯМИ, ТО БЕЗ ТРУДА СДЕ­ЛАЕТЕ ИЗ НИХ ЗАДАЧИ.

Текст 1. У королевской кобры (самой крупной ядовитой змеи в мире) длина ядови­тых зубов достигает 3—4 см. От укусов поги­бают не только люди, но и такие крупные жи­вотные, как носороги и слоны. Эта змея за­просто может прокусить мешок или корзину,


в которых ее перевозят обычно ловцы. Зная, что змеи могут неделями обходиться без воды, ловцы сшивают им челюсти прочными белыми нитками.

Текст 2. В США работники газопроводов для выявления утечек природного газа из труб используют обоняние грифов-индеек. С этой целью в газ добавляют вещество с запахом тухлого мяса. В случае утечки гри­фы, питающиеся падалью, начинают кружить над местом утечки. Обходчику легко заме­тить крупных птиц (размах крыльев до двух метров) и найти место утечки.

Текст 3. Фирма "Рибок" (США), выпуска­ющая спортивную обувь (кроссовки), постро­ила филиалы в Таиланде и на Тайване. Ос­новное место сбыта продукции — крупные американские и европейские магазины. Но вот проблема: не столь сознательные, как их американские коллеги, рабочие предприятий стали расхищать обувь с целью перепрода­жи. Руководство фирмы нашло интересный выход из положения: теперь на Тайване про­изводят только правый ботинок, а в Таилан­де — левый. По парам же их раскладывают в США или Европе, непосредственно на местах продажи.

Текст 4. В новинке японской фирмы "Кэ­нон" — фотокамере "Эпока" заложено нема­ло оригинальных решений. Вот одно из них. Как известно, на снимках, сделанных со вспышкой, зрачки глаз людей часто получа­ются красными. Это происходит, если их раз­мер в момент съемки достаточно велик. Тог­да значительное количество света проникает в глазное яблоко и отражается от его насы­щенных кровью внутренних тканей. Новая вспышка выдает примерно за секунду до ос­новного импульса предварительный, более слабый, но достаточный для того, чтобы зрачки успели сузиться. В таком случае под­светка внутренности глаза резко слабеет и зрачок на фотографии имеет нормальный черный цвет. Сейчас еще две ведущие япон­ские фотофирмы — "Никон" и "Минолта" — создали аналогичные устройства.

КОНТРОЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЗАДАЧ ПО ТРЕНИРОВОЧНЫМ ТЕКСТАМ 7. У королевской кобры (самой крупной ядо­витой змеи в мире) длина ядовитых зубов достига­ет 3—4 см. От укусов погибают не только люди, но и такие крупные животные, как носороги и слоны. Конечно, кобру можно неделями не доставать из мешка или корзины, в которых обычно перевозят ее ловцы, ведь она может долго обходиться без еды и воды. Но такая змея запросто прокусит ме­шок или корзину, и тогда ловцу грозит смертель­ная опасность. Как выходят из положения ловцы? Только не надо предлагать "бронированные" корзины — их в джунглях Индии просто нет.

2. Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Время от времени в трубе образуются микротрещины. Их важно быстро обна­ружить. Строить дорогостоящие обнаружительные системы с многими тысячами датчиков? А можно ли сделать так, чтобы природа сама подсказывала место утечки газа ?

Здесь возможно большое количество решений, среди которых учащиеся могут назвать и использование птиц. При такой постановке задачи это можно считать кон­трольным решением.


Еще один вариант условия: Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Со временем в трубе об­разуются микротрещины. Их важно быстро обна­ружить. Строить дорогостоящие обнаружительные системы с тысячами датчиков? А можно ли сделать так, чтобы природа сама подсказывала место утеч­ки газа? Например, птицы слетались бы к аварий­ному месту, тем самым указывая его обслуживаю­щему персоналу. Но природный газ не имеет запа­ха и птиц не привлекает. Как быть? (Контрольный ответ: добавка в газ привлекающего вещества.)

3. Американская фирма "Рибок", выпускающая
спортивную обувь (кроссовки), построила филиалы
в Таиланде и на Тайване. И столкнулась с новой
для себя проблемой: рабочие фабрик-филиалов
воруют обувь. Качество обуви хорошее, основное
место сбыта — крупные европейские и американ­
ские магазины. Как быть? Самое плохое решение —
применить репрессивные методы.

4. На цветных фотоснимках, сделанных со
вспышкой, зрачки глаз людей часто получаются
красными. Это происходит, если их размер в мо­
мент съемки достаточно велик. Тогда значительное
количество света проникает в глазное яблоко и от­
ражается от его насыщенных кровью внутренних
тканей. Как быть?

РОССЫПЬ ЗАДАЧ

Здесь мы покажем открытые задачи в широких диапазонах: от сказочных для до­школьников и младших школьников до слож­ных по основным и факультативным школь­ным предметам.

ЗАДАЧИ ИЗ СКАЗОК

Задача. ПЕРСЕЙ И ГОРГОНА

Древнегреческий герой Персей должен был убить Медузу Горгону, не глядя на нее, — иначе бы он окаменел. Как Персей решил эту задачу — из­вестно из мифа (Персей сражался с Горгоной, гля­дя на ее отражение в своем медном щите). А мы усложним задачу: предположим, окаменеть можно не только от взгляда Медузы, а и от ее страшного вида — тогда и зеркало не спасет. Как же быть? Противоречие: Медузу надо увидеть, чтобы убить, и нельзя увидеть, чтобы не окаменеть.

Возможный ответ: использовать кривое зер­кало — в нем она будет скорее смешная, чем страшная.^

А теперь еще усложним задачу. Предпо­ложим, можно окаменеть от ужаса, увидев Медузу даже в кривом зеркале. Как быть?

Возможные ответы: определять местопо­ложение Горгоны по тени; облить ее чем-то очень пахучим и ориентироваться по запаху; пусть на нее лает собака (она не окаменеет— ведь не человек), а Персей по повороту голо­вы собаки будет знать, где Медуза, ...

Задача. "ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ" ХОДЖИ

НАСРЕДДИНА

Ходжа Насреддин попал на проповедь в день святого Богаэддина. Муллы утверждают, что в этот день они с помош%.ю Аллаха могут вылечить любого страждущего. Из сарая выносят по очереди калек. Мулла совершает чудо, и больной мгновенно из­лечивается на глазах у изумленной публики. Но Ходжа узнает, что калеки ненастоящие. Как Ходже изобличить обманщиков и в то же время не вы­дать себя?

Возможный ответ: Ходжа стал раскачивать сарайчик, в котором находи­лись калеки, и шепнул: "Зем­летрясение, спасайтесь!" Позабыв про свои увечья, кинулись калеки кто куда


Задача. ХИТРОСТЬ ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА Повадился Змей Горыныч разорять деревни да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались одни старики и дети... Но дети были очень смекалистые. Зимой схватил их Змей и посадил в темницу подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — ап­петит, все семь голов заболели. Тогда решил он обхитрить детей. "Я выпущу вас на волю, — сказал он им, — если принесете мне ведро живой воды, чтоб омолодиться. Но такое условие: чтоб воду принесли без посуды!"

Что поделаешь дети и согласились. Где ручей подземный с живой водоц — известно. Да как условие Змея выполнить?

Ответ: ребята заморозили воду в берестяном ведерке и принесли Змею Горы-нычу ледышку в форме ведра.'

ЗАДАЧИ, НЕ ТРЕБУЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ2

Задача. БОМБА НА ПАЛУБЕ

Молодой адмирал принял эскадру и решил проверить боевую готовность экипажей. Взойдя на борт ракетоносца, он бросил на палубу свою фуражку со словами: "Это бомба. Ваши действия?!"

Стоявший перед ним матрос, ни слова не гово­ря, тут же зафутболил фуражку подальше за борт. Не растерялся и адмирал. Он подал такую коман­ду, что тот же матрос через пять минут доставил фуражку на борт. Какую команду подал адмирал? Имейте в виду, что обижаться и посылать матроса за фуражкой он не имел морального права,— ведь тот сбросил туда не фуражку, а бомбу.

Ответ: адмирал крикнул: "Человек за бортом!"

Задача. ГЕНИАЛЬНЫЙ МЕШОК

На далекой планете космонавты обнаружили мыслящее существо, напоминающее по внешнему виду... обыкновенный мешок. Оно обладало уди­вительным даром отвечать на любые вопросы, да­вать прогнозы на будущее. Существо любезно согласилось "прокатиться" до Земли.

Здесь его, как водится, перекупили коммер­санты и стали использовать в борьбе с конкурента­ми для личной наживы, узнавая с его помощью курс акций, наилучшие сроки сбыта товаров, банковские и другие коммерческие тайны. "Мешку" это быстро надоело, он надолго замолчал. Тогда позвали уче­ных. Но и с ними существо говорило неохотно. "Мешок"ждал по-настоящему умного вопроса... Какой вопрос вы бы ему задали?

Ответ: наверное, эта задача имеет много решений. Нам нравится такое: "Подскажите, пожалуйста, сами: что нам у вас спросить?"

БИОЛОГИЯ3

Задача. ИГЛОБРЮХ

Рыба иглобрюх обитает на небольших глуби­нах Индийского океана. Тело ее усеяно многочис­ленными шипами — видоизмененной чешуей. Обычно иглы прижаты к телу, чтобы не мешать передвижению. Но в момент опасности рыба рас­ставляет шипы в разные стороны. Как? Ведь мыш­цы иглобрюха для этого не приспособлены.

Ответ: при возникновении опасности иглоб­рюх устремляется к поверхности воды и, заглаты­вая воздух в кишечник, превращается в раздутый шар. Шипы при этом приподнимаются и торчат в разные стороны. Рыба держится у поверхности, вверх брюшком, причем часть тела выступает над водой. В таком положении иглобрюх защищен от хищников как снизу, так и сверху. Когда минует опасность, иглобрюх выпускает воздух и его тело принимает обычную форму.

Задача. ЛОВУШКА ДЛЯ ЩЕЛКУНОВ

Личинки жуков-щелкунов — злейшие враги растений. Ученые Эстонии предложили использо­вать ферромоны — концентраты запаха (половые привлекающие вещества). При испытаниях на полях оказалось, что одна ловушка, заряженная ферромоном, способна очистить от вредителя около 200 га посевов. Но что делать с жуками, попавшими в ловушку?

Ответ: ферромоном побрызгали на петуха с местной птицефабрики. Жуки стали ползти к петуху. Курам только это и надо.

Задача. ЛОШАДИНЫЙ ФЛИРТ

Лошадь отгоняет от себя насекомых — ко­маров, мошек... — своим хвостом. Но до головы ей хвостом не дотянуться. Как быть лошади?

Ответ: лошади становятся так. чтобы отго­нять своим хвостом мошек и от головы другой лошади. В коневодческой практике такие позы называют лошадиным флиртом.

ФИЗИКА

Задача. ДЫРКА В ТРУБКЕ

Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке. Если сверлить сверлом, трубка сплющится и отверстие получится не круглым. Если прожигать, трубка не сплющится, но отверстие получится неаккуратное — обгорелые края. Как быть?

Ответ: сделать трубку временно твердой, за­лив в нее воду и заморозив. Затем трубку, запол­ненную льдом, можно спокойно просверлить — получится аккуратное круглое отверстие."

Задача. ПУТЕШЕСТВИЕ ВДОЛЬ БУБЛИКА

Для эксперимента в немецком центре атомных исследований надо было перемещать вдоль оси внутри пустотелого стального "бублика" диаметром более 3 метров небольшой источник нейтронов. Предложите дешевую конструкцию, которая смогла бы выполнять это задание в течение нескольких суток.

Ответ: поразмыслив, физики использовали игрушечную железную дорогу с шириной колеи 45 мм. Локомотив с вагонами и двумя источниками нейтронов прокрутился в камере около 80 часов, набегав почти 100 км без единой поломки.

Задача. ОСНОВАНИЕ ПИРАМИД

Основание древних египетских пирамид — строго горизонтальная поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники, добиваться такой горизонтальности?

Ответ: поверхность воды всегда горизонталь­на. Египтяне заливали строи­тельную площадку водой. По мере уменьшения слоя воды из-под нее показыва­лись вершинки — неровно­сти, которые тут же срывали.

Задача. ЧЕМ НАДУТЬ КОРАБЛЬ?

Известен способ подъема затонувших кораб­лей путем закачивания воздуха вовнутрь трюма. Но он требует герметизации всех мелких щелей, что очень трудоемко выполнить под водой. Как использовать этот способ подъема, но обойтись без герметизации?

Ответ: нужно закачивать не газ, а быстро твердеющую пену или легкие шарики — что-то

Вроде ШарИКОВ ДЛЯ тенниса или пенопласт.

Конечно, понятие "шарики" условно - форма

роли не играет.

ЛИНГВИСТИКА

Задача. ФРАНЦУЗСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ XII—XIII века — время норманнского завоева­ния Англии. Широкое распространение получил французский язык. Писателям разрешалось поль­зоваться английским языком, но только в том слу­чае, если они обильно снабжали свою речь фран­цузскими словами. Но большое количество новых, порой незнакомых, французских слов приводило


к тому, что многие читатели часто не понимали, что имел в виду тот или иной автор. Как же посту­пить в такой ситуации английским писателям?

Ответ: в XII—XIII веках писатели, пользовавши­еся французским языком, не могли рассчитывать на полное понимание, если они не поясняли заим­ствованное слово синонимом исконно английского происхождения, например: safe (французское) and sound (английское) "цел и невредим". Многие такие пары сохранились в языке до сих пор. Например: with might and main изо всех сил,

really and trully действительно так,

proud and haughty —

гордый и надменный...'

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Задача. ПИГМАЛИОН В ТАНЦЕ В пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион" все действие построено на том, что профессор лин­гвистики Хиггинс учит простолюдинку Элизу гово­рить как аристократка. С этим связаны и сюжетные и образные элементы пьесы. В жанре фильма-балета сохраняются все специфические особенно­сти балетного искусства, в частности то, что в ба­лете нельзя говорить. Представьте себе, что вы хотите поставить фильм-балет по пьесе "Пигмали­он". Как поступить? На чем построить сюжет? Ведь Хиггинс лишается своего основного дела, которое лежит в основе всей пьесы. Что можно изменить в действиях Хиггинса и Элизы?

Ответ: в начале фильма простолюдинка Элиза перемещается по сцене весьма уродливо, носками ступней вовнутрь. В процессе обучения выправляется осанка и ножки становятся пра­вильно, как и положено в балете, — перед нами аристократка.2

ПРОЕКТ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Боксеру ставят удар, певцу — голос. Наша задача — научиться ставить сильное мышление. Поэтому мы большое внимание уделяем творческим, открытым задачам.

Как бы ни была велика картотека твор­ческих задач, накопленных педагогами-тризовцами (а это пять уже изданных задач­ников и два готовятся к изданию), для нужд образования их требуется больше.

И поэтому мы предлагаем читателям поучаствовать в проекте "Новые задачи". Присылайте свои задачи! Авторам самых интересных из них будет выслана подборка литературы по ТРИЗ-методикам.

ШПАРГАЛКА

ДЛЯУЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

Теперь вы хорошо представляете себе диапазон тем (от сказочных до социальных, научно-технических) и типов задач. А сейчас мы подскажем еще несколько мест, где во­дятся интересные задачки.

Классные задачи могут получиться из ФАКТОВ ОШИБОЧНЫХ ВЫВОДОВ И ПОИС­КОВ В НАУКЕ.

Задача. ОШИБКА БОЙЛЯ?

Роберт Бойль установил в одном из своих опытов, что при откачивании воздуха из сосуда с магнитом притяжение последнего уменьшается. Но любой современный физик скажет — не могло отсутствие или наличие воздуха изменить силу магнита. Как же Бойль полу­чил такой результат? Учтем, что он был серьезным экспе­риментатором и очевидных "ляпов" не допускал.3


Задача. В ПОИСКАХ ЭЛИКСИРА

Чего только не делало человечество в поисках вечной молодости! Среди предлагавшихся рецеп­тов были, например, такие: рог носорога, кровь гладиатора, бульон из мяса черепахи, ликер, сва­ренный на чистом золоте, мелко разжеванное мясо филина... В 1889 году Черльз Сигуард предложил омолаживание мужчин вытяжками из обезьяньих половых желез. На поиск бессмертия пускались величайшие умы человечества. Молодой Гете несколько лет своей жизни посвятил упорным поискам эликсира жизни.

Однако рядом с прославленными именами история называет шарлатанов и обманщиков, изу­веров и авантюристов. Тайну бессмертия пытались раскрыть пытками и жестокостями. Так, известны преступления Синей Бороды — маршала Бретани Жиль до Рэза. Этот изувер, живший в XV веке, охотно принимал в свой "хор" мальчиков, детей бедных родителей, великодушно обещая вывести их в люди и позаботиться об их будущем. Попадая в замок, дети незаметно исчезали.

Злодеяния Жиль де Рэза открылись неожидан­но его женой. Было назначено следствие, которое установило, что в замке маршала было умерщвле­но свыше 800 детей. Там же было найдено около 200 женских скелетов. На суде выяснилось, что эти бесчисленные садистские убийства были соверше­ны им в поисках "жизненного начала", заключенно­го в человеке. Он пытался извлечь это начало с тем, чтобы изготовить из него эликсир, дающий бессмертие. Даже в те времена эти изуверства всех потрясли. Убийцу судили, он был сожжен на площади Магдалины в Нанте.

Попробуйте обосновать бесплодность попыток нахождения эликсира бессмертия. Какими путями люди будут добиваться реаль­ного увеличения срока жизни? Нужно ли вообще человечеству заниматься этой проблемой? Обоснуйте свое мнение.*

А вот как получаются задачки из ФАКТОВ НЕУДАЧНЫХ РЕШЕНИЙ.

Задача. СТРАШНЕЙ ЛОПАТЫ ПУШКИ НЕТ

Весной 1940 года во время учений к наркому обороны С. К. Тимошенко обратился один из млад­ших командиров с предложением усовершенство­вать саперную лопату. Превратить ее в... миномет, оснастив вместо деревянной ручки полой трубой-стволом. Об идее доложили Й. В. Сталину, и делу был дан ход. Попробуйте найти аргументы за и против этого новшества. Как вы думаете — было ли оно принято на вооружение?

Ответ: раздбраться в сути предложения было поручено Н. М. Воронову — начальнику отделения артиллерии Красной Армии, ответственному за внедрение новых видов вооружения. Тот попытался было доказать, что в итоге получится ни то ни се. Но дело довели до огневых испытаний. Лишь когда высшие военные чины наглядно убедились, что крохотная 37-миллиметровая мина весьма слаба, о точности стрельбы можно лишь мечтать, а сама лопата стала небезопасна и неудобна в прямом своем назначении, "изобретению" был дан отбой.ь

В литературе, энциклопедических изданиях есть много фактов, на основе которых можно Подготовить ИССЛЕДОВА­ТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ.

Задача. МУРАВЬИНАЯ КУХНЯ

Муравей тащит огрызок листа. Куда? Зачем? Это муравьи-листорезы, живущие в Южной Аме­рике. Подземное их жилище охватывает десятки кубометров грунта — камеры, галереи, тоннели. Наиболее мощные муравьи "фуражиры" — вере­ницей лезут на дерево и обгрызают черенки лис­тьев. Зеленый листопад покрывает землю ковром. Эти листья разрезаются на кусочки муравьями-"закройщиками". Кусочки тут же подхватываются


"носильщиками". Как лодочки под парусами, спус­каются они друг за другом в тоннели подземного города. Работа настолько спорая, что за сутки дерево становится голым. Раньше думали: внизу, в подземелье, идет пир горой — тысячи муравьев пожирают зеленый салат. Все оказалось более сложным и интересным. Листья муравьи не едят! Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение муравьев.

Ответ: муравьи несут зелень в подземелье, чтобы там выращивать на ней грибы, которыми они и питаются.

Раз есть задания на выдвижение гипо­тез, то должны быть и ЗАДАНИЯ НА КРИТИ­ЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГИПОТЕЗ, j

Задача. БОЛЕЗНЬ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ Известный ученый предложил гипотезу: гени­альность связана с заболеванием остеохондрозом (подагрой). Основание для такого вывода — изу­чение биографий великих людей. Действительно, подагрой болели великий скульптор Микеланджело и великий скрипач Паганини, мы найдем жалобы на эту болезнь в воспоминаниях известнейших писа­телей и композиторов, художников и ученых... Попробуйте выдвинуть аргументы за и против гипотезы.

Задача. ЖИЗНЬ И ГОРОСКОП Однажды в газете "Аргументы и факты", № 4 за 1991 год, появилось письмо Аллы Ниловой из Магадана: "Прошу всех родившихся 3 июня в год Петуха и 24 мая в год Дракона написать мне. Так можно сравнить жизнь и гороскоп."

Какую гипотезу хочет проверить Алла Нилова? Сможет ли она таким образом выполнить свою цель? Какой аргумент выдвинут защитники горо­скопов, если на основании ответов граждан Алла станет утверждать о лживости гороскопов?

Мы будем рады увидеть в ваших письмах ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Задача. ИСКУССТВО ВЕЧНО Предложите новые виды искусства (например, недавно организован кукольный оперный театр...).


Или новые виды спортивных соревнований (напри­мер, кто дольше продержится на воде с 10-кило­граммовой гирей). Или новые виды музеев, кар­тинных галерей...

КАК УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ?

Проще простого! Печатаете на машинке или просто разборчиво пишете от руки свои задачи. Если нужно — простой рисунок. И от­правляете по адресу: А. А. Гину, а/я 65, Го­мель, Беларусь, 246012. На конверте помет­ка: "НОВЫЕ ЗАДАЧИ".

Не забудьте указать полностью свое имя и отчество. А после текста задачи укажите с точностью до страницы факт из литератур­ного источника, на основе которого вы скон­струировали задачу. Ну, а если задача, на­пример, возникла из вашего жизненного опыта — так и поясните.

Гарантируем сохранение вашего автор­ства. То есть при любых публикациях указы­вается фамилия автора задачи плюс высы­лается ему авторский экземпляр. Если два автора присылают одинаковые задачи, то авторство остается за тем, кто сделал это первым.

Подсказка: не ищите новых задач в по­пулярных журналах типа "Юный техник" — это уже наверняка сделали до вас. Не бери­те готовых задач из различных сборников.

УСПЕХОВ ВАМ!

В школе и вузе учащиеся сталкиваются в основном с "закрытыми" задачами, на про­изводстве и в быту — с "открытыми". Проти­воречие это наболело, и время его решения наступает. Очередной шаг за школой... Откроем клетку?


Приложение 3

С. Модестов, С. Палии

АНТИШКОЛА

Учитель учит учеников, ученики от века сопро­тивляются этому... Перед читателем — картотека приемов "антишколы". Читать их, может быть, неприятно, зато знать — необходимо.

Оговоримся сразу: перед авторами — школь­никами из кружка "Юный изобретатель" С. Ю. Мо-дестовым и С. В. Лалиным стояла задача собрать, а не изобретать новые приемы "антишколы". Поче­му не изобретать, надеемся, понятно. Более того, как говорит опыт работы педагогов со стажем, особенных новаций в области "антишколы" за последние 30 лет не наблюдалось...

Лучшее лекарство от "антишколы" каче­ственное обучение, нужное детям.

И. Л. Викентьев, руководитель кружка "Юный изобретатель"

1. ГДЕ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ ШПОРА

1.1. В классе: на потолочной балке, со сторо­ны, не видной преподавателю.

1.2. На мебели:

 

— написана на парте карандашом или фломас­тером;

— написана на спинке стула впереди сидящего или — для сидящих на первой парте — на щитке учительского стола.

1.3. На орудиях труда:

— в пенале (в калькуляторе — вместо инструк­ции, в чехле для очков);

— приклеена к оправе очков, если оправа до­статочно широкая;

— под часами;

— под листком с работой;

— под обложкой учебника, чтобы быстро открыть, или (если на экзамене) в брошюрке — перечне билетов;

— на торце тетради (учебника);

— закладка-линейка — мгновенно открыть в нужном месте учебник (тетрадь);

— небрежно написана на клочке бумаги, можно даже перечеркнуть, потом пользоваться этим лист­ком как черновиком;

— на тонкой бумаге наматывается на стержень шариковой ручки;

— написана на черной обложке учебника синей пастой, при определенном угле зрения паста бли-кует — написанное видно ученику, но не видно учителю;

— выцарапана на гранях пластмассовой ручки или линейки, если провести по такой надписи гряз­ной рукой, написанное станет видным;

— в/под портфелем, лежащим рядом, на парте или на свободном стуле;

— на столе — "рабочий беспорядок" — размес­тить шпоры среди бумажек, ручек и проч.;

— в виде выдранных страниц учебника или тетради;

— на другом языке, заведомо непонятном пре­подавателю (английский, эсперанто, стенография, в виде распечатки компьютерной программы и т. п.);

— написана на карандаше или ручке, можно иметь набор разноцветных ручек — по цвету на тему;

— в корпусе часов ( с перемоткой).
Варианты: в коробочке с перемоткой или про­
сто на двух ручках.

1.4. На одежде:

— на лацкане пиджака;

— для девочек — при мини-юбке — под про­зрачным чулком на ноге;

— под ботинком;

— на резинке — как рукавица у малышей — в случае опасности мгновенно прячется в рукав;


 

— за поясом (ремнем);

— в высоких сапогах или длинных носках; —- в носовом платке;

— в галстуке;

— в манжете рубашки или пиджака;

— на спине соседа, сидящего впереди.

1.5. Ученик:

— для мальчиков — под коленкой на стуле или между ног, тоже на стуле;

— написана на ладони;

— нагло открытый и лежащий посреди парты учебник (тетрадь). Бывает, что преподаватель его не замечает, отсекая в то же время все подозри­тельные движения вокруг;

— написана карандашом на ногтях;

— на коленке — прижимается к парте ногой в случае опасности;

— тетрадь на сдвинутых стульях между двумя учениками;

— пишется на небольшом листке, заклеивается прозрачной клейкой лентой и прячется во рту;

— прячется в бинты якобы порезанной или сломанной руки.

1.6. Учитель:

— использовать знания учителя при помощи косвенных вопросов типа: "Я не знаю, как правиль­но выразить свою мысль...";

— на спине учителя.

1.7. Остальное:

— написана на уличном асфальте перед окнами школы (института);

— на резиновом жгуте — в растянутом состоя­нии слова видны и их помещается больше, в сжа­том — не видны;

— "фоношпора" — записывается на кассету, прослушивается через плейер, наушник маскиру­ется волосами, провод — под цвет одежды;

— радиопередатчик (редко);

— ученик сидит около двери, за дверью его сообщник выслушивает номер билета или вопрос и диктует;

— положить учебник на пол и листать его ногой (ботинок можно снять);

— если нельзя посмотреть шпору в аудитории, отпроситься в туалет и смотреть там;

— все шпоры или задания взяты у параллель­ного класса, который эту работу уже написал.

Вариант, близкий к идеальному: вся работа написана заранее. Подсказки:

— солнечным зайчиком, используя азбуку Мор­зе или прямо показывая то, что надо при ответе по картам и таблицам;

— подсказывать на сурдоязыке ("по-немому") или используя иной, собственный вариант кодиро­вания;

— ответ крупно пишется на развороте тетради и в нужный момент демонстрируется отвечающему;

— подсказывать шепотом, сидя на первой парте;

— "Вызываю огонь на себя" — выйти к доске без разрешения со словами: "А мне кажется, что вот здесь..." и, неся чепуху, передать шпору.

Противодействия:

— самый общий и сильный контрход
учителя — стать неформальным лидером класса;

— внезапная работа или непредсказуемый опрос;

— следить за всеми движениями учеников (в т. ч. так называемое боковое зрение);

— просить все убрать с парты ("Тетради и учебники туда, ца чем сидим!");

— впускать в класс только без портфелей, на партах все заранее приготовлено — ручки, листки и пр.;

— внимательно следить за глазами, поскольку у размышляющего взгляд всегда отличается от того, который ждет момента, чтобы заглянуть

в шпору;

— разрешить пользоваться всеми источника­
ми, но изменить критерий оценки: знание предмета
в опросе после формального "чистописания".
(Вариативный пример: дать написать не форму­
лировку трех законов Ньютона, а задачи на эти
законы.)


2. КАК ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКИ, ИЛИ "ЧТОБ НЕ СПРОСИЛИ" 2.1. Не прийти (индивидуально или всем классом).

Противодействия:

- устраивается потемный зачет для каждого;

- если весь класс срывает урок — наказывают­ся только лучшие, это вселяет раскол.

2.2. Ныть хором или подойти до урока и попро­сить, чтобы не вызывали (с какой-то мотивацией). Противодействие:

— спросить другой материал или несколько
тем на выбор.

Если ученики злоупотребляют этим, то: "Если это не прекратится, будет письменная работа!" (как правило, письменных работ боятся больше всего).

2.3. Давить на психику преподавателя: "Да-а,
вот вы ему за то же "3" поставили, а мне пару!..
Почему?!"

Противодействия:

— хорошая память или все записывать;

— на работах с оценками ставить свою подпись;

— "Если не доволен — докажи, вот тебе новая работа".

2.4. "Я уже исправил пару, а вы мне забыли
в журнале исправить!".

Противодействия:

— хорошая память или все записывать;

— на работах с оценками ставить свою подпись;

— "Если не доволен — докажи, вот тебе новая работа".

2.5. Самому себе поставить оценку в журнал.
Противодействия:

— хорошая память или наличие у преподавате­
ля своего журнала (естественно, недоступного
ученику), где фиксируются все оценки.

Вариант: наличие у преподавателя ручки со строго определенным цветом чернил, который трудно подобрать.

2.6. Долго, много и уверенно говорить либо
тянуть паузы — "тройка" обеспечена.

Вариант: зная только одну тему, все время плавно переходить на нее. Противодействия:

— спросить конкретно вывод, формулу,
правило.

2.7. Расковырять нос до крови и некоторое
время отказываться от предложений типа: "Иди
умойся!", говоря: "Нет, нет! Я вам все отвечу!"

Вариант: жаловаться на сильную головную боль.

Противодействия:

— иметь при себе таблетки и перекись водо­рода (для носа);

— оставить долг по данной теме.

2.8. Все уроки прогуливать, но когда прихо­
дишь, готов ответить на 4—5.

Противодействия:

— устроить опрос/зачет по пропущенным
урокам.

2.9. Завести разговор о недавней ТВ-переда­
че, статье или другом предмете, явно интересном
преподавателю (тянуть время).

Противодействия:

— "Если вам так интересно, поговорим об этом, а урок проведем седьмым";

— если ответы хорошие, то можно и погово­рить, только в конце урока.

2.10. "Подставить" себя под оценку (вопрос),
т. е. хулиганить в то время, когда могут спросить
тот материал, который точно ответишь.

Вариант: читать на уроке книгу, чтобы препо­даватель заметил это, отобрал книгу и... дал по ней доклад.

Противодействия:

— книгу отобрать, но доклад дать по более
трудной теме.

2.11. Перед уроком поставить в журнале
напротив своей фамилии "Н" (нет) или

"Б" (болен).

Противодействия: см. п. 2.5.


 

2.12. Во время переклички спрятаться под партой.

2.13. Если преподаватель новый — отвечать знающему ученику под другой фамилией (того, кого надо).

2.14. Промоделировать звонок с урока (напри­мер, будильником). По звонку все дружно вскакива­ют и выбегают из класса...

Вариант: если у преподавателя есть большие часы, по которым он смотрит время, то незаметно для него перевести их.

Противодействия:

— закрыть дверь на ключ, чтобы никто не смог
уйти без разрешения преподавателя.

3. ПРОГУЛ УРОКА

3.1. Запихнуть в замочную скважину монету,
фольгу, грифель и т. п.

Противодействия:

— иметь при себе пилки (от лобзика), чтобы вытаскивать мусор;

— дать классу самому починить дверь;

— поставить такой замок, чтобы в него ничего нельзя было засунуть.

3.2. Объяснение: "Мне показалось, что я оста­
вил дома невыключенный чайник".

Варианты: застрял в лифте; не пускали в школу и пр.

Противодействия:

— спросить пропущенный материал потом.

3.3. Если преподаватель не терпит опозданий,
опоздать так, чтоб выгнали, потом оправдываться:
"Да я же пришел, а вы меня сами выгнали!.."

Противодействия:

— дать лишнюю работу, индивидуальное д/з
(вместо того, чтобы выгнать).

3.4. Нянечка (администрация) не "пущает" в
школу без сменной обуви (которой специально нет).

Противодействия:

— спросить пропущенный материал;

— хранить сменную обувь в школе.

3.5. Сачковать под видом поручения — дей­
ствительного, но требующего малых временных
затрат, или мнимого.

Варианты: другой преподаватель послал домой за дневником, тетрадью; сообщник говорит, придя на урок, что вызывает, например, завуч.

Противодействия:

— спросить записку от того, кто посылает.

3.6. Создание имиджа, например, обществен­ника, хорошей репутации. Можно гулять без особых объяснений — поверят, что "было надо".

3.7. Написать самому себе справку (печать копируется вареным яйцом).

Противодействия:

— осведомиться в том учреждении, откуда
справка.

Примечание: при желании подделанную справку можно отличить от настоящей.

3.8. Испортить освещение (лампа накаливания
— подвывернуть пробки; лампа дневного света —
вывернуть стартер; послюнявить бумажку и под­
ложить под контакт: пока бумажка мокрая — свет
горит, высохнет — гаснет).

3.9. Спрятать сумку и весь урок ее искать.
Противодействия:

— преподавателю иметь при себе вещи, нуж­
ные для урока: учебник, листки, ручку.

3.10. Спрятать мел, а затем — бурная, но неудачная деятельность по его розыску.

3.11. "У нас одни на двоих ключи с братом, а он сегодня прилетает из Москвы".

Противодействия:

— спросить пропущенный материал потом.

4. КАК ДОВЕСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ИЛИ СОРВАТЬ УРОК

— Хамить или пародировать преподавателя (нарочно картавить, например);

— весь класс молчит весь урок и никак не реагирует на преподавателя;

— включать магнитофон в разных концах класса;

— кидаться какой-нибудь гадостью (например, презервативом);


—вешать на преподавателя сзади нитки, записки типа :"Ищу жену (мужа)", "Куплю пятерку за трояк", "Дурак" и т. п.;

—кнопку под стул или капсюль под его ножку;

—ведро с мусором или швабру к двери;

—крики перед заходом в кабинет: "Кто вошел, тот дурак!", "Кто вошел шестым — шестак!" и пр.

Косвенное доведение преподавателя:

—воздействовать на слабый пол, он будет пищать и раздражать преподавателя;

—плеваться рисом, пшеном, жеваной бумагой, стрелять из небольших рогаток;

—исписать доску ругательствами, оскорбле­ниями;

—натереть доску чем-нибудь вонючим, напри­мер чесноком;

—натереть доску и/или журнал парафином;

—доводить преподавателя звуком капающей воды — для этого булавкой, воткнутой в колпачок ручки, легонько постукивать по краю парты;

—высадить окно;

—испачкать мелом стул преподавателя;

—рассказать соседу очень смешной анекдот во время очень серьезной темы;

—натянуть леску в дверном проеме класса;

—постоянно отвечать не по существу или за­давать глупые вопросы типа: "А почему дерево — неодушевленный предмет, оно же дышит!..";

—заранее расплющить монету под трамваем или электричкой, подложить до урока под стул пол­ной преподавательнице, в разгар урока спросить: "Марь Иванна! Я на стуле под вами монетку забыл, можно взять?" Она встает и...

Химические средства доведения препода­вателей:

—нагретый аспирин (сильно воняет);

—целлулоид в обертке из бумаги поджечь и потушить ("дымовуха");

—аммиачный йод или йодистый азот рассы­пать по полу класса (можно по столу и на стулья)— высохнув, взрывается от прикосновения. Но это опасно;

— подожженная сера (горит невидимо,
воняет жутко);


 

—гидропирит+анальгин: растереть в поро­шок по отдельности, смешать, нагреть — получится едкий дым. (Таблетка гидропирита есть в кислом фиксаже);

—намазать стул серной кислотой. Севший на него преподаватель через некоторое время полу­чает штаны "Бандитская пуля" — либо много дырок (если стул был только побрызган серной кислотой), либо полностью истлевшая в пыль седалищная поверхность. Время — несколько десятков минут.

Примечание: все это можно подкладывать в журнал, в углы класса и под стол преподавателю.

Средства, требующие специальной под­готовки:

—включать генератор ультразвука;

—запустить в класс животное (крысу, голубя, собаку и т. п.);

5. КРИМИНАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

— Порезав самому себе лицо и руки, сказать,
что "напали какие-то большие дяди и затащили

в подвал". Школа гарантированно закрывается на несколько дней, пока выяснится, что никаких "дя­дей" не было.

—Позвонить в милицию или директору и ска­зать, что бомба взорвется в школе в N часов.

—В одном мединституте был преподаватель, любивший поздороваться за руку с трупами в ана­томичке. Студенты решили над ним подшутить: один парень разделся и лег под простыню. Когда преподаватель в очередной раз делал "обход столов" и очередь дошла до студента, тот обеими руками крепко пожал протянутую руку. Преподава­теля хватил удар.

—В другом мединституте парень "вылетал", и уже ничто ему не могло помочь. Он решил в по­следний раз подшутить над сотрудниками. Раздел­ся и лег в анатомичке на стол, рядом с тем трупом, который должны были вот-вот резать. Приходит ас­систент, начинает резать труп, тут парень отшвыр­нул простыню, вскочил и заорал: "Ребята! Наших режут!". Ассистент поседел за пять секунд.

Вы только что прочитали картотеку приемов антишколы. Повторим: все эти приемы — из жизни. Картотека, безусловно, далека до завершения...


Авторы выражают благодарность за помощь в собирании картотеки коллегам: И. Л. Викснтьеву (С.-Петербург), М. С. Гафитулину и его ученикам (Жуковский), А. А. Гину (Гомель), В. И. Ефремову (Пенза), И. Ковалеву (Минск), А. В. Копыловой (Рыбинск), А. Лебедько (С.-Петербург), А. В. Лобацсвичу (С.-Петербург), А. Л. Любо-мирскому (С.-Петербург), О. А. и Г. С. Моисеевым (С.-Петербург), Ю. С. Мурашков-скому и его ученикам (Елгава), В. И. Макаревичу (Даугавпилс), А. А. Нестерснко (Петрозаводск), Д. Ю. Соболеву (С.-Петербург), А. Б. и Г. Б. Соколовым (С.-Петер­бург), С. В. Сычеву (Ростов-на-Дону), Т. В. Тулупьевой (С.-Петербург), Р. С. Фло-реску (Бельцы), А. В. Чистову (Москва).


Приложение 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.